Классный час «Мир на Земле — нет ничего важнее! Жизнь на Земле — прекрасней её нет!»
Пояснительная записка к презентации
Открытый классный час
«Мