12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абрамец Сергей Владимирович379
Россия, Амурская обл., Белогорск
0

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по профессии 23.01.09 Машинист локомотива по общепрофессиональной учебной дисциплине Автоматические тормоза

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»













Методические рекомендации по выполнению

внеаудиторной самостоятельной работы

для студентов по профессии

23.01.09 Машинист локомотива

по общепрофессиональной учебной

дисциплине Автоматические тормоза



















город Белогорск

2019

Лист согласований методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов

по профессии 23.01.09 Машинист локомотива

по общепрофессиональной учебной дисциплине

Автоматические тормоза


УТВЕРЖДАЮ


Директор

ГПОАУ АМФЦПК


приказ №____


«__»____20___г.





_________ И.О. Кулыгина

(подпись)


РАССМОТРЕНО


на заседании методической комиссии мастеров производственного обучения и преподавателей профессионального цикла






протокол №____


«__»____20___г.




_______ О.А. Чуприна

(подпись)


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по учебно-производственной работе


Н.И. Михайлова


_________

(подпись)


Заместитель директора

по учебно-методической работе




А.Н. Плешивых




_________

(подпись)














Методические рекомендации являются частью учебно-методического комплекта по профессии 23.01.09. Машинист локомотива.

Представлены тематика и рекомендуемые источники, практические рекомендации по созданию презентации, рефератов, докладов, опорных конспектов, требования к оформлению, критерии оценивания.

Методические рекомендации могут быть использованы при освоении

дисциплины ВЧ.ОПО. П02 «Автоматические тормоза» входит в вариативную часть циклов основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии.

Цель внеаудиторной самостоятельной работы - является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы.















Содержание


Перечень внеаудиторной самостоятельной работы

Содержание разделов и тем

Рекомендации по выполнению:

-презентации;

-рефератов;

- докладов;

-опорных конспектов































Перечень внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование разделов, тем УД

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Количество

часов на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР)

Раздел 1.

Назначение и устройство тормозного оборудования



Тема 1.1. Общие сведения о тормозах

Работа с опорными

конспектами

7 часов

Тема 1.2. Классификация тормозов

Подготовка презентации

Работа с опорными конспектами

Подготовка доклада

5 часов

Тема 1.3. Приборы питания тормозной сети

Подготовка презентации

Подготовка реферата

Подготовка доклада

Работа с опорными конспектами

10 часов

Тема 1.4. Приборы управления тормозами

Подготовка презентации

Подготовка реферата

Подготовка доклада


9 часов

Тема 1.5. Приборы торможения

Подготовка презентации

Подготовка доклада

Подготовка реферата

Работа с опорными конспектами


16 часов

Тема 1.6. Особенности управления тормозами в зимний период


Подготовка реферата

Подготовка доклада

Подготовка презентации


3 часа

Тема1.7.

Воздухопроводы и арматура тормоза

Подготовка презентации

Подготовка реферата


3 часа

Тема 1.8. Механическая часть тормоза

Подготовка презентации

2 часа

Раздел 2.

Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ- ВНИИЖТ/277















Тема 2.1. Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ – ЦВ- ВНИИЖТ/227

Подготовка реферата

2 часа


































Содержание разделов и тем


Раздел 1.

Назначение и устройство тормозного оборудования (71 час)



Тема 1.1. Общие сведения о тормозах (16 час)

Содержание темы. Общие сведения о тормозах. Основные принципы действия пневматических тормозов. Значение тормозов в обеспеченности движения поездов. Понятие о тормозном пути. Коэффициент трения, величина нажатия тормозных колодок на колёсную пару. Темп и величины их разрядки. Виды торможения. Воздушная волна. Получение сжатого воздуха. Схема тормозного оборудования электровоза. Схема тормозного оборудования тепловоза, поезда. Схема тормозного оборудования грузового, пассажирского вагона.

Самостоятельная работа (7 часов).

Вид: работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по темам:

«Составить схему тормозного оборудования электровоза». «Составить схему тормозного оборудования тепловоза», «Составить схему тормозного оборудования пассажирского вагона», «Составить схему грузового вагона», «Виды торможения», «Характеристика отпускной волны», «Получение сжатого воздуха».

Рекомендуемая литература:

Афонин Г.С. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский цент «Академия», 2015. -300с.

Иноземцев В.Г. Тормоза железнодорожного подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. –М.: 2014. – 207с.

Удальцов А.Б., Крылов В.В. Тормоза подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2015 -84с.

Электронные ресурсы:

1.Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru /

2.Российская газета - http// www.rg.ru /

3.Rail.uzdk.ru ›…razmewenie…oborudovaniya…podvizhnom…

4. Вагонник.рф›2016/04/blog- post_18.html

5. Instructeur.ru ›…oborudovaniya-naznachenie…princip…

Форма отчёта: зачёт по темам опорного конспекта


Тема 1.2. Классификация тормозов (9 часов)

Содержание темы. Классификация тормозов. Автоматические и неавтоматические тормоза. Неистощимые и истощимые тормоза. Процессы автоматических тормозов. Группы приборов тормозного оборудования.

Самостоятельная работа (5 часов).

Вид: подготовка презентации по темам: «Классификация тормозов». «Группы приборов тормозного оборудования».

Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту. «Классификация тормозов». «Группы приборов тормозного оборудования».

Подготовка доклада по теме: «Процессы автоматических тормозов».

Рекомендуемая литература:

Крылов В.И., Клыков Е.В., Ясенцев В.Ф., – Тормоза подвижного состава: М.: Издательский центр «Транспорт», 2014. -271с.

Удальцов А.Б., Крылов В.В., Барщенков Н.К., Кондратьев Н.В., .- Тормоза подвижного состава. Иллюстрированное пособие. М.: ИПЦ «Желдориздат», 2014.-84с.

Пархомов В.Т. Устройство и эксплуатация тормозов. –М.: Желдориздат, Трансинфо, 2014.-788с.


Электронные ресурсы:

1.Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru /

2.Российская газета - http// www.rg.ru

3.Тормозноеоборудование локомотива pomogala.ru ›2tormoza/tormoza..

4.Vagonnik.blogspot.ru ›2014/01/blog-post_7724.html

5.Rail.uzdk.ru ›…razmewenie…oborudovaniya…podvizhnom…

Форма отчёта: презентация, доклад, зачёт по темам опорного конспекта

Тема 1.3. Приборы питания тормозной сети (19 часов)

Содержание темы. Компрессоры. Виды Устройство. Компрессор КТ-6. Устройство. Неисправности. Фильтр компрессора. Маслоотделители компрессора. Предохранительный клапан компрессора. Главные резервуары. Виды ГР. Строение ГР. Т/О главных резервуаров. Регуляторы давления. Назначение. Виды. АК -11Б. 3РД. Обратные клапана. Правила проверки и регулировки тормозного оборудования. Вагоны, с какими неисправностями запрещается ставить в поезд.

Самостоятельная работа (10 часов).

Вид: подготовка презентации на темы: «Виды компрессоров». «Главные резервуары». «Регуляторы давления». «Обратные клапана»

Подготовка реферата по теме: «Виды освидетельствования ГР».

Подготовка доклада по теме: «Неисправности компрессора в работе».

Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по темам: «Компрессоры». «Главные резервуары». «Регуляторы давления». «Обратные клапана».

Рекомендуемая литература:

Афонин. Г.Ф., Барщенков В.Н.,Кондратьев Н.В.,- Автоматические тормоза подвижного состава: учебник для среднего. проф. образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2015. -354с.

Богданович В.Б., А.К. Второв А.К., -Пособие по обслуживанию тормозов вагонов: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Транспорт», 2014. -145с.

Крылов В.И., Крылов В.В,, - Автоматические тормоза подвижного состава: учебник для работников локомотивного транспорта.- М.: Издательский центр «Транспорт», 2014. -250с.

Электронные ресурсы:

1.Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru /

2.Российская газета - http// www.rg.ru /

3. wirpx.com ›files/transport/rail/brakes/

4.gogaforever.narod.ru ›READY/Data/15-8.htm

5.nstruccion.ru ›…the-technical-condition…equipment…

6.instructeur.ru ›…oborudovaniya-naznachenie…princip…

7.do.gendocs.ru ›docs/index-57267.html…

8.studwork.org ›order/717060

Форма отчёта: презентация, доклад, зачёт по темам опорного конспекта


Тема 1.4. Приборы управления тормозами (25 часов)

Содержание темы. Краны машиниста. Назначение. Виды. Кран машиниста № 394. Назначение. Строение. Кран машиниста № 395. Назначение. Строение. Работа крана № 394 в разных положениях ручки.

Неисправности крана машиниста в работе. КВТ № 254. Назначение. Устройство. Схема действия крана вспомогательного тормоза № 254 в разных положениях ручки. Работа крана КВТ № 254. Неисправности КВТ № 254. Блокировка тормозов БТ №367М. Назначение. Строение. Проверка проходимости сжатого воздуха через блокировку. Кран двойной тяги.

Кран комбинированный № 114.

Самостоятельная работа (9 часов).

Вид: подготовка презентации по темам: Кран машиниста № 394. «Кран вспомогательного тормоза № 254».

Подготовка реферата по темам: «Положения ручки КМ № 394». «Положения ручки КВТ № 254 в разных положениях». «Уход за приборами в пути следования».

Подготовка доклада по темам: «Кран № 114». «Блокировка тормозов № 367М». «Ремонт КМ № 394 в пути следования». «Смена кабины управления локомотива».

Рекомендуемая литература:

Афонин Г.С. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования Издательский цент «Академия», 2014. -300с.

Иноземцев В.Г. Тормоза железнодорожного подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. –М.: 2014. – 207с.

Удальцов А.Б., Крылов В.В. Тормоза подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2014. -84с.

Богданович В.Б.,Второв А.К., Пособие по обслуживанию тормозов вагонов: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Транспорт», 2015. -145с.

Электронные ресурсы:

1.Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru /

2.Российская газета - http// www.rg.ru /

3.Тормозноеоборудованиелокомотива pomogala.ru ›2tormoza/tormoza_3.html

4.Vagonnik.blogspot.ru›2014/01/blog-post_7724.html

5.Rail.uzdk.ru›…razmewenieoborudovaniyapodvizhnom

6.Studopedia.ru ›1…tormoznoe-oborudovanie-vidi…i…

Форма отчёта: презентация, реферат, доклад.


Тема 1.5. Приборы торможения (22 часа)

Содержание темы. Воздухораспределители. Назначение. Виды. ВР № 483. Свойства. Устройство. ВР № 292. Свойства. Устройство. ВР № 305. Устройство. Режимы переключения ВР № 483.Режимы переключения ВР № 292. Порядок включения и размещения тормозов в поезде. Запасной резервуар. Назначение. Виды. ЗР. Строение. ЗР. Виды освидетельствования. Тормозной цилиндр. Назначение. Виды. Строение ТЦ. Нормы выхода штока для единиц П/С. Авторежим № 265А.

Самостоятельная работа (16 часов).

Вид: подготовка презентации по темам: «Воздухораспределители грузового типа». «Воздухораспределители пассажирского типа». «Запасной воздушный резервуар». «Виды тормозных цилиндров». «Строение ТЦ».

Подготовка доклада по темам: «Неисправности воздухораспределителя». «Свойства ВР». «Смена кабины управления». «Виды освидетельствования ЗР». «Полное Т/О запасного резервуара». «Частичное Т/О запасного резервуара».

Подготовка реферата по теме: «Положение режимов ВР № 483».

Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по темам: «Устройство ВР № 483». «Устройство ВР № «292». «Устройство Запасного резервуара». «Устройство Тормозных цилиндров».

Рекомендуемая литература:

Афонин Г.С. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский цент «Академия», 2014. -300с.

Богданович В.Б., Второв А.К., Пособие по обслуживанию тормозов вагонов: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Транспорт», 2015. -145с.

Иноземцев В.Г. Тормоза железнодорожного подвижного состава: учебник

для нач. проф. образования. –М.: 2014. – 207с.

Удальцов А.Б., Крылов В.В. Тормоза подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2014. -84с

Электронные ресурсы:

1.Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru /

2.Российская газета - http// www.rg.ru /

3. Pandia.ru ›text/77/357/77285.php

4.1520mm.ru ›locomotives/pte3.phtml

5.yo31.ru ›railway…706…i-tormoznoe-oborudovanie.html

6.udrso.ru ›site…obuchenie…tormoznoe-oborudovanie.pdf

7.lawru.info ›dok/1971/03/24/n1189258.htm

8. вагонник.рф›2016/04/blog- post_18.html

Форма отчёта: презентация, доклад, реферат, зачёт по темам опорного конспекта


Тема 1.6. Особенности управления тормозами в зимний период (5часов)

Содержание темы. Предупреждения замерзания тормозного оборудования в зимний период. Наиболее уязвимые места в зимний период. Порядок отогревания замёрших мест тормозного оборудования.

Самостоятельная работа (3 часа).

Вид: подготовка реферата по теме: «Обнаружение мест замерзания тормозного оборудования».

Подготовка доклада по теме: «Правила отогревания замерших мест тормозного оборудования».

Подготовка презентации по теме: «Места возможного замерзания тормозного оборудования».

Рекомендуемая литература:

Афонин Г.С. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский цент «Академия», 2014. -300с.

Крылов В.И., Крылов В.В., Ефремов В.Н., Демушкин П.Т., - Тормозное оборудование подвижного состава: Справоник-М.: Издательский центр Транспорт, 2014- 487с.

Крылов В.И., Клыков Е.В., Ясенцев В.Ф., – Тормоза подвижного состава: М.: Издательский центр «Транспорт», 2014. -271с.

Электронные ресурсы:

Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru /

Российская газета - http// www.rg.ru /

do.gendocs.ru ›docs/index-57267.html…

studwork.org ›order/717060

lokomo.ru ›podvizhnoy-sostav/obsluzhivanie…

Форма отчёта: реферат, доклад, презентация


Тема 1.7. Воздухопроводы и арматура тормоза (8часов)

Содержание темы. Магистрали П/С. Тормозная магистраль. Соединительные рукава. Концевые краны. Стоп- краны.

Самостоятельная работа (3 часа).

Вид: подготовка презентации по темам: «Воздухопроводы и арматура тормоза». «Виды магистралей и требования предъявляемые к ним».

Подготовка реферата по теме: «Виды, строение соединительных рукавов, неисправности».

Рекомендуемая литература:

Афонин Г.С. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский цент «Академия», 2014. -300с.

Богданович В.Б., Второв А.К., Пособие по обслуживанию тормозов вагонов: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Транспорт», 2015. -145с.

Иноземцев В.Г. Тормоза железнодорожного подвижного состава: учебник

для нач. проф. образования. –М.: 2014. – 207с.


Электронные ресурсы:

Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru /

Российская газета - http// www.rg.ru /

Тормозное оборудование, pomogala.ru ›2tormoza/tormoza_3.html

Vagonnik.blogspot.ru ›2014/01/blog-post_7724.html

Rail.uzdk.ru ›…razmewenie…oborudovaniya…podvizhnom…

Studopedia.ru ›1…tormoznoe-oborudovanie-vidi…i…

Pandia.ru ›text/77/357/77285.php

Форма отчёта: презентация, реферат


Тема 1.8. Механическая часть тормоза (5 часов)

Содержание темы. Тормозная рычажная передача. Назначение. Виды. Устройство. Нормы износа тормозных колодок П/С.

Самостоятельная работа (2 часа).

Вид: подготовка презентации по темам: «Тормозная рычажная передача электровоза ВЛ-80с. «Тормозная рычажная передача тепловоза.

Рекомендуемая литература:

Афонин Г.С. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский цент «Академия», 2014. -300с.

Иноземцев В.Г. Тормоза железнодорожного подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. –М.: 2007. – 207с.

Удальцов А.Б., Крылов В.В. Тормоза подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2014. -84с.

Богданович В.Б.,Второв А.К., Пособие по обслуживанию тормозов вагонов: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Транспорт», 2015. -145с.

Электронные ресурсы:

Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru /

Российская газета - http// www.rg.ru /

nstructeur.ru ›…oborudovaniya-naznachenie…princip…

wirpx.com ›files/transport/rail/brakes/

gogaforever.narod.ru ›READY/Data/15-8.htm

nstruccion.ru ›…the-technical-condition…equipment…

Форма отчёта: презентация


Раздел 2.

Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ- ВНИИЖТ (5 часов)


Тема 2.1.Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ – ЦВ- ВНИИЖТ/227 ( 5 часов)

Содержание темы. Термины и определения применяемые в инструкции.

Перечень работ, выполняемые локомотивной бригадой при приёмке локомотива. Порядок смены кабины управления.

Самостоятельная работа (2 часа).

Вид: подготовка реферата по темам: «Полное опробование тормозов». «Сокращённое опробование тормозов».

Рекомендуемая литература:

Удальцов А.Б., Крылов В.В. Тормоза подвижного состава: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2014. -84с.

Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ – ВНИИЖТ/277- М.: Трансинфо-2015-59с.

Электронные ресурсы:

Официальный сайт ОАО РЖД - http// rzd.ru /

Российская газета - http// www.rg.ru /

1520mm.ru ›locomotives/pte3.phtml

yo31.ru ›railway…706…i-tormoznoe-oborudovanie.html

udrso.ru ›site…obuchenie…tormoznoe-oborudovanie.pdf

lawru.info ›dok/1971/03/24/n1189258.htm

вагонник.рф›2016/04/blog- post_18.html

Форма отчёта: реферат

Электронные ресурсы:

Тормозное оборудование локомотива pomogala.ru ›2tormoza/tormoza_3.html

Vagonnik.blogspot.ru ›2014/01/blog-post_7724.html

Rail.uzdk.ru ›…razmewenie…oborudovaniya…podvizhnom…

Studopedia.ru ›1…tormoznoe-oborudovanie-vidi…i…

Pandia.ru ›text/77/357/77285.php

1520mm.ru ›locomotives/pte3.phtml

yo31.ru ›railway…706…i-tormoznoe-oborudovanie.html

udrso.ru ›site…obuchenie…tormoznoe-oborudovanie.pdf

lawru.info ›dok/1971/03/24/n1189258.htm

вагонник.рф›2016/04/blog- post_18.html

nstructeur.ru ›…oborudovaniya-naznachenie…princip…

wirpx.com ›files/transport/rail/brakes/

gogaforever.narod.ru ›READY/Data/15-8.htm

nstruccion.ru ›…the-technical-condition…equipment…

instructeur.ru ›…oborudovaniya-naznachenie…princip…

do.gendocs.ru ›docs/index-57267.html…

studwork.org ›order/717060

lokomo.ru ›podvizhnoy-sostav/obsluzhivanie…


КНИГИ

Г.Ф. Афонин., В.Н. Барщенков., Н.В. Кондратьев. Автоматические тормоза подвижного состава: учебник для среднего. проф. образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2014. -354с.

В.Б. Богданович., А.К. Второв. Пособие по обслуживанию тормозов вагонов: учебник для нач. проф. образования. –М.: Издательский центр «Транспорт», 2015. -145с.

В.И. Крылов., В.В. Крылов. Автоматические тормоза подвижного состава: учебник для работников локомотивного транспорта.- М.: Издательский центр «Транспорт», 2014. -250с.

Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ – ВНИИЖТ/277- М.: Трансинфо-2015-59с.

В.И. Крылов, В.В. Крылов., В.Н. Ефремов., П.Т. Демушкин.- Тормозное оборудование подвижного состава: Справоник-М.: Издательский центр Транспорт, 2014- 487с.

В. И. Крылов.. Е.В. Клыков., В.Ф. Ясенцев.. – Тормоза подвижного состава: М.: Издательский центр «Транспорт», 2014. -271с.

А.Б. Удальцов., В.В. Крылов., В.Н. Барщенков., Н.В. Кондратьев.- Тормоза подвижного состава. Иллюстрированное пособие. М.: ИПЦ «Желдориздат», 2014.-84с.

Пархомов В.Т. Устройство и эксплуатация тормозов. –М.: Желдориздат, Трансинфо, 2015.-788с.





Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Создание презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе Microsoft PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки.

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- объем текста на слайде – не больше 7 строк;

-маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

-отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

-значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления.

В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

-выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

-использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации).

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Оформление презентации

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате

«Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы Power Point, так и от потерь времени в начале показа презентации.

Критерии оценивания презентации

Критерии

Максимальное количество баллов

Содержание

Содержательный

10

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

Логический

10

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

Речевой

10

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

Психологический

10

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

Критерий соблюдения

дизайн -эргономических требований к компьютерной презентации

10

соблюдены требования к первому и последним слайдам; прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах; необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов; учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации; корректное сочетание фона и графики; дизайн презентации не противоречит ее содержанию; грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения; общее впечатление от мультимедийной презентации

Оценка «5» - 50-41 баллов

Оценка «4» - 40-27 баллов

Оценка «3» - 26-14 баллов

Оценка «2» - 13 – 0 баллов

Рекомендации по выполнению рефератов

Введение

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Структура реферата

Титульный лист заполняется по единой форме.

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание студента на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение:

главного в тексте;

основных аргументов;

выводов.

Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.

Наилучший способ научиться выделять главное в тексте:

улавливать проблематичный характер утверждений;

давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу;

сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Создание конспектов для написания реферата

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата Создание текста. Общие требования к тексту.

Требования к тексту реферата

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты – констатации и

тексты - рассуждения.

Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения. План реферата. Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения.

Требования к введению реферата

Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата. Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и нужно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение

Заключение последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.




Список использованной литературы

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата

Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм слева и 15 мм справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными;

в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы;

дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов разных источников.

При проверке реферата преподавателем оцениваются

Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

Использование литературных источников.

Культура письменного изложения материала.

Культура оформления материалов работы.

Система оценивания рефератов

Оценка 5. Все требования по оформлению и написанию реферата соблюдены. Тема подробно и правильно раскрыта, без отступлений. Студент хорошо ориентируется в тексте написанной работы и четко отвечает на вопросы при защите.

Оценка 4. Требования по оформлению и написанию реферата соблюдены или есть незначительные замечания. Студент хорошо ориентируется в материале и умело отвечает на заданные ему вопросы.

Оценка 3. Если объем работы не соответствует требованиям. Есть замечания по оформлению. Тема не достаточно полно раскрыта. Студент плохо ориентируется в своей работе. Не указан список используемой литературы. Не четко раскрыта тема реферата со значительными отступлениями.



Список используемой литературы

Список является обязательной частью работы и показывает умение студента применять на практике знания, полученные при изучении соответствующих дисциплин.

В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках.

Рекомендуется включать также библиографические записи на цитируемые в тексте работы документы и источники фактических или статистических сведений (в этом случае подстрочные или внутритекстовые библиографические ссылки не оформляются).

Список литературы необходимо составлять по определенным правилам:

-Отбор литературы. Указывается литература, использованная при подготовке работы.

-Описания источников. Каждая запись о книге или статье – это краткая библиографическая запись, включающая в себя основные сведения:

- фамилия автора и его инициалы;

- заглавие;

- выходные данные: место издания, издательство, год издания;

- количество страниц.











Рекомендации по выполнению докладов

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему, вид самостоятельной работы, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. Чтобы выступление было удачным, оно должно хорошо восприниматься на слух, быть интересным для слушателей. При выступлении приветствуется активное использование мультимедийного сопровождения доклада (презентация, видеоролики, аудиозаписи).

Выбор темы доклада

Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.

Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над докладом

Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).

Составление списка использованных источников.

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана доклада.

Написание доклада.

Публичное выступление с результатами исследования.

Структура доклада

- титульный лист;

- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);

- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);

- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);

- список использованных источников.

Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.

Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показывается позиция автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.

В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу.

Требования к оформлению доклада

Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

Критерии оценки доклада

- актуальность темы исследования;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;

- соответствие оформления доклада стандартам.

По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

Критерии оценки докладов

п/п

Оцениваемые параметры

Оценка

в баллах

1.

Качество доклада:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.


3

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.


2


1


0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.


3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.


3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- неточности;

- имеются, но не доказаны


3

2

1


Список используемой литературы

Список является обязательной частью работы и показывает умение студента применять на практике знания, полученные при изучении соответствующих дисциплин.

В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках.

Рекомендуется включать также библиографические записи на цитируемые в тексте работы документы и источники фактических или статистических сведений (в этом случае подстрочные или внутритекстовые библиографические ссылки не оформляются).

Список литературы необходимо составлять по определенным правилам.

- Отбор литературы. Указывается литература, использованная при подготовке работы.

- Описания источников. Каждая запись о книге или статье – это краткая библиографическая запись, включающая в себя основные сведения:

- фамилия автора и его инициалы;

- заглавие;

- выходные данные: место издания, издательство, год издания;

- количество страниц.


Рекомендации по выполнению конспектов

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

1. Проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу.

2. Выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную.

3. Записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов: текстуальный, плановый, свободный, тематический.

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 


Как составить конспект

1. Определите цель составления конспекта.

2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.


Как оформить конспект

1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

3. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.



Критерии оценивания конспекта


Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объём – 4 тетрадные страницы.

Конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочёты в работе, объём -4 тетрадные страницы.

При выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствуют внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объём менее 4 страниц.

Тема не раскрыта, неудовлетворительное

внешнее оформление, объём менее 2 страниц.


















































































Тема 1.2. А.С. Пушкин (4 часа)

Содержание темы. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. Поэма «Медный всадник».

Самостоятельная работа (4 часа).

Вид: подготовить доклад на одну из тем: «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Дуэль и смерть Пушкина»; выучить наизусть не менее двух стихотворений.

Рекомендуемая литература:

А.С. Пушкин: школьный энциклопедический словарь. М., 1999.

Благой Д.Д. Душа в заветной лире. М., 1979.

Бонди С.М. О Пушкине: статьи и исследования. М., 1978.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.

Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М., 2011.

Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.

Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. М., 1999.

Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000.

Пушкинская энциклопедия. М., 1999.

Скатов Н.Н. Русский гений. М., 1987.

Стенник Ю.В. Пушкин и русская литература XVIII века. СПб., 1995.

Электронные ресурсы:

Сайт, посвящённый творчеству А.С. Пушкина: http://pushkin.niv/ru

Государственный музей А.С. Пушкина в Москве (ул. Пречистенка,

д.12/2): http://www.pushkinmuseum.ru/musem.htm.

Государственный мемориальный историко-литературный и природо-

ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина (Псковская обл., Пушкиногорский район, сельцо Михайловское): http://pushkin.ellink.ru.

Государственный литературно-мемориальный и природный музей-

заповедник А.С. Пушкина «Болдино» (Нижегородская обл., с. Большое Болдино, ул. Пушкинская, д. 144): http://www.boldinomuzey.ru.

Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге

(набережная реки Мойки, д.12): http://pushkin.ru/museum.html.

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе (Крымский федеральный округ,

Ялтинский район, п. Гурзуф, ул. Набережная, д. 3): http://gurzufmuseum.com.

Форма отчёта: доклад, чтение наизусть стихотворений.










Тема 1.3. М.Ю. Лермонтов (4 часа)

Содержание темы. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Поэма «Демон».

Самостоятельная работа (4 часа).

Вид: подготовить доклад на одну из тем: «Кавказ в судьбе Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов – художник»; выучить наизусть не менее двух стихотворений; подготовить заочную экскурсию в один из музеев М.Ю. Лермонтова.

Рекомендуемая литература:

Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. М., 1986.

Гусляров Е.Н., Картухин О.И. Лермонтов в жизни. Калининград, 1998.

Журавлёва А.И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики. М., 2002.

Захаров В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М., 2003.

Коровин В.А. Лермонтов в жизни и творчестве. М., 2012.

Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.

М.Ю. Лермонтов: pro et contra: личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. СПб., 2002.

Набоков В.В. Лекции по русской литературе. Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М., 2001. (Глава «Предисловие к «Герою нашего времени»).

Торжественный венок. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. М., 1999.

Фаталист. Зарубежная Россия и Лермонтов. М., 1999.

Щеблыкин И.П. Лермонтов. Жизнь и творчество. Саратов, 1990.

Электронные ресурсы:

Сайт, посвящённый творчеству М.Ю. Лермонтова:

http://www.lermontow.org.ru.

Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве (ул. Малая Молчановка, д.2):

http://www.goslimuz.ru/ru/lervontov-museum.

Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске

«Домик Лермонтова» (Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Лермонтова, д.4): http://domiklermontova.ru.

Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

(Пензенская обл., Белинский район, с. Лермонтово): http://www.tarhany.ru.

Форма отчёта: доклад, чтение наизусть стихотворений, проведение заочной экскурсии.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.