Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Строительное черчение»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономноепрофессиональное образовательное учреждение Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
Методические указания
по выполнению практических работ
по дисциплине
ОП 08. Строительное черчение
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднегопрофессионального образования
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Составитель: преподаватель высшей категории
В.В. Тарасевич
г. Электроугли, Ногинский район
Московской области
2019 г.
Тезис к публикации
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП 08. Строительное черчение разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Целью методических указаний является закрепление знаний и формирование практических навыков по дисциплине ОП 08. Строительное черчение.
Методические указания могут быть использованы при самостоятельной работе обучающихся при решении типовых задач по модулю.
Данные методические указания предназначены для проведения практических занятий для обучающихся второго курса.
Содержание
Общие положения…………………………………………………………….4
Этапы и содержание практического занятия………………………………..4
Критерии оценки ……………………………………………………………..5
Указания по выполнению практических работ …………………………….9
Список литературы………………………………………………………….…..15
Общие положения
Методические указания по выполнению практических работ разработаны в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности, рабочей программой дисциплины ОП 08. Строительное черчениеи предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Целью методических указаний является закрепление знаний и формирование практических навыков по дисциплине ОП 08. Строительное черчение.
Методические указания могут быть использованы при самостоятельной работе обучающихся при решении типовых задач по модулю.
Данные методические указания предназначены для проведения практических занятий для обучающихся второго курса.
Практические работыпредусмотрены рабочей программой дисциплиныОП 08. Строительное черчениев количестве66 часов или 33 занятий.
2. Этапы и содержание практического занятия
1.Вступительна часть:
а) мотивация темы, цель занятия;
б) оценка готовности аудитории, оборудования и студентов;
в) характеристика содержания, порядка проведения и оценки
результатов практической работы.
2. Актуализация теоретических знаний студентов.
3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
4. Заключительная часть занятия (обобщение, выводы по теме, оценкаработы студентов на занятии.Домашнее задание - отчет).
3. Критерии оценки
Оценка «5»- все задачи решены верно, выводы сделаны правильно, студент ответил на все вопросы преподавателя. Возможны незначительные замечания по оформлению работы, неточность при округлении, не достаточно полный ответ на один из поставленных вопросов.
Оценка «4»- одна из задач решена с ошибками и (или) не верно сделан вывод и (или) дан неверный ответ на вопрос преподавателя.
Оценка «3»- две задачи решены с ошибками или одна из задач не решена и (или) не верно сделан вывод, ответы на вопросы преподавателя не верные.
Оценка «2»-три задачи решены не верно, или нет выводов и ни на один вопрос преподавателя не был дан ответ.
Оценка «1»- задачи не решены, на вопросы преподавателя студент не отвечает.
Таблица 1.
Количество часов и формы контроля
Раздел | № семестра 4, 5 | ||||
лекции | практика | Формы контроля | |||
Текущий | Итоговый | ||||
Раздел 1. Стандартизированное графическое оформление и чтение строительных чертежей. | 16 | 20 | Практические работы – семестр 4. | Дифференцированный зачет - семестр 4. | |
Раздел 2. Архитектурно – строительные чертежи. | 14 | 22 | Практические работы- семестр 5. | Дифференцированный зачет - семестр 5. | |
Раздел 3.Чертежи конструкций из различного материала. | 18 | 24 | Практические работы- семестр 5. | Дифференцированный зачет - семестр 5. |
Таблица 2.
Перечень практических работ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Объем часов |
Раздел 1. Стандартизированное графическое оформление и чтение строительных чертежей. Темы 1.1 – 1.8. | 20 | |
Практическая работа № 1: Основные элементы гражданских зданий | Рассмотреть характеристику конструктивных схем гражданских зданий, перечислить конструктивные элементы гражданских зданий. | 2 |
Практическая работа № 2: Основные элементы промышленных зданий | Рассмотреть характеристику конструктивных схем промышленных зданий, перечислить конструктивные элементы промышленных зданий. | 2 |
Практическая работа № 3: Типы лестниц. | Рассмотреть варианты лестниц. Выполнить расчет количества ступеней лестничного марша и выполнить рисунок. | 2 |
Практическая работа № 4: Привязка элементов здания к координационным осям. | Координационные оси здания. Правила привязки элементов здания к координационным осям. Выполнить чертеж плана здания с указанием координационных осей и размерных линий. | 2 |
Практическая работа № 5: Масштабы строительных чертежей. | Выполнить чертеж плана здания с выбором масштаба. | 2 |
Практическая работа № 6: Условные обозначении на строительных чертежах. | Изобразить линии, применяемые при выполнении строительных чертежей. | 2 |
Практическая работа № 7: Обозначение линий на строительных чертежах. | Выполнить чертеж с обозначением линий и дать им характеристику. | 2 |
Практическая работа № 8: Графическое обозначение материалов. | Выполнить узел опирания кровли на стену и обозначить материал, применяемый в узле. | 2 |
Практическая работа № 9: Заполнение граф спецификаций. | Изобразить спецификацию и заполнить ее графы. | 2 |
Практическая работа № 10: Обобщающее занятие. | Итоговое зачетное занятие. | 2 |
Раздел 2. Архитектурно – строительные чертежи. Темы 2.1 – 2.7 | 22 | |
Практическая работа № 1: Нанесение размеров, отметок. | Выполнить чертеж с нанесенными на плане размерными линиями и размерами, на разрезе показать основные отметки. | 2 |
Практическая работа № 2: Изображение плана этажа жилого (производственного) здания. | Выполнить чертеж плана этажа гражданского здания по заданию преподавателя. | 2 |
Практическая работа № 3 Изображение плана фундамента жилого (производственного) здания. | Выполнить чертеж плана этажа гражданского здания по заданию преподавателя. | 2 |
Практическая работа № 4: (продолжение): Изображение плана фундамента жилого (производственного) здания. | Выполнить чертеж фасада здания. | 2 |
Практическая работа № 5 Изображение фасада здания. | Выполнить чертеж фасада здания. | 2 |
Практическая работа № 6: Изображение разреза здания. | Выполнить чертеж разреза здания с нанесением размеров. | 2 |
Практическая работа № 7 (продолжение): Изображение разреза здания. | Выполнить чертеж разреза здания с нанесением размеров. | 2 |
Практическая работа № 8: Изображение плана кровли, крыши здания. | Выполнить чертеж плана кровли здания с нанесением соответствующих размерных линий. | 2 |
Практическая работа № 9: Конструктивный разрез стены. | Выполнить чертеж разреза стены здания с нанесением размеров. | 2 |
Практическая работа № 10 (продолжение): Конструктивный разрез стены. | Выполнить чертеж разреза стены здания с нанесением размеров. | 2 |
Практическая работа № 11: (продолжение): Конструктивный разрез стены. | Выполнение контрольной работы как итог раздела 2 и выставление оценки за 4 семестр. | 2 |
Раздел 3.Чертежи металлических конструкций. Темы 3.1 – 3.5 | 24 | |
Практическая работа № 12: Основные виды профилей металла. | Изобразить на чертеже профили металла. | 2 |
Практическая работа № 13: Условное обозначение соединений. | Изобразить условные обозначения соединений металлических конструкций. | 2 |
Практическая работа № 14: Чертеж балки. | Выполнить чертеж металлической балки. | 2 |
Практическая работа № 15: Конструкции каркасов производственных зданий. | Изобразить на чертеже каркас производственного здания и его элементы. | 2 |
Практическая работа № 16: Узлы фермы металлической. | Выполнить чертеж узлов металлической фермы. | 2 |
Практическая работа № 17: Схема расположения сборной железобетонной конструкции. | Выполнить чертеж расположения сборных железобетонных элементов. | 2 |
Практическая работа № 18 Чертежи железобетонных элементов. | Выполнить чертеж сборных железобетонных элементов. | 2 |
Практическая работа № 19: Схема монтажа плит перекрытия. | Выполнить чертеж плана плит перекрытия здания. | 2 |
Практическая работа № 20: Чертежи арматурных изделий. | Выполнить чертеж арматурных изделий. | 2 |
Практическая работа № 21 Чертежи стропил жилого дома. | Выполнить чертеж с изображением стропил жилого дома. | 2 |
Практическая работа № 22: Чертеж кирпичной кладки. | Выполнить чертеж с изображением кирпичной кладки. | 2 |
Практическая работа № 23: Обобщающее занятие. | Итоговое зачетное занятие. | 2 |
Всего | 66 |
Указания по выполнению практических работ
Раздел 1. Практическая работа 1- 10. Стандартизированное графическое оформление и чтение строительных чертежей.
Темы 1.1 – 1.8
Название практической работы:
№ 1.Основные элементы гражданских зданий.
№ 2. Основные элементы промышленных зданий.
№ 3. Типы лестниц.
№ 4. Привязка элементов здания к координационным осям.
№ 5. Масштабы строительных чертежей.
№ 6. Условные обозначении на строительных чертежах.
№ 7. Обозначение линий на строительных чертежах.
№ 8. Графическое обозначение материалов.
№ 9. Заполнение граф спецификаций.
№ 10. Обобщающее занятие.
Учебная цель: контроль восприятия изученного материала
Учебные задачи: оформление и изучение лекционного материала, подготовка конспектов, повторение материала для выполнения работы.
Правила безопасности: правила поведения в кабинете во время проведения практического занятия.
Норма времени: 1час 30 минут (академический час).
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
уметь:
- подбирать строительные конструкции для разработки архитектурно-строительных чертежей;
- читать строительные и рабочие чертежи;
знать:
- особенности выполнения строительных чертежей;
- графические обозначения материалов и элементов конструкций;
- требования нормативно-технической документации на оформление строительных чертежей;
- понятия о проектировании зданий и сооружений;
- правила привязки основных конструктивных элементов зданий к координационным осям.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
- методические указания по выполнению практического занятия;
- контрольные вопросы.
Порядок проведения занятия:
Для выполнения практической работы обучающиеся получают номер индивидуального варианта.
Теоретическое обоснование:
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Классификация конструктивных схем гражданских зданий.
Особенности конструктивной схемы производственных зданий.
Классификация лестниц.
Элементы лестниц.
Классификация каркасов одноэтажных производственных зданий.
Обозначение координационных осей на чертежах.
Правила привязки элементов каркасов к координационным осям.
Обозначение марок строительных конструкций.
Пример обозначения материалов в узле опирания кровли на стену.
Обозначение и назначение линий на строительных чертежах.
По окончанию практической работы студент должен представить:
- ответ лаконично, содержательно и кратко на поставленный вопрос;
- теоретические и практические знания;
- при необходимости рисунки, схемы;
- текст четкий, разборчивый, выполненный ручкой, рисунки – карандашом;
- в заключение работы при необходимости выполняется вывод.
По окончанию практической работы студент должен представить выполненную в рабочей тетради практическую работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Раздел 2. Практическая работа 11 - 21.Архитектурно – строительные чертежи.
Темы 2.1 – 2.7
Название практической работы:
№ 1. Нанесение размеров, отметок.
№ 2. Изображение плана этажа жилого (производственного) здания.
№ 3. Изображение плана фундамента жилого (производственного) здания.
№ 4. (продолжение): Изображение плана фундамента жилого (производственного) здания.
№ 5. Изображение фасада здания.
№ 6. Изображение разреза здания.
№ 7. (продолжение) Изображение разреза здания.
№ 8. Изображение плана кровли, крыши здания.
№ 9. Конструктивный разрез стены.
№ 10. (продолжение) Конструктивный разрез стены.
№ 11. (продолжение) Конструктивный разрез стены.
Учебная цель:контроль восприятия изученного материала
Учебные задачи: оформление и изучение лекционного материала, подготовка конспектов, повторение материала для выполнения работы.
Правила безопасности:правила поведения в кабинете во время проведения практического занятия.
Норма времени: 1час 30 минут (академический час).
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
уметь:
- использовать информационные технологии при проектировании строительных конструкций;
- читать строительные чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования;
знать:
- порядок выполнения чертежей планов, фасадов, разрезов, схем;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
- методические указания по выполнению практического занятия;
- контрольные вопросы.
Порядок проведения занятия:
Для выполнения практической работы обучающиеся получают номер индивидуального варианта.
Теоретическое обоснование:
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Правила нанесения размеров на чертежах.
Правила нанесения отметок на чертежах.
Порядок выполнения плана этажа жилого здания.
Порядок выполнения плана производственного здания.
Правила выполнения плана фундамента.
Порядок выполнения фасада здания.
Правила выполнения разреза здания.
Изображение конструктивного разреза стены.
По окончанию практической работы студент должен представить:
- ответ лаконично, содержательно и кратко на поставленный вопрос;
- теоретические и практические знания;
- при необходимости рисунки, схемы;
- текст четкий, разборчивый, выполненный ручкой, рисунки – карандашом;
- в заключение работы при необходимости выполняется вывод.
По окончанию практической работы студент должен представить выполненную в рабочей тетради практическую работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Раздел 3. Практическая работа 12 - 23.Чертежи конструкций из различного материала. Тема 3.1 – 3.9
Название практической работы:
№ 12. Основные виды профилей металла.
№ 13. Условное обозначение соединений.
№ 14. Чертеж балки.
№ 15.Конструкции каркасов производственных зданий.
№ 16. Узлы фермы металлической.
№ 17. Схема расположения сборной железобетонной конструкции.
№ 18. Чертежи железобетонных элементов.
№ 19. Схема монтажа плит перекрытия.
№ 20. Чертежи арматурных изделий.
№ 21. Чертежи стропил жилого дома.
№ 22. Чертеж кирпичной кладки.
№ 23. Обобщающее занятие.
Учебная цель: контроль восприятия изученного материала
Учебные задачи: оформление и изучение лекционного материала, подготовка конспектов, повторение материала для выполнения работы.
Правила безопасности: правила поведения в кабинете во время проведения практического занятия.
Норма времени: 1час 30 минут (академический час).
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
уметь:
- использовать информационные технологии при проектировании строительных конструкций;
- читать строительные чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования;
знать:
- особенности выполнения строительных чертежей.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
- методические указания по выполнению практического занятия;
- контрольные вопросы.
Порядок проведения занятия:
Для выполнения практической работы обучающиеся получают номер индивидуального варианта.
Теоретическое обоснование:
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Основные профили металла.
Классификация сварных соединений.
Обозначение соединений на чертежах.
Каркасы производственного здания.
Понятие монтажной схемы
Основные элементы фермы.
Обозначение фермы на чертежах.
Классификация связей и их назначение.
Обозначение связей на чертежах.
Классификация узлов фермы.
Расположение железобетонных элементов на чертежах.
Особенности плана перекрытий здания.
Изображение арматурных изделий.
Назначение стропил и их обозначение.
Изображение кирпичной кладки.
По окончанию практической работы студент должен представить:
- ответ лаконично, содержательно и кратко на поставленный вопрос;
- теоретические и практические знания;
- при необходимости рисунки, схемы;
- текст четкий, разборчивый, выполненный ручкой, рисунки – карандашом;
- в заключение работы при необходимости выполняется вывод.
По окончанию практической работы студент должен представить выполненную в рабочей тетради практическую работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Список литературы
1. Синянский И.А. Типология зданий и сооружений. М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 224 с.
2. Шерешевский И.А. Жилые здания. М: Архитектура С, 2016. - 124 с.
3. Шерешевский И.А. Конструирование гражданских зданий. М.: Архитектура С, 2017. - 176 с.
4. Юдина А.Ф. Строительство жилых и общественных зданий. М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 384 с.
При выполнении практических работ студент должен ответить лаконично, содержательно и кратко на поставленный вопрос, а также показать и проявить теоретические и практические знания.
При необходимости выполняются рисунки, схемы. Текст должен быть четкий, разборчивый выполнен ручкой, рисунки – карандашом.
В заключениеработы при необходимости выполняется вывод.
По окончанию практической работы студент должен представить выполненную в рабочей тетради практическую работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Норма времени на выполнение практической работы может быть 1- 2 занятия, т.е. 1,5 – 3,0 часа.