12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Буньков Андрей Владимирович3569
Россия, Свердловская обл., Алапаевск

« ПОДРУЖИСЬ С АЛГОРИТМАМИ». Методическое пособие для школьников.

Составитель: Буньков Андрей Владимирович, учитель биологии, 1 КК

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ АЛГОРИТМЫ?

Алгоритм – последовательность действий, инструкций, при выполнении которых достигается требуемый результат, которая приводит к решению поставленной задачи.

Хотя алгоритм – это одно из наиболее важных понятий в математике и информатике, но с ним мы также часто имеем дело и на других учебных предметах.

Почти во всех сферах жизни мы повседневно сталкиваемся с инструкциями, предписаниями, рецептами, правилами, в соответствии с которыми происходит та или иная человеческая деятельность. Например:

    Составляем распорядок дня, чтобы многое успеть;

    Достаём кулинарную книгу и строго следуем рецепту, написанному в ней, чтобы блюдо удалось и можно было угостить своих друзей;

    Соблюдаем правила дорожного движения при переходе через улицу.

Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.

Алгоритмическое мышление – искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.

Понятие алгоритма ценно не только практическим использованием, оно имеет важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

    целеустремленность и сосредоточенность;

    объективность и точность;

    логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;

    умение четко и лаконично выражать свои мысли;

    правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения

Любое усвоение знаний строится на усвоении тобой учебных действий, овладев которыми, ты смог бы усваивать знания самостоятельно.

Знания будут усвоены тогда, когда ты сможешь воспользоваться ими, применить их на практике в незнакомых ситуациях.

Задумайся о своем будущем.Подружись с алгоритмами !

1.УЧИСЬ СЛУШАТЬ

    Приведи в порядок рабочее место - пусть ничто не отвлекает внимания.

    Настойся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.

    Вникни в формулировку темы лекции.

    Осознай поставленную цель.

    Изучи план лекции.

    Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе – таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли.

    Старайся представить услышанное.

    Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.

    Выдели в лекции основные мысли, положения. Объедини их вокруг темы лекции.

2.УЧИСЬ ВЕСТИ ЗАПИСИ С ГОЛОСА

    Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.

    Приступай к записи в тот момент, когда учитель заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

    Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись вести трудно), отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл.

    Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.

    Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).

    Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.

    Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.)

    В ближайшие дни обработай стиль конспекта, выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д.

3.ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА

    Запись должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста – это улучшает его обозреваемость.

    В тексте необходимо применять выделения и разграничения:

    подчеркивание и отчеркивания (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать тем же цветом, которым написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом ( при этом не следует превращать текст в пестрые картинки);

    отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);

    пробельные строки (для отделения одной мысли от другой;

    нумерацию;

    выделение текста с помощью рамки (обычно рамки заключают определения, формулы, правила, законы).

Со временем у вас выработается своя система выделений.

    При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.

4.КАК ДЕЛАТЬ ВЫПИСКИ

Выписать – найдя в источнике нужную мысль, списать ее, записать.

    Вчитайся в название статьи, осмысли его.

    Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай мысли

    Стремись к краткости записи.

    Отделяй одну мысль от другой.

    Закончив работу, выпиши все данные источника.

5.КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Основные требования к написанию конспекта:

    системность и логичность изложения материала,

    краткость,

    убедительность и доказательность.

Этапы конспектирования

    Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.

    Выясни в словаре значения новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.

    Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстрацией. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремясь к краткости, пользуйся правилами записи текста.

    Прочитай конспект еще раз, доработай его.

6.ПЛАН - КОНСПЕКТ

Это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое

время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

Этапы работы:

    Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.

    Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.

    Сформулируй и запиши вывод.

7.ТЕКСТУАЛЬНЫЙ (ЦИТАТНЫЙ) КОНСПЕКТ

Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат.

Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило служит только иллюстрацией к изучаемой теме.

Этапы работы:

    Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.

    Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

а) …….(цитата);

…….(цитата);

…….(вывод).

б) …….основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.

    Прочитай написанный текст, сверь его с оригиналом.

    Сделай общий вывод.

8.СВОБОДНЫЙ КОНСПЕКТ

Это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серьезных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.

Этапы работы:

    Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.

    Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.

    Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.

9.ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ

Это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы

Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.

Этапы работы:

    Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии.

    Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.

    Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложи осознанный материал.

10.УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

1. Вдумайся в название темы конспекта, вспомни материал, изученный на уроках по этой теме.

11. КАК СОСТАВИТЬ ТЕЗИСЫ

Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

    Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения. Эта подсказка поможет тебе в работе.

    Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием).

    Определи главную мысль каждой части (можно отчеркиванием).

    Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.

    Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.

    Отделяй пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними

12.УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН

План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

Тема — это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.

Основная мысль — это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Простой план — это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.

2.

3. и т.д.

Сложный план — это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:

1. 1.1. 1.2.

2. и т.д.

Рекомендуем:

Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.

Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.

Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.

Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

 

Как составлять план текста

Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. Разделите текст на смысловые части, определите их тему и основную мысль, на основании этого озаглавьте их.

3. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

4. Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.

5. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

13. КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТ

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п.

    Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.

    Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.

    Составь план реферата.

    Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключении которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.

    Прочитай текст и отредактируй его.

    Правильно оформи реферат ( на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; начни с плана, не забудь оставить широкие поля.

не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список ресурсов,

укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска; адреса сайтов сети Интернет).

14.УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ СПИСОК РЕСУРСОВ ПО ТЕМЕ

1.Прочти тему.

2.Определи идею.

3.Выдели ключевые понятия темы.

4.Просмотри библиографический указатель, используя каталог, необходимые Интернет- сайты.

5. Составь список необходимой литературы в алфавитном порядке, соблюдая следующую последова­тельность:

фамилия и инициалы автора;

название книги, статьи (иногда и подзаголовка);

место издания;

название издательства;

год издания.

15.УЧИСЬ ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕФЕРАТ

1. Назови тему.

2. Дай историческую справку по теме.

3.Приведи фактические и статистические данные (если они есть) о целесообразности темы.

4.Укажи практическую направленность темы.

5.Выскажи достоинства темы.

6.Сформулируй гипотезу.

7.Подготовь оформление (иллюстрации, графики, схемы, музыкальные вставки и т.д.)

8.Подготовься к публичной защите.

16.УЧИСЬ ОФОРМЛЯТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

1. Собери информацию, выбери картинки. Если это изображения из Интернета, то обязательно запиши адреса источников.
2. Правильно выбери фон для создания работы. В учебной презентации не должно быть ярких цветов.
3. Выбери размер шрифта. Помни: текст должен быть хорошо виден и читаем.
4. На слайдах не должно быть много текста.


5. Картинки, фотографии должны быть высокого качества и соответствовать заявленной теме.
6. На первом слайде должно быть название работы, имя и фамилия автора.
7. Помни, что твоя работа должна быть интересна всем!

17.УЧИСЬ ПУБЛИЧНО ВЫСТУПАТЬ

1.Подготовься к публичному выступлению (имидж, репетиция перед зеркалом, проговаривание текста собеседнику и т.д.).

2. Собственно защита:

а) собственная презентация;

б) назови тему;

в) представь план своего изложения;

г) определи время изложения;

д) выскажи основную идею темы

е) обоснуй достоинства темы;

ж) кратко изложи содержание с включением цитат;

з) выскажи собственную позицию к содержанию по теме;

и) сделай вывод;

к) предложи ответить на вопросы.

18.ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ

    Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.

    Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

    Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

    Отдели основополагающий материал от иилюстративного, который запоминать не надо.

    Произнеси несколько раз новые слова, даты.

    Проговори вслух формулировки выводов, законов.

    Воспроизведи весь материал по плану.

19. УЧИСЬ ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ

    Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.

    Читая, не только вникай в смысл написанного. но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.

    Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.

    Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения.

    Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова- паразиты, не допускай ненужных повторов – это обедняет речь.

    Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.

    Ежедневно читай вслух 15-20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.

20. ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧИ

    Содержательная – полно, конкретно, четко раскрывать тему.

    Логичная – последовательно, доказательно, пропорционально раскрывать содержание; выводы должны обосновываться в процессе изложения фактов.

    Богатая – по форме, по своим синтаксическим конструкциям, по словарному составу, по применяемым языковым средствам (синонимам, образным выражениям и др.).

    Эмоциональная и выразительная - ярко и образно выражать мысли и чувства говорящего, его оценки явлений, фактов (посредством умелого отбора примеров, эпитетов, точных слов, интонаций).

    Правильная – соблюдение норм русского литературного языка, чистоты речи – отсутствие слов – паразитов, диалектов и написания терминов.

21.УЧИСЬ ОЦЕНИВАТЬ ОТВЕТ

Оценка ответов обучающихся производится в соответствии

с 5-ю критериями структуры ответа.

Критерий ответа

Адекватность

Аргументированность

Средства информации

Собственная позиция

Способы представления информации

Оценивание производится по следующей шкале:

«2» –не проявляется;

«3» – проявляется слабо;

«4» – проявляется на достаточном, хорошем уровне;

«5» – проявляется на высоком, отличном уровне.

Критерии оценки и самооценки ответов обучающихся

1. Адекватность ответа (соответствие ответа вопросу).

Адекватный ответ будет содержать соответствующие ключевые слова («такой-то», «такие-то», «потому что», «из-за», «по причине», «для того, чтобы» и другие).

Неадекватный ответ выглядит как последовательность случайных ассоциаций, вызванных каким-либо словом или выражением.

Отвечающий по рассеянности или намеренно «уходит» от вопроса, переключившись на второстепенный, случайный предмет.

2. Аргументированность (обоснованность ответа) - имеются доказательства, аргументы, рассуждения.

Обнаружить аргументы или их отсутствие несложно: после высказывания главной мысли (основного ответа) должно последовать доказательство, развитие мысли («потому что», «так как»).

3. Использование различных источников информации.

Распространёнными источниками информации, необходимой для доказательства, являются учебная литература, специальная литература, СМИ.

Отсутствие упоминания хотя бы одного из источников информации делает сообщение неубедительным. Делая ссылку на источник информации (статья периодического издания, информация, полученная по сети Интернет, необходимо указывать автора тех или иных суждений).

4.Выражение собственной позиции – высказывание личного отношения, собственного мнения.

Отвечающий сообщает в своём выступлении «по-моему», «я думаю», «я считаю». Это является личной ответственностью за содержание ответа, высказывания. Но просто наличие оборота «я считаю» не является источником доказательства. Обязательно необходима ссылка на источник информации, с которым выступающий выражает своё согласие (несогласие).

Личная позиция обычно включает эмоционально-ценностный компонент – одобрение, возмущение, восхищение и т.д.

5. Использование различных способов представления информации (таблиц, схем, графиков, диаграмм, рисунков, электронных презентаций и т. д.).

Отметить наличие названных элементов и оценить их уместность.

Возможные ошибки: 1). Объёмные ответы старшеклассников – одна и та же мысль повторяется несколько раз.

2). Таблиц и графиков много, но отсутствуют выводы на их основе.

3). Таблица приводится в доказательство второстепенного, не очень важного утверждения, не является ответом на основной вопрос.

Советы для избежания ошибок:

Для любителей многословного изложения. Используйте логические цепочки, блок-схемы как способы передачи особо важных мыслей.

Используете таблицы и графики - делайте краткие выводы по каждой таблице или графику.

Умеете по-разному представить информацию – имеете большие преимущества экономично и быстро донести нужную информацию до слушателей, как в деловой, так и в личной сфере.

22.УЧИСЬ РАБОТАТЬ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ

В ГРУППЕ

1. составляем описание

1. Рассмотрите объект или явление (форму, цвет, размер и др. – для объекта, периодичность, продолжительность, интенсивность и др. – для явления).

2. Разделите объект или явление на части.

3. Перечислите основные признаки выделенных частей.

4. Составьте описание (письменное или устное).

Назовите объект своего описания. Дайте ему определение. Определите его место в живом мире.

Перечислите составляющие части изучаемого объекта и их особенности.

Укажите, есть ли взаимосвязь частей объекта друг с другом.

Укажите, как связан объект (явление) с другими представителями живой и неживой природы.

2. передаем содержание текста в сжатом или развернутом виде

1. Прочитайте текст.

2. Определите рамки темы.

3. Установите причинно-следственные связи и оформите их в собственный текст.

4. Приведите примеры.

5. Выделите и сформулируйте главную мысль.

6. Установите последовательность изложения текста.

3. восстанавливаем текст

1. Прочитайте текст.

2. Определите смысл новых понятий (опираясь на текст или пользуясь словарем).

3. Определите главные и второстепенные мысли.

4. Найдите в тексте факты, описание опытов, явлений.

5. Восстановите логику изложения этого текста.

6. Восстановите текст.

4. выполняем задания в тестовой форме

1. Внимательно прочитайте текст и задания к нему.

2. Отвечайте только после того, как вы поняли и проанализировали все варианты ответа или нашли ответ в тексте задания.

3. Задания, требующие выбор главной мысли, заголовка и определения понятия, имеют один правильный ответ. Задания на подбор примеров и верных утверждений могут иметь как один, так и несколько правильных ответов.

4. Порядок выполнения заданий может быть произвольным, так как задания не связаны друг с другом.

5. Время на выполнение одного задания 5-7 мин

5. выделяем главную мысль

1. Выделите в тексте новые понятия, дайте им определения.

2. Выделите ключевые слова, определите, в каком контексте они используются.

3. Найдите в тексте утверждения и примеры, подтверждающие их.

4. Выделите главную мысль, опираясь на название текста.

6. озаглавливаем абзац

1. выделите ключевые слова;

2. схематизируете текст;

3. приведите собственные примеры;

4. ответьте на вопрос: «О чем абзац? (о явлении, процессе, взгляде, объекте или какой-то его части или свойстве) или определите «предмет разговора» в абзаце;

5. оформите заголовок.

7.изучаем текст

1.прочитайте текст.

2.определите смысл основных понятий текста.

3.составьте вопросы ( и найдите на них ответы), которые отражали бы все основные мысли текста.

4.перескажите содержание текста своими словами.

5.озаглавьте текст.

Алгоритм работы по изучению текста

    Прочитайте текст (одновременно вслух, про себя, вслух по очереди).

    Выделите и объясните непонятные слова. Особо обратите внимание на многозначные слова. Запишите значение новых терминов в тетрадь.

    Восстановите абзац.

    Оформите главную мысль текста. Приведите собственные примеры, подтверждающие собственную мысль.

    Оформите заголовок.

Памятка для составления плана

    Выделите в тексте непонятные слова и словосочетания.

    Выделите существенное содержание (главную мысль).

    Найдите в тексте параметры, доказательства, дополнительную информацию (по отношению к главной мысли).

    Сформулируйте и запишите заголовок текста.

Памятка для составления рассказа в группе по плану

    Найдите понятия в формулировке темы. Дайте им определения.

    Составьте вопросы по данной теме и ответьте на них.

    Выразите главную мысль, которую хотите донести в рассказе.

    Обсудите последовательность изложения материала (определите логику своего изложения). Составьте план рассказа.

    По каждому пункту плана приведите несколько примеров, подтверждающих основную информацию.

    Изложите свой рассказ группе.

    Выслушайте замечания и скорректируйте текст.

Памятка для составления описания

    Рассмотрите объект или явления (форму, цвет, размер и др. – для объекта, продолжительность, интенсивность и др. для явления).

    Разделите объект или явления на части.

    Перечислите основные признаки выделенных частей.

    Составьте описание (письменное или устное)

назовите объект своего описания; дайте ему характеристику; определите ему место в живом мире;

перечислите основные части изучаемого объекта и их особенности;

укажите, есть ли взаимосвязь частей объекта друг с другом;

укажите, как связан объект (явление) с другими представителями (явлениями) живой и неживой природ

Алгоритм поиска главной мысли

Главная мысль может отражаться в тексте в явном или неявном виде. Определить главную мысль помогают поиск в тексте новых понятий или ключевых слов, проработка слов и словосочетаний, а также наличие примеров, подтверждающих главную мысль.

выделите в тексте главные понятия, дайте им определения;

выделите ключевые слова, определите, в каком смысле они используются;

найдите в тексте упражнения и примеры, подтверждающие их;

выделите главную мысль, опираясь на название текста.

Алгоритм выполнения заданий тестовой формы

    Внимательно прочитайте текст и задания к нему.

    Отвечайте только после того, как вы поняли и проанализировали все варианты ответа.

    Задания, требующие выбора главной мысли, формулирования заголовка и определения понятия имеют один правильный ответ. Задания на подбор примеров и верных утверждений могут иметь как один, так и несколько правильных ответов.

    Порядок выполнения заданий может быть произвольным, так как задания не связаны друг с другом.

23.УЧИСЬ РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

Знакомство

    Ознакомьсят со структурой учебника. Рассмотри оглавление: какие темы и вопросы предстоит вам изучить. Как пользоваться оглавлением?

    Рассмотри, чем заканчиваются каждый параграф, тема, раздел. Как ты думаешь, для чего в конце каждого параграфа даны вопросы и упражнения?

    Какие условные обозначения приняты в тексте учебника?

    Как в учебнике выделяются определения понятий, законов?

    Какие иллюстрации даны в учебнике? С какой целью?

6.Рассмотри инструкции по выполнению лабораторных опытов и практических работ. Где они расположены? С какой целью авторы учебника их вводят? Для чего в отдельные инструкции включены рисунки, таблицы?

7.Найди в учебнике страницы, где даны ответы на наиболее трудные вопросы и задачи.

8.Обрати внимание на предметный и именной указатели. Для чего они включены в учебник? Как ими пользоваться?

9.Назови авторов учебника.

Иллюстрации

    Назови цель применения рисунка, таблицы или схемы при изучении конкретного материала.

    Вдумайся в название иллюстрации. Соответствует ли оно представленному в иллюстрации содержанию? К какой части параграфа относится эта иллюстрация?

    Рассмотри внимательно рисунок (таблицу, схему). Что здесь изображено?

    Найди в тексте параграфа сведения, факты, подтверждающие или конкретизирующие содержание приведенной иллюстрации.

    Составь сами рассказ по рисунку (схеме и т.д.).

    Сравни два рисунка в учебнике (или две таблицы), отметьте сходства и различие их. На основе систематизации изученного материала составьте таблицу или схему, отражающую классификацию, строение ,функции, областей применения

7. Назови авторов учебника.

8. Ознакомься со справочными таблицами учебника. Какие сведения представлены в этих таблицах?

Выделение главного

1. Внимательно прочитай параграф или часть его. Выдели главное (основную мысль) в прочитанном тексте.

    Выдели известные вам понятия. Где вы встречались с ними ранее?

3. Выпиши новые понятия, определения, формулировки. Найди в тексте примеры, факты, подтверждающие главное (основное) в

содержании материала. Придумай свои примеры, взятые из жизненных наблюдений, подтверждающие главное

Подготовка пересказа

    Внимательно прочитай материал параграфа.

    Найди в тексте ответы на поставленные вопросы.

    Составь ответы на вопросы другими словами.

Перескажи содержание параграфа другими словами (кратко, подробно, близко к тексту), используя составленный тобой план.

24.УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ СХЕМУ

1.Подготовь рабочее место и канцелярские принадлежности.

2.Прочти текст.

3.Выдели главную идею текста.

4.Раздели текст на части.

5.Определи их название.

6.Установи связи, последовательность.

7.Выбери систему условных обозначений.

8.Продумай пространственное расположение на листе.

9.Начерти схему на листе.

10.Внеси собственное дополнение в продолжение схемы.

25.УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ КЛАСТЕР

1.  Напиши ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.

2. Записывай слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

3.  По мере того как возникают идеи, ты их записываешь.

4.  Выпиши столько идей, сколько придет на ум

26. УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ ГРАФИК

    Подготовь рабочее место.

    Прочти задание.

    Определи параметры и масштаб для построения графика.

    Выбери условные обозначения (цветограмма, символы, знаки, линии).

    Построй оси координат.

    Укажи на осях обозначения параметров.

    Сделай вывод.

27. УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ ТАБЛИЦУ

1. Прочти текст.

2.  Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что описывается – организм (организмы) или процесс (процессы)

3.Если «героем» текста является живой организм, тогда в названиях вертикальных столбцов - граф- могут быть:

-название организма;

-состав организма;

- строение организма;

-особенности жизнедеятельности;

-роль в природе;

-значение для человека.

название

состав

строе

ние

особенности жизни

роль в природе

значение

для человека

4.Если в тексте идет речь о процессе ( дыхание, питание, размножение и т.д.), то столбцы могут содержать информацию о :

-механизмах процесса;

-условиях процесса;

-результатах процесса

название процесса

условия процесса

механизмы процесса

результат процесса

значение процесса

5.Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то достаточно трех столбцов:

- название объекта ( процесса);

-сходство;

-различие

название

сходство

различие

объект 1

объект 2

Можно также сделать таблицу со столбцами, в «шапке» которых перечислены все характеристики, по которым идет сравнение. Тогда останется только ставить «+» или «-» в соответствующей ячейке.

название

свойство 1

свойство 2

свойство 3

свойство 4

свойство 5

6.Определи признаки, по которым можно систематизировать материал

7. Начерти таблицу с определенным количеством граф.

8. Впиши название признаков в графу.

9. Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.

10. Сделай вывод.

28.УЧИСЬ РАЗГАДЫВАТЬ РЕБУС

1. Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка.

2. Названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже.

3. Если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево.

4. Если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него - не читаются последние буквы. Сколько запятых, столько букв и нужно «убрать».

5. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета.

6. Если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке; Каждая цифра соответствует ее порядковому номеру в слове.

7. Если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;

8. Если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами;

9. Слова, в которых есть сочетание букв НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ПРИ, О, У, В, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов. Буквы могут быть изображены внутри других букв, над другими буквами, под и за ними. В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы.

10. Буквы С и В могут стать предлогами.

11. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог ИЗ.

12. Слог ПО может стать предлогом, когда буквы могут быть изображены по поверхности других букв.

 Следует отметить, что разгадывая ребус, нужно уметь правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка.

Кроме знания правил, понадобятся ещё смекалка и логика.

29.УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ КРОССВОРД

КРОССВО'Д, а, м. [англ. crossword]- задачи-головоломки на подыскание заданных условием слов.

1.Сетка кроссворда быть красивой и не должна распадаться на отдельные части.

2.Слова могут быть любой длины, начиная от двухбуквенных. Но слова из двух, трёх и четырёх букв не должны преобладать в кроссворде, если, конечно, это не является главной задумкой автора. Длинные слова придают кроссворду законченность и изящество.

3.Отрицательный эффект на восприятие кроссворда оказывают неблагозвучные слова, вызывающие неприятные ассоциации (например, названия болезней). Поэтому употребление их в кроссвордах крайне нежелательно.

4.Слова в головоломке должны находиться в именительном падеже, единственном числе. Исключение составляют названия народов, жителей государств, городов и т.д., а также слова, у которых нет единственного числа. Никакие другие слова, кроме существительных и имён собственных в кроссворде употребляться не должны.
Никакое загаданное слово нигде не должно встречаться в толковании.

5.Слова надо стремиться пересекать чаще на согласных, а не на гласных. Это упрощает разгадывание, и, одновременно, улучшает саму структуру кроссворда, повышая его качество.

6.Слова не должны иметь "хвосты", т.е. не должно оставаться больше одной буквы в слове до (и после) первого (и, соответственно, последнего) пересечения с другим словом. Также нельзя допускать наличие таких промежутков в две и более букв внутри слова, между соседними пересечениями.





30.УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ ТЕСТ

1.Вопрос в тесте должен быть вопросом, т.е. начинаться вопрос  должен с таких слов, как «что», «как», «когда», «где», «сколько» или с фраз «в каких случаях», «каким образом», «в каком месте», «с кем из», «с какой» и т.д., а заканчиваться, соответственно, знаком вопроса.

2.В самом начале при составления теста нужно однозначно определиться с количеством правильных ответов в тесте. Если предполагается, что вопрос в составленном тесте с множественным выбором правильных ответов, тогда в тексте вопроса необходимо написать «выберите «Х» правильных варианта(ов) ответов».

3.Тестовые вопросы и задания должны составляться в соответствующих целях. Вопросы могут быть легкие и трудные, простые и сложные, наивные и каверзные. Однако нужно понимать, что если вопрос в тесте составляется для аттестации, то вопрос не должен быть сложным, хитрым или коварным.

Если нужно  просто узнать, знает человек или не знает что-то, то и вопрос должен создаваться с учетом этого.

4.Вопросы в тесте должны быть корректными. Необходимо избегать использования очевидных, тривиальных, малозначащих вопросов и формулировок.

5.Вопросы в тесте должны быть сформулированы ясным, четким языком. Рекомендуется начинать составлять тестовые вопросы с формулировки правильного ответа, это помогает избежать возникновения нескольких правильных ответов.

6.Вопросы в тесте нужно  составлять с учетом того, что среднее время его просмотра составляет 2 минуты, а максимально скорее всего  не превышает 5 минут.

7.Очень желательно, чтобы исходные условия тестового вопроса не превышали 40-50 слов. Эффективно использование рисунков, формул и других поясняющих объектов. Все варианты ответов теста должны быть сопоставимы по длине. Нежелательно наличие повторяющихся фраз в ответах. Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.
В тексте
тестового вопроса  должно быть исключено двойное отрицание.

8.Если предполагается выбор одного правильного вопроса в тесте, то среди вариантов ответа должен существовать только один правильный или наиболее правильный ответ, остальные не должны быть «условно» правильными.

9.В ответах к тесту не рекомендуется употреблять слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и выражения «все перечисленные», «ни один из перечисленных», так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа.

10.Если в ответе к тестовому вопросу подразумевается числовой ответ, то не рекомендуется писать «сухие» цифры (например, 3 птицы). Желательно, чтобы в ответе присутствовало описание (например, количество птиц  должно быть 3 штуки).

11.Если при составлении теста Вы хотите использовать помощь, то данная помощь к тестовому вопросу должна содержать ссылку на первоисточник или непосредственно извлечение.

12.Количество вариантов ответов в  тестовом вопросе должно быть разумным. Как правило, количество вариантов ответов должно составлять от трех до шести. Если вариантов ответа на тот или иной тестовый  вопрос получается довольно много, лучше сделать два, а то и три одинаковых, или почти одинаковых вопроса, с различными вариантами ответов.

13.Неверные варианты ответов должны быть правдоподобны.

14.При составлении тестовых заданий необходимо четкое соблюдение правил грамматики, пунктуации и риторики. Необходима обязательная проверка на исключение орфографических ошибок.

31.УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ ПАМЯТКУ

1.Перед составлением памятки следует собрать информацию, которая ляжет в ее основу. Поскольку памятки бывают разных форматов – от размера с карманный календарик до небольшой книжечки, нужно решить, сколько полезных советов она должна вместить и в каком виде ей суждено предстать перед адресатом .

2.Важным в памятке является и ее цветовое оформление. Любое издание, от буклета до альбома, привлекает в первую очередь своими красками. Поэтому советуем попробовать несколько вариантов, чтобы выбрать самый удачный.

3.Любая памятка, независимо от ее формата, начинается с обращения к читателю. Оно содержит краткое изложение актуальности той проблемы, для решения которой адресату может понадобиться изложенная в памятке информация. Обращение к читателю обязано привлечь внимание того, кто случайно остановил на нем свой взгляд. Часто заголовок памятки представлен в виде простого вопроса.

4.Основной текст памятки оформляется в виде советов, которые разбиваются на тематические блоки или последовательности. Главные требования к содержимому этой части – доступность и актуальность изложенной информации. После прочтения памятки у читателя должно появиться желание закинуть ее в сумку и вернуться к ней при подходящем случае. Закончить памятку можно контактными данными.

32. УЧИСЬ СОСТАВЛЯТЬ СИНКВЕЙН

Синквейн- это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему.

Составление синквейна заставляет анализировать и чётко формули­ровать свои мысли, использовать ёмкие понятия, учит обобщать и выделять главное. Cinq — по-французски значит «пять». Классический синквейн — это пятистрочная строфа, составленная по определен­ным правилам.

1. Первая строка содержит одно слово — термин, фамилию, понятие.

2. Вторая строка содержит два слова — определение предмета, ха­рактеристику личности.

3. Третья строка — три глагола, определяющих деятельность, функ­ционирование объекта синквейна.

4. Четвёртая строка содержит краткое предложение (из четырёх­- пяти слов), раскрывающее смысл главного слова синквейна.

5. Последняя, пятая строка — одно слово, являющееся синонимом по отношению к объекту синквейна или определяющее эмоцию авто­ра по отношению к этому слову.

Пример синквейна:

1. Организм.

2. Одноклеточный, многоклеточный.

3. Питается, растёт, размножается.

4. Живёт в определённых условиях среды.

5. Индивидуум.

33.УЧИСЬ ПИСАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ СПРАВКУ

1.Прочти тему.

2.Изучи содержание понятий по словарям (толковому, этимологическому, философскому, политологическому, словарю иностранных слов, т.д.).

3.Проведи ретроспективный анализ понятий. Обозначь различные точки зрения на понятия.

4.Проведи анализ и синтез различных точек зрения на данное понятие.

5.Определи свойства и особенности понятия.

6.Сформулируй собственное отношение к понятию.

7.Найди области применения понятия.

8.Сформулируй энциклопедическое понятие

34.УЧИСЬ ПИСАТЬ СКАЗКУ.

1. Введи читателя в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Расскажи о нравах, привычках, жизни в этой стране.

2. Разрушь благополучие. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (тоска, одиночество).

3. Обратись к читателю. Разъясни, что только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

35.УЧИСЬ РАБОТАТЬ НАД ПОНЯТИЕМ

Понятие – логически оформленная мысль о предмете.

Последовательность действий:

    Назови рассматриваемое понятие, назови его определение.

    Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

    Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найдя область его применения.

    Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

    Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.

36.ОБЩИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ

Явление – то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, а также вообще всякое проявление чего-либо.

    Внешние признаки явления.

    Условия, при которых оно обнаруживается.

    Сущность явления и механизм протекания.

    Связь с другими явлениями.

    Количественная характеристика (может и не быть).

    Использование в практике.

37.УЧИСЬ РАЗЪЯСНЯТЬ ТЕОРИЮ

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.

    Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулировки теории.

    Назови основные понятия, положения теории.

    Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.

    Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

    Назови области практического применения данной теории.

38. НАУЧИСЬ РАЗЪЯСНЯТЬ ЗАКОН

Закон – связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности.

    Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.

    Опиши путь открытия закона.

    Приведи формулировку закона.

    Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение.

    Приведи доказательства в пользу существования закона.

    Назови области практического применения данного закона.

39.УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ СРАВНЕНИЕ

Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Порядок сравнений:

    Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?

    Сопоставь определения двух явлений или предметов. Найди основное сходство.

    Выдели существенные признаки каждого предмета.

    Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

    Выясни все признаки сходства и различия объектов.

    Найди и объясни причины сходства и различия.

40.УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ

Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процессы), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа:

    Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.

    Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности. Детали изучаемого предмета.

    Подумай о причинах такого разделения на блоки.

41. УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ СИНТЕЗ

Синтез – мыслительное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

    Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

    Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.

    Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

42.УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ ОБОБЩЕНИЕ

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

Порядок обобщения:

    Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

    Определи их сходство.

    Установи связь между ними.

    Сформулируй общий вывод.

43.УЧИСЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО - СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.

1. Выясни главную причину явления.

2. Укажи следствие, вытекающее из причины.

3. Проанализируй причину и следствие в отдельности.

4. Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи еѐ.

44.УЧИСЬ ИЗЛАГАТЬ ГИПОТЕЗУ

1. Прочти текст.

2. Проведи исследования, установи противоречия.

3. Сформулируй проблему.

4. Определи исходное состояние проблемы.

5. Определи ожидаемый результат.

6. Составь алгоритм разрешения проблем.

7. Отбери способы разрешения проблем.

8. Сформулируй гипотезу, используя слова:

если ..., то...; допустим..., то...; предположим..., то...

45.УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент – научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо.

    Сформулируй цель проведения эксперимента

    сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу;

    выясни связь объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.

    Спланируй проведение эксперимента

    выясни, какие условия, материалы необходимы для этого;

    составь мысленно схему его проведения;

    выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.

    Проведи эксперимент

    последовательно осуществи все этапы эксперимента;

    проведи необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты;

    проверь точность полученных результатов.

    Обработай полученные результаты

    сравни полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой;

    сформулируй вывод;

    объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями, законами.

46.УЧИСЬ ПРАВИЛЬНО НАБЛЮДАТЬ

    Осмысли цель наблюдения.

    Уточни предмет наблюдения.

    Разработай план наблюдения.

    Определи форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания).

    Наблюдение повтори два-три раза с целью повышения его объективности.

    При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.

    Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки.

    При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.

    Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм).

47.УЧИСЬ РЕФЛЕКСИИ

Рефлексия - способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению, она стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я - концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования.

    Закончи предложение (Письменное интервью)

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

    Анкета самоанализа

Цель: самоанализ, качественная и количественная оценка урока. Некоторые пункты можно менять, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Вариант 1.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Домашнее задание

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

Вариант 2.

"Каким было общение на уроке?

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным

Вариант 3.

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что…

Что на ваш взгляд удалось?

Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я:

- научился

- было интересно

- было трудно

Какие задания вам понравились больше всего?

Мне показалось важным…

Я понял, что…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ:

1.Гаврилюк С.М.Методическое пособие «Я - САМ»- http://pedmir.ru/

2.Галеева Н.Л.Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии – М, «5 за знания»,2006

3.Горленко Н.М.Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии -Волгоград, «Учитель», 2014

4..Ефремов К. Сначала научи, а потом требуй: [алгоритмы общеучебных умений школьников] // Сельская школа. - 2003. - № 1.

5.Закутнева С.В.Я хочу гордиться своей страной. Из опыта использования презентаций на уроках.-http://festival.1september.ru/authors/247-614-671

6.Как правильно составить тест.- http://ploer.ru/kak-pravilno-sostavit-test/

7.Как составить памятку.- http://www.kakprosto.ru/kak-34183-kak-napisat-pamyatku

8.Крючкова С.М . Алгоритмы общеучебных умений -http://www.proshkolu.ru//

9. Николаева Н.М. Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе- http://www.it-n.ru/

10.Правила разгадывания ребусов.- http://malyshlandia.ru/2011-03-21-09-25-11/2012-01-13-10-11-12/5081-2012-01-16-06-57-40

11.Третий педагогический марафон «Новой школе- новое качество».Часть 4. ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий на уроках биологии». Пособие для учителя- Петропавловск- Камчатский, 2012

12. Савченко В.А «Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам -формирование общеучебных умений и навыков»- http://shkola12-n.ucoz.ru/

13.Ушкова Л.А.NOTA BENE:алгоритмы общеучебных действий.- Екатеринбург, СОИУУ, 1991

Опубликовано


Комментарии (3)

Евгений Алексеевич, 05.11.17 в 20:29 1Ответить Пожаловаться
Почему никто не написал комментарий! Здесь же ценнейший материал, очень актуальный. Ну, ты просто молодец!
Буньков Андрей Владимирович, 02.12.17 в 16:02 0Ответить Пожаловаться
Видимо, не такой уж ценный!
Дьячкова Наталья Анатольевна, 11.10.19 в 20:38 0Ответить Пожаловаться
Андрей Владимирович, спасибо огромное за пособие!!! Беру в копилку, распечатаю и размещу на стенде в кабинете!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.