Методические указания и рекомендации «Межпредметные связи в обучении английскому языку»
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ
“ Межпредметные связи в обучении английскому языку”
Автор: Усикова О.М. ,
преподаватель ОД (иностранный язык)
Москва
2019 год
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка посвящена вопросу обучения английскому языку в контексте межпредметных связей с целью единого использования навыков во всевозможных областях науки с применением знаний иностранного языка обучающихся довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ.
Цель методической разработки – увеличение системности знаний обучающихся, а также создание условий целостности и согласованности учебно-воспитательного подхода по УМК «Английский в фокусе» для 6 класса.
Отличительной особенностью данной методической разработки является ее межпредметная направленность на отработку лексических и грамматических структур английского языка с учётом определенной тематической лексики. Подобный подход к овладению материалом позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению английского языка, стимулирует их творческую активность, а также способствует применению освоенных структур в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.
Методическая разработка может быть полезна преподавателям английского языка довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ для подготовки материалов к урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………………………………4
Основная часть…………………………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………………………....9
Список использованных источников…………………………………………………………10
Приложения…………………………………………………………………………………….11
ВВЕДЕНИЕ
В данной методической разработке рассматриваются межпрежметные связи английского языка и математики. Математику с английским языком объединяет изучение символов, количественных и порядковых цифр, геометрических форм, что способствует тренировке памяти и развитию чувства ритма. Состояние успеха в ходе обучения помогают создать интегрированные занятия английского и информатики, целью которых представляется получение и овладение познаниями в информационной, просветительской, социальной и культурной среде.
Межпредметные связи действуют в обучении как способ единого воздействия на личность, на ее познавательные и высоконравственные стороны и как условие ее многостороннего становления. Исследование любой учебной темы подразумевает те или иные виды взаимосвязи школьных дисциплин. Обучающимся необходимо владеть полным представлением об окружающем мире, развивая свои креативные и умственные способности, а не оперировать отдельными знаниями разных дисциплин.
Межпредметные взаимосвязи увеличивают системность знаний обучающихся и направляют преподавателя на использование групповых моделей организации обучения, создавая условия целостности и согласованности учебно-воспитательного подхода.
Многообразие разновидностей межпредметных взаимосвязей дает возможность осуществить все их значения в ходе обучения иностранному языку. Категории взаимосвязей формируются в согласовании с сущностью обучения, способами и формами его организации. Согласно методу усвоения взаимосвязей между действительностью и теоретическими суждениями выделяют репродуктивные, поисковые и творческие связи. Межпредметные взаимосвязи позволяют выделить основные компоненты содержания образования, предвидеть формирование системообразующих мыслей, определений, общенаучных способов научной работы, способности единого использования знаний из разнообразных предметов деятельности обучающихся.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Реализация межпредметных взаимосвязей выступает одним из основных факторов оптимизации обучения, вызывающих у преподавателей наибольшие трудности. Комплексный аспект рассматривается как значимый методологический принцип, нацеливающего преподавателя на реализацию связи между ключевыми сферами воспитательной работы с целью развития целостной личности обучающегося. Подбор содержания межпрежметного материала дает возможность преподавателю установить формы реализации учебно-воспитательной деятельности, способствующие систематизации знаний, их обобщению и синтезу. Они представлены такими комплексными способами преподавания, как конференции и семинары, экскурсии и обобщающие уроки, в ходе которых реализуется активизация способов обучения, способствующих переносу знаний и навыков обучающихся.
Осуществление на практике межпредметных взаимосвязей считается определенным проявлением интеграционных действий в науке и обществе. Данные связи представляют немаловажную значимость в увеличении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, значительной характерной чертой которой выступает освоение общим характером познавательной работы. Подобная работа позволяет применять приобретенные сведения и опыт в определенных ситуациях, в разрешении индивидуальных вопросов как в процессе обучения на уроке, так и во внеаудиторной деятельности, в повседневной практике вне учебного заведения[1].
По широте и количеству использованного материала можно выделить внутрицикловые и межцикловые взаимосвязи, а согласно хронологии исследования связываемого материала – предшествующие, сопутствующие и последующие. Согласно методу определения в работе преподавателя межпредметные связи делятся на односторонние, двухсторонние, многосторонние (непосредственно направленные и обратные связи с рядом предметов), а по постоянству осуществления – эпизодические и систематические межпредметные связи. Регулярное применение межпредметных познавательных заданий в форме проблемных практических задач гарантирует развитие умений обучающихся определять и осваивать взаимосвязи различных объектов.
Межпредметные взаимосвязи воздействуют на сущность и структуру учебных предметов. Любой академический предмет считается основой этих либо других разновидностей межпредметных взаимосвязей. Главной образовательной функцией межпредметных взаимосвязей выступает развитие единой концепции знаний обучающихся о современном мире, отображающей связи различных конфигураций движения материи. Развитие целостного научного понимания требует обязательного учета межпредметных взаимосвязей, воспитательные функции которых увеличивает систематический аспект в преподавании. В данных обстоятельствах закрепляются связи иностранного языка с предметами научного и гуманитарного циклов, улучшаются способности перенесения знаний, их применение на практике и многоплановое осмысление[2].
Межпредметные взаимосвязи являются главным условием оптимизации процесса преподавания иностранного языка, увеличения результативности обучения, снижения перегрузки преподавателя и обучающихся. Особенной ролью обладают связи, целью которых выступает практическое применение координационных форм обучения и перестройка ключевых этапов учебно-воспитательной работы, а именно:
единой постановки цели и задач урока для объединенных дисциплин;
совокупная постановка и подготовка содержания занятия с употреблением смежных понятий, мировоззренческих, идеологических и общевоспитательных аспектов науки;
формирование познавательной работы обучающихся, подразумевающей развитие сложных умений и навыков, общих для смежных учебных предметов;
единого поурочного и предметного планирования, содержащего необходимые средства активизации учебной деятельности обучающихся и учитывающего взаимодействие преподавателей различных дисциплин.
УТВЕРЖДАЮ
Преподаватель (руководитель)
ОД (иностранный язык)
Технологическая карта урока
Дисциплина |
Английский язык |
|||
Класс |
6 |
Дата (устанавливается в соответствии с КТП) |
||
ФИО преподавателя |
Усикова О.М. |
|||
Тема урока |
Математические задачи о роботах |
|||
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности |
|||
Цели урока |
Образовательная: актуализация ранее изученного лексико-грамматического материала по английскому языку, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности. Воспитательная: содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка; способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка; способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать развитию морального сознания и нравственных чувств. Развивающая: формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность), развивать умение выделять нужную информацию. |
|||
Используемые технологии |
Здоровьесбережения, коммуникативно ориентированного обучения, развивающего обучения, дифференцированного подхода в обучении |
|||
Ресурсы урока |
Презентация Power Point, видео и аудиофайлы, раздаточный материал. |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||
Обучающийся овладеет математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создаст фундамент для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Обучающийся научится выборочно понимать на слух необходимую информацию с опорой на видео или аудио ряд, находить в тексте нужную информацию, делать заметки для устного монологического высказывания.
|
Развивать логическое и критическое мышление, культуру речи, способность к умственному эксперименту, формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. |
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные УУД: концентрировать, распределять и переключать внимание, развивать механизмы произвольного запоминания информации, развивать объём слуховой памяти, осуществлять самоконтроль, осуществлять целеполагание. Познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений, выделять главное и второстепенное в тексте, логически корректно оформлять высказывание. |
Ход урока
Технологический этап урока/ этап организации образовательной деятельности |
Приёмы, методы, формы, средства и т.д. |
Содержание деятельности преподавателя |
Содержание деятельности обучающихся |
Организационный |
Сдача рапорта |
Принимает рапорт |
Сдают рапорт |
Фонетическая разминка |
Фронтальный опрос |
Задает вопросы с использованием тематической лексики. |
Отвечают на вопросы преподавателя. |
Целеполагание и мотивация |
Коллективное обсуждение |
Предлагает обучающимся ответить на вопросы, выявить затруднения; через совместное обсуждение подводит обучающихся к формулировке цели урока. |
Отвечают на вопросы; вместе с преподавателем работают над формулировкой цели урока. |
Активизация изученной ранее и введение новой тематической лексики, мотивирование обучающихся на дальнейшую работу по теме. |
Развитие языковой догадки |
Предлагает обучающимся догадаться о значении слов по иллюстрациям, ответить на вопросы по теме. |
Обучающиеся догадываются о значении новых слов по иллюстрациям, отвечают на вопросы по теме. |
Развитие умений прогнозирования и поискового чтения |
