Социальный школьный проект «Имя героя» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Константиновка
Николаевского муниципального района Хабаровского края
Социальный
школьный проект
«Имя героя»
Руководитель проекта:
БолотоваНима
Цыдыповна,
учитель русского языка
и литературы
Проектная группа:
Учащиеся 8 класса.
с. Константиновка, 2020.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В этом году наша страна отмечает 75-летие победы над фашисткой Германией. Это событие всемирно-исторического значения. И сколько бы ни прошло столетий, тысячелетий, это событие останется навсегда в памяти народов.В честь празднования 75-летия победы в МБОУ СОШ с. Константиновка произошло важное событие: образовательному учреждению было присвоено имя Героя Советского Союза Григория Ивановича Щедрина. Решение Совета о присвоении МБОУ СОШ с.Константиновка имени героя было принято 15 марта 2020 года.
Обучение в школе, носящей имя героя, ко многому обязывает: нужно не только хорошо учить и учиться, но и нести ответственность за присвоенное имя. А наш герой – Григорий Иванович Щедрин, Герой Советского Союза, подводник, участник Великой Отечественной войны, Почётный гражданин городов Туапсе, Петропавловск-Камчатский, Херсона, писатель-дальневосточник - это образец высокой гражданственности, патриотизма, воинской доблести и мужества. На его примере молодой человек, подросток, юный гражданин России может и должен выстраивать собственную гражданскую позицию, фокусировать личностные ориентиры, базировать поведенческие модели. Мужество, честь, верность долгу, преданность Родине – эти понятия, именно на примере героя, особенно эффективно вкладываются в сознание формирующегося молодого человека как положительные качества и установки личности
Проект гражданско-патриотического воспитания «Имя героя» разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», локальными правовыми актами – Конвенцией о правах ребёнка; Декларацией прав ребёнка; Конституцией РФ и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Ориентирован на все возрастные группы обучающихся. Сроки реализации проекта март 2020 по май2021г.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
-Активизация исследовательского поиска у учащихся
-Повышение интереса к событиям Великой Отечественной войны и отечественной истории
-Воспитание чувства гордости и патриотизма у молодежи, формирование постоянной готовности к защите Родины
-Создание стенда Боевой Славы имени Г.И.Щедрина.
Задачи:
• Сбор и исследование биографических материалов о Герое Советского Союза Щедрине Г.И.
• Создание документальной базы
• Ознакомление учащихся с именем героя
• Связь с семьей ветерана
• Связь с музеем г. Владивостока
• Оформление стенда, посвященного герою
Объект исследования: биография Щедрина Г.И.
Предмет исследования: доблестный героизм,проявленный Щедриным Г.И. во время Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
• Сбор и изучение биографических данных
• Изучение информации о военных действиях в местах, где воевал Щедрин Г.И.
• Поддержание связи с семьей ветерана
• Популяризация имени среди учащихся
База исследования:
• Музей в г.Владивосток
• Библиотека
• Интернет
• Семейные архивы
Место проведения:
Хабаровский край, Николаевский район, МБОУ СОШ с. Константиновка,
Описание проекта:
I этап – Подготовительный (сбор материалов).
1. Работа по рассылке писем в архивные фонды, для поиска информации (фотографии военных лет, автобиография героя с рассказом о героических действиях, копия приказа о присвоении звания Героя Советского Союза).
2. Работа с интернет - ресурсами: изучение биографических справок, поиск информации о воинской части, где служил Щедрин Г.И., о событиях, связанных с биографией героя ().
3. Работа с литературными источниками: изучение справочников «Ордена и медали», «История Великой Отечественной войны».
На этом этапе была получена и проанализирована информация по теме.
II этап – Основной (систематизация).
1. На основе информации составлена биография Щедрина Г.И.
2. Собраны и отсканированы фотографии
3. На основе автобиографии составлен рассказ о проявленном героизме, удостоенном звания Героя.
4. Подобраны документальные фото военного времени.
5. Собран картографический материал.
Итог работы на II этапе – сформировано портфолио.
III этап – создание презентации с информацией о Щедрине Г.И., подготовка методических рекомендаций.
Заключительный шаг - создание стенда, посвященного Герою Советского Союза Щедрину Г.И.
III. Заключение
Сформированное портфолио содержит фотографии Героя Советского Союзаконтр-адмирала Щедрина Г.И, копию выписки из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза, биографический материал, копию автобиографии Щедрина Г.И.., а также сведения о боевых походах, документальные фото военного времени.
Данный материал будет полезен для использования на уроках истории, классных часах, мероприятиях патриотической направленности. На его основе будет создан стенд, посвященный Герою Советского Союза Щедрину Г.И.
III. Заключение
Сформированное портфолио содержит фотографии Героя Советского Союза контр-адмирала Щедрина Г.И., копию выписки из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза, биографический материал, копию автобиографии Щедрина Г.И., а также сведения о боевых походах, документальные фото военного времени.
Данный материал будет полезен для использования на уроках истории, классных часах, мероприятиях патриотической направленности. На его основе будет создан стенд, посвященный Герою Советского Союза ЩедринуГ.И.
Проект реализуется по следующим направлениям учебно-воспитательной работы:
- творческое;
- поисково -исследовательское
- проектное;
- информационно-просветительское
Биографические сведения и послужной список Г.И.Щедрина
Биография
Григорий Щедрин родился 18 ноября (1 декабря по новому стилю) 1912 года в городе Туапсе Черноморской губернии Российской империи. Григорий рос на берегу Чёрного моря, в 12 лет начал работать на лесозаготовках, в 1926 году, в возрасте 14 лет, принят юнгой на шхуну «Диоскурия». Совмещал службу матросом и учёбу. В 1932 году окончил Херсонский морской техникум и стал штурманом на судах Черноморского нефтеналивного флота, был 4-м и 2-м помощником капитана судна.
Довоенные годы
C ноября 1934 года Г. Щедрин — на военно-морской службе. Сначала он окончил курсы командиров запаса в мае 1935 года, затем направлен учиться в Учебный отряд подводного плавания имени С. М. Кирова. Проходил стажировку на подводной лодке «Щ-301», после учёбы направлен на Тихоокеанский флот с апреля 1937 года по март 1938 года служил старпомом на «Щ-114», затем до июля 1938 года командовал «Малюткой» «М-5», после чего стал командиром «Щ-110». В 1939 году экипаж Щедрина занял первое место на Тихоокеанском флоте и впоследствии дважды удерживал его. Член ВКП(б) с 1939 года. В ноябре 1940 года Г. И. Щедрин назначен командиром строящейся на «Дальзаводе» субмарины «С-56».
Участие в войне
В октябре 1942 года по инициативе Щедрина был организован перевод шести подводных лодок с Тихоокеанского флота на Северный флот. В число этих лодок вошла и «С-56». Переход через 9 морей и 3 океана протяжённостью около 17 тысяч миль завершился в марте 1943 года в Полярном. Под командованием Щедрина «С-56» в Баренцевом море совершила 8 боевых походов и достоверно потопила 2 судна, 2 боевых корабля, и одно судно повредила[2]. Ещё несколько заявленных побед не подтверждены немецкой стороной.
За успешное командование кораблём и проявленные мужество и героизм 5 ноября 1944 года Григорий Иванович Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.
Послевоенная служба.
Г. И. Щедрин командовал подводной лодкой «С-56» до марта 1946 года. Затем он был переведён на Балтику и до ноября 1947 года служил начальником штаба 2-й бригады подводных лодок 8-го флота. В 1947—1948 годах учился на Академических курсах офицерского состава при Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова. С октября 1948 — начальник штаба 1-й бригады подводных лодок 8-го флота. С января 1950 по декабрь 1952 года — командующий военно-морской базой Свиноустье на территории Польши (при этом 3 ноября 1951 года ему было присвоено воинское звание контр-адмирал), затем вновь направлен на учёбу.
В 1954 году с золотой медалью окончил военно-морской факультет Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С ноября 1954 по сентябрь 1959 года командовал Камчатской военной флотилией. С января 1960 года занимал должность начальника управления, а с декабря 1960 — председателя постоянной комиссии Государственной приёмки кораблей ВМФ, в том числе занимался приёмкой атомных подводных лодок. В это время издаёт три книги. С ноября 1969 года — главный редактор журнала «Морской сборник». В декабре 1973 года в возрасте 61 года Г. И. Щедрин уволен в отставку по болезни.
Умер Григорий Иванович в Москве 7 января 1995 года, похоронен на Химкинском кладбище.
Память
По ходатайству ветеранов Петропавловска-Камчатского площадь перед Домом офицеров флота названа в честь Щедрина. На площади 16 марта 1996 года состоялась церемония установки мемориальной доски.
Г. И. Щедрин был почётным гражданином городов Туапсе, Петропавловск-Камчатский и Херсона.
В Москве на доме (Ленинградское шоссе, 15), где в 1961—1988 годах жил Г. И. Щедрин, установлена мемориальная доска.
В Туапсе школа № 5 носит имя Григория Щедрина.
Знаменитый подводный корабль Г. Щедрина С-56 установлен во Владивостоке как центральный элемент Мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота» на Корабельной набережной.
Награды
СССР
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4527 (05.11.1944)[3];
орден Ленина (05.11.1944);
четыре ордена Красного Знамени (30.04.1943[4], 22.07.1943[5], 02.11.1944[6], 1956[7]);
Орден Нахимова II степени № 30 (10.04.1944)[8];
орден Отечественной войны I степени (11.03.1985)[9];
орден Трудового Красного Знамени (1968);
орден Красной Звезды (1950[7]);
медали, в том числе:
«За боевые заслуги» (1946[7][10]);
«За оборону Советского Заполярья»;
«За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[11];
«Ветеран Вооружённых Сил СССР»;
Именное оружие (1962).
Других государств
Медаль «Китайско-советской дружбы» (КНР).
Темы поисково-исследовательских работ,
рефератов и компьютерных презентаций
Г.И.Щедрин – герой нашего времени
«Героями не рождаются – героями становятся» (детские и юношеские годы героя)
«Только сильные духом люди становятся подводниками» (служба Г.И.Щедрина на подводной лодке)
«Командир кругосветного плавания»
«Лодка из легенды»
«Боевые подвигиконтр-адмиралаГ.И.Щедрина»
«Герои в запас не уходят» (об общественной деятельности Г.И.Щедрина)
«Рос и мужал среди Героев» (на кого равнялся Г.И.Щедрин, кто повлиял на его становление)
«Таким Г.И.Щедрина знают сослуживцы, родные, учителя, друзья»
«Г.И.Щедрин - контр-адмирал».
«Г.И.Щедрин-писатель-дальневосточник»
«Творческое наследие Г.И.Щедрина»
«Имя героя в истории нашей страны и на его карте»
- Школа №5 – школа, которая носит имя героя
- Улица имени героя
- Г.И.Щедрин – Почётный гражданин городов Туапсе, Петропавловск-Камчатский, Херсона
«Имя героя на карте мира»
Герои – национальное достояние Отечества
«День Героев России. Его роль и значение в воспитании патриотизма»
«Свет Звезды Золотой» (наши земляки Герои Советского Союза и Социалистического Труда).
Расскажи о своём герое
«Наши деды и прадеды в годы Великой Отечественной войны»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
№ п/п | Действия | сроки | ответственные | |
Библиографический и интернет поиск по теме проекта | март | Болотова Н.Ц. | | |
Разработка документации для проекта «Имя героя» | март | Болотова Н.Ц. | | |
Актуализация проекта средиучастников образовательного процесса. Создание поисково-исследовательской группы. | апрель | Болотова Н.Ц. | | |
Проведение семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами, органами ученического самоуправления по изучению возможностей социального проекта. | апрель | Болотова Н.Ц. | |
РАБОТА С ПАРТНЁРАМИ ПРОЕКТА
№ | партнёр | действия | направление | ответственные | сроки | |
Музей на Корабельной набережной (подводная лодка С-56). | -подготовка материала музея для виртуальной экскурсии -изучение материала о Г.И.Щедрине, представленном в музее | поисково-исследовательское информационно-просветительское | поисково-исследовательская группа | 01.10.20 | | |
Редакция газеты « Амурский лиман» | Публикация реализации проекта «Имя героя» | информационное | школьный пресс-центр | октябрь | | |
Клуб Героев г. Николаевска-на Амуре | Обмен информацией о работе по героико-патриотическому воспитанию | информационно-просветительское | проектная группа | в течение текущего учебного года | | |
Управление образования,отдел молодёжи, детские и молодёжные организации города | Участие в мероприятиях по патриотическому воспитанию | | проектная группа | в течение текущего учебного года | |
МЕРОПРИЯТИЯ ОСНОВНОГО ЭТАПА
№ п/п | Направление | Мероприятия | Сроки | Ответственные. | |
1. | Традиционные тематические дни День знаний День Героев Отечества День рождения Г.И.Щедрина | - Старт очередного этапа Конкурса на самый спортивный класс с вручением переходящего Кубка Героя - Парад Рекордов -Старт Вахты Героев -Информационные часы «Герои – национальное достояние Отечества» -Подготовка ко дню рождения Героя - акция « Свеча памяти» -Соревнование по военно-прикладным навыкам на приз Героя Советского Союза Г.И. Щедрина -Классные часы знакомства с жизнью и подвигом Г.И. Щедрина -Презентация книг Г.И.Щедрина -Коллективное письмо-поздравление родственникам Героя с днём рождения | сентябрь 9 декабря 18ноября | Карпова А.С. кл. руководители | . |
2. | Поисково-краеведческое направление | -работа поисковых групп по темам, определённым проектом -Щедринские чтения - Разработка маршрута экскурсии «Имя героя на карте страны» -Разработка виртуальной экскурсии «Имя героя на карте мира» - поисковая операция «Расскажи о своём герое» - участие в городских краеведческих чтениях | в течение текущего учебного года | проектная группа, классные руководители | |
3. | Научно-исследовательское и техническое направление | -работа исследовательских групп по темам, определённым проектом «Возьми себе в пример героя» - создание технических моделей и экспозиций, связанных с темой проекта | в течение текущего учебного года | проектная группа, | |
4. | Военно- патриотическое и спортивное направление | -Месячник военно-патриотического воспитания: - выставка рисунков и плакатов, посвященных Дню защитника Отечества Вахта памяти: - участие в митинге, посвященном 75-летию Великой Победы - операция «Ветеран живет рядом». - День пожилых людей -День защитника отечества -День победы Оформление стендового материала «Есть такая профессия - Родину защищать» | февраль Октябрь февраль Май | классные руководители, классные руководители | |
5. | Творческое | - конкурсы творческих сочинений, рисунков, определённых темой проекта -литературно-музыкальные композиции по теме проекта | октябрь декабрь апрель май | Болотова Н.Ц., классные руководители | |
6. | Проектное | -аналитическая, консультативная работа проектной группы по реализации проекта - сбор и обобщение материала для создания презентации. | в течение текущего учебного года | проектная группа | |
9. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Формирование активной гражданской позиции, воспитание патриотизма и высоких личностных качеств подрастающего поколения в духе готовности к защите Родины, верности гражданскому долгу, личного ориентира на примеры мужества и героизма посредством музейной педагогики.
формирование устойчивой мотивации родителей и выпускников к поддержке традиций школы;
усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, мужества и героизма, определяющих модель их жизненного поведения;
приобретение учащимися социального опыта;
освоение учащимися специфических приемов проектной деятельности;
В ходе реализации проекта планируется создание оптимальных условий совершенствования ключевых компетенций обучающихся, определённых ФГОС:
ценностно-смысловые - компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения
общекультурные - хорошая осведомленность, обладание познаниями и опытом деятельности, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества
учебно-познавательные - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами, знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности
информационные -умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, формируемые при помощи реальных объектов и информационных технологий
коммуникативные -создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах
социально-трудовые -владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности
личностного самосовершенствования - освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития