12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анжела Резникова(Рудь)54
1

Родительское собрание «Профилактика буллинга»

Профилактика буллинга в школьной среде.


 

В последнее время участились случаи неоправданного, иногда показательного насилия в школьной и среде. В своей жестокости дети уже превзошли даже взрослых, причем к булингу – длительного жестокого отношения к сверстников и младших детей – склонны равным образом и парни, и девушки. Жертвы такого насилия нередко проносят «давние» обиды через всю жизнь, следствием чего становится постоянное чувство неполноценности, неуверенность и неспособность самореализоваться как личность.

Явление буллинга очень распространено среди современной молодежи, психологи и педагоги много делают для того, чтобы предотвращать издевательству и своевременно устранять его, но эту проблему иногда умалчивают, не афишируют случаи издевательств, ее не принято обсуждать. При таких условиях проблема не устраняется, наоборот, она приобретает больших объемов и жестоких проявлений.

Поэтому целью статьи является анализ возможных причин и методов предотвращения и профилактики случаев насилия, поскольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к ряду разрушительных последствий.

Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это форма психического насилия в виде давления, дискриминации, травли, бойкота, дезинформации, порча личных вещей, физической расправы.

Булиинг характеризуют 4 основные компоненты:

1.Агрессивное и негативное поведение.

2.Булинг осуществляется систематически.

3.Булинг происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью и физические возможности.


 

4.Булинговое поведение является преднамеренным.

Мотивацией к буллингу становятся зависть, месть, чувство неприязни к жертве, стремление покорять себе, борьба за лидерство, потребность в подчинении лидеру или нейтрализации соперника; столкновение разных субкультур, ценностей, взглядов и неумение толерантно относиться к ним; агрессивность; наличие у подростка-жертвы психических и физических нарушений; отсутствие предметного досуга; желание унизить ради удовлетворения, развлечения или самоутверждения; потребность в самоутверждении и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Буллинг в школьной среде может возникать и тогда, когда происходит борьба между учениками за высший статус в групповой иерархии, удовлетворения своих социальных потребностей и как инструмент манипулирования и контроля студентом своего микросоциума.

Ролевая структура булинга имеет три элемента:

- буллер, или були: преследователь, агрессор;

- жертва;

- наблюдатели.

Учитывая практические наблюдения можно определить такие формы булинга:

1. Физический булинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, различного вида издевательства, обидные жесты или действия, повреждения личных вещей и другие действия с имуществом (воровство, грабеж, сокрытия личных вещей жертвы), физические унижения и тому подобное.

2. Психологический булинг — насилие, связанное с действием на психику, что наносит ребенку психологического травмирования путем словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание и тому подобное.

Подростки, которые стали жертвами буллинга проявляют такие (в том числе патологические) особенности поведения:

- они притворяются больными, чтобы избежать поход в учебное заведение;

- их поведение значительно меняется в сторону отклоненности ;

- у них наблюдаются явные симптомы страха, которые проявляются в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, нервном тике, отчужденности и скрытности;

- у них обнаруживают рваную одежду или поврежденные вещи;

- они часто просят дать денег или воруют их;

- у них снижается качество обучения, они теряют интерес к любимым занятиям;

- имеют постоянные раны, гематомы, синяки и другие травмы;

- они глупы, не хотят идти на контакт;

- как проявление крайней степени: могут совершить суицид.

Деятельность по предотвращению буллинга.

Психолого-педагогическая деятельность, направленная на профилактику и преодоление булинга основывается на принципах:

1.Системности – работа организуется с учетом интересов учащихся и привлечением всех участников учебно-воспитательного процесса: администрации, педагогов , учащихся.

2.Персональной ответственности взрослого. Четкая позиция самих взрослых. Свою однозначную позицию педагог может демонстрировать различными психолого-педагогическими методами. Во-первых, на личном примере: быть приветливым и не позволять себе оскорблять других. Во-вторых, высказывать свои взгляды согласно норам правам и этикету. Кроме того, отношение к насилию можно продемонстрировать, реагируя на поступки, одобрять позитивное поведение и не бояться соотносить действия студентов с нормами закона и морали.

3.Последовательность и непротиворечивость. С целью формирования у личности уважения к законам и нормам морали профилактическая работа должна быть целостной, и последовательной. Это означает, что педагог должен придерживаться действующего законодательства и принципов морали. Важно, чтобы школьники постоянно ощущали авторитет педагога. Действия и поступки преподавателя должны логически вытекать из его слов, а не противоречить им.

4. Конфиденциальность – специалисты, которые работают с проблемой буллинга должны гарантировать конфиденциальность участникам этой ситуации (жертве, агрессору, свидетелям). Это будет способствовать раскрытию таких случаев в школьном коллективе, повышению доверия детей к педагогам).

5. Этапность (изучение ситуации, профилактическая работа в коллективе, согласие участников, разработка программы, ее реализация и оценка).

6. Отказ от обвинений кого-либо из взрослых в появлении случаев буллинга.

7. Категорический запрет на любое насилие в учреждении ( «Скажи насилию нет!»). Любое насилие несправедливо и его можно предотвратить, изменив ситуацию.

8. Комплексность (учет всех аспектов и участие различных сотрудников в организации работы).

9. Индивидуальный подход к каждому случаю буллинга.

Первый этап противодействия насилию в учебном заведении – организация эффективной работы классного руководства, по предотвращению буллинга.

Второй этап– осуществление мероприятий, направленных непосредственно против буллинга. Эти мероприятия реализуются только после успешного налаживания отношений между педагогами и учениками.

Итак, работа по преодолению буллинга состоит из:

профилактической работы со школьниками;

работы с родителями;

Можно выделить 7 шагов к прекращению травли в школьном коллективе:

1. Назвать явление.

Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически драже-содержание понятий, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют – это называется буллинг, травля, насилие.

Люди могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод преследовать и оскорблять. Умные люди способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы унижать и притеснять друг друга. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным.

Гармонизировать иерархию.

Каждая личность имеет право на признание от группы в чем-то своем, право предъявить группе свои лучшие качества и успехи, быть полезным и ценным.

Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование – арсенал средств создания ситуаций успеха для каждого. Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей звезд, звезд второго плана и аутсайдеров, гибкое перетекание ролей: в одной ситуации лидером становится тот, у второй – другой. Один лучше всех рисует, другой шутит, третий забивает, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем лучше показатели. В условиях преодоления травли в образовательном учреждении принципиально важно сотрудникам понимать, что им также необходимо меняться, совершенствовать систему приоритетов, ценностей, стиль взаимодействия, систему поощрений и наказаний, организовать интерактивные виды деятельности детей, вместе с ними разрабатывать моральные правила сосуществования, обеспечивающие безопасность всем (и жертвам, и преследователям, и сотрудникам).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.