Родительское собрание «Профилактика буллинга» (8 класс)
Профилактика буллинга в школьной среде.
В последнее время участились случаи неоправданного, иногда показательного насилия в школьной и среде. В своей жестокости дети уже превзошли даже взрослых, причем к булингу – длительного жестокого отношения к сверстников и младших детей – склонны равным образом и парни, и девушки. Жертвы такого насилия нередко проносят «давние» обиды через всю жизнь, следствием чего становится постоянное чувство неполноценности, неуверенность и неспособность самореализоваться как личность.
Явление буллинга очень распространено среди современной молодежи, психологи и педагоги много делают для того, чтобы предотвращать издевательству и своевременно устранять его, но эту проблему иногда умалчивают, не афишируют случаи издевательств, ее не принято обсуждать. При таких условиях проблема не устраняется, наоборот, она приобретает больших объемов и жестоких проявлений.
Поэтому целью статьи является анализ возможных причин и методов предотвращения и профилактики случаев насилия, поскольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к ряду разрушительных последствий.
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это форма психического насилия в виде давления, дискриминации, травли, бойкота, дезинформации, порча личных вещей, физической расправы.
Булиинг характеризуют 4 основные компоненты:
1.Агрессивное и негативное поведение.
2.Булинг осуществляется систематически.
3.Булинг происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью и физические возможности.
4.Булинговое поведение является преднамеренным.
Мотивацией к буллингу становятся зависть, месть, чувство неприязни к жертве, стремление покорять себе, борьба за лидерство, потребность в подчинении лидеру или нейтрализации соперника; столкновение разных субкультур, ценностей, взглядов и неумение толерантно относиться к ним; агрессивность; наличие у подростка-жертвы психических и физических нарушений; отсутствие предметного досуга; желание унизить ради удовлетворения, развлечения или самоутверждения; потребность в самоутверждении и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.
Буллинг в школьной среде может возникать и тогда, когда происходит борьба между учениками за высший статус в групповой иерархии, удовлетворения своих социальных потребностей и как инструмент манипулирования и контроля студентом своего микросоциума.
Ролевая структура булинга имеет три элемента:
- буллер, или були: преследователь, агрессор;
- жертва;
- наблюдатели.
Учитывая практические наблюдения можно определить такие формы булинга:
1. Физический булинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, различного вида издевательства, обидные жесты или действия, повреждения личных вещей и другие действия с имуществом (воровство, грабеж, сокрытия личных вещей жертвы), физические унижения и тому подобное.
2. Психологический булинг — насилие, связанное с действием на психику, что наносит ребенку психологического травмирования путем словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание и тому подобное.
Подростки, которые стали жертвами буллинга проявляют такие (в том числе патологические) особенности поведения:
- они притворяются больными, чтобы избежать поход в учебное заведение;
- их поведение значительно меняется в сторону отклоненности ;
- у них наблюдаются явные симптомы страха, которые проявляются в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, нервном тике, отчужденности и скрытности;
- у них обнаруживают рваную одежду или поврежденные вещи;
- они часто просят дать денег или воруют их;
- у них снижается качество обучения, они теряют интерес к любимым занятиям;
- имеют постоянные раны, гематомы, синяки и другие травмы;
- они глупы, не хотят идти на контакт;
- как проявление крайней степени: могут совершить суицид.
Деятельность по предотвращению буллинга.
Психолого-педагогическая деятельность, направленная на профилактику и преодоление булинга основывается на принципах:
1.Системности – работа организуется с учетом интересов учащихся и привлечением всех участников учебно-воспитательного процесса: администрации, педагогов , учащихся.
2.Персональной ответственности взрослого. Четкая позиция самих взрослых. Свою однозначную позицию педагог может демонстрировать различными психолого-педагогическими методами. Во-первых, на личном примере: быть приветливым и не позволять себе оскорблять других. Во-вторых, высказывать свои взгляды согласно норам правам и этикету. Кроме того, отношение к насилию можно продемонстрировать, реагируя на поступки, одобрять позитивное поведение и не бояться соотносить действия студентов с нормами закона и морали.
3.Последовательность и непротиворечивость. С целью формирования у личности уважения к законам и нормам морали профилактическая работа должна быть целостной, и последовательной. Это означает, что педагог должен придерживаться действующего законодательства и принципов морали. Важно, чтобы школьники постоянно ощущали авторитет педагога. Действия и поступки преподавателя должны логически вытекать из его слов, а не противоречить им.
4. Конфиденциальность – специалисты, которые работают с проблемой буллинга должны гарантировать конфиденциальность участникам этой ситуации (жертве, агрессору, свидетелям). Это будет способствовать раскрытию таких случаев в школьном коллективе, повышению доверия детей к педагогам).
5. Этапность (изучение ситуации, профилактическая работа в коллективе, согласие участников, разработка программы, ее реализация и оценка).
6. Отказ от обвинений кого-либо из взрослых в появлении случаев буллинга.
7. Категорический запрет на любое насилие в учреждении ( «Скажи насилию нет!»). Любое насилие несправедливо и его можно предотвратить, изменив ситуацию.
8. Комплексность (учет всех аспектов и участие различных сотрудников в организации работы).
9. Индивидуальный подход к каждому случаю буллинга.
Первый этап противодействия насилию в учебном заведении – организация эффективной работы классного руководства, по предотвращению буллинга.
Второй этап– осуществление мероприятий, направленных непосредственно против буллинга. Эти мероприятия реализуются только после успешного налаживания отношений между педагогами и учениками.
Итак, работа по преодолению буллинга состоит из:
профилактической работы со школьниками;
работы с родителями;
Можно выделить 7 шагов к прекращению травли в школьном коллективе:
1. Назвать явление.
Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически драже-содержание понятий, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют – это называется буллинг, травля, насилие.
Люди могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод преследовать и оскорблять. Умные люди способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы унижать и притеснять друг друга. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным.
Гармонизировать иерархию.
Каждая личность имеет право на признание от группы в чем-то своем, право предъявить группе свои лучшие качества и успехи, быть полезным и ценным.
Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование – арсенал средств создания ситуаций успеха для каждого. Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей звезд, звезд второго плана и аутсайдеров, гибкое перетекание ролей: в одной ситуации лидером становится тот, у второй – другой. Один лучше всех рисует, другой шутит, третий забивает, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем лучше показатели. В условиях преодоления травли в образовательном учреждении принципиально важно сотрудникам понимать, что им также необходимо меняться, совершенствовать систему приоритетов, ценностей, стиль взаимодействия, систему поощрений и наказаний, организовать интерактивные виды деятельности детей, вместе с ними разрабатывать моральные правила сосуществования, обеспечивающие безопасность всем (и жертвам, и преследователям, и сотрудникам).