Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках в средней школе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ НА УРОКАХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В данной статье приводятся доводы значимости внедрения информационно компьютерных технологий на уроках в средней школе. Рассмотрены типы компьютерных средств, используемые на уроках, приведены примеры организации разных этапов урока с использованием ИКТ.
Ключевые слова
Школа, урок, ИКТ, презентация, видео урок, тесты, карточки, кроссворды, буклет, открытка, брошюра, сообщение, программы, проект, портфолио, интернет-ресурсы.
Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках в средней школе
Основой образования XXI века является воспитание ответственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, которая умеет критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, использовать приобретенные знания и умения для творческого решения проблем, стремится изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.
К большому сожалению, учебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе направлен в основном на формирование интеллекта как такового, что составляет определенную сумму знаний. Это не способствует саморазвитию личности, личностному становлению индивида. Учебно-воспитательный процесс осуществляется без конкретного адресата, не учитываются изменения, происходящие в развитии современного школьника. Сегодня всем известный факт, что ученик нашей страны более образованный, чем его американский ровесник, но практически не готов к жизни в меняющемся мире.
Современная школа должна помочь ученикам чувствовать себя уверенными на рынке труда, уметь адаптироваться к социальным изменениям и кризисов в обществе, быть психологически устойчивыми, развивать способность к самоорганизации.
В современном мире, пожалуй, нет отрасли, где бы ни использовались информационно компьютерные технологии. Вначале XXI в. в социальной жизни произошли значительные изменения, которые способствовали формированию нового типа общества - информационного. Основными характеристиками этого общества являются:
- увеличение роли информации и знаний в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества;
- рост объема информационно-коммуникационных продуктов;
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым ресурсам; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Поэтому в современном информационном обществе очень важно, начиная со школьного возраста, научить учащихся применять ИКТ для овладения знаниями и их практической реализации, уметь приобретать, критически осмысливать и использовать информацию. Новые информационные технологии - это неотъемлемая часть нашей жизни.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
По данным исследований, в памяти человека остается:
25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Это является ещё одним из доводов для использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
- сделать урок более интересным, наглядным;
- дифференцировать процесс обучения;
- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- привлечь большое количество дидактического материала;
- повысить объём выполняемой работы на уроке;
- визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;
- представлять в удобном для изучения масштабе времени различные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;
- осуществлять контроль, самоконтроль.
Типы компьютерных средств используемых на уроках:
- Презентации
- Электронные энциклопедии
- Дидактические материалы
- Системы виртуального эксперимента
- Программные системы контроля знаний
- Электронные учебники и учебные курсы
- Обучающие игры и развивающие программы
- Видео-уроки
- Программы-тренажеры
Использование ИКТ для:
- Объявления темы
- Мотивация изучения темы
- Как сопровождение объяснения учителя
- Как информационно-обучающее пособие
- Для контроля знаний
- Проверки усвоения содержания
Пример организации проверки выполнения домашнего задания
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
Мультимедиа технологии:
- презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
- презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
- презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
Раздаточный материал:
- тесты (Excel) (Word);
- карточки (Word);
- кроссворды (Excel);
- самостоятельные работы (Word);
- контрольные работы (Word).
Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
мультимедиа технологии:
- презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
- видеофрагменты фильмов;
- презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
- слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
- изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
- коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
- видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker).
Компьютерные технологии:
- диаграммы (Excel);
- схемы (Excel);
- таблицы (Word) .
Пример организации закрепления и систематизации знаний
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы:
- мультимедиа технологии:
- презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).
- мобильный класс:
- работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
- выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
- интернет-ресуры:
- для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии
мультимедиа технологии:
- презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
- презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях.
Компьютерные технологии:
- стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher);
- буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
- брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word);
- плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
- открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
- анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
- выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
- оформление портфолио проекта (Word);
- создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.
Пример использования сети Интернет на уроках:
Возможности использования сети Интернет на уроках заключаются в следующем:
Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме:
- изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
- использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке.
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
- написание рефератов,
- сбор материала по теме,
- иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.