Методические указания для проведения лабораторно-практического занятия на тему «Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест»
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
ТЕМА: «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВКИ И БЛАГОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ»
г. Череповец
2021 год
Учебно-методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело.
Организация-разработчик:
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
Разработчик:
Ватагина И.В., преподаватель первой квалификационной категории
Аннотация
Предлагаемые методические указания предназначены для проведения лабораторно-практического занятия по дисциплине: «Гигиена и экология человека» для специальностей 31.02.01 Лечебное дело и 34.02.01 Сестринское дело очной и очно-заочной формы обучения.
Пособие включает:
Входной контроль по теме в виде тестовых заданий.
Основной теоретический материал по темам: «Микроклимат помещения и его гигиеническое значение», «Освещение помещений, его гигиеническое значение», «Шум и его гигиеническое значение».
Лабораторные работы по измерению температуры и влажности воздуха, освещенности и шума в помещении.
Домашнее задание по санитарно-гигиеническому исследованию комнаты.
Список литературы.
Приложения со справочным материалом, содержащий нормативы микроклиматических параметров, нормативы освещенности и шума в помещении.
СОДЕРЖАНИЕ
Y
МИКРОКЛИМАТ ПОМЕЩЕНИЯ И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 10
Лабораторная работа 1. Измерение температуры и относительной влажности воздуха в помещении 14
ОСВЕЩЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 18
Лабораторная работа 2. Измерение освещенности в помещении 21
ШУМ И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания предназначены для проведения лабораторно-практического занятия по теме: «Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий». На лабораторно-практическом занятии студенты обобщают и углубляют полученные на лекционном занятии знания по теме и применяют их для решения практических задач.
В результате изучения темы студенты должны знать:
Понятие микроклимата, основные микроклиматические параметры, их гигиеническое значение;
Гигиеническое значение естественной и искусственной освещенности;
Гигиеническое значение шума.
В результате изучения темы студенты должны уметь:
Измерять температуру и относительную влажность воздуха с помощью психрометра гигрометрического, давать им гигиеническую оценку.
Измерять искусственную освещенность помещения, рассчитывать световой коэффициент и коэффициент естественной освещенности, давать им гигиеническую оценку.
Измерять уровень шума в помещении, давать ему гигиеническое значение.
Изучение темы способствует формированию следующих общих компетенций, обучающихся по специальностям 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Изучение темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций обучающихся по специальности 31.02.01 Лечебное дело:
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.
Изучение темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций обучающихся по специальности 34.02.01 Сестринское дело:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
Вопросы для повторения
Гигиеническая планировка населенных мест. Функциональные зоны города.
Уровни организации селитебной территории. Район и микрорайон.
Микроклимат города.
Городской шум и профилактика его вредного воздействия.
Гигиеническая роль зеленых насаждений.
Гигиенические требования к строительным материалам.
Микроклимат помещения: показатели, влияние на тепловое самочувствие. Нормирование микроклимата.
Естественное и искусственное освещение помещений. Показатели. Нормирование.
Гигиенические требования к вентиляции помещений. Виды вентиляции.
Гигиенические требования к отоплению помещений.
Тестовые задания
Выберите правильный ответ:
В селитебной зоне города расположены:
А. промышленные предприятия
Б. пассажирские и грузовые станции
В. жилые дома
Г. базы, склады и гаражи
Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции является:
А. окисляемость
Б. пыль
В. окислы азота
Г. углекислый газ
Относительная влажность воздуха в жилых помещениях нормируется на уровне:
А. 20 – 40 %
Б. 40 – 60%
В. 50 – 80%
Г. 60 – 90%
Коэффициент естественной освещенности – это:
А. отношение освещенности внутри помещения к освещенности снаружи, в %
Б. отношение площади застекленной части окон к площади пола
В. освещенность помещения источниками искусственного света
Г. единица освещенности помещения
Оптимальная температура воздуха в жилых помещениях в холодный и переходный период года:
А. 18 - 20 оС
Б. 20 - 22 оС
В. 21 - 24 оС
Г. 20 – 25 оС
Воздушный куб – это:
А. объем воздуха, подаваемый в помещение в час
Б. объем воздуха, необходимый для дыхания человека в час
В. объем жилого помещения
Г. показатель эффективности искусственной вентиляции
Длительность инсоляции помещений в центральной зоне должна быть не менее:
А. 1,5 ч в день
Б. 2,5 ч в день
В. 3,5 ч в день
Г. 4 ч в день
Норматив освещенности для жилых комнат:
А. 150 лк
Б. 200 лк
В. 300 лк
Г. 350 лк
С какой стороны должна находиться промышленная зона по отношению к жилой с учетом розы ветров:
А. с юго-восточной
Б. с южной
В. с северной
Г. с северо-западной
Освещенность в помещении измеряется с помощью прибора:
А. люксметр
Б. анемометр
В. психрометр
Г. гигрометр
Для определения микроклиматических показателей учебных классов приготовлены приборы: термометр, анемометр, барометр, лактоденсиметр, шумомер, психрометр. Какие из перечисленных приборов необходимы для проведения назначенного исследования?
А. Шумомер, термометр, лактоденсиметр, анемометр
Б. Барометр, психрометр, шумомер
В. Термометр, барометр, психрометр, анемометр
Г. Анемометр, шумомер, барометр
Д. Психрометр, лактоденсиметр, термометр
Вставьте пропущенные слова:
_________ – это процесс концентрации в городах промышленности, науки, культуры, миграцию населения из сел в города, рост городского населения за счет увеличения городов и жителей в них
_________– это структурный элемент жилой застройки, площадью 10 – 60 га, не расчлененной магистральными дорогами и улицами, в пределах которого размещаются жилые здания, учреждения и предприятия повседневного пользования, школы, аптеки, магазины и др. с радиусом обслуживания не более 500 м.
________– это замещение измененного воздуха более чистым наружным.
Показателем чистоты воздуха закрытых помещений считается ___________оптимальное содержание которого в воздухе помещения не должно превышать 0,1%.
МИКРОКЛИМАТ ПОМЕЩЕНИЯ И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Большую часть своей жизни человек проводит в различных помещениях, где создает условия для работы и проживания. Всё это возможно при соблюдении в жилищном строительстве не только правил архитектуры и техники, но и требований гигиены, предусматривающих правильную эксплуатацию помещений и надлежащий уход за ними. В противном случае в жилищах могут возникать условия, оказывающие вредное влияние на состояние здоровья человека. Например, существует такое понятие, как синдром больного здания – явление, при котором у здоровых людей, находящихся в помещении, может ухудшаться самочувствие, появляются головные боли, головокружение, раздражение слизистых оболочек, тошнота, аллергические реакции. Причиной этому может являться нерациональная вентиляция, наличие химических и биологических источников загрязнения воздуха.
Гигиенические требования к жилищам регламентируют:
— параметры квартир (размер жилой площади на одного человека, высоту помещений, подсобные помещения);
— оптимальные микроклиматические параметры с учетом сезона года и климатических районов; требования к воздушной среде, включая системы отопления, вентиляции;
— требования к естественному и искусственному освещению;
— допустимые параметры физических факторов среды (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, электрическое и электромагнитное поле и др.);
— требования к строительным материалам и внутренней отделке жилых помещений.
Микроклимат – это комплекс физических факторов, оказывающих влияние на теплообмен человека с окружающей средой, его самочувствие, работоспособность и здоровье.
Показатели микроклимата:
температура воздуха,
относительная влажность воздуха,
скорость движения воздуха,
тепловое излучение от внутренних поверхностей помещения.
Важнейшая роль микроклимата в жизнедеятельности человека заключается в сохранении температурного гомеостаза организма. Должны быть соблюдены следующие условия: теплопродукция должна быть равна теплоотдаче; доля теплоотдачи с поверхности кожи должна составлять не более 30% от суммарной теплоотдачи; разница средневзвешенной температуры кожи и температуры кожи на отдельных участках поверхности тела должна иметь определенные значения. Существующие в организме людей суточные и сезонные колебания физиологических функций имеют важное значение в гигиеническом нормировании климата. Например, более низкие значения температуры воздуха в течение ночного времени нормируются в связи с тем, что умеренное понижение температуры вдыхаемого воздуха при соответствующей термоизоляции всей кожной поверхности способствует углублению сонного торможения. В спальных помещениях для лучшего сна желательная температура воздуха не более 18оС. В холодный период года в организме наблюдается некоторое повышение обмена веществ, усиление сосудистых реакций на охлаждение. Поэтому в холодное время года для быстрой нормализации теплового состояния необходима более высокая температура в жилище.
Зимой в жилых помещениях наиболее благоприятна температура в условиях умеренного климата 18-20о, в холодном климате 21-22оС. В теплый период года в организме происходит снижение обмена веществ, повышение кожной температуры, ускорение потоотделения. Оптимальная температура 22-24оС.
Большое значение имеет величина перепадов температуры воздуха по высоте помещения и по горизонтали: оптимальная разница температур в вертикальном направлении не должна быть более 2-3оС. Градиент температур в горизонтальном направлении – от наружной к противоположной стене – не должен превышать 2-3оС.
Относительная влажность воздуха измеряется в процентах и показывает насыщенность воздуха водяными парами при данной температуре. Относительная влажность воздуха влияет на теплообмен организма: чем меньше влажность воздуха, тем интенсивнее испарение пота, поэтому высокие температуры воздуха легче переносятся при более низкой влажности. Чрезмерно сухой воздух (влажность ниже 25—20%) действует иссушающее на слизистую оболочку носовой части глотки, вызывает неприятное ощущение сухости во рту. Такой воздух ухудшает самочувствие людей с повышенной температурой тела, с бронхиальной астмой.
Повышенная влажность воздуха при низкой внешней температуре способствует охлаждению организма, так как при этом усиливается теплоотдача. Это объясняется несколькими причинами. Прежде всего увеличивается потеря тепла, так как повышается теплопроводность воздуха, ибо водяные пары имеют более высокую теплопроводность, чем воздух. Вместе с тем повышается теплопроводность тканей одежды (воздух, находящийся в парах тканей, становится более теплопроводным), и поэтому тепло быстро покидает пространство под одеждой. Длительное пребывание в условиях высокой влажности воздуха и при температуре воздуха ниже - 10-15 °С может привести к переохлаждению организма и усугубить простудные и другие заболевания (ревматизм, туберкулез легких и др.).
Чрезмерно низкая и высокая влажность воздуха благоприятна для жизнедеятельности бактерий и вирусов. При высокой влажности интенсивно размножаются грибки и пылевые клещи. Сухой воздух способствует отслоению пыли. Повышенная влажность может привести к порче продуктов, книг.
Причинами сырости являются: грунтовая влага (когда грунтовые воды подходят близко к фундаменту), строительная влага (в случае раннего ввода здания в эксплуатацию); гигроскопическая влага (когда стройматериалы содержат значительные количества гигроскопических веществ); конденсационная влага; метеорологическая влага. Сырость помещений может быть вызвана причинами эксплуатационного характера: неисправностью трубопровода отопления, канализации и водопровода, стиркой и сушкой белья, приготовлением пищи в жилых комнатах.
Скорость движения воздуха измеряется в метрах в секунду, она способствует потере тепла путем конвекции и вентиляции жилых зданий.
Средствами для улучшения микроклимата и сохранения чистоты воздуха являются:
вентиляция и естественное проветривание помещений,
борьба с пылью, регулярная влажная уборка помещений,
отопление помещений, применение увлажнителей и кондиционеров воздуха.
Лабораторная работа 1. Измерение температуры и относительной влажности воздуха в помещении
Температура воздуха измеряется спиртовыми, ртутными и электронными термометрами. Прибор для измерения относительной влажности воздуха – психрометр гигрометрический (психрометр). Он состоит из двух термометров: один сухой, второй – влажный (его основание покрыто тканью, погруженной в питатель с водой). Справа от термометров находится психрометрическая таблица, по которой определяют относительную влажность, она также приведена на странице 15.
|
|
Термометры |
Психрометр гигрометрический ВИТ-2 |
|
Цель: закрепить умение определять микроклиматические параметры в помещения, давать им гигиеническую оценку.
Оборудование: гигрометр психрометрический, дистиллированная вода, психрометрическая таблица, справочные материалы с нормативами микроклиматических параметров.
Перенесите в тетрадь таблицу-отчет к лабораторным работам 1-3. Во втором столбце указывается рассчитанное или определенное с помощью приборов значение параметра, в третьем столбце нужно дать ему гигиеническую оценку (соответствует нормативам, превышен или понижен).
Санитарно-гигиеническая оценка учебной аудитории
Параметр |
Значение |
Гигиеническая оценка
|
Температура воздуха, оС |
|
|
Относительная влажность воздуха, % |
|
|
Световой коэффициент |
|
|
Искусственная освещенность на рабочем месте, люкс |
|
|
Уровень шума, дБ |
|
|
Ход работы:
Поместите психрометр вертикально. Убедитесь, что питатель заполнен водой.
Через 20 минут определите температуру сухого и влажного термометров. Температура сухого термометра соответствует температуре воздуха в помещении.
Для того, чтобы определить относительную влажность воздуха нужно найти разность между показаниями сухого и влажного термометра.
По психрометрической таблице по вертикали найдите показания сухого термометра, по горизонтали – разницу между показаниями. На пересечении строк находим число, это и будет значение относительной влажности воздуха.
Используя нормативы микроклиматических параметров (приложение 1), дайте гигиеническую оценку температуре и влажности воздуха. Внесите данные в таблицу.
Психрометрическая таблица (гигрометр ВИТ-2) |
ОСВЕЩЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Освещенность – плотность светового потока на освещаемой поверхности. За единицу освещенности принят люкс (лк).
Основные количественные характеристики освещения – уровень освещенности и яркость; качественные показатели – равномерность распределения яркостей в освещаемом помещении и на рабочих поверхностях; спектральный состав светового потока; контраст между рассматриваемым объектом и фоном и др.
Источники света и виды освещения |
Освещение естественное. Световой фактор имеет высокое биологическое значение, играет первостепенную роль в регуляции важнейших функций организма. Дневной свет необходим для ориентации в пространстве, именно за счет зрения человек получает до 80% информации об окружающем мире. Естественное освещение имеет положительное влияние на работоспособность, эмоциональную сферу. Все помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Инсоляция – освещенность прямым солнечным светом. Естественное освещение помещений создается за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света. Оно может быть боковым, верхним, комбинированным. Уровень естественного освещения оценивается с помощью относительных показателей – коэффициента естественной освещенности (КЕО) и светового коэффициента (СК).
КЕО (коэффициент естественной освещенности) отражает отношение освещенности внутри помещения к одновременно замеренной освещенности снаружи и рассчитывается по формуле:
КЕО =
Существует два метода определения КЕО: инструментальное и расчетное.
СК (световой коэффициент) – отношение площади остекления окон к площади пола – в виде дроби, где числитель – «1», а знаменатель – число, показывающее, какую часть от площади пола занимает остекленная поверхность рам.
Еще один показатель для оценки естественной освещенности – коэффициент глубины заложения. Это отношение расстояния от наружной до внутренней стены к расстоянию от верхнего края окна до пола. В норме он не должен превышать 2,5.
Естественное освещение зависит от следующих факторов:
ориентация окон по сторонам света: с гигиенической точки зрения целесообразна ориентация на Юг и Юго-Восток.
размер и расположение окон: расположение окна ближе к потолку способствует более глубокому проникновению света.
глубина комнаты – расстояния от стены с окном до другой стены;
разрыв между соседними зданиями;
качество стекол и степенью их чистоты;
характер окраски стен и потолка: светлые тона отражают свет, увеличивая освещенность.
Освещение искусственное. Недостаток естественного освещения компенсируется искусственными источниками: лампами накаливания или люминесцентными. Требования к искусственному освещению: 1) достаточность для проведения определенного вида работ; 2) равномерное в пространстве; 3) без блескости и резких теней.
Искусственное освещение может быть:
Общим – осветительные приборы находятся на потолке,
Местным – осветительные приборы находятся на рабочих местах,
Комбинированным – сочетание общего и местного освещения.
Основные источники искусственного освещения
Лампы накаливания |
Люминесцентные лампы |
Световая энергия образуется за счет накала вольфрамовой спирали при прохождении через нее электрического тока. Недостатки: небольшая светоотдача, спектр излучения отличается от спектра дневного света преобладанием красных и желтых лучей. |
Газоразрядные лампы низкого давления, в которых используется явление люминесценции или холодного свечения. Имеют форму трубки, внутренняя поверхность которой покрыта люминофором. Достоинства: экономичность; светоотдача в 3-4 раза больше, чем у ламп накаливания; уменьшено слепящее действие; равномерность освещения. Недостатки: стробоскопический эффект – искажение зрительного восприятия движущихся объектов в пульсирующем свете; монотонный шум при неисправности; ощущение «сумеречности» при освещении ниже 75-150 лк. |
П
Люксметр – прибор для измерения освещенности
рибор для измерения освещенности называется люксметр. Он состоит из фотоэлемента и корпуса, на котором располагается дисплей и управляющие кнопки. Фотоэлемент поглощает падающие на него световые лучи. Затем световая энергия преобразуется в электрическую, и на дисплее появляется значение освещенности.
Цель: научиться рассчитывать коэффициент естественной освещенности, световой коэффициент, уровень искусственной освещенности в помещении, давать им гигиеническую оценку.
Оборудование: люксметр, рулетка, справочные материалы с нормативами естественной и искусственной освещенности.
Ход работы:
Задание 1
Определение светового коэффициента
С помощью рулетки измерьте длину и ширину окна и пола в аудитории. Рассчитайте площадь окна и пола в м2.
Рассчитайте световой коэффициент, подставив данные в формулу:
Световой коэффициент =
Получившуюся дробь преобразуйте таким образом, чтобы в числителе была единица (разделите на значение числителя обе части дроби).
Используя нормативы естественной освещенности (приложение 2), дайте гигиеническую оценку светового коэффициента. Внесите данные в таблицу.
Определение искусственной освещенности помещения
Нажмите на кнопку включения люксметра и положите его на горизонтальную поверхность рабочего стола. При измерении искусственной освещенности окна должны быть занавешены, чтобы не допустить проникновение солнечных лучей.
Зарегистрируйте значение на дисплее люксметра.
Используя нормативы искусственной освещенности (приложение 2), дайте ей гигиеническую оценку. Внесите данные в таблицу.
Задание 2
Используя приложение 2 решите ситуационные задачи.
Ситуационные задачи:
Вариант 1. Жилая комната площадью 10 м2 имеет одно окно (ширина окна 0,69 м, длина 1,53 м). Естественная освещенность в комнате составляет 80 лк, под открытым небом – 15 000 лк. Искусственная освещенность в помещении составляет 100 лк. Задание: Рассчитайте световой коэффициент и коэффициент естественной освещенности. Дайте оценку естественной и искусственной освещенности в комнате. |
Вариант 2. Кабинет информатики в школе площадью 60 м2 имеет два окна (ширина окна 1,49 м, длина 1,53 м). Естественная освещенность в комнате составляет 100 лк, под открытым небом – 25 000 лк. Искусственная освещенность в помещении составляет 250 лк. Задание: Рассчитайте световой коэффициент и коэффициент естественной освещенности. Дайте оценку естественной и искусственной освещенности в кабинете. |
Вариант 3. Кабинет врача-терапевта площадью 12 м2 имеет одно окно (ширина окна 1,48 м, длина 1,53 м). Естественная освещенность в комнате составляет 250 лк, под открытым небом – 15 000 лк. Искусственная освещенность в помещении составляет 500 лк. Задание: Рассчитайте световой коэффициент и коэффициент естественной освещенности. Дайте оценку естественной и искусственной освещенности в кабинете. |
Вариант 4. Больничная палата 9 м2 имеет одно окно (ширина окна 0,69 м, длина 1,53 м). Естественная освещенность в палате составляет 50 лк, под открытым небом – 15 000 лк. Искусственная освещенность в помещении составляет 80 лк. Задание: Рассчитайте световой коэффициент и коэффициент естественной освещенности. Дайте оценку естественной и искусственной освещенности в палате. |
ШУМ И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Шумом называется любой нежелательный звук или совокупность таких звуков. Интенсивность звука определяется его уровнем, выражающимся в единицах децибелах (дБ), которые показывают, насколько данный звук в логарифмических значениях больше порога слышимости. Слуховой анализатор воспринимает колебания в диапазоне от 16 до 2000 Гц, колебания свыше 2000 Гц называют ультразвуком, ниже 16 Гц – инфразвуком. По частотной характеристике шумы делят на низкочастотные (16-350), среднечастотные (350-800) и высокочастотные (более 800).
Филогенетически слуховой анализатор настроен на шумы, оповещающие об опасности. Сигнал тревоги в виде шума неизбежно приводит к немедленной реакции организма. Особенно уязвимым к действию шума является сон. Шум возбуждает центральную нервную систему, следствие этого – удлинение периода засыпания, сокращение продолжительности сна, уменьшение глубины сна.
Шум в жилой части города делят на внемикрорайонный, микрорайонный и внутридомовый. Источники: транспорт города и внешний транспорт (поезда, авиационный, водный); промышленные предприятия, учреждения культуры, искусства, спортивные и игровые площадки, детские образовательные учреждения, лифты, санитарно-техническое оборудование (водопровод и канализация), бытовая техника и т.д.
Воздействие различных уровней звука на организм человека:
Выше 120 дБА |
Смерть от баротравмы Разрыв барабанной перепонки
|
120 |
Необратимые нарушения слуха (тугоухость) Обратимые нарушения слуха (утомление слухового анализатора) |
85-90 |
Понижение производительности труда при физической работе, производственный травматизм Влияние на функции физиологических систем: сердечно-сосудистой (повышение артериального давления), пищеварительной. Возбуждение коры головного мозга, стресс Мешает слышать разговорную речь |
65-70 |
Ухудшение условно-рефлекторной деятельности Нарушения нервно-психической интеллектуальной деятельности (уменьшение концентрации внимания, увеличение количества ошибок, ускорение утомления) Нарушение сна |
30 0 |
Порог слышимости Индифферентная зона |
Различные источники шума
Уровни шума, дБА |
Источник шума |
175-210 |
Ракетные двигатели, взрывы, выстрелы |
100 |
Сирена скорой помощи |
100 |
Радиоприемник или телевизор, включенные на полную громкость |
80-100 |
Автомобильный сигнал |
90 |
Игра на пианино |
82-85 |
Мотоцикл |
70-80 |
Громкая речь (лектор) на расстоянии 1 м |
50 |
Обычный жилищный шум |
40 |
Тихая речь |
20 |
Шепотная речь на расстоянии 1 м |
10 |
Шелест листвы |
Лабораторная работа 3. Измерение уровня шума в аудитории
Цель: научиться определять уровень шума, давать ему гигиеническую оценку.
Оборудование: шумомер, справочные материалы с нормативами по уровню шума.
Шумомер – прибор для измерения уровня шума |
Ход работы:
Нажмите кнопку питания шумомера и зарегистрируйте уровень шума в аудитории на дисплее прибора.
Используя нормативы уровней шума (приложение 3), дайте ему гигиеническую оценку. Внесите данные в таблицу.
Перечислите источники шума в аудитории.
Сделайте вывод по таблице «Санитарно-гигиеническая оценка учебной аудитории».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проведите санитарно-гигиеническое исследование комнаты по плану:
Населенный пункт, этажность дома, этаж.
Назначение комнаты.
Количество проживающих в комнате лиц.
Размер помещения: длина, ширина, высота (м), площадь (м2), кубатура (м3). Площадь на одного человека, воздушный куб на одного человека.
Естественное освещение: количество окон, форма, ориентация по сторонам света, размеры окна, расстояние верхнего края от потолка, наличие затеняющих объектов (соседние здания, деревья). Световой коэффициент, коэффициент глубины заложения.
Искусственное освещение: вид осветительной аппаратуры (лампа накаливания, люминесцентные лампы, светодиодные лампы); вид освещения (общее, местное, комбинированное); тип светильников, количество, размещение, состояние, мощность ламп, наличие защитной арматуры.
Естественная вентиляция: форточки, фрамуги, вытяжные каналы, режим проветривания, возможность сквозного проветривания. Наличие искусственной вентиляции.
Стены и потолок, их материал, внутренняя отделка и окраска.
Пол, его материал и состояние.
Отопление: система отопления (централизованное, местное), количество и расположение радиаторов или печей, температурно-влажностный режим в помещении.
Наличие признаков сырости, ее причины.
Наличие, интенсивность шума, его источники.
Санитарное состояние: режим уборки.
Опрос жильцов: температурный комфорт, наличие посторонних запахов, достаточность освещения, самочувствие при нахождении в помещении. Наличие жалоб: раздражение слизистых оболочек, головные боли и др.
Схематический план помещения.
Выводы и предлагаемые мероприятия по улучшению гигиенических условий объекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящие методические указания являются дополнением к учебнику. Они помогут студенту качественно подготовиться к лабораторно-практическому занятию и рационально распределить аудиторное время, включает необходимые схемы и справочные материалы.
Критерии оценивания лабораторно-практической работы
Оценка «отлично»: обучающийся продемонстрировал подготовку к занятию, выполнил лабораторно-практические работы в полном объеме, самостоятельно провел работу с лабораторным оборудованием, выполнен отчет по работе, сделан вывод.
Оценка «хорошо»: обучающийся владеет необходимыми знаниями по теме, выполнил лабораторно-практические работы в полном объеме, работал с лабораторным оборудованием с помощью преподавателя, в отчете допущены небольшие неточности.
Оценка «удовлетворительно»: обучающийся не в полном объеме выполнил задания входного контроля, лабораторно-практические работы выполнены не полностью, допущены ошибки, не сделан вывод по работе.
Темы рефератов
Экологические проблемы крупных городов.
Влияние микроклимата жилых помещений на здоровье человека.
Микроклимат помещений лечебных учреждений.
Источники искусственного освещения, их гигиеническая оценка.
Мероприятия по борьбе с уличным шумом: история и современность.
Биологические факторы в городской среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература
Архангельский В. И., Кириллов В.Ф. Гигиена и экология человека : учебник / В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов. — М . : ГЭОТАР-Медиа. 2014. — 176 с . : ил.
Крымская И.Г. Гигиена и экология человека : учеб. Пособие / И.Г. Крымская. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 413 с. – (Среднее медицинское образование).
Нормативные документы
СНиП от 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».
СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне помещений жилых зданий и общежитий
Период года |
Наименование помещения |
Температура воздуха, оС
|
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с |
||||
Опти-мальная |
Допус-тимая |
Опти-мальная |
Допус-тимая |
Опти-мальная |
Допус-тимая |
|||
Холод-ный |
Жилая комната |
20-22 |
18-24 |
45-30 |
60 |
0,15 |
0,2 |
|
Жилая комната в районах с температурой наиболее холодной пятидневки минус 31 оС и ниже |
21-23 |
20-24 |
45-30 |
60 |
0,15 |
0,2 |
||
Кухня |
19-21 |
18-26 |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
0,15 |
0,2 |
||
Туалет |
19-21 |
18-26 |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
0,15 |
0,2 |
||
Ванная |
24-26 |
18-26 |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
0,15 |
0,2 |
||
Помещения для отдыха и учебных занятий |
20-22 |
18-24 |
45-30 |
60 |
0,15 |
0,2 |
||
Межквартирный коридор |
18-20 |
16-22 |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
||
Вестибюль, лестничная клетка |
16-18 |
14-20 |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
||
Кладовые |
16-18 |
12-22 |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
Не норми-руется |
||
Теплый |
Жилая комната |
22-25 |
20-28 |
60-30 |
65 |
0,2 |
0,3 |
Приложение 2 Нормы естественного, совмещенного и искусственного освещения жилых, учебных, аптечных и лечебных помещений
Наименование помещения |
Освещение |
||
Естественное/ совмещенное (КЕО), % |
Естественное (СК) |
Искусственное (люминесцентные лампы), лк |
|
Жилые комнаты |
0,5 / - |
1/6 – 1/10 |
150 |
Учебные помещения школ и ВУЗов |
|||
Аудитории, классные комнаты школ, |
1,5 /1,3 |
1/4 - 1/5 |
300 |
Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории ВУЗов |
1,2 / 0,7 |
1/4 - 1/5 |
400 |
Кабинеты информатики |
1,2 / 0,7 |
1/4 - 1/5 |
400 |
Кабинеты черчения и рисования |
1,5 / 0,7 |
1/4 - 1/5 |
500 |
Помещения лечебно-профилактических учреждений |
|||
Операционная |
-- |
1/4 – 1/5 |
400 |
Родовая, перевязочные, реанимационные |
1,5 / 0,9 |
1/4 – 1/5 |
500 |
Предоперационная |
1,0 /0,6 |
1/4 – 1/5 |
300 |
Кабинеты врачей |
1,5 / 0,9 |
1/5 – 1/6 |
500 |
Палаты для новорожденных, послеоперационные, интенсивной терапии |
1,0 / - |
1/5 – 1/6 |
200 |
Палаты |
0,5 / - |
1/5 – 1/6 |
100 |
Приложение 3 Допустимые уровни шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки
Наименование помещений или территорий |
Время суток |
Максимальные уровни звука, дБА |
Палаты больниц и санаториев, операционные больницы
|
С 7 до 23 ч. |
50 |
С 23 до 7 ч. |
40 |
|
Кабинеты врачей поликлиник, амбулаторий, диспансеров, больниц, санаториев |
|
50 |
Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории школ и других учебных заведений, читальные залы библиотек |
|
55 |
Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах |
С 7 до 23 ч. |
55 |
С 23 до 7 ч. |
45 |
|
Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, амбулаторий, диспансеров, домов отдыха, домов-интернатов, детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек |
С 7 до 23 ч. |
70 |
С 23 до 7 ч. |
60 |