12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вахрина Мария Ивановна4289
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Научно-практическая конференция "Шаг в науку"

Научно-исследовательская работа на тему:

«Наше здоровье в наших руках»

Выполнил: Блинов Артём.

Ученик 4 Б класса.

Руководитель: Вахрина М.И.

 

Ижевск, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………...................................……………….3

2.Основная часть

2.1. Мытьё рук- так ли это важно?...............................................................5

2.2.Что такое микробы и почему они опасны.............................................6

2.3.Какая наука изучает микробов................................................................6

2.4. Материалы и инструменты для исследования микробов....................7

3.Практическая часть

3.1. Эксперимент 1...........................................................................................9

3.2. Результат первого эксперимента..............................................................11,12

3.3. Эксперимент 2............................................................................................13

3.2. Результат второго эксперимента..............................................................14

4.Заключение…………………………………………………………………15

5. Использованная литература………………………………………...…..16

6. Приложение……………………………………………………………..…17


 


ВВЕДЕНИЕ.

С самого раннего возраста, каждый день, дома, в школе, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой я слышу одно и то же: «Не забудь помыть руки!». И вот я задумался: «А зачем их так часто мыть? Они ведь и так чистые?». Тогда я решил спросить у своих друзей. Мой друг Ильдар ответил: «Руки надо мыть, чтобы они были чистые». А Миша сказал: «Руки надо мыть, чтобы не заболеть». И Юля добавила: «Руки моют, чтобы в животе микробы не завелись». Наконец, я спросил у мамы: «Зачем надо мыть руки?». Мама ответила: «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание». Я внимательно посмотрел на свои руки, но никаких микробов не увидел. А мама сказала, что микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов.

Тогда я вооружился увеличительным стеклом и стал разглядывать все, что меня окружало. Вот только никаких микробов все равно не увидел. Мама объяснила мне, что микробы настолько малы, что их можно разглядеть только под микроскопом.

Чтобы убедиться во всем, мама предложила мне провести исследование.

Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все люди понимали для чего необходимо мыть руки и применяли эти знания на практике.

Цель: при помощи лабораторного исследования убедиться, что визуально чистые руки могут быть на самом деле нечистыми.
 

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Провести наблюдение за мытьём рук.

Провести эксперимент по выявлению количества микробов на руках и окружающих предметах.

Разработка памятки «Как нужно правильно мыть руки» для детей и родителей.

Гипотеза: если не мыть руки, то на них будет очень много микробов.

Предмет исследования: руки.

Предмет исследования: микробы на руках.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №19» г. Ижевска.

 


 

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Мытьё рук- так ли это важно ?

Микроб – ужасно вредное животное,

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное попадёт в живот,

И спокойно там живёт. Залезет, и где ему захочется,

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Ты спросишь: «Как туда он попадет?!»

Ну конечно через рот!

Мытьё рук-основа личной гигиены, это мы знаем с детства. Но всегда ли мы уделяем внимание столь простой гигиенической процедуре? О том, что мыть руки после прогулок на улице, перед едой, после туалета обязательно знают все, но многие люди либо не моют, либо моют их без мыла.

А может это все и неважно?

Мыть руки нужно для того, чтобы уберечь себя от болезнетворных микробов. Существует целая категория заболеваний, именуемая «болезни грязных рук». Ведь именно на грязных руках живут и размножаются микробы. Попадая с поверхности кожи в человеческий организм, они могут спровоцировать недуг. Одна из самых распространенных «болезней грязных рук» - желтуха (болезнь Боткина, гепатит А). Это инфекционное заболевание, которое поражает печень. Ещё одно заболевание энтеробиоз – наличие в кишечнике паразитов, опасно тяжелыми последствиями. Дизентерия – поражение толстого кишечника, дизентерийная палочка прекрасно чувствует себя в антисанитарийных условиях, передаётся при контакте здорового человека с больным или употреблении загрязненных продуктов, воды. Сальмонелез, стоматит и другие страшные болезни подстерегают человека, уделяющего недостаточно внимания личной гигиене. Уколы, лекарственные препараты, месяцы лечения в инфекционном стационаре или кусок мыла с горячей водой? Выбор здесь каждый делает сам.

2.2. Что такое микробы и почему они опасны?

Микробы - это живые организмы, которые слишком малы, для того чтобы быть видимыми невооруженным глазом. Их размер менее 0,1 мм. Страшно поверить, но это не микробы живут в наших домах, это мы обитаем в их мире. На каждом квадратном сантиметре поверхности их более 200 тысяч. Спасает то, что не все микробы вредны и опасны для нас.

2.3. Какая наука изучает микробов.

Наука о микробах-микробиология (от греческого mikros), изучает жизнь микробов, взаимодействие их с окружающей средой и значение для всего мира. Обширный мир микробов содержит многочисленные виды как полезных, так и вредных микроорганизмов; задачей микробиологии является разработка методов борьбы с вредными и использование полезных форм микроорганизмов в интересах человека.

 

2.4. Материалы и инструменты для исследования микробов.

Пробирка со средой - предназначена для взятия, хранения, безопасной транспортировки образцов биоматериалов. Комплект состоит из стерильной пробирки с гелеобразной транспортной средой и тампона на стержне.

Чашка Петри — прозрачный лабораторный сосуд в форме невысокого плоского цилиндра, закрываемого прозрачной крышкой.

Чашка Петри изобретена в 1877 году. Названа в честь изобретателя — немецкого бактериолога Юлиуса Рихарда Петри.

Чашка Петри обычно изготавливается из прозрачного стекла или пластмассы и может иметь самые различные размеры. Чашка широко используется в микробиологии для культивирования колоний микробов.

Кровяной агар - специальная бактериологическая среда, служащая для выделения бактерий. Для приготовления кровяного агара используют кровь барана, кролика, лошади или человека, и разливают по чашкам Петри.

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Эсперимент.

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), также о́пыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем  подхода к знанию. 

3.1. Эксперимент первый.

Мы с мамой (в стерильные пробирки со средой) взяли смывы с моих рук:

СМЫВ № 1. Руки предварительно я не мыл. Данный смыв посеяли на питательную среду (кровяной агар) в чашку Петри №1.

 

СМЫВ № 2. Я ополоснул руки под проточной водой. Этот смыв также посеяли в чашку Петри № 2.


 

СМЫВ № 3. После того, как я тщательно вымыл руки с мылом, был взят смыв в чашку Петри № 3 (см. приложение №3).

Для того, чтобы получить достоверные результаты моего исследования чашки Петри необходимо поместить в специальные условия, а именно в термостат, в котором определенная влажность и температура 34-37 градусов.

Расшифровать результат помогут специальные люди-бактериологи.

 

3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Через 2 дня я получил результаты, которые меня очень удивили.

Чашка Петри №1.

Вывод: на невымытых руках выросла огромная колония микробов

Чашка Петри №2.

Вывод: на руках, которые я только ополоснул под проточной водой, колония микробов в 2 раза меньше.

Чашка Петри №3.

Вывод: даже на тщательно вымытых с мылом руках содержаться микробы. Некоторые микробы практически невозможно удалить, другие легко удаляются с помощью воды и мыла.

Откуда взялись микробы на руках?

 

 

Согласно последним исследованиям каждый из нас носит на руках свой персональный набор микроорганизмов, отличный от других. Каждый раз, когда мы беремся за дверную ручку, мы оставляем на ней «своих» микробов, а взамен забираем «чужих». А если человек болен, а если человек, выйдя из туалета не помыл руки, страшно подумать, что всё «это» теперь на моих руках!

Несчетное количество раз, например, в школе я берусь за дверные ручки кабинетов, спортзала, турникет на входе в школу, подоконники и парты и т.д.

3.3. Эксперимент второй.

Для того, чтобы убедиться, что не только руки, но и окружающие нас предметы заселены микробами (и какими) я решил провести ещё одно исследование и попросил помочь мне одноклассников. Также в стерильные пробирки мы взяли смывы с трёх мест в нашей школе:

 

1) дверная ручка (выход из школы)

2) дверная ручка (туалет)

3) турникет

1) Дверная ручка (выход из школы) 2) Дверная ручка (туалет)

 

Турникет

В дальнейшем пробирки были направлены в бактериологическую лабораторию.

3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

 Через 1 неделю я получил следующие результаты (приложение)

Исследуемая поверхность

Результат

Дверная ручка (выход из школы)

Выявлены стафилококки, микобактерии.

Дверная ручка (туалет)

Выявлены стафилококки, микобактерии, кишечная палочка.

Турникет

Выяылены стафилококки, энтеробактерии

Вывод: как и на руках, так и на окружающих нас предметах обитают микробы. Многие из них являются опасными для здоровья человека. Действенный способ прервать путь попадания микробов в наш организм-это правильное мытье рук с использованием мыла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель моей научно-исследовательской работы достигнута, эти лабораторные исследования показали, что визуально чистые руки заселены микробами, таким образом выдвинутая мной гипотеза подтвердилась.

Эти микроорганизмы могут вызвать такие заболевания как дизентерия, желтуха, брюшной тиф, холера. Через грязные руки можно заразиться и гриппом. Загрязненными руками больной человек переносит инфекцию, например, на дверные ручки, выключатели. А привычка некоторых детей брать в рот пальцы и грызть ногти увеличивает риск заражения. Все эти заболевания ослабляют иммунитет и влекут за собой опасные последствия.

Чтобы добиться чистоты важно освоить правила мытья рук:

руки моем обязательно в теплой, а не в холодной или горячей воде.

тщательно намыливаем руки с обеих сторон и между пальцами. Не забываем и про запястья.

мыть руки нужно не менее 15-20 сек.

напоследок вытереть руки насухо полотенцем.

Когда мыть руки? Руки нужно мыть всякий раз тогда, когда они становятся грязными.

Особенно: перед приемом пищи, после посещения туалета, после того, как высморкался или покашлял, прикрыв рот рукой, после контакта с домашними питомцами или другими животными, после возвращения с улицы, до и после посещения заболевших друзей или родственников.

В дальнейшем я планирую изучить заболевания, вызванные некоторыми микробами, симптомы этих заболеваний

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулина Н.А., Краева Э.Л. Микробиология.– М.: Медицина, 1980.

- 393.

2. Лабинская А.С. Микробиология с техникой микробиологических

методов исследования.– М.: Медицина, 1968. - 287.

3. Павлович С.А., Пяткин К.Д. Медицинская микробиология. – Минск: Высшая школа, 1993. - 569.

4. Федоров М.В. Микробиология. – М.: Гос. Изд-во сельхозлитературы,

1960. - 278.

5. Черемисинов Н.А., Боева Л.И., Семихатова О.А. Практикум по микробиологии.– М.: Высшая школа, 1967. - 232.

6.  Шлегель Г.Х. Общая микробиология.– М.: Мир. - 467.

7.   http://mikrobiki.ru / сайт «Микробы и человек».

8.   http://www.mikrobchik.ru / сайт «Микробы». http://healthinthecity.ru/health/chto_takoe_kozha.html 4. http ://www.vokrugsveta.ru/news/3160/ 5. http://www.femilina.ru/kak-pravilno-myt-ruki/ 6. http://bibliotekar.ru/624-3/52.htm 7. http://www.missli.ru/krasota/mitie_ruk.html http://www.gastroscan.ru/handbook/118/3200

9. Википедия.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Памятка «Как нужно правильно мыть руки» для детей и родителей.

Опубликовано в группе «Исследовательская и проектная работа в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.