Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ
Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ
Высокий балл на ЕГЭ можно получить только в случае хорошей готовности обучающихся к написанию сочинения-рассуждения (задание 27). Оно является наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку, но ее нужно обязательно выполнить, ведь за это задание выпускник получает 41балл.
Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту мною разработана программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку» (11 класс), реализуемая в рамках урочной деятельности (1 час из школьного компонента). Данный курс знакомит учащихся с общими требованиями к сочинению, критериями оценки, требованиями к композиции , речевому оформлению сочинения, подходами к написанию структурных единиц сочинения, помогает отработать написание каждой единицы, направлен на написание и корректировку собственных сочинений.
Важным этапом является обсуждение и комментарий сочинений учащихся. Я собрала достаточно много раздаточного материала (исходный авторский текст, алгоритмы написания сочинения, сочинения по тексту моих учеников, а также наиболее интересные сочинения из просторов интернета. Ученикам нравится разбирать сочинения своих ровесников, они находят достоинства и недостатки работ. Уже к середине курса ребята могут достаточно объективно оценить работы в соответствии с критериями, в подборке сочинений из Интернета могут найти такие, которые чаще всего не получают при оценивании много баллов.
Для написания сочинений мои ученики в 11 классе заводят отдельную тетрадь, где размещают весь материал (комментарии, методические рекомендации, тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, речевые клише, набор аргументов, иллюстраций из художественной, научной, публицистической литературы, афоризмов, цитат по проблемам, образцы лучших сочинений и другие). Начинаю работу с объяснения критериев оценивания сочинения. Этот пункт я считаю обязательным. В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Далее переходим к структуре сочинения.Структурно сочинение включает в себя такие блоки:
1)Первоначальная остановка проблемы.
2)Комментарий (пример-иллюстрация) к затронутой проблеме.
3)Описание позиции, которую занимает автор произведения.
4)Выражение отношения экзаменуемого к позиции автора с обоснованиями.
5)Краткий вывод.
Очень важен план сочинения, которого нужно обязательно придерживаться. Он универсален, и на него можно опираться при написании сочинения практически на любую из возможных тем ЕГЭ.
План |
Пояснения |
Вступление |
Подводка к проблеме , 2-3 предложения |
Формулировка проблемы |
2-4 предложения |
Связка |
1-2 предложения |
Комментарий,1-й пример+ пояснение |
Сколько потребуется |
Связка |
1-2 предложения |
Комментарий,2-й пример+ пояснение |
Сколько потребуется |
Связка |
1-2 предложения |
Позиция автора |
1-2 предложения |
Собственное отношение к позиции автора |
1-2 предложения |
Аргументация собственной позиции |
2-4 предложения |
Выводы (заключение) |
2-3 предложения |
Самым сложным для учеников является написание комментария к проблеме. Давайте рассмотрим подробнее систему работы над этим пунктом плана.
В начале даю определение понятия, далее знакомлю с его структурой :
Структура комментария
1)Пример-иллюстрация из текста
2)Пояснение примера
3)Смысловая связь между примерами.
4)Пример-иллюстрация из текста
5)Пояснение
Считаю обязательным ознакомить ребят с требованиями, предъявляемыми к комментарию:
Требования к комментарию:
1)Выпускник должен привести 2 примера-иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. Обязательны цитаты с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете, и что автор хочет нам показать этими примерами.
2) Нужно указать на причинно-следственную связь: сопоставление, сравнение, причина – следствие. Все зависит от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
3) Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.
4) Не допускаются фактические неточности (если есть хотя бы одна неточность, за комментарий ученик получит 0 баллов)
Таким образом, ученик сможет справиться с написанием этой части сочинения, если поймет, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и сможет доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте.
На начальном этапе я рекомендую использовать клише, потому что они легко запоминаются и задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать. Приведу примеры клише для написания комментария к проблеме текста:
Автор раскрывает проблему на примере
Автор раскрывает проблему, описывая
Автор цитирует (кого?)
Автор рассказывает (о чём?)
Автор утверждает (что?)
Автор делает акцент на том, что
Автор размышляет (о чём?)