Социальный проект профилактики буллинга в 8 «Мы в классе будем жить по-новому»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №121» городского округа город Уфа
Социальный проект профилактика буллинга в 8 А классе:
«Мы в классе будем жить по-новому»
Проект выполнила:
социальный педагог Фарукшина Н.А.
Уфа,2019
Аннотация
В социальном проекте рассматривается актуальная социально–педагогическая проблема – школьный буллинг. Описываются последствия буллинга, отражающиеся на личностном развитии его участников. Вследствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и бед возникает подростковая агрессия. Буллинг – новое понятие и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических, педагогических вопросов и является одной из серьезнейших проблем современности. В проекте раскрыты как причины буллинга, так и его последствия, а также как с ним можно бороться.
Цель проекта: создание благоприятных условий для успешного становления классного коллектива.
Сроки реализации: в течение 2 месяцев.
Мероприяти :
- оперативное совещание учителей, работающих в 8 «А» классе;
- классные часы, беседы;
- родительские собрания;
- диагностика «Исследование психо-эмоционального состояния»;
- проектная деятельность на уроках»;
- просмотр и обсуждение фильма «Чучело»;
- психологические тренинги;
- беседа с инспектором ОДН «Уголовная и административная ответственность подростков»;
- конкурс стенгазет (работа в группах);
- «Тетрадь достижений»;
-«Уфа-любимый город» (фотоконкурс совместно с родителями класса).
Результаты проекта:
1.Обучающиеся знают об ответственности за противоправное поведение.
2.Меньше детей будет подвергаться травле в школе.
3.Учащиеся будут добрее относиться друг к другу.
Стоимость проекта:38750 рублей.
Описание организации
Гимназия основана в 1990 году. Директор гимназии Шагина Эльвира Мазгаровна.
Гимназия № 121 – это:
школа, в которой каждый ребенок поднимается по ступеням развития в процессе совместной с учителем творческой деятельности;
школа, где для каждого ученика создаётся ситуация успеха и где каждому предоставлена возможность проявить себя в добрых и полезных начинаниях;
школа, где ребенок может удовлетворить свои познавательные потребности в богатой по содержанию образовательной среде;
школа, в которой взрослые заботятся о физическом и психическом здоровье детей;
школа, где учиться интересно и радостно.
Кабинеты и учебные лаборатории оснащены необходимым оборудованием, удовлетворяют санитарно-гигиеническим требованиям. В образовательном процессе используются ИКТ технологии. Активно работает сайт гимназии.
|
Для активных занятий физкультурой и спортом в гимназии работают:
плавательный бассейн
три спортивных зала
тренажёрный зал
стадион
Обоснование необходимости объекта
В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей? Ведь всё начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем всё кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений.
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян. Буллинг - это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учёными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 % детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников. Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей. Жертвой буллинга может стать каждый, и эта проблема очень актуальна для нашего общества сегодня.
Выделяют несколько типов буллинга:
Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:
Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.
Особенности поведения жертв буллинга (Тэд Файнберг доктор психологии США):
1.Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить.
2.Возвращается из школы подавленным.
3.Часто плачет без видимых причин.
4.Никогда не вспоминает никого из одноклассников
5.Одинок.
6.Ничего не рассказывает о своей школьной жизни.
7.Его не приглашают ни на дни рождения, ни в гости, и сам он никого не приглашает к себе.
Каковы последствия буллинга?
Иногда последствия террора продолжаются у жертвы всю жизнь, калеча и продолжая испытания. И возможно даже развитие серьёзного посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое включает 5 фаз развития:
1. Фаза отчаяния – повышенный уровень тревожности, когда ребёнок ещё плохо осознаёт происходящее с ним.
2. Фаза отрицания – попытка вытеснить из памяти происшедшее с ним. Могут появиться соматические расстройства, бесчувственность и бессонница.
3. Фаза навязчивости или депрессии. Смирение с происшедшим насилием на фоне эмоциональной лабильности, нарушения сна и плохого настроения.
4. Фаза прорабатывания того, что произошло, с осознанием причины происшедшего.
5. Фаза завершения – появляется надежда на будущее.
Данный проект рассчитан на учащихся 8 «А» класса, так как в этом классе сложилась не совсем благоприятная атмосфера: частые конфликты учащихся друг с другом, отсутствие взаимопонимания с учителями-предметниками. В классе обучается 26 человек. Класс по составу очень разнообразный, многонациональный.
По составу семей: 12 % многодетные,19% малообеспеченные, 27% неполные.
Отношения среди ребят в классе разные. 82 % детей доброжелательно относятся друг к другу, не проявляя агрессии, неприязни. Ребята дружат общим коллективом, но есть разделения на группы. Участвуют в мероприятиях, гуляют вместе после уроков в школе, общаются в Контакте, помогая с выполнением уроков.
Но есть в классе учащиеся, которые не справляются с учебной программой и имеют неудовлетворительные оценки по отдельным предметам. Эти учащиеся проявляют время от времени свое недружелюбие, а иногда и агрессивное поведение к своим одноклассникам.
Проблема данной целевой группы: у некоторых учащихся не сложилось понимание того, что класс – это единый коллектив, основанный на взаимном уважении, дружбе, взаимовыручке, у таких учащихся сложно выстраиваются отношения с одноклассниками.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание благоприятных условий для успешного становления классного коллектива 8 «А» и развития каждого ребенка.
Задачи:
1. Развивать у учащихся личностные качества, препятствующие проявлению буллинга (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия).
2.Развивать у учащихся правовую грамотность в отношении противоправных действий против личности.
3.Использовать проектную технологию, психологические тренинги, ориентированные на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений.
Целевая группа: обучающиеся 8 А класса МБОУ «Гимназия №121» в количестве 26 человек.
Длительность проекта: апрель-май 2019 года (IV четверть).
Методы реализации проекта
Ресурс | Описание ресурса |
Социально-психологическое сопровождение | Педагог-психолог Мустафина З.Р. -диагностика «Исследование психо-эмоционального состояния»; -психологические тренинги; Классный руководитель Абхаликова А.К. - классные часы, беседы, родительские собрания; -проектная деятельность на уроках. Социальный педагог Фарукшина Н.А. - реализация проекта; -проведение бесед, лекций; -просмотр и обсуждение фильма «Чучело» -конкурс стенгазет; конкурс фотографий; -рекомендации родителям учащихся. Учителя-предметники -проектная деятельность на уроках. |
ОДН | Инспектор ОДН Нурмухаметова А.Н. -беседа «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних». |
Администрация школы | Заместитель директора по ВР Ахметова Г.М. -определение роли каждого педагога в проекте; -сопровождение проекта: замечания, предложения, контроль. |
Рабочий план реализации проекта
№ | Наименование мероприятий | Срок | Ответственный | Результат | |||
1 | Оперативное совещание учителей, работающих в 8 «А» классе | 02.04.2019г. | Заместитель директора по ВР Ахметова Г.М. | Определение роли каждого преподавателя в проекте. Использование проектной технологии на уроке, создание ситуации успеха на уроке. | |||
2 | Классный час «Что такое буллинг. Есть ли буллинг в нашем классе». (технология РКМ: Верные и неверные утверждения(«верите ли вы») Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных педагогом описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил) | 03.04.2019г. | Социальный педагог Фарукшина Н.А. | Осмысление учащимися понятия буллинга. Формирование аналитической компетенции учащихся. | |||
3 | Классный час «Мы в классе будем жить по-новому» (технология РКМ: Пирамида приоритетов Схема (ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации) •Составьте перечень приоритетов •По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее. •На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности. •Объясните свои приоритеты). | 11.04.2019г. | Кл. руководитель Абхаликова А.К. | Создание правил, законов класса на основе дружбы, взаимопонимания, взаимовыручке. | |||
4 | «Тетрадь достижений» (каждый учащийся заводит свою тетрадь достижений, в которой он записывает свои успехи в любой деятельности) | В течение всего проекта | Кл. руководитель Абхаликова А.К. | Формирование позитивного отношения к самому себе, повышение самооценки учащегося. | |||
5 | Родительское собрание «Буллинг в подростковой среде». | 18.04.2019г. | Кл. руководитель Абхаликова А.К. Социальный педагог Фарукшина Н.А. | Рекомендации родителям учащихся | |||
6 | Диагностика «Исследование психо-эмоционального состояния» - опросник индекса общего самочувствия, - тест-опросник А.В. Зверева (исследование волевой саморегуляции) - карта наблюдений за эмоциональным состоянием учащихся | 12.04.2019г. Каждые две недели | Педагог-психолог Мустафина З.Р. Кл. руководитель Абхаликова А.К. | Выявление группы риска – учащихся, которые не справляются с эмоциональным состоянием и являющиеся источником конфликтных ситуаций. Индивидуальная работа с выявленной группой риска – помощь учащимся для устранения эмоционального дискомфорта. | |||
7 | Проектная деятельность на уроках | В течение всего проекта | Кл. руководитель Учителя-предметники | Формирование у учащихся ответственности, взаимопомощи, умения работать в команде. | |||
8 | Просмотр и обсуждение фильма «Чучело» (технология РКМ: стратегия IDEAL Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL: • Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема. • Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы) • Выдвижение гипотез • Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа). • Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему. • Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы). • Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора). | 15.04.2019г. | Социальный педагог Фарукшина Н.А. Педагог-психолог Мустафина З.Р. | Формирование у учащихся негативного отношения к насилию над человеком | |||
9 | Психологический тренинг «Проигрывание ситуаций» Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа). | 19.04.2019г. | Педагог-психолог Мустафина З.Р. | Развитие сплоченности учащихся, умения разрешать конфликтные ситуации. | |||
10 | Психологический тренинг «Волшебная подушка» Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники? | 30.04.2019г. | Педагог-психолог Мустафина З.Р. | Развитие у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. | |||
11 | Беседа с инспектором ОДН «Уголовная и административная ответственность подростков» | 14.05.2019г. | Инспектор ОДН Нурмухаметова А.Н. | Формирование ответственности за свои поступки | |||
12 | Проект «Уфа-любимый город» (фотоконкурс совместно с родителями класса). Проект разрабатывают учащиеся класса. | 17.05.2019г. | Кл. руководитель Абхаликова А.К. | Формирование навыков работы в команде, развитие сплоченности, ответственности, взаимопонимания. | |||
13 | Отчет о ходе реализации проекта на административном совещании | 17.05.2019г. | Заместитель директора по ВР Ахметова Г.М. | Замечания, предложения со стороны администрации школы. | |||
14 | Участие в акции «Чистый город» | 17.05.-23.05.2019г. | Кл. руководитель Абхаликова А.К. | Формирование активной жизненной позиции учащихся через организацию социально-значимой деятельности по уборке территории города Кирова. | |||
15 | Мастер-класс по журналистике. Конкурс стенгазет (работа в группах, выбор темы, сбор материала, оформление). Выставка стенгазет. | 24.05.2019г. | Социальный педагог Фарукшина Н.А. | Формирование навыков работы в команде, развитие сплоченности, ответственности, взаимопонимания | |||
16 | Классное собрание «Мы живем по новым законам. Получается или нет?» (технология интерактивного обучения – дебаты) | 27.05.2019г. | Кл. руководитель Абхаликова А.К. Социальный педагог Фарукшина Н.А. | Формирование у учащихся аналитических навыков. | |||
17 | Повторная диагностика (учащихся группы риска) | 29.05.2019г. | Педагог-психолог Мустафина З.Р. | Стабилизация эмоционального состояния ребенка. | |||
18 | Родительское собрание «Результаты проекта» | 30.05.2019г. | Кл. руководитель Абхаликова А.К. Социальный педагог Фарукшина Н.А. | Отчет о проведенных мероприятиях, знакомство с результатами повторной диагностики, составление плана дальнейших действий | |||
19 | Отчет о реализации проекта (результаты) на оперативном совещании педагогического коллектива. | 31.05.2019г. | Заместитель директора по ВР Ахметова Г.М. | Замечания, предложения со стороны педагогического коллектива. |
Ожидаемые результаты
№ | Результат | Показатели | Индикатор |
1. | Психологическая обстановка в классе станет комфортнее. | 1.Обучающиеся знают об ответственности за противоправное поведение 2.Меньше детей будет подвергаться травле в школе. 3.Учащиеся будут добрее относиться друг к другу. | Тестирование Статистика Наблюдение |
План дальнейшего развития проекта
В ходе реализации проекта учащиеся 8 «А» класса сформируют навыки сотрудничества, умения работать в команде, уважительно относиться друг к другу. Учащиеся «группы риска» получат квалифицированную психологическую помощь, а их участие в проектной деятельности подчеркнет их успешность и значимость для коллектива класса. В дальнейшем планируется пригласить учащихся 8 «А» класса для работы волонтерском движении «Мы вместе», а также для работы в Активе гимназии.
Проект предполагает его развитие. Мы планируем провести опрос всей гимназии по данной проблеме. Мы думаем, что наш проект поможет детям и подросткам, испытывающим воздействие буллинга, и даст правильную оценку действиям и поступкам учащихся.
Бюджет проекта
| Цена (руб.) | Количество | Всего (руб.) | Имеющаяся сумма (руб.) | Запрашиваемая сумма |
Прямые расходы | | | | | |
1.Оборудование: - ноутбук - принтер 2.Расходные материалы: - бумага - краска | 24000.00 14000.00 350.00 400.00 | 1 1 1 1 | 24000.00 14000.00 350.00 400.00 | 24000.00 14000.00 350.00 400.00 | |
Не прямые расходы | | | | | |
ИТОГО: | | | | 38750.00 | |