Статья «Межпредметные связи на уроке русского языка. Русский язык, живопись и музыка»
Статья
Межпредметные связи на уроке русского языка. Русский язык, живопись и музыка
Рыбкина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Русский язык как учебный предмет (особенно уроки развития речи) позволяют успешно решать задачи эстетического воспитания школьников.
Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка, дает возможность научить понимать язык живописи и музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне.
Одним из источников эстетического воздействия на детей являются произведения живописи. Использование репродукций дает возможность вырабатывать целенаправленное суждение, развивать речь детей. Своим конкретным содержанием она помогает ученику определить тему высказывания, учит последовательности в изложении мыслей, создает благоприятные условия для словарно- стилистической работы. В процессе анализа картины учитель требует от учеников использовать разнообразные средства языка для выражения одной и той же мысли, предлагает найти точные, выразительные слова для передачи содержания живописного полотна.
«Учите ребенка,- писал К.Д. Ушинский,- каким- нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и – ребенок усвоит их на лету».
Произведения живописи обогащают и углубляют знания детей об окружающем мире, способствуют овладению детьми пространственными и временными отношениями, расширяют кругозор, оказывают большое влияние на формирование личности, развивают широту мысли.
Вот почему произведения живописи – одно из самых важных средств гармоничного развития личности, которое занимают такое большое и прочное место в практике работы учителей – словесников.
Но, к сожалению, учителя русского языка не всегда умело проводят работу по картине, не заостряют внимание учащихся на особенностях живописи, ее изобразительных средствах (композиции, линии, цвет, светотени и т.д.), не опираются на знания, полученные школьниками на уроках изобразительного искусства. Вследствие этого снижается эффективность работы, как по развитию речи, так и по эстетическому воспитанию учащихся. Поэтому этот вопрос должен чаще подниматься в методике преподавания русского языка.
Остановимся лишь на одном моменте. Работе по картине на уроке русского языка предшествует беседа на уроке изобразительного искусства. Беседа проводится по картине, аналогичной по жанру, характеру и сложности той картине, которую выбрал учитель- словесник для сочинения. Цель беседы заключается в том, чтобы вооружить учащихся необходимыми сведениями искусствоведческого характера (например, понятие о натюрморте, пейзаже, о средствах выражения замысла художника), которые помогут учителю
русского языка более эффективно провести подготовку к сочинению, уделяя основное внимание развитию речи учащихся. Работа завершается проведением сочинений по картине. Именно совместная работа учителей изобразительного искусства и русского языка будет залогом успешного обучения детей.
Этой проблемой очень плотно занималась Вершинина Г.Б. Её методический опыт поможет в творческой работе, как опытному специалисту, так и начинающему учителю русского языка и литературы.
О связи музыки с развитием воображения и фантазии ребенка неоднократно писал В.А. Сухомлинский: « Музыка – воображение- фантазия – сказка- творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума…»
К сожалению, очень часто школьники равнодушны к урокам русского языка, потому что их заставляют учить грамматику, но не учат понимать смысл и эстетическую ценность текста.
Опыт проведения уроков русского языка убедил, что чем больше на уроки русского языка вторгается музыка, наряду с другими видами искусства, тем выше уровень грамотности, яснее мысль, выразительнее и эмоциональнее слог сочинений.
Примером такого урока может служить сочинение по музыкальным впечатлениям. Для проведения такого урока необходимо музыкальное произведение, ваши ученики, горячее желание вдохнуть новое в ставшую привычной работу, нестандартно пообщаться с детьми.
В процессе работы вы услышите вместе с ребятами, как шелестят в морозном воздухе кружевные наряды снежинок. Увидите, как вздыхает пышное суфле в царстве сладостей или, как плачет Леший. Вам откроются тайны музыки и тайны слова и вместе с ними – трепетные души ваших собеседников – учеников.
Послушай: музыка вокруг. Она во всем – в самой природе
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте.
И ливень – песенкой без слов, все на одной веселой ноте.
…Вот потому- то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, что плещется вода,
Как ветер шевелит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой!
М. Ивенсен
Атмосфера уроков развития речи, где соединяются русский язык и музыка, должна быть эмоциональной, вступительная беседа учителя содержательной
и все это готовит детей к восприятию музыки, вводит их в воображаемую речевую ситуацию, настраивает на восприятие музыки.
…Прослушайте эту пьесу, пофантазируйте, представьте, что вы подходите…,
Раздвигаете травы…, спускаетесь вниз. Детям предлагается мысленно совершить путешествие на берег озера, в подземелье, старый замок, на праздничный бал.
В помощь ученикам приводится тематически сгруппированный языковой материал. Здесь мы находим слова и словосочетания, которые помогают описать, например, старый замок: рыцарские доспехи, фамильные гербы, паутину по углам, поблекшие занавеси, засохшие цветы. Предлагаемый языковой материал имеет рекомендательный характер. Главное, чтобы он облегчал ученикам подготовку к высказываниям о музыке. Эту задачу помогает решать, кроме того, выразительность, эмоциональность речи учителя. Если вы предваряете ею слушание музыки, это облегчает детям вхождение в воображаемую ситуацию, настраивает на путешествие в страну музыки, а затем ваше обобщающее слово подводит итог языковой подготовки, суммирует впечатления и найденные наиболее выразительные формы.
В итоге мы получаем не безликие, скучные сочинения, а яркие описания помещения, природы, портретов, увлекательные повествования.
Например, можно интересно провести урок развития речи в 6 классе. И это будет сочинение – описание помещения по музыкальным впечатлениям (по музыкальной пьесе М.П. Мусоргского «Старый замок»).
Действительно, какие яркие описания получились у детей: « Слушая музыку Мусоргского, я попадаю в одинокий замок. Пройдя по его длинным коридорам, я вижу старую широкую лестницу. В этот момент музыка словно подсказывает мне: « Иди вперед, вперед!» И я начинаю подниматься вверх. Только наступил я на ее ступеньки, как она начала издавать странные стонущие звуки, словно просит о чем-то. Поднявшись на самый верх, я увидел большой зал. Стены, пол, потолок сделаны из камня, поэтому он так мрачен!..» (Елохин Женя)
Из этого отрывка видно, что ребенок с увлечением писал свое сочинение. Ему было очень интересно, а это главное в успешности обучения! Кроме того, он научился описывать помещение и запомнит в ярких словесных деталях, как это нужно делать.
В седьмом классе можно написать сочинение- описание внешности по музыкальным впечатлениям « Прелестниц Фей чудесный хоровод…»
( по балету С. Прокофьева «Золушка»). Школьники на уроке соприкоснулись с прекрасной музыкой С. Прокофьева, побывали мысленно в сказке, посочувствовали Золушке, научились описывать внешность человека на основе
образа прекрасной Феи Весны!
Ученики так начинают свои сочинения: « Когда я слушала весеннюю музыку С.С. Прокофьева, мне показалось, что музыка перенесла меня в чудесную
сказку. Белоснежное шелковое платье Феи развевалось на ветру. Волосы пышные, цвета весеннего солнца украшены цветами. Глаза, словно два лучика света искрятся весельем…»…( Захарченко Катя).
Можно заметить, что здесь нет скучных формулировок, примитивных выражений, характерных для обычных школьных сочинений. Ребята учатся описывать внешность человека, но при этом они, словно играют словами, подбирая наиболее подходящие элементы описания внешности.
Таким образом, использование музыки на уроках русского языка позволяет проводить работу над тремя типами текста: описанием, повествованием, рассуждением. Обучение на межпредметном уровне позволяет выявить творческое умение воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка.
Источники информации:
Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить.». - М., 1996 г.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.// Избранные пед. Соч..- в 3 т., -М., 1979 г.
Ходякова Л.А. Связь уроков русского языка и изобразительного искусства в работе по развитию речи. М.,- Просвещение.- 1989 г.