Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ

1
0
Материал опубликован 20 February 2023

Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ

Высокий балл на ЕГЭ можно получить только в случае хорошей готовности обучающихся к написанию сочинения-рассуждения (задание 27). Оно является наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку, но ее нужно обязательно выполнить, ведь за это задание выпускник получает 41балл.

Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту мною разработана программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку» (11 класс), реализуемая в рамках урочной деятельности (1 час из школьного компонента). Данный курс знакомит учащихся с общими требованиями к сочинению, критериями оценки, требованиями к композиции , речевому оформлению сочинения, подходами к написанию структурных единиц сочинения, помогает отработать написание каждой единицы, направлен на написание и корректировку собственных сочинений.

Важным этапом является обсуждение и комментарий сочинений учащихся. Я собрала достаточно много раздаточного материала (исходный авторский текст, алгоритмы написания сочинения, сочинения по тексту моих учеников, а также наиболее интересные сочинения из просторов интернета. Ученикам нравится разбирать сочинения своих ровесников, они находят достоинства и недостатки работ. Уже к середине курса ребята могут достаточно объективно оценить работы в соответствии с критериями, в подборке сочинений из Интернета могут найти такие, которые чаще всего не получают при оценивании много баллов.

Для написания сочинений мои ученики в 11 классе заводят отдельную тетрадь, где размещают весь материал (комментарии, методические рекомендации, тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, речевые клише, набор аргументов, иллюстраций из художественной, научной, публицистической литературы, афоризмов, цитат по проблемам, образцы лучших сочинений и другие). Начинаю работу с объяснения критериев оценивания сочинения. Этот пункт я считаю обязательным. В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Далее переходим к структуре сочинения.

Структурно сочинение включает в себя такие блоки:

1)Первоначальная остановка проблемы.

2)Комментарий (пример-иллюстрация) к затронутой проблеме.

3)Описание позиции, которую занимает автор произведения.

4)Выражение отношения экзаменуемого к позиции автора с обоснованиями.

5)Краткий вывод.

Очень важен план сочинения, которого нужно обязательно придерживаться. Он универсален, и на него можно опираться при написании сочинения практически на любую из возможных тем ЕГЭ.

План

Пояснения

Вступление

Подводка к проблеме , 2-3 предложения

Формулировка проблемы

2-4 предложения

Связка

1-2 предложения

Комментарий,1-й пример+ пояснение

Сколько потребуется

Связка

1-2 предложения

Комментарий,2-й пример+ пояснение

Сколько потребуется

Связка

1-2 предложения

Позиция автора

1-2 предложения

Собственное отношение к позиции автора

1-2 предложения

Аргументация собственной позиции

2-4 предложения

Выводы (заключение)

2-3 предложения


 

Самым сложным для учеников является написание комментария к проблеме. Давайте рассмотрим подробнее систему работы над этим пунктом плана.

В начале даю определение понятия, далее знакомлю с его структурой :

Структура комментария

1)Пример-иллюстрация из текста
2)Пояснение примера
3)Смысловая связь между примерами.
4)Пример-иллюстрация из текста
5)Пояснение 

Считаю обязательным ознакомить ребят с требованиями, предъявляемыми к комментарию:

Требования к комментарию:
1)Выпускник должен привести 2 примера-иллюстрации, которые важны для понимания проблемы. Обязательны цитаты с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете, и что автор хочет нам показать этими примерами. 

2) Нужно указать на причинно-следственную связь: сопоставление, сравнение, причина – следствие. Все зависит от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.

3) Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.
4) Не допускаются фактические неточности (если есть хотя бы одна неточность, за комментарий ученик получит 0 баллов)

Таким образом, ученик сможет справиться с написанием этой части сочинения, если поймет, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и сможет доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте. 

На начальном этапе я рекомендую использовать клише, потому что они легко запоминаются и задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать. Приведу примеры клише для написания комментария к проблеме текста:

Автор раскрывает проблему на примере
Автор раскрывает проблему, описывая
Автор цитирует (кого?)
Автор рассказывает (о чём?)
Автор утверждает (что?)
Автор делает акцент на том, что
Автор размышляет (о чём?)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации