Формирование навыков функциональной грамотности на уроках математики в основной школе
Формирование навыков функциональной грамотности на уроках математики в основной школе.
«Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, … Ребенок … должен
обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, …;
способностью строить социальные отношения …; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих
оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию …».
Наталья Фёдоровна Виноградова
С появлением новых технологий изменился как мир вокруг нас, так и сам человек. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. В связи с этим появилось понятие «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные направления функциональной грамотности:
математическая грамотность
читательская грамотность
естественнонаучная грамотность
глобальные компетенции
финансовая грамотность
креативное мышление
Математика касается всех сфер нашей жизни, как частной, так и в масштабе государства. Как говорил немецкий математик Карл Фридрих Гаусс: «В науке и жизни без математики – никуда». Нам давно известно, что математические знания применяются не только на уроках математики, но и многих других: физике, химии, биологии, технологии, информатики, астрономии... Исходя из этого, сегодня рассмотрим применение знаний математики во всех направлениях функциональной грамотности.
Математическая грамотность.
Начнем, естественно, с математической грамотности. Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке. В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
Формирование математической грамотности на уроках невозможно без правильной и четкой математической речи. Для развития и формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа, решение задач такого вида: устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы обнаружить незнакомое число в выражении … +3 = 9, что нужно сделать?»; на вопрос педагога Максим ответил так: «При прибавлении к цифре 6 числа 3 будет 9». Какие ошибки допустил Максим?
Также актуально решение задач практической направленности, это не только хорошая подготовка к ОГЭ, но и решение житейских ситуаций, так необходимых детям в дальнейшей жизни и значимости математики, как предмета.
Вот некоторые примеры практических задач:
Сколько килограммовых банок краски нужно приобрести для покраски пола в комнате, длина которой 6 метров, а ширина 4 метра, если на 1 м²
расходуется 230 грамм краски?
2. Футболка летом стоила 1350 рублей, на осенней распродаже она стала дешевле на 25 %. Какова цена футболки осенью?
3. Семья из четырех человек (двое взрослых и двое детей) отправляется в выходные на базу отдыха. На базу можно добраться на своей машине или
поездом. Билет на поезд стоит 732 рубля на взрослого, на ребенка вдвое дешевле. Расстояние по шоссе до базы 400 км, на каждые 100 км расходуется
7 литров бензина ценой 53 рубля. Какой маршрут выгоднее и на сколько?
4. Представление в цирке начинается в 16 часов. Городской автобус – маршрутка без пересадки, отправляется от остановки каждые полчаса, до цирка
маршрутка идет 35 минут. Расписание рейсовых автобусов через наш населенный пункт: 12.50; 13.40; 14.45; 15.35. Время движения от нашего
населенного пункта до остановки городского транспорта 45 минут. На каком рейсовом автобусе надо выехать, чтобы успеть на представление?
Задачи составлены учащимися во время проведения недели математики.
Читательская грамотность.
Математика неразделимо связана со смысловым чтением. Учащимся всегда говорю, что 50% успеха зависит от правильно прочитанного и понятого задания. Ни один урок математики не обходится без читательской грамотности.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, участвовать в социальной жизни.
Приведем примеры приемов работы на уроке:
Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём " Составление краткой записи задачи" формирует умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, и вести обсуждение в группах.
Приём «Инсёрт» можно использовать на уроках при работе с текстом. Во время чтения текста учащиеся отмечают галочкой то, что знают, знаком «+» - новое, знаком «?»- непонятное. Затем обмениваются полученной информацией с соседом по парте и делается совместный вывод. Этот прием развивает критическое мышление через чтение, учит детей диалогу, культуре общения.
«Кластер» - это графическая организация материала, когда в центре записывается ключевое понятие, а от него рисуем стрелки, соединяющие это
слово с другими. Например, обобщение и вывод при изучении нового понятия. При этом материал по теме систематизирован, представлен наглядно и лучше усваивается детьми.
" Верные или неверные утверждения" - этот прием используется после ознакомления с основной информацией по данной теме. Далее учитель просит детей оценить достоверность утверждений, используя полученную информацию на уроке.
Например :
тупой угол- это угол, который нарисован тупым карандашом;
угол - это геометрическая фигура;
углы бывают остроумные и тупые;
бывает угол прямой;
угол может быть тощим;
острый угол - это угол, который меньше прямого.
Естественнонаучная грамотность
На уроках естественнонаучной направленности без математических знаний просто не обойтись.
Естественнонаучная грамотность- это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями; способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы,
делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.
Рассмотрим примеры математических задач естественнонаучной направленности:
Прочитайте текст и выполните задание.
Зная поверхностную плотность и состав ткани, можно выбрать в магазине подходящий материал для пошива того или иного изделия. Наиболее грамотный ценник, который может помочь в выборе пошивочного материала, представлен на фото ниже. На нём указана исчерпывающая информация о плотности ткани. Принимая во внимание информацию, отображенную на фото ценника, рассчитайте длину ткани в рулоне, если масса этого рулона равна 10 кг. Результат округлите до десятых.
Какой груз может вывезти лошадь? В среднем сильная лошадь весом 700 кг может везти до 3,5 т груза, т.е. в 5 раз большее собственного веса. Сила лошади не идёт ни в какое сравнение с тягловой силой насекомых. Маленькое насекомое жужелица весит лишь 6 г., но может перетащить груз весом 1080 г. Во сколько раз тягловая сила жужелицы больше тягловой силы лошади? Но самый трудолюбивый это конечно муравей. Он может тащить груз в 1400раз больше своего. Узнайте средний вес муравья и найдите массу груза, который он может поднять.
Глобальные компетенции
Глобальные компетенции- это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков, это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Математическая задача с глобальными проблемами:
Из плохо закрытого крана капает за каждые 2 секунды одна капля воды.
а) Сколько капель вытечет из крана за 1 час? за сутки?
б) Найдите массу воды, которая вытечет за сутки, если 100 капель весят 7 грамм.
в) Какой вывод вы можете сделать из полученного результата? Чтобы вы ещё хотели узнать, используя данные задачи?
Виды таких задач не только развивают математические способности, но и приучают детей быть бережными к окружающему нас миру, мыслить глобально.
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.
Примеры задач, формирующих финансовую грамотность:
Наша семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают, бабушка на пенсии, старший брат учится в университете. Я пока ученик 5 класса. Наш
семейный доход состоит из заработной платы родителей, пенсии бабушки и стипендии брата. Зарплата папы равна 36000 рублей, а мамина зарплата составляет 4/5 папиной. Пенсия бабушки 14500 рублей, а стипендия брата равна половине пенсии бабушки. Чему равен доход семьи?
В семье Колосовых четыре дочери - школьницы. Мама планирует купить на распродаже школьные платья дочерям. В магазине «Алёнушка» проводится акция: «Каждому, купившему два платья по цене 2875 рублей, третье платье - в подарок!». В магазине «Ивушка» предлагают платья по акции: «Каждому, купившему одно платье за 2546 рублей, второе - за полцены!». В каком магазине выгоднее сделать покупку? Насколько будет отличаться сумма покупки в этих двух магазинах?
Работу с задачами, подобного типа, можно проводить на занятиях внеурочной деятельности, учащиеся более заинтересованы в работе, когда
задачи составляются ими лично (по образцу), исходя из личных данных.
Креативное мышление
Креативное мышление - это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод,
устройство, художественный объект или форму.
Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах
деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
Решение логических и творческих задач формирует креативное мышление:
1. Петя дал младшему брату половину запаса яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети?
2. В квартирах №1,2,3 жили три котёнка: белый, черный, рыжий. В квартирах №1 и №2 не жил черный котенок. Белый котенок жил не в квартире
№1 . В какой квартире жил каждый котенок?
На запасном пути стоят 7 пассажирских вагонов и 20 товарных вагонов общей длиной 217 метров. Пассажирский вагон на 4 метра длиннее
товарного. Определи длину того и другого вагона.
Три школьника купили карандаши. Один отдал за эту покупку 21 рубль, другой 18 рублей, а третий 15 рублей. Первый школьник получил на два карандаша больше, чем третий. Сколько карандашей купил каждый школьник?
Составьте узор паркета из правильных многоугольников.
Один из любителей стиля хай-тек в интерьере решил приобрести мебель треугольной формы. Чтобы вы посоветовали в расстановке и приобретении мебели для комнаты прямоугольной формы 6 м х10 м?
Для формирования функциональной грамотности на уроках математики необходимо применять эффективные педагогические практики:
приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;
создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смысл
этой деятельности; учение в общении, или учебное сотрудничество, задание на работу в парах и малых группах; поисковая активность-задания
поискового характера, учебные исследования, проекты; интеграция знаний: общие методологические подходы, выявление связей, аналогий;
оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
В работе показаны только некоторые виды заданий и виды деятельности, применяемые на уроках. Чтобы заинтересовать детей и развивать
математическую речь, коммуникативность, учащимся даются творческие задания, для выполнения которых им требуется применить собственный
опыт и знания, тем самым повышая математическую функциональную грамотность.
Каждый из нас имеет огромный потенциал в воплощении идей, желаю творческих успехов!