Работа в группах |
Предлагает обучающимся предсказать содержание текста по заголовку, ответить на вопросы. |
Обучающиеся предсказывают содержание текста по заголовку, отвечают на вопросы. |
Развитие умений аудирования |
Работа в группах |
Предлагает обучающимся прослушать текст или просмотреть видео и выполнить задания к тексту. |
Обучающиеся прослушивают текст или просматривают видео выполняют задания к тексту. |
Развитие умений чтения с выделением нужной информации
|
Работа в группах |
Предлагает обучающимся прочитать текст и выполнить задания к тексту. |
Обучающиеся читают текст, выполняют задания к тексту. |
Развитие умений монологической речи |
Работа в группах |
Предлагает обучающимся составить краткое монологическое высказывание на основе прочитанного текста. |
Обучающиеся составляют краткое монологическое высказывание на основе прочитанного текста.. |
Рефлексия
|
Коллективное обсуждение; объяснение |
Вместе с обучающимися подводит итоги урока и обобщает изученный материал, дает задание на самоподготовку. |
Записывают в тетрадь задание, устно отвечают на вопросы, учатся обобщать пройденный материал. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межпредметные взаимосвязи позволяют решить имеющееся в предметной концепции преподавания противоречие среди распределенных по разным дисциплинам познаний обучающихся и потребностью в их объединении и целостном применении на практике. Единое использование навыков во всевозможных областях науки является последовательной концепцией современного обучения, позволяющей реализовать общетехнические и технологические вопросы.
Концепция межпредметных взаимосвязей содействует стимулированию стремления обучающихся к высокопрофессиональному совершенствованию. Применение межпредметных взаимосвязей на практике подразумевает взаимодействие преподавателей, например, взаимопосещение занятий, консультации, совместное комплексное планирование уроков, общую подготовку экскурсий, внеаудиторных межпредметных мероприятий[3]. Преподавание иностранного языка подразумевает использование знаний страноведения, литературы, истории, что подчеркивает его связь с предметами как гуманитарного, так и математического цикла.
Преподаватели пользуются особыми методами организации обучения для осуществления на практике межпредметных взаимосвязей: проблемные вопросы, практические задачи, нацеленные на учебно-познавательную деятельность обучающихся, различные наглядные пособия и т.д. Подобная система организации имеет положительные результаты: приобретаемые знания обретают свойства системности, появляются общие умения, увеличивается мировоззренческая нацеленность познавательных интересов обучающихся, их убеждения формируются более результативно и достигается многостороннее формирование личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Глинская Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007. — 44 с.
Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики [Текст] / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 603-605.
Сокольников Ю.Л. Межпредметные связи как средство формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию (из опыта работы ПУ 10 г. Ярославля)./ Педагогический вестник №5,2003.
Cambridge dictionary online. [Электронный ресурс]. Режим доступа. – URL: https://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения 25.03.2020).
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.Образец викторины для работы в группах.
2. Примеры вопросов по математике.
|
Вопрос |
Ответ |
1 |
Площадь прямоугольника со сторонами 15 и 5 см? |
75 см |
2 |
Наибольшее двузначное число, кратное 11? |
99 |
3 |
Число, которое составляет 1/9 от 153? |
17 |
4 |
Среднее арифметическое чисел 16, 20, 15? |
17 |
5 |
Площадь квадрата, периметр которого 36 см? |
81 см |
6 |
Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого цифры различны? |
1023 |
7 |
3/5 часа, выраженные в минутах? |
36 минут |
8 |
Совокупность делений на линейках различных форм? |
Шкала |
9 |
Выражение, показывающее соотношение между величинами? |
Пропорция |
10 |
Квадрат наименьшего простого числа |
4 |
3. Примеры вопросов по английскому языку.
|
Question |
Answer |
1 |
Why was the robot feeling bad?
|
It had a virus.
|
2 |
There are 5 sons in the family. Each of them has got a sister. How many children are there in the family?
|
6 |
4 |
It takes Andrew 24 minutes to get to school. What part of his way does he pass in 16 minutes?
|
2/3
|
5 |
One robot makes 10 toys every day. How many toys will five robots produce if they work for a week? There is one important thing – a robot can work three days running but then it has a day off.
|
300 toys
|
6 |
Describe a picture. |
|
7 |
Video question. How many robots share the room? |
4 |
8 |
Video question. Who is a robot? |
The girl on the right |
9 |
Video question |
Washer |
10 |
Video question . Guess the technology that is a robot today. |
A digital camera
|