Методические рекомендации для студентов по профессии 23.01.09 Машинист локомотива
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение Амурской области
«Амурский многофункциональный центр профессиональных квалификаций»
Создание и оценка учебно-образовательных презентаций
Microsoft Power Point
Методические рекомендации
для студентов
по профессии 23.01.09 Машинист локомотива
Автор-составитель:
Абрамец Сергей Владимирович,
мастер производственного обучения ГПОАУ АМФЦПК
I квалификационная категория
г. Белогорск
2017
Методические рекомендации являются частью учебно-методического комплекта по профессии 23.01.09. Машинист локомотива.
Представлены тематика и рекомендуемые источники, практические рекомендации по созданию презентации, требования к оформлению, критерии оценивания презентации.
Методические рекомендации могут быть использованы при освоении междисциплинарного курса 01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза, входящего в профессиональный модуль ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт локомотива (электровоз) в соответствии с ФГОС СПО по профессии.
Задание: выполнить презентацию, используя методические рекомендации по выполнению данного вида самостоятельной работы.
Примерный список тем презентаций
I курс
Раздел 1 МДК. 01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза
Тема 1.1. Механическое оборудование электровоза
Описание электровоза ВЛ 80С и его техническая характеристика
Реостатные испытания электровоза после ремонта
Устройство рамы электровоза
Организация ремонта электровоза
Кузов, его назначение и устройство электровоза
Колёсные пары электровозов, назначение, строение
Ремонт роликовых букс электровоза
Типы тележек электровоза, их характеристики и устройства
Устройство, техническое обслуживание ТРП электровозов
Классификация электровозов
Основные части электровоза
Устройство автосцепного устройства электровоза
Расположение оборудования электровоза в кабине управления
II курс
Раздел 2 МДК. 01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза
Тема 2.1. Устройство, конструкция ремонт электровоза
Устройство и работа токоприёмника».
Контроллер машиниста
Методы определения пригодности к эксплуатации колёсных пар
Упругие элементы рессорного подвешивания
Подвеска ТЭД
Песочная система и её работа
Автосцепное устройство и работа
Главный контроллер
Аккумуляторные батареи электровоза их ремонт
Расположение панелей
Виды, периодичность ремонтов
Генератор управления
Зубчатая передача
Общие сведения о ТЭД
Демонтаж оборудования, подъём кузова электровоза и монтаж
оборудования после ремонта
Диагностирование колёсных пар электровоза
Монтаж и демонтаж буксовых узлов электровоза
Аккумуляторные батареи электровоза и их ремонт
Привод вспомогательного оборудования электровоза
Виды, периодичность ремонтов электровозов
Устройство и работа токоприёмника электровоза
Система вентиляции электровоза
Устройство переключения воздуха
Трансформаторы малой мощности
Выпрямительная установка
III курс
Раздел 3 МДК. 01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза
Тема 3.1.Устройство, текущее содержание и ремонт узлов электровоза
Распределительный щит (РЩ)
Тепловые реле, термозащитные реле, реле температуры
Виды и назначение реле
Ремонт трансформатора
Ремонт остова полюсов и катушек
Ремонт подшипниковых узлов ТЭД
Очистка аппаратов и их деталей от пыли и нагара
Рекомендуемый список литературы и Интернет-ресурсов
Основные источники:
Дубровский З.М., Курчашова В.А., Электровоз. Учебник. Управление и обслуживание - М.: Транспорт, 2014
Сидоров Н.Н., Сидорова Н.Н Учебник . Как устроен и работает электровоз - М.: Транспорт, 2014
Васько Н.М., Девятко А.С., Электровоз ВЛ-80.Учебник- М.: Транспорт, 2014
Дополнительные источники:
1. ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм
2. Положение о локомотивной бригаде ОАО РЖД № ЦТ-40 от 29.12.2015
3.Типовой регламент организации эксплуатационной работы и обеспечение безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве ОАО РЖД № ЦТЛ-16/2 от 12.08.2015год
Периодические издания (отечественные журналы):
Журнал «Локомотив»
Интернет-ресурсы:
-Официальный сайт ОАО "РЖД" - http://rzd.ru/
- http:www.zdsim.ua. Клуб железнодорожников
- http:www.zdsim.ua.train-video.ru. Видео о железных дорогах
Создание презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе Microsoft PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки.
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления.
В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации).
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Оформление презентации
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы Power Point, так и от потерь времени в начале показа презентации.
Критерии оценивания презентации
Критерии |
Содержание |
Содержательный |
правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
Логический |
стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
Речевой |
использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
Психологический |
взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
Критерий соблюдения дизайн -эргономических требований к компьютерной презентации |
соблюдены требования к первому и последним слайдам; прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах; необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов; учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации; корректное сочетание фона и графики; дизайн презентации не противоречит ее содержанию; грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения; общее впечатление от мультимедийной презентации |