Мы за дела свои в ответе и слова

2
0
Материал опубликован 23 December 2019

Воронин Павел Сергеевич

Мы за дела свои в ответе и за слова.

Все мои рассуждения я систематизирую как экспозицию с картинами. Позвольте пригласить Вас на экскурсию.

Но начать я бы хотел с древней притчи: один персидский царь, большой любитель чтения, возил с собой всю свою библиотеку на ста верблюдах. Со временем ему это стало накладно, и он попросил мудрецов уместить всю мудрость его книг в десяти книгах. Они это сделали. Со временем и это ему стало накладно, и он попросил мудрецов уместить всю мудрость его книг в одной книге. Они выполнили просьбу. В следующий раз царь попросил мудрецов уместить всю мудрость его книг в одной только фразе. Мудрецы выполнили эту просьбу. Теперь этот царь путешествует по всему миру с одной только фразой, которую хранит у себя в сердце. Эту фразу вы узнаете в конце экспозиции.

«Новая страница» гуашь, 2001 г.

На фоне осенний пейзаж, шары, цветы, школа. В центре картины – рыженький мальчик, одетый в джинсовую куртку, брюки, туфли, с огромным рюкзаком за спиной. В руке у мальчика букет белых хризантем, завернутый в газету, второй рукой он держит за маленькую ручку девочку лет шести или семи. Ее белые банты на голове были самые пышные, шары в руке самыми большими, казалось, что они вот-вот унесут ее в небо. На лице у нее улыбка, в глазах предвкушение чуда.

Этим мальчиком был я, а девочка – моя сестра. Первое сентября. Я иду в третий класс, а она в первый. Мне не хотелось идти с ней за руку. Я спорил с отцом:

- Она что, сама ходить не умеет?

- А вдруг она на дорогу выбежит? А если споткнется и упадет? Ты простишь себе это, зная, что этого могло бы и не произойти, подай ты руку?

Подай руку. Эти слова надолго засели у меня в голове.

Она шла впереди, маленькими шажками, неуверенно, ссутулившись. Я догнал ее и взял за руку. Она посмотрела на меня глазами, полными благодарности, она нуждалась в моей поддержке, видела во мне опору. Спина ее выпрямилась, шаг стал ровный, на лице появилась улыбка. Так мы шли до самой школы, болтали и смеялись.

Ничего особенного, казалось бы, но тот день был первым, когда я осознал, что такое ответственность и готов ли я ее взять на себя.

«Сомнений полный сон» акварель 2012 г.

На картине изображен письменный стол. В полумраке сидит юноша. Свет от настольной лампы освещает его лицо: брови слегка нахмурены, губы поджаты, глаза смотрят в одну точку.

Выпускной класс. Время выбора. Я представлял своё будущее, пытаясь разглядеть там себя. Правильный ли путь я выбираю? Эта большая ответственность, смогу ли я принять ее?

Ключевую роль на этом этапе сыграл мой тренер по боксу Павел Анатольевич Лисяный. Когда я обратился к нему с этим вопросом, он отвел меня в зал младшей группы и сказал: «Я в ответе за всех этих детей. Моя главная цель не научить их драться, а воспитать в них достойного человека и гражданина. Я буду рад, если и тебя таким воспитал».

Мой выбор был сделан.

«Практика» гуашь, 2014

На этом полотне мы видим летнюю сцену. На сцене стоят дети с листочками и что-то читают. Напротив – молодой человек, что-то говорит им и жестикулирует правой рукой. Глаза его горят, жесты его широки. На тщательно прорисованных лицах детей видно, как они внимают каждому его слову.

Лето. Закончив второй курс университета, я отправился на педагогическую практику в детский лагерь. В первый же день, на репетиции визитки отряда, я заметил, что дети медленно и сбивчиво читают, глотают слова, следят пальцем, теряют мысль текста. Почему такое происходит? Я не мог оставить это нетронутым. Техника выразительного и вдумчивого чтения играет важную роль в развитии человека, пренебрегать им непозволительно. Мне вспомнились слова Василия Александровича Сухомлинского, советского педагога-новатора: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». Вот оно! Вот чему я могу их научить. Но как? Какие приемы использовать? Я еще студент. А кто тогда научит? Надо было действовать. Всю ночь я провел в раздумьях. Я обязан был помочь им. Идея сама меня нашла.

Нашей визиткой было театральное действие из комедии Фонвизина «Недоросль». Во время репетиций, погружаясь в атмосферу произведения, вникая в его суть, дети начинали читать лучше, стали понимать текст, который читают. Внедрение драматизации в чтение принесло свои плоды. В конце смены дети стали читать лучше, быстрее, вдумчивей, у них стали появляться вопросы по тексту.

Ощущение того, что я принес пользу людям, грело мою душу, мы до сих пор общаемся с ними. Я вижу изменения в их речи, их мыслях – моя работа была проделана не зря. Эта практика вдохновила меня. Что я еще могу сделать для детей? Чем я могу помочь им? Что еще я могу?

«Школа» масло, 2018

Этот холст намного больше остальных. Он еще не дорисован. На нем молодой учитель слушает ученика, читающего какое-то письмо. Его руки подняты выше пояса, стоит твердо, прямо, в глазах идея, которую он доносит до окружающих. Все внимание в классе обращено на читающего.

За время своей педагогической практики я стараюсь привить детям умение разговаривать: выразительное чтение, артистизм, умение пользоваться невербальной лексикой, требовать тишины во время своего выступления. В моих уроках мы часто приходим к использованию сцен, которые дети сами ставят. Развить творческий подход учебе, один из главных критериев наших занятий.

Ответственность меня уже не тяготит, я готов ней.

В начале эссе я писал о притче. Так вот эта фраза: «Мы рождаемся, страдаем, творим и угасаем».

Некоторые рождаются ради того, чтобы родиться, некоторые для того, чтобы страдать. Моя задача научить детей творить, научиться творить вместе с ними. Творческий человек никогда не угаснет, так как его произведения будут жить вечно.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.