12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нуртдинова Айсылу Рафаиловна371
учитель русского языка и литературы высшей категории
Россия

Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ

Высокий балл на ЕГЭ можно получить только в случае хорошей готовности обучающихся к написанию сочинения-рассуждения (задание 27). Оно является наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку, но ее нужно обязательно выполнить, ведь за это задание выпускник получает 41балл.

Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту мною разработана программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку» (11 класс), реализуемая в рамках урочной деятельности (1 час из школьного компонента). Данный курс знакомит учащихся с общими требованиями к сочинению, критериями оценки, требованиями к композиции , речевому оформлению сочинения, подходами к написанию структурных единиц сочинения, помогает отработать написание каждой единицы, направлен на написание и корректировку собственных сочинений.

Важным этапом является обсуждение и комментарий сочинений учащихся. Я собрала достаточно много раздаточного материала (исходный авторский текст, алгоритмы написания сочинения, сочинения по тексту моих учеников, а также наиболее интересные сочинения из просторов интернета. Ученикам нравится разбирать сочинения своих ровесников, они находят достоинства и недостатки работ. Уже к середине курса ребята могут достаточно объективно оценить работы в соответствии с критериями, в подборке сочинений из Интернета могут найти такие, которые чаще всего не получают при оценивании много баллов.

Для написания сочинений мои ученики в 11 классе заводят отдельную тетрадь, где размещают весь материал (комментарии, методические рекомендации, тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, речевые клише, набор аргументов, иллюстраций из художественной, научной, публицистической литературы, афоризмов, цитат по проблемам, образцы лучших сочинений и другие). Начинаю работу с объяснения критериев оценивания сочинения. Этот пункт я считаю обязательным. В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Далее переходим к структуре сочинения.

Структурно сочинение включает в себя такие блоки:

1)Первоначальная остановка проблемы.

2)Комментарий (пример-иллюстрация) к затронутой проблеме.

3)Описание позиции, которую занимает автор произведения.

4)Выражение отношения экзаменуемого к позиции автора с обоснованиями.

5)Краткий вывод.

Очень важен план сочинения, которого нужно обязательно придерживаться. Он универсален, и на него можно опираться при написании сочинения практически на любую из возможных тем ЕГЭ.

План

Пояснения

Вступление

Подводка к проблеме , 2-3 предложения

Формулировка проблемы

2-4 предложения

Связка

1-2 предложения

Комментарий,1-й пример+ пояснение

Сколько потребуется

Связка

1-2 предложения

Комментарий,2-й пример+ пояснение

Сколько потребуется

Связка

1-2 предложения

Позиция автора

1-2 предложения

Собственное отношение к позиции автора

1-2 предложения

Аргументация собственной позиции

2-4 предложения

Выводы (заключение)

2-3 предложения


 

Самым сложным для учеников является написание комментария к проблеме. Давайте рассмотрим подробнее систему работы над этим пунктом плана.

В начале даю определение понятия, далее знакомлю с его структурой :

Структура комментария

1)Пример-иллюстрация из текста
2)Пояснение примера
3)Смысловая связь между примерами.
4)Пример-иллюстрация из текста
5)Пояснение 

Считаю обязательным ознакомить ребят с требованиями, предъявляемыми к комментарию:

Требования к комментарию:
1)Выпускник должен привести 2 примера-иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. Обязательны цитаты с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете, и что автор хочет нам показать этими примерами. 

2) Нужно указать на причинно-следственную связь: сопоставление, сравнение, причина – следствие. Все зависит от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.

3) Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.
4) Не допускаются фактические неточности (если есть хотя бы одна неточность, за комментарий ученик получит 0 баллов)

Таким образом, ученик сможет справиться с написанием этой части сочинения, если поймет, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и сможет доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте. 

На начальном этапе я рекомендую использовать клише, потому что они легко запоминаются и задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать. Приведу примеры клише для написания комментария к проблеме текста:

Автор раскрывает проблему на примере
Автор раскрывает проблему, описывая
Автор цитирует (кого?)
Автор рассказывает (о чём?)
Автор утверждает (что?)
Автор делает акцент на том, что
Автор размышляет (о чём?)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.