Методика проведения родительских собраний как формы взаимодействия родителей и школы
«Тема»
«Методика проведения родительских собраний как формы взаимодействия родителей и школы»
(теоретический семинар)
Лысенко Татьяна Николаевна
Учитель математики и физики
Классные родительские собрания – одна из главных составляющих в сотрудничестве родителей и школы. На них обсуждаются задачи учебно – воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается план воспитательной работы, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год.
Родительские собрания в среде учителей считаются не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Тут встречаются две стороны, принимающие участие в образовательном процессе, педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга, обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей. Именно поэтому, в рамках требований новых Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики в разделе функциональных обязанностей классных руководителей, проведению родительских собраний отведено особое место. Для классного руководителя подготовка и проведение родительского собрания – большая ответственность.
Виды родительских собраний:
- организационные;
- текущие или тематические;
- итоговые;
- общешкольные;
- классные.
Подготовка сценария и проведения собраний
Сценарий и проведение собраний – предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей класса, понимает их настроения. Рассмотрим общие компоненты родительских собраний.
Анализ учебных достижений учеников класса.
В этой части родительских собраний классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебных достижений класса. С самого начала целесообразно предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только во время персональной встречи. Знакомя участников родительских собраний с мнениями педагогов – предметников, необходимо помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
Ознакомление родителей с социально-эмоциональным климатом в классе.
Классный руководитель делиться наблюдениями за поведением детей в определенных ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения учеников, и их общение, и внешний вид, а также другие вопросы. Необходимо быть деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более – родителей. Не нужно превращать эту часть собрания в разборы «грехов учеников».
Психолого-педагогическое образование.
Важно помнить, что повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач классного руководителя. Целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, тематические недели и т.д.).
Обсуждение состоит из двух частей:
- отчет о проведенной работе;
- информация о будущих мероприятиях.
5) Личные беседы с родителями.
На этом этапе объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в учебе и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, боясь критики, избегают родительских собраний, поэтому классный руководитель должен обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их тут не осуждают, а стремятся помочь.
Советы:
- перед началом собраний оставьте плохое настроение;
- отведите на собрание не более 1,5ч.;
- положите перед собой список с именами и отчествами родителей, обращайтесь к ним именно так;
- перед началом родительских собраний огласите список вопросов планирующихся к обсуждению;
- не забудьте «золотое правило педагогики»: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершая разговор предложениями на будущее;
- предупредите родителей о том, что не всю информацию необходимо доводить до сведения их детей;
- поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
- дайте понять родителям, что понимаете, как сложно ребенку учиться;
- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
- донесите до родителей мысль, что «плохой ученик не означает – плохой человек»;
- родители должны покинуть собрание с чувством что они могут помочь своему ребенку.
Недопустимо:
- осуждать присутствующих родителей за непосещение предыдущих собраний;
- сравнивать успехи отдельных учеников;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- быть некорректным и нетактичным.
Правила подготовки классных родительских собраний
Тема собраний должна быть актуальной для родителей;
Родительские собрания должны проводиться в удобное для родителей время;
План проведения родительских собраний должен быть им известен;
Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и сдержанным;
Родительские собрания не должны навешивать ярлыки;
Родительские собрания должны быть полезными и хорошо подготовленными.
Темы родительских собраний для учеников 11 класса
Правила поведения родителей выпускников;
Роль родителей в борьбе с вредными привычками;
Дороги, которые мы выбираем;
Как подготовить себя и ребенка к ГИА.
Родители должны принимать активное участие в учебно-воспитательном процессе. Очень часто родители не хотят ничего делать в классе, в лучшем случае предлагая материальную помощь, однако они должны и могут принимать активное участие в управлении школьной жизни класса. Одним из видов участия родителей является деятельность в классном родительском комитете. В состав родительского комитета входят самые активные родители, интересующиеся школьной жизнью своего ребенка. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. Комитет рассматривает вопросы организации родительских собраний, мероприятий учебного и внеурочного плана. Родителей можно привлекать к проведению разовых внеклассных мероприятий, связанных с профессиями родителей, их интересами и увлечениями. Интересными могут быть информационные мероприятия. Родители успешно могут принимать участие в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками спортивных мероприятий, музыкальных конкурсов. Все зависит от того насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в классе. Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить внимание на поощрение самых активных родителей. Формы поощрения могут быть самыми разными – грамоты, медали и шутливые ордена, изготовленные самими детьми.
В работе с родителями необходимо находить общие методы и формы сотрудничества, строить их на поддержке, понимании, помощи, доверия и уважения к друг – другу, чтобы избегать недоразумений, конфликтных ситуаций. Для того чтобы это сотрудничество было плодотворным, необходимо считать и воспринимать родителей и детей как субъективных и равноправных участников учебно-воспитательного процесса.
Полянская Оксана Николаевна