Презентация «Методика подготовки к сочинению задания 15 с 5 класса»
«Методика подготовки к сочинению задания 15 с 5 класса учитель Глухова С.Н. Сочинение ОГЭ.
Сочинение Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей всей системы современного образования.
Сочинение-рассуждение проверяет прежде всего умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – «рассуждение» и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст. Сочинение-рассуждение проверяет прежде всего умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – «рассуждение» и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.
Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 ЕГЭ. Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 ЕГЭ.
Формы и методы работы при подготовке к сочинению Написание лингвистических сочинений, начиная с 5 класса. Задания, направленные на понимание идеи текста и его интерпретацию. Работа над композицией сочинения (соблюдение требований к сочинению-рассуждению). Работа с текстом: поиск ключевых и опорных слов; лингвистический эксперимент.
Особенности работы над сочинением-рассуждением в выпускном классе – анализ критериев оценивания сочинения на лингвистическую тему. – обобщение теоретического материала. – знакомство с темами работ. – повторение темы «Рассуждение как стиль речи». – создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише.
Структура сочинения - рассуждения Тезис Аргумент 1 (Пример первый из текста) Аргумент 2 (Пример второй из текста или из жизни) Вывод
основная мысль сочинения ТЕЗИС должен быть доказанным должен быть чётко сформулированным почему?
Тезис формулируется как простое двусоставное предложение, в котором подлежащее называет тему, а сказуемое указывает на то «новое», что по этой теме будет говориться. Сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!!!
доказательства, приводимые в поддержку тезиса должны быть убедительными яснее суждение и бесспорнее вывод потому что АРГУМЕНТЫ
6 класс
7 класс
О каком качестве человека идёт речь в этом тексте?
Драгоценная книга
8 класс
7 класс
8 класс
Вывод Типичные цели заключения: Суммировать сказанное, обобщить информацию. Подвести итог размышления, сделать вывод. Дать оценку сказанному. Дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении. Повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные аргументы и т.д.
Задание 15. Как Вы понимаете значение слова доброта? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
15.3. Композиция сочинения Вывод Второй пример (из текста или из опыта) Первый пример (из текста) Комментарий Вступление. Толкование значения слова
Способы толкования значения слова 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Сущ. Сущ.
Способы толкования значения слова 2.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости. .
Способы толкования значения слова 3. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.
Вступление. Толкование значения слова Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.
Комментарий Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.
Клише 1) Пример – аргумент из текста. Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть, что ……. Анализируя поступки героя данного текста, можно увидеть, что ……. Размышляя о ………, обращусь к предложенному тексту, автор которого показывает яркий пример …… Нельзя не заметить, что герой данного текста…… В тексте…можно найти пример, подтверждающий мою мысль.
Клише 1) Пример – аргумент из личного опыта. С примерами проявления ……. нам довольно часто, к сожалению, приходится сталкиваться в жизни. Например, ….. Подтверждением тому, что …. людей, к счастью, много являются события, связанные с…. Чтобы доказать необходимость …… в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению ….). Проявления…. мы часто встречаем и в повседневной жизни.
Клише III. Вывод (заключение, повторяющее несколько по-иному тезис). Таким образом, …. Итак, …… Подводя итог сказанному, отмечу: ……. Очень хотелось бы, чтобы ……
Понятия, представленные на ФИПИ Взаимовыручка Внутренний мир Выбор Доброта Драгоценные книги Дружба Жизненные ценности Сила духа Настоящее искусство Любовь Материнская любовь Неуверенность в себе Нравственный выбор
Сочинение 15. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Что требуется от ученика истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова; найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте; аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста; логично выстроить всю работу и грамотно её написать.
Алгоритм работы с текстом Находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой Внимательно читаем высказывание
Композиция сочинения Вывод Второй пример и его роль в тексте Первый пример и его роль в тексте Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
Речевые клише Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог. Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает. Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова. Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
Речевые клише. Вступление Автор пишет о... В высказывании ... говорится о... Действительно... Как отмечает... Бесспорно мнение автора о том, что... Я полностью согласен с ... Не могу не согласиться с ... Я поддерживаю мнение... Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Речевые клише. Основная часть Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. Пример можно найти в предложении № … Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Речевые клише. Заключение Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что... В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Как использовать клише Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи). Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
1.1. Система работы по подготовке учащихся к ГИА (15.1) Задание 1. Прочитайте текст и проработайте его содержание с помощью специальных значков, символов, подчеркиваний. Например: ?- сомнение, вопрос !!!- важно обратить внимание !- хорошо, интересно ( )- выписать Даром речи обладают только люди. Язык выделил человека из окружающей природы и сделал его самым сильным, самым разумным существом на земле. человек владеет словом. С помощью слова человек описывает мир, природу. самого себя. С помощью слова люди общаются друг с другом. Слово, по выражению Максима Горького, «одежда всех фактов, всех мыслей». Слово- это хранитель достижений человеческого ума, его дерзаний, его подвигов. Слово - одно из древнейших слов. Когда-то оно было родственно со словами слава, слыть, слух, слушать. Даже и сейчас мы можем уловить отдаленную связь между этими «родственниками». Автор знаменитого словаря - Владимир Даль писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни». (В.А. Иванова, Г.А.Панов, З.А. Потиха Тайны родного языка)
Составьте 2-3 вопроса, на которые бы вы хотели получить ответ Скажите, какая информация вас заинтересовала больше всего Составьте план текста, какой получился план: простой или сложный? Почему? Соответствует ли количество пунктов плана количеству абзацев? Почему?
Задание 2. Прочитайте средства связи частей текста-рассуждения. А. Приведем доказательства этого Б. Это можно доказать, таким образом В. Почему? И вот почему Г.Обобщим сказанное Д. Итак. Таким образом Е. Это можно объяснить так Ж. Следовательно Выпишите слова и предложения в следующем порядке: а) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства; б) средства связи доказательства и вывода.
Задание 3. Раскройте смысл приведенного ниже высказывания. Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель). Во-первых,_____________________________ Во-вторых,_____________________________ В-третьих,______________________________ Следовательно,_________________________
Пятые –шестые классы Темы лингвистических сочинений близки детям, потому что, как правило, предполагают жанр сказки, позволяющий ученику воображать, фантазировать, придумывать сюжет с героем-фонемой (“Особенный характер фонемы <ж>”), с героем-морфом (“Похождение постфикса -ся”), с героем-словом (“Портрет слова быть”), но в то же время в интересном и увлекательном сюжете отражаются лингвистические явления.
В пятых–шестых классах предлагаются следующие темы лингвистических сочинений: В пятых–шестых классах предлагаются следующие темы лингвистических сочинений: 1. О том, как звуки ходили на работу… 2.Что было бы с языком, если бы в нем не было суффиксов? 3. Сказуемое утверждает части речи на главную роль. 4. Почему омонимы и многозначные слова не могут жить вместе? Таким образом, лингвистическое сочинение (пятый–шестой класс) вовлекает ребенка в лингвистический мир, делает этот мир близким и понятным – своим.
5 класс
Задание 4.
В седьмом и восьмом классах работа меняет свой характер – это уже сочинение-рассуждение, которое, как правило, является ответом на вопрос. Это размышление, в котором сравниваются разные точки зрения на одно и то же языковое явление и аргументируется выбор одной из них.
Возможные темы лингвистических сочинений (7–8-е классы): 1. Степень сравнения прилагательного или степени сравнения? 2. Любое ли счетное слово является числительным? 3. Почему местоимение является особой частью речи? 4. Почему категория одушевленности/неодушевленности лексико-грамматическая? 5.Можно ли считать причастие глагольной формой?
7 класс
8 класс
9 класс
9 класс
Экзаменационные задания 15.2 и 15.3 требую написания сочинения- рассуждения или сочинения-размышления. Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста; Задание 15.2 или самостоятельное суждение на предложенную тему Задание 15.3
Задание 15. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование
Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно и н т е р п р е т и р о в а т ь (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).
Обратите внимание! Идея текста всегда связана с главным героем текста; основным событием текста.
Примерная схема анализа текста Понимание смысла текста Формулировка тезиса о смысле фразы текста. Развертывание тезиса с помощью комментариев к нему. Обоснование высказанного суждения с помощью аргументов.
15.2. Композиция сочинения Вывод Второй пример из текста Первый пример из текста Толкование высказывания
Как вы понимаете смысл предложения: «Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, – я также мог бы жить!» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри») «Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!..» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри») «Казнить так казнить, миловать так миловать!» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») «Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости!» (К.Г. Паустовский «Телеграмма») «Что за хамелеон эта девушка!» (И.С. Тургенев «Ася») По материалам программы 8 класса
8 класс
Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Проклюнется из мёртвого холода слабы первый толчок душевного пульса, и вы поймёте, что душа в вас жива, но только она заморожена». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Проклюнется из мёртвого холода слабы первый толчок душевного пульса, и вы поймёте, что душа в вас жива, но только она заморожена». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование 9 класс
ЭТАП ПЕРВЫЙ Знакомство с текстом и повторение изученного: что такое тема, идея, тезис, как сформулировать тезис, как построить сочинение-рассуждение
(1) Странная вещь – книга. (2) Есть в ней что-то загадочное, мистическое. (3) Да, странная это вещь – книга. (4) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. (5) Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё?(6)А разве что-то в вас не переменилось? (7) Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? (8)Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой? (9) Книга… (10) Это ведь кусочек духовного опыта человечества. (11) Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери. (12) В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
Второй этап работы с классом: чтение задания части 2: Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста (предложение 12): «В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся». Словарная работа: что означает слово «самосовершенствуемся»? Этап третий (самый сложный): работа над сочинением. Для осмысления текста предлагаем девятиклассникам выполнить работу, заполняя таблицу:
Алгоритм действий 1. Определите тему (о чём говорится в тексте?). Книга 2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста. Глаголы: пересмотреть, перерабатываем, сопоставляем самосовершенствуемся Имена существительные: книга, струнка, дума, опыт 3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис. Тезис: Книга заставляет нас переосмыслить отношения с людьми, с окружающим миром, пересмотреть что-то в своём характере. С помощью книги мы переоцениваем свой и чужой жизненный опыт, становимся лучше.
4. Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами (аргументы). Назовите номера предложения или процитируйте предложения. В тексте мы слышим авторское отношение к книге. Писатель считает, что без книги человечество не смогло бы мыслить, создавать что-либо, писать и читать (11). Книга –это «кусочек духовного опыта» (10). Мне показалась интересной мысль о том, что после прочтения книги «человек захочет что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой» (7-8). Книга , действительно, заставляет нас посмотреть на мир и на себя другими глазами…
Работа с текстом: алгоритм действий Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером из текста.
Работа с текстом: алгоритм действий 4. Подумайте, как можно начать своё сочинение. 5. Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.
Как начать? начните сочинение с вопроса, который позволит сформулировать тезис. Книга… Что дает она человечеству? Давайте поразмышляем над этим вопросом, обратившись к тексту Н.Морозова.
Начните сочинение с предложенной фразы. Начните сочинение с предложенной фразы. «С помощью книги мы самосовершенствуемся». Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент произведения. Н.Морозов заставляет нас задуматься над тем, что книга для каждого из нас является другом, учителем, источником знаний.
Начните сочинение со слов «Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему)» Передо мной текст Н.Морозова. Автор рассуждает о значении книги в нашей жизни, утверждая, что она воспитывает нас, помогает «самосовершенствоваться».
Начните со слов «Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор). Начните со слов «Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор). Н.Морозов, заканчивая свое рассуждение предложением «С помощью книги мы самосовершенствуемся», заставил меня задуматься о том, что такое книга и какую роль она играет в жизни каждого из нас. Книга заставляет человека переосмысливать свою жизнь, приобретать опыт, она является нашим воспитателем.
Используя Интернет, найдите интересную цитату, в которой заключен смысл предложенного для доказательства тезиса, и начните с неё сочинение. Используя Интернет, найдите интересную цитату, в которой заключен смысл предложенного для доказательства тезиса, и начните с неё сочинение. Прочитав текст Н.Морозова, я вспомнила слова Цицерона: «Комната без книг подобна телу без души». Удивительно точные слова перекликаются с мыслями автора предложенного нам фрагмента. Действительно, без книги человек не проживет!
Как завершить работу? 1) В заключение можно сделать вывод: (пишем какой) Например: В заключение можно сделать вывод, что книга важна для человека, потому что она учит его, делает добрее, помогает ему перенять жизненный опыт.
Как завершить работу? 2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что… Например: Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что книга является не только источником знаний, но и воспитателем души человека.
Как завершить работу? 3. Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: … Например: Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: нужно читать книги, потому что они являются нашими учителями, заставляя нас становиться лучше.
Учебно-методическое пособие Н.А. Сениной и А.Г. Нарушевича "Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки" входит в комплекс "Русский язык. Подготовка к ОГЭ" под редакцией Н.А. Сениной. В пособии представлена эффективная авторская методика, позволяющая девятиклассникам успешно справиться с самым сложным заданием ОГЭ по русскому языку - сочинением-рассуждением (15.1, 15.2, 15.3). Авторы приводят систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения каждого вида, пошаговые алгоритмы работы с различными текстами, а также систему практических заданий по написанию каждого из сочинений. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала, а также оригинальные задания, в том числе и проверка реальных сочинений. Формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь. Учебно-методическое пособие Н.А. Сениной и А.Г. Нарушевича "Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки" входит в комплекс "Русский язык. Подготовка к ОГЭ" под редакцией Н.А. Сениной. В пособии представлена эффективная авторская методика, позволяющая девятиклассникам успешно справиться с самым сложным заданием ОГЭ по русскому языку - сочинением-рассуждением (15.1, 15.2, 15.3). Авторы приводят систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения каждого вида, пошаговые алгоритмы работы с различными текстами, а также систему практических заданий по написанию каждого из сочинений. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала, а также оригинальные задания, в том числе и проверка реальных сочинений. Формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь.
Устинова Валентина Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна