12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антипова Ирина Ильинична50
Учитель начальных классов
Россия, Башкирская респ., Стерлитамакский район МОБУ СОШ с.Первомайское Республики Башкортостан

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИАПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Районная НПК « Я- исследователь»

в рамках Малой академии наук школьников

Стерлитамакского района

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

« МЫ И НАШИ ИМЕНА »

Автор : Галяутдинова Екатерина,

Ученица 4 класса

МОБУ СОШ с.Первомайское

453164,Республика Башкортостан

Стерлитамакский район

с.Первомайское ,ул

Полевая,3-1

Руководитель: учитель начальных классов

Антипова Ирина Ильинична

МОБУ СОШ с.Первомайское

453164,Республика Башкортостан

Стерлитамакский район

с.Первомайское ,ул

Полевая 3-1

2015

CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ

4-6

  1. Из истории имён

4-5

  1. Роль имени в жизни человека

5-6

РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРКТЕР ЧЕЛОВЕКА

6

РАЗДЕЛ 3. ИМЕНА НАШЕГО КЛАССА

7-8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

ЛИТЕРАТУРА

11

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

На уроке русского языка мы изучали тему «Собственные имена существительные». После изучения темы я задумалась, почему у людей разные имена, почему меня назвали именно Екатериной, что означает мое имя. Мне захотелось узнать больше о своем имени и именах моих одноклассников .

Так предметом исследования стали имена нашего класса, а объектом – имя.

Цель работы: разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение.

Для изучения материала я определила задачи своего исследования:

Узнать историю возникновения имен..

Попытаться выяснить, влияет ли имя на характер человека.

Изучить значения имен нашего класса.

Выпустить справочник «Имена нашего класса» и собрать копилку интересных сведений об именах.

Для решения поставленных задач я определила методы исследования:

изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, проектов учащихся моего класса;

беседа с родителями и учащимися;

анкетирование;

собственные наблюдения.

Гипотеза работы: использование имени является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми.  

Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью изученности   частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ

Имена, имена, имена

в нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

С. Маршак

1.1. Возникновение имен

Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени.

«Имя» по-гречески – «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. По словарю В.И. Даля мы узнали: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».

Имена в Древней Руси давали необычно.

- по внешним признаками: Светлана, Чернава, Кудряш

- по черте характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок

- по очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой

- по явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка

- по христианским праздникам: Постник, Мясоед

- по времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога

- по профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка

Самые необычные имена: Некрас, Немил, Дурак, Ненаш

Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел.[4]

А почему же потом таких имен не стало? Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван — это измененное древнее имя Иоканаан, значившее «божий подарок». Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь, записанное в официальные документы . Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.

1.2. Роль имени в жизни человека

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами? Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника , а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником перед Богом для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. [6]

Когда мы начали писать работу, много прочитали об именах. Узнали, что на выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода связана с изменением ценностей в поколениях . Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов.[1]

Вот наиболее популярные имёна 20-х-30 годов:

Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция

Донэра - Дочь Новой ЭРы

Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА

Даздрасмыгда - ДА ЗДРАвствует СМЫчка Города и Деревни

Лагшмивара - ЛАГерь ШМИдта В Арктике

Хорошо, что мода на такие имена прошла. В некоторых государствах даже существуют законы, запрещающие родителям с разыгравшейся фантазией испортить жизнь человеку, дав ему предосудительное имя. Есть ведь красивые, звучные имена.

Начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя .Самыми распространенными в эпоху христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн , Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил.

При этом имя человеку могла дать только церковь .Только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.[2]

РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Влияние имени на характер и судьбу человека изучается с давних пор, однако до сих пор механизм этого влияния до конца неизвестен. Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом складывается характер по имени человека.[10]

 Согласно социальной теории, каждое имя представляет собой слово на каком-либо языке и обладает определенным значением. Помимо своего значения, имя «нагружено» информацией о характере и деяниях великих людей, его носивших.

Согласно эмоциональной теории, характер человека и его судьба зависят от того, насколько приятно и мелодично для окружающих звучит его имя: чем приятнее звучит, тем легче характер и благоприятнее судьба.

Звуковая теория говорит о том, что каждый набор звуков раздражает разные участки коры больших полушарий и вызывает различную реакцию человека на то или иное имя.

Наиболее благоприятно складываются судьбы людей, имена которых соответствуют традициям той местности, где они родились и выросли. Наоборот, имя, нетрадиционное для общества, в котором родился и вырос его носитель, может всерьез испортить характер человека и определить неблагоприятный ход его судьбы.Чтобы удачно выбрать имя для ребенка необходимо знать, что оно означает.

РАЗДЕЛ 3. ИМЕНА НАШЕГО КЛАССА

Перед началом работы было проведено анкетирование ,в котором приняли участие 25 человек.

Результаты анкетирования.

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

10

15

Знаешь ли ты значение своего имени?

8

17

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

5

20

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение . Результаты анкетирования ещё больше укрепили нас в том, что изучение имени человека - это увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Какие же имена есть в нашем классе?

А – Алмаз,Амалия,Артём

В – Владислав

Г – Герман ,Гульсина

Д – Динара, Дарья

Е-Екатерина

К – Камила, Кристина

О – Оксана,Олеся

Р – Раиль,Равиль,Рената

Ф-Фидель

Таким образом, мы сделаем следующие выводы:

Каждое имя встречается только один раз.

Больше всего имен на букву «А» - 3,на букву « Р»-3

Исследование имен учащихся класса показало, что преобладают латинские варианты имен - 5 и имена древнегреческого и арабского происхождения- по 3. В нашем классе 2 древнеславянское (Владислав, Олеся),древнееврейское(Равиль),персидское( Дарья) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что

80% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

11% - были названы именами, потому что они редкие;

9% - не смогли ответить на этот вопрос.

О своем имени я узнала много интересного.

Вот какую информацию я нашла о своем имени в сети Интернет:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь исследованием, мы узнали о значении и происхождении наших имен, о роли имени в жизни человека. Имя человека - это судьба человека, именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, необходимо каждому из нас. Но какие бы имена мы не носили, только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, каждый человек имеет свое имя. Имя дают ребёнку при рождении его родители, исходя из собственных убеждений и желаний.

Из собственных наблюдений, бесед со взрослыми, я выяснила, что имя накладывает некоторый отпечаток на характер человека, но не может определять и влиять на его судьбу.

В нашем классе преобладают латинские варианты имен .

Нами оформлен словарь справочник «Имена нашего класса» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

собрана копилка интересных сведений об именах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Таким образом, проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей.Работа по этой теме будет продолжена и дополнена новыми данными.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Ю.С. Все тайны имени. – М.: Мир книги, 2009.

2. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.

3. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.

4. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Лениздат, 1991.

5. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.

6. Успенский Л.В. Ты и твое имя: рассказы об именах. – М.: Армада-пресс, 2002.

7. http://imena.guru.ua/name/

8. http://slovari.yandex.ru/dict/io

9. http://www.sonnik-online.net/imena/

10. http://www.astromeridian.ru/imya/

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Нургалиева Ляля Равильевна, 23.06.17 в 18:26 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.