Активные формы проведения родительских собраний

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

Семья – это та первичная среда,

где человек должен учиться творить добро.

Педагогика должна стать наукой для всех –

и для учителей, и для родителей.

(В.А. Сухомлинский)

Когда набираешь первый класс, то думаешь: «Какие ребятишки к тебе придут, какие у них родители, будут ли они тебя, классного руководителя, понимать и быть активными во всех начинаниях…»

Чтобы было работать легко, надо доверять своим родителям, нужно сделать так, чтобы они всегда хотели ходить на родительские собрания, чтобы возвращались с них с легким сердцем и нужной информацией.

Цель работы с родительским коллективом класса:

Создание условий для благоприятного взаимодействия школы с родителями в едином образовательном пространстве.

Задачи:

Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.

Реализовывать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и начальной школе на основе ФГОС.

Предполагаемый результат:

Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

Повышение педагогической грамотности родителей на основе ФГОС.

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.


Основной формой совместной работы классного руководителя и родителей являются родительские собрания, на которых обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса и воспитания детей в школе и дома. Родительские собрания провожу 1-2 раза в четверть.

Родительские собрания делю на три вида:
1.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
2.
Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

Чтобы мотивировать родителей, обучающихся на необходимость посещения родительских собраний и помочь им стать более компетентными в вопросах воспитания и обучения ребенка, чтобы они могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний придерживаюсь следующих правил:

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.

В своей практике использую активные формы проведения собраний.

Родительское собрание условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, назначение каждой из которых хорошо известно классным руководителям.

Вступительная часть.

Чтобы родители ближе познакомились, узнали друг друга, на каждом родительском собрании они работают в группах, причем группы мобильные (на каждом собрании они меняются). Чтобы родители с первой минуты собрания вступили в диалог, применяю такие формы деления: каждый выбирает любимый цвет или время года, или цветок; или роль: «дети», «администрация школы», «педагоги», «родители» и т.п. (при делении на 4 группы), делаем расчет на «пряники и конфеты» или «яблоки и груши» (при делении на 2 группы) и т.п. Способ деления на группы всегда можно придумать любой. Это помогает родителю расслабиться и далее работать в команде и не испытывать стресса, решая какую-либо проблему. При такой работе на родительских собраниях уже к концу первого класса родители знают практически всех.

Когда на группы поделились, обязательно провожу одно из коммуникативных упражнений. Например, игра «Молчанка». Каждый участник группы получает задание для выполнения на общем большом листе бумаги. Главное условие – нельзя говорить! Сначала получается «Ералаш»! Кто во что горазд, но далее обязательно найдется человек, который возьмет на себя роль лидера и жестами, и мимикой организует работу. Далее группа защищает получившееся или не получившееся задание и размышляет о том, что без общения очень трудно что-то сделать. Таким образом, родители сами определяют тему данного собрания «Общаясь, люди создают друг друга». Другая игра – «Игра одной рукой». Каждый участник группы получает задание (что-нибудь склеить или слепить, или вырезать), которое он должен сделать, работаю только одной рукой, а вторая за спиной. Условия, что нельзя просить помощи у соседа нет, но этим сразу никто не пользуется, а все начинают работать самостоятельно, но ничего не выходит. Далее, конечно же, многие понимают, что в паре работать проще. И защищая свою работу, родители приходят к выводу, что просить помощи — это очень трудно, но этому нужно учиться и учить своих детей. И тема собрания опять же определяется самими родителями «Как помочь ребенку научится работать в коллективе».

Основная часть собрания определяет его форму. Это может быть:

Собрание - делова игра «Педагогическая мастерская».

В мастерской родители - участники расстаются со своими традиционными ролями и это разотождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

Такое собрание имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а также способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами. Участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: «работая с группой, я понял (а), что…»

Собрания – конкурсы, проведенные мной, носили такие названия:

«Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях. В конце обучения во втором классе, на итоговом родительском собрании прошел конкурс «Знатоки учебного материала 2 класса» среди родителей, на котором родители должны были, например, суметь соотнести иллюстрацию и текст из учебника литературного чтения, отгадать кроссворды из учебника по русскому языку или решить уравнение из математики.

Собрание – практикум не только знакомит родителей,

с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания. Каждая группа получает свой набор упражнений для размышления, а далее рассказывает о более понравившемся и простом в применении. Если предстоит обучающимся изучить очень трудный материал, то обязательно знакомлю с ним и родителей и на практике объясняю нужный алгоритм работы. Например, решение уравнений, деление в столбик, разбор слова по составу или фонетически. Это помогает родителям правильно строить работу по выполнению ребенком домашнего задания.

Заключительная часть собрания – это рефлексия. Ее можно провести по-разному. Например, коммуникативное упражнение «Клубок знаний»», где каждый участник берет в руки клубок ниток, заматывает какую-то часть и делиться впечатлением о сегодняшнем собрании. Или идя по «тропинке знаний», выбирает тот дом, куда хотелось бы прийти: простая избушка «Ничего не понял, было неинтересно», дом в виде данной школы «Узнал много интересного и полезного, но еще недостаточно», дом в виде Кремля «Все знаю, все могу, учиться больше нечему». А можно представить перед родителями «Море информации», в котором расположены разные острова, например, «Остров грусти», «Остров Радости», «Остров понимания», «Остров Воодушевления» и т.п., предлагается каждому участнику разукрасить и дать название кораблику и причалить, а может быть и не причалить к одному из островов или придумать свой остров и причалить туда. Все это происходит с комментированием. Следующее упражнение «Телефон», когда по жеребьевке предлагается одному участнику собрания «позвонить» другому, которого «не было на собрании» и рассказать о своих впечатлениях. Так можно прослушать 2-3 участников. Или написать общее «Письмо» (зависит от количества групп, писем может быть 2-4). В письме уже заготовлены некоторые фразы с пропущенными словами или предложениями. Каждая группа заполняет пропуски, а потом зачитывает.

P.S.Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Очень интересный опыт организации работы с родителями!

10 May 2021