Методическое пособие «Дом знаний» для дошкольников и младших школьников
Методические рекомендации к использованию развивающего пособия
« Дом знаний».
Данное пособие может использоваться педагогами для решения следующих задач:
Развитие зрительной памяти дошкольников и младших школьников.
Формирование умения классифицировать и обобщать предметы
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания детей
Развитие логического и наглядно-образного мышления
Активизация речи детей.
Дидактическая игра «Фрукты-овощи».
Цель игры: Научить ребенка классифицировать растения в группы и называть эти группы обобщающими словами –фрукты, овощи.
Ход игры: взрослый или ребенок в первое окошко каждого этажа дома помещает карточку с наименованием фрукты, овощи. А затем предлагается заполнить окошки подходящими карточками с изображением фруктов, овощей. После ребенку предлагается ответить на вопрос: «Почему ты поставил эту карточку в это окошко.
Дидактическая игра «Безопасность».
Цель игры : Закрепление знаний о правилах дорожного движения. Развитие внимательности, связной речи ребенка.
Ход игры: Из набора карточек воспитатель предлагает детям выбрать карточки, на которых изображено правильное поведение пешеходов и неправильное и разделив их на две группы заселить окошки в доме.
Дидактическая игра « Разгадай слово».
Цель игры: активизирует речь ребенка, умение рассуждать, развитие внимательности и мышления.
Ход игры: в первое окошко этажа помещается ребус, остальные окошки этажа необходимо заполнить буквами из которых в итоге получится зашифрованное слово.
Дидактическая игра «Домашние и дикие животные».
Цель игры: Формирование умения классифицировать животных на диких и домашних.
Ход игры: Из представленного набора карточек ребенку предлагается заселить одну половинку дома домашними животными, а другую дикими. После чего ребенок объясняет кто такие дикие(домашние) животные и какие представители к ним относятся.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель игры: Познакомить ребенка с изменениями, происходящими в природе при наступлении времен года «Зима» «Весна» « Лето» « Осень».
Ход игры: Выберете одну большую карточку (например «Зима») и несколько(5-6шт) маленьких (карточки с изображением особенностей времен года). Произвольно разложите их на столе.
Глядя на маленькие карточки, задайте ребенку наводящий вопрос, например: «Какого цвета зайка зимой?». Малыш должен найти соответствующую маленькую карточку и присоединить её к карточке «Зима».
Детям 5-6 лет можно предложить самостоятельно разместить картинки в окошках домика, так чтобы они соответствовали первому соседу на этаже.
Дидактическая игра « Веселая геометрия».
Цель игры: поможет детям закрепить знания о форме и цвете предметов, а также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и наглядно-образное мышление.
Ход игры:
Первый вариант.
В первое окошко каждого этажа помещается картинка с изображением геометрической фигуры(круг, квадрат, треугольник, овал). Детям предлагается заселить окошки по соседству картинками, на которых изображены предметы, но так чтобы они были схожи по форме.
Второй вариант
В первое окошко каждого этажа помещается однотонная цветная карточка, детям предлагается подобрать соседей по этажу, соответствующего цвета.
Дидактическая игра « Профессии».
Цель игры: Формирование умения различать профессии, выявление их особенностей, а так же развитие внимания, логического мышления, речи.
Ход игры: Играть можно индивидуально, так и с небольшой группой детей. Ребенку предлагается заселить этаж, в первом окошке каждого этажа изображен представитель профессии. Ведущий показывает маленькую карточку с изображенным на ней предметом. Ребенок должен назвать этот предмет, подумать, какой профессии он соответствует и почему, и поместить в соответствующее окошко .
Дидактическая игра « Противлположности».
Цель игры: развивать речь детей, внимательность и умение находить различия в представленных картинках, группировать картинки по признаку -противоположность.
Ход игры:
Дом поделен на две половинки, из представленного набора карточек предлагается заселить окошки так, чтобы карточки слева имели значение прямо противоположное своим соседям справа. Ребенку предлагается назвать, что нарисовано на карточках и ответить почему он поместил эти карточки друг напротив друга.
Методические рекомендации к использованию пособия « Зеркало настроений».
Цель игры:
- знакомство с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх;
-учит распознавать эмоциональные проявления других детей по различными признакам (мимика, пантомимика, интонация);
- обогащает и активизирует словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
Ход игры:
Первый вариант
Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, к брови приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.
Затем всем детям ведущий задает вопрос
-Какое настроение у этого человека?
- Предположите, почему оно такое.
Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.
-Кто может найти добрые, теплые слова для…(если детьми в зеркале показаны негативные эмоции)
-Как можно поделиться радостью? хорошим настроением?
Второй вариант
Ведущий зачитывает группе детей ситуации и предлагает изобразить эмоцию героя. Дети участвуют в игре по желанию.
-Девочка потерялась в большом магазине.
-Бабушка расстроилась, что ее внучка опоздала к ужину.
-У мальчика Саши день рождения
-Девочка Катя поссорилась с подругой
-Маше подарили новую куклу
-У Димы сломался робот
-Иришка увидела самолет, он летел очень низко, так что она могла все -все разглядеть.
-Антон разбил мамину вазу
-Юра подрался со старшим братом
-Мама пришла с работы, а Илюша с папой убрались дома и приготовили ужин.