12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина Родионова19
Челябинская обл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» им. И.В.Курчатова г. Сима Ашинского муниципального района Челябинской области


t1608478476aa.gif

(Литературно-музыкальная композиция по произведениям поэтов-юбиляров)



t1608478476ab.jpg


2016 год


Сценарий

Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья.

Ведущий 2: Мы рады приветствовать в нашем зале любителей поэзии, истинных ценителей прекрасного. Сегодняшняя наша встреча посвящена теме любви творчестве поэтов, чьи юбилеи мы отмечали в 2016 году.

Ведущий 1: У каждого большого русского поэта был свой поэтический опыт. У каждого свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.

Ведущий 2: Творчество Иннокентия Анненского мало знакомо нашим современникам. Да и при жизни поэта лишь немногие критики и поэты по достоинству оценивали его творчество.

Ведущий 1:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у нее одной ищу ответа,

Не потому, что от нее светло,

А потому, что с ней не надо света.


Ведущий 2: Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркнутая разговорность и даже будничность речи.

Ведущий 1: Для Анненского примечательна и краткость, сжатость выражения поэтической мысли . У поэта редки стихотворения, занимающие целые страницы. Он умел в немногих необходимых словах сказать многое:

Ведущий 2:

Еще не царствует река,

Но синий лед она уж топит;

Еще не тают облака,

Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь

Ты сердце шелестом тревожишь…

Еще не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь…


Ведущий 1: Повезло ли в браке самому Иннокентию? Сразу после университета он женился на надежде Валентиновне Хмара-Борщевской, старше его на несколько лет, и имела двух сыновей от первого брака. М. Волошин вспоминал: «Стоя у конторки под цветущим кустом белых цветов, он на французский манер читал свои стихи, слегка пришептывая, и ронял на малиновое сукно те большие листы, на каких всегда писал своим крупным круглым почерком».

Чтец: стихотворение «Минута»

Ведущий 2: В доме всегда было много гостей. Хозяйка дома окружала его неумеренным поклонением. Нездоровая обстановка сплошной лести и обожания портила его характер и ставила порой в смешное и противоестественное положение. Что думал сам Анненский о своем браке – неизвестно.

Чтец: стихотворение «Над высью пламенной Синая»

Ведущий 1: В юбилей принято дарить цветы. Я думаю, что мужчина-юбиляр не исключение.

Ведущий 2: Инокентию Анненскому подойдут строгие герберы. (ставит к портрету И.Анненского букет гербер)

Ведущий 1: В лирике Николая Гумилева часто звучит мотив неразделенной любви. Впервые он встретил Анну Ахматову в 1903 году в Царском Селе. Ему было 17 лет, ей – 14. Увидев ее точеный профиль, он понял, что она его муза: прекрасная дама. Ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.

Чтец: стихотворение «Вот я один в вечерний тихий час»

Ведущий 2: Спустя два года он сделал Ане предложение, но получил отказ. Анна, девушка редкой красоты и таланта, не разделяла его пылких чувств. Очередной отказ поверг влюбленного в состояние глубокого отчаяния.

Чтец (поэт): стихотворение «Кто объяснит нам, почему…»

Чтец (Анна): стихотворение «Так беспомощно грудь холодела»

Ведущий 1: Гумилев был так настойчив, что Анна дала наконец согласие. Это произошло 29 ноября 1909 года в Киеве, а в 1910 году вышла третья книга его стихов. Семейная жизнь не была безоблачной, но эти два удивительных человека любили друг друга. Они пережили свою красоту и все безумство любви. А иначе не написали бы свои прекрасные стихи.

Чтец: стихотворение «Слово»

Ведущий 2: В 1918 году они развелись. Дальше каждый из них пошел своей дорогой, навстречу своим трагедиям. 26 августа 1921 года Гумилев был расстрелян. Его обвинили как участника контрреволюционного заговора. В память о нем - красные гвоздики (возлагает к портрету поэта букет гвоздик)

Чтец: стихотворение

Ведущий 1: Осип Эмильевич Мандельштам…Его можно любить и не понимать, есть люди, которых он просто раздражает: в его мыслях. В его поэзии. Даже в его облике есть что-то царапающее, задевающее за живое. Отнестись к нему безразлично – не удастся.

Чтец: стихотворение «Я наравне с другими»

Ведущий 2: Судьбе было угодно, чтобы Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна столкнулись, обратили друг на друга внимание, и полюбили друг друга. Вот что вспоминает сама Надежда: «Мы легко и бездумно сошлись. Своей датой мы считали 1 мая 1919 года».

Ведущий 1: Хотя тот Первомай остался у Осипа и Надежды как день свадьбы, никакой свадьбы у них никогда не было. Они просто купили возле Михайловского монастыря два дешевых колечка, причем на руки их не надевали: Осип носил свое колечко в кармане, а Надежда – на груди, на цепочке…

Ведущий 2: Это шуточное обручение связало их прочным союзом, который выдержал бедность, бесприютность, жестокое гонение властей. С марта 1921 года они не расставались до 2 мая 1938 года – дня его последнего ареста.

Чтец: стихотворение «Нежнее нежного»

Ведущий 1: Осип Эмильевич любил жену невероятно. Неправдоподобно. Когда она болела, он не уходил из больницы и все время ждал в каморке у больничного швейцара. Он не опускал ее от себя ни на шаг. Не позволял работать, просил ее советов о каждом слове в стихах. Бешено ревновал.

Ведущий 2: После смерти мужа Надежда Яковлевна прожила почти 40 лет, полных скитаний и мытарств. Но она сберегла и сделала достоянием потомков наследие Мандельштама. И она же, совершенно не испытывая внутреннего страха, написала и издала за рубежом свои воспоминания, которые потрясают читателя зоркостью наблюдений и беспощадной откровенностью размышлений. В 2010 году этой удивительной семье был поставлен памятник в Петербурге.

Ведущий 1: Надежда Яковлевна говорила: «Если бы я нашла его могилу. Я написала бы на плите: «Только стихов виноградное мясо мне освежило случайно язык!» В этих строчках – главный, решительно неповторимый Мандельштам, именно он, и только он. Его непрошедшая удивленность от редкой, сумасшедшей «случайной» удачи родиться на Земле человеком и вдобавок поэтом. (возлагает к портрету поэта алые розы)

Ведущий 2: Истинная поэзия во все времена была отражением, лицом духовной жизни целого общества, эпохи. Поэзия Николая Рубцова пробудила нас, очистила и вернула данное нам от природы чувство прекрасного. Поэт прожил недолгую жизнь, но прожил ее так, как будто «ветер гнал – по ней, по всей земле – по селам, по столицам».

Ведущий 1: Для читателя, уставшего от громких деклараций и лозунгов, появление яркой звезды – таланта Николая Рубцова – было неожиданным и долгожданным. Свободная, полная глубоких чувств, сильная поэтическая речь поражала и притягивала. Да, поэзия Рубцова, грустная, печальная, в ней одиночество и бесприютность в образах злых ветров, тяжелых ливнях, загнивающих на мелях лодках, увядающих цветах. Но именно здесь столько добра! Столько чувств самого Рубцова!

Чтец: стихотворение «В минуты музыки»

Ведущий 2: Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыку просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее, как слышали музыку былин, песен, сказаний древние певцы-гусляры. Его стихи удивительно музыкальны.

Ведущий 1: Особенно проникновенны стихи Рубцова о любви. В них заложено самое сокровенное человеческой души и сердца. Потому что поэзия Николая Рубцова удивительно жизнелюбива, он, несмотря на многие трагические ноты, все же проникнута верой в добро. Оттого – светла и чиста, как светлой и чистой должна быть любовь.

Чтец: стихотворение «Букет»

Ведущий 2: В 1969 году в жизни Рубцова появилась женщина, которой суждено было сыграть в его судьбе роковую роль. Звали ее Людмила Дербина. Они познакомились давно, еще в стенах общежития Литературного института. Рубцов тогда ей не понравился. Но уже через 4 года, прочитав его книгу стихов «Звезда полей», эта, в общем-то, посредственная поэтесса, внезапно прониклась к Рубцову чувством. Зная о том, что он в личной жизни неустроен, она вдруг решила познакомиться с ним поближе, приехала в Вологду, и здесь вскоре начался их роман.

Ведущая 1: Короткую, трудную, исключительно напряженную жизнь прожил большой русский поэт Николай Рубцов. Он был необычайно зорким. Обладал потрясающим даром предвидения, который свойствен только настоящим поэтам. Многое из того, о чем писал Рубцов, сбылось или начинает сбываться. Даже стихи, написанные незадолго до смерти, оказались пророческими:

Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат березы. (возлагает к портрету букет ромашек)


Ведущий 2: Есть поэты, имя которых у всех на слуху, но их самих практически не знают. К таким относится и Леонид Дербенев, автор текстов более двух тысяч песен, многие из которых стали культовыми, почти народными. Они украшают нашу непростую жизнь.

Ведущий 1: В его творчестве ярко выражена лирическая направленность. Стихи Дербенева о любви просты до гениальности. Наверное, поэтому они пережили многие-многие годы. Его поэтическое слово просто и точно, его художественные образы конкретны и красочны.

Чтец: стихотворение «Больше жизни»

Ведущий 2: Жена Вера Ивановна всегда была рядом. Все стихи о любви он посвящал ей. После 20 лет брак они венчались в церкви. Будучи истинно русским человеком, он вобрал в себя все, что близко и дорого множеству людей. Дербенев всегда отличался тем, что мог в простой и доступной форме поговорить о вечных ценностях.

Чтец: стихотворение «Если любишь»

Ведущий 1: Все те, кто любит и ценит настоящую хорошую и что важно – умную песню, безошибочно узнает среди пустой попсы, заполонившей эфир и концертные площадки, песни на стихи Николая Дербенева. Лучшие его песни – настоящая поэзия. Выдающемуся поэту-песеннику 20 века на Площади Звезд в Москве открыта именная звезда.

Чтец: стихотворение «Мир не прост»

Ведущий 2: « Я хотел бы прожить лет пятьсот, или целую тысячу», - писал поэт незадолго до смерти. Не верится, что его уже нет с нами. Его песни поют на протяжении последних 30 лет. Послушаем одну из них.(возлагает к портрету поэта букет хризантем)

Песня «Все пройдет»

Ведущий 1: Вот и закончилась наша встреча. Мы надеемся, что сегодняшняя встреча помогла вам понять, какую роль играла любовь в жизни русских поэтов.

Ведущий 2: Стихотворения о любви – самое лучшее, что создано ими. Доказательство тому – сами стихотворения, которые пережили своих авторов и прочно вошли в сокровищницу русской поэзии.


Аннотация

Литературно-музыкальная композиция посвящена творчеству поэтов, чьи юбилеи отмечали в 2016 году: И.Ф.Анненский -160 лет, Н.С.Гумилев – 130 лет, О.Э.Мандельштам -125 лет, Н.М.Рубцов – 80 лет и Л.П.Дербенев – 85лет. Это мероприятие позволит старшеклассникам понять, какое значение в их жизни играла любовь, кто был их музой, кому они посвящали свои стихи. Чтение стихотворений позволяет учащимся проникнуться атмосферой того времени, когда жили и творили эти поэты, и попытаться понять, что они чувствовали, когда в их жизнь вошла любовь.

Особое значение во все времена имели песни. Их заучивали наизусть и пели хором. Мы постарались воспроизвести лишь некоторые из них, и присутствующие в зале учащиеся и учителя тоже пели их.


Методические рекомендации

Методическая разработка представляет собой подробный сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной теме любви в творчестве поэтов-юбиляров, является одним из средств создания условий для формирования эстетических чувств школьников через обращение к стихам Н. Гумилева, О.Мандельштама, И.Анненского, Н.Рубцова и Л.Дербенева. Главная задача мероприятия: воспитание чувства прекрасного, интереса и уважения к литературе, бережному отношению к чувствам других людей.

В сценарий композиции включены стихи поэтов-юбиляров 2016 года. В течение всей композиции используется музыка (песни на стихи Н.Рубцова и Л.Дербенева, классические произведения). Все этапы композиции сопровождаются мультимедийной презентацией, иллюстративным материалом, представленным фотографиями поэтов, что усиливает эмоциональное восприятие материала.

Материалы композиции могут быть использованы для работы с разными группами: от школьников до взрослых людей. Содержание может меняться в зависимости от местного материала. Возможно включение материала в мероприятия различных форм: тематические классные часы, вечера поэзии и др.


Цель: повышение уровня эстетического воспитания, формирование эстетической культуры учащихся

Задачи:

формирование идеалов прекрасного и эстетических вкусов;

развитие у учащихся способности видеть и ценить прекрасное;

вырабатывать навыки публичных выступлений, оценивать и анализировать информацию, личный взгляд на события


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.