Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ для обучающихся
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ярославской области
Переславский колледж им. А.Невского
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ
РАБОТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Специальность 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Дисциплина ОП.02 Теоретические основы товароведения
Курс обучения 2
Семестр 3
Форма обучения очная
г.Переславль-Залесский
2018 год
Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОП.02. Теоретические основы товароведения и предназначены для обучающихся по специальности СПО 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Базовый уровень
Группа 21-Э
Автор: Преподаватель специальных дисциплин Переславского колледжа им. А.Невского Федосеева Галина Николаевна
Рассмотрены на заседании кафедры технологических дисциплин |
Рассмотрены научно-методическим советом колледжа |
Утверждаю Заместитель директора по УР |
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________ /_____________________/ |
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________ |
_________О.Ю.Ахапкина «____»____________201_г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр |
||
|
Пояснительная записка |
4 |
|
Формы контроля и критерии оценивания |
6 |
|
Перечень практических занятий |
7 |
|
Инструктивно-методические указания по выполнению практических занятий |
8 |
|
Используемая литература и интернет - ресурсы |
9 |
Приложение
Пояснительная записка
Методические указания предназначены в качестве методического пособия при проведении практических работ по дисциплине ОП.02. «Теоретические основы товароведения» для специальности СПО 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Практические работы проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Цель: -формирование практических умений, необходимых в последующей профессиональной и учебной деятельности. Задачи:
- обобщить, систематизировать, углубить, закрепить полученные теоретические знания по конкретным темам дисциплин общепрофессионального цикла;
- формировать умения применять полученные знания на практике;
- выработать при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практики.
Освоение дисциплины является частью освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих общих (ОК) компетенций:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
и профессиональных:
ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах; |
|
ПК 1.2. ПК 1.3. |
Осуществлять связи с поставщиками и потребителями; Управлять товарными запасами и потоками; |
ПК 2.1. Идентифицировать товар по ассортиментной принадлежности; |
|
ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров; ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы. |
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по дисциплине «Теоретические основы товароведения», обучающийся должен:
уметь: - распознавать классификационные группы товаров; - анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров;
В результате выполнения практических работ, обучающийся должен знать: - основные понятия товароведения; - объекты, субъекты и методы товароведения; - общую классификацию потребительских товаров; - классификацию продовольственных и непродовольственных товаров однородных групп; - виды, свойства, показатели ассортимента; - основополагающие характеристики товаров; - товароведные характеристики товаров однородных групп; - классификацию ассортимента, оценку качества; - количественные характеристики товаров; - факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик; - виды потерь, причины возникновения и порядок списания.
О проведении практической работы обучающимся сообщается заблаговременно: когда предстоит практическая работа, какие вопросы нужно повторить, чтобы ее выполнить. Просматриваются задания, оговаривается ее объем и время ее выполнения. Критерии оценки сообщаются перед выполнением каждой практической работы.
Перед выполнением практической работы повторяются правила техники безопасности. При выполнении практической работы обучающийся придерживается следующего алгоритма:
Записать дату, тему и цель работы.
Ознакомиться с заданием, правилами и условиями выполнения практического задания.
Повторить теоретические задания, необходимые для рациональной работы и других практических действий.
Выполнить работу по предложенному алгоритму действий.
Обобщить результаты работы, сформулировать выводы по работе.
Дать ответы на контрольные вопросы.
Объем работы может составлять 5-10 страниц, все приложения к работе не входят в ее объем.
Работа должна быть выполнена грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Задание со звездочкой повышенной сложности на оценку «отлично».
Формы контроля и критерии оценивания
Предметом оценки освоения дисциплины являются умения, знания, общие компетенции, способность применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
№ |
Тип (вид) контроля |
Проверяемые знания и умения |
Критерии оценки |
1 |
Тесты |
Знание основ товароведения и экспертизы |
«Отлично» - 100 – 90% правильных ответов «Хорошо» - 89 - 80% правильных ответов «Удовлетворительно» - 79 – 70% правильных ответов «Неудовлетворительно» - 69% и менее правильных ответов |
2 |
Устные ответы |
Знание основных понятий, законов, принципов и методов товароведения |
Устные ответы на вопросы должны соответствовать требованиям ГОСТа, учебных пособий, конспектов лекций по предмету. |
3 |
Отчет о выполнении практических работ |
Умения самостоятельно выполнять практические задания, производить расчеты и т.д. сформированность общих компетенций. |
Если практическая работа выполнена в полном объеме и правильно оформлена, то ставится оценка «5». Если практическая работа выполнена более чем на 75%, ставится оценка «4». Если практическая работа выполнена более чем на 60%, ставится оценка «3». В противном случае работа не засчитывается. |
4 |
Самостоятельная работа |
Знание основ товароведения в соответствии с пройденной темой, умение их применения при выполнении самостоятельных творческих заданий. |
Самостоятельная работа состоит из подготовки рефератов, тестов, кроссвордов, творческих проектов, оформления документов «Отлично» - полностью выполненное задание, тема раскрыта. «Хорошо» - небольшие недочеты в раскрытии темы и ее понимании «Удовлетворительно» - не полностью выполненное задание и допущены ошибки «Неудовлетворительно» - полностью отсутствует задание |
5 |
Проверка конспектов (рефератов, творческих работ) |
Умение ориентироваться в информационном пространстве, составлять конспект. Знание правил оформления рефератов, творческих работ. |
Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы. |
3.Перечень практических занятий
№ занятия |
Название практических занятий |
Количество часов |
Формируемые компетенции |
|
ПЗ. 1 |
Наиболее опасные пищевые добавки и их влияние на организм человека. Маркировка товаров индексом «Е». Безопасность товаров, влияние на организм человека наиболее опасных пищевых добавок. |
2 |
ОК 1-10; ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.3 |
|
ПЗ. 2 |
Изучение видов штрихового кодирования, работа по проверке правильности штрихового кода. |
2 |
ОК 1-10; ПК 1.1-1.4 |
|
ПЗ.3 |
1.Основные права и обязанности субъектов товароведной деятельности. |
2 |
ОК 1-10; ПК 1.1-1.4 |
|
ПЗ.4 |
Составление ассортиментного перечня товаров для магазина по продаже продовольственных товаров |
2 |
ОК 1-10; ПК 1.1-1.4 |
|
ПЗ.5 |
1. Виды и классификация дефектов, причины их возникновения. |
2 |
ОК 1-10; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3 |
|
ПЗ.6 |
2. Контроль и уровень качества товаров. |
2 |
ОК 1-10; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3 |
|
ПЗ.7 |
Практические занятия: 1. Описание потребительских свойств одежды по первому и второму уровню. |
2 |
ОК 1-10; ПК 1.1-1.4 ; ПК 2.1-2.3 |
|
ПЗ.8 |
1.Причины возникновения и порядок списания товарных потерь |
2 |
ОК 1-10; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3 |
Инструктивно-методические указания по выполнению
практического занятия
Методические указания для выполнения практических занятий включают:
- Наименование темы и наименование практической работы
-Цель работы
-Применяемое оборудование
-Задание для подготовки к лабораторной работе (практическому занятию)
-Ход работы (методика выполнения работы)
-Указания по составлению отчета
-Критерии оценки.
-Контрольные вопросы
Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, вводный текст с пояснениями (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях:
-фронтальная, (все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу).
-групповая (работа выполняется группами по 2-5 человек.
-и индивидуальная ( каждый студент выполняет индивидуальное задание).