Учебно-дидактический материал «Методика составления фенологической летописи»

0
0
Материал опубликован 3 February 2017 в группе

Методика составления фенологической летописи

 

Цели:

Ø Подведение итогов наблюдения за год составления фенологической летописи.

Ø Составление местного фенологического календаря.

Ø Обработка в связи со специальными фенологическими исследованиями.

 

Задачи:

Ø Составление местного фенологического календаря за определённый промежуток времени.

Ø Овладение научными методами: наблюдения, описания, систематизации, анализа.

Ø Научиться анализировать циклы развития растений и животных с определёнными природными явлениями.

 

I. Рекомендуемые объекты наблюдения.

В разных географических зонах страны одни виды растений и животных могут заменяться другими.

Рекомендуемые ниже виды наиболее распространены. Растения в перечнях расположены в порядке их зацветания, птицы – по мере их перелёта или первой песни, насекомые – по мере появления, что позволяет ориентироваться в последовательности наблюдений за ними.

 

1.1.         Деревья и кустарники.

Ольха серая, лещина (орешник), ольха чёрная, верба красная, ива-бредина (козья), осина, лиственница европейская, лиственница сибирская, берёза бородавчатая, тополь белый, клён остролистый, ива белая, крыжовник, смородина красная, черёмуха обыкновенная, смородина чёрная, бузина красная, вишня садовая (с указанием сорта), груша садовая, слива домашняя, ель обыкновенная, яблоня садовая, дуб летний, акация жёлтая, каштан конский, жимолость обыкновенная, сирень обыкновенная, сосна, можжевельник, боярышник колючий, жимолость татарская, роза собачья, малина лесная, калина обыкновенная, липа мелколистная.

 

1.2.    Травянистые растения.

Мать-и-мачеха, хохлатка плотная, медуница сибирская, медуница лекарственная, ветреница белая, ветреница жёлтая, калужница, первоцвет лекарственный, одуванчик лекарственный, кислица, земляника, купальница европейская, чистотел большой, ландыш майский, клевер ползучий, лисохвост луговой, герань луговая, сныть, валериана лекарственная, тысячелистник, половник, василёк голубой, подорожник большой, Иван-чай, ежа сборная, зверобой обыкновенный, золотая розга, пырей ползучий, пижма, лопух волчий.

 

1.3.         Грибы.

 

Белый гриб, груздь настоящий, лисичка, масляники, опёнки, подберёзовик, подосиновик, рыжик боровой, сыроежки, шампиньоны.

1.4.         Птицы.

Большая синица, грач, глухарь, скворец, большой пёстрый дятел, жаворонок полевой, тетерев, зяблик, трясогузка белая, пеночка-теньковка, пеночка-весничка, ласточка-касатка, кукушка, соловей, стриж чёрный, перепел, снегирь, свиристель.

1.5.    Насекомые.

Бабочка крапивница, бабочка траурница, пчёлы, осы, шмели, бабочка капустница, майский жук или майский хрущ, слепень бычий, яблонная плодожорка.

1.6.         Другие животные.

Белка, заяц русак и беляк, лисица, лось, лягушка травяная, зелёная жаба, черви дождевые.

 

II. Обработка фенологических наблюдений.

При обработке специальных фенологических наблюдений составляются таблицы сроков наступления наблюдавшихся фаз развития.

Явления

природы.

Дата.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

1.Начало озеленения берёзы.

 

 

 

 

 

2.Зацветание чурёмухи.

 

 

 

 

 

3.Зацветание

рябины и т.д.

 

 

 

 

 

На основании полученных данных делаются соответствующие выводы:

Например:
- При выяснении наиболее скороспелого сорта какой-либо культуры в данной местности все сорта её располагают в таблице в порядке наступления фаз репродуктивного развития.

- Выявленный посредствам таблицы порядок их развития сам по себе является выводом. Будет ещё нагляднее, если составить спектр наступления фаз, который вычерчивают обычно на миллиметровой бумаге. Спектр представляет собой ряд горизонтальных полосок, каждая из которых отражает ход развития одного сорта от посева до созревания. Полоска разделена на отрезки, показывающие величину межфазных периодов, причём линии, разграничивающие эти периоды, проводят против дат, в которых было отмечено наступление фаз. Очень наглядно выглядят спектры, где межфазные периоды закрашены различными цветами.

 

Данная методика взята из статьи

Н.А. Аксёновой Московского филиала

Географического общества РАН

Журнал «Биология в школе» №6.2006г

Наблюдения в природе

Комментарии
Комментариев пока нет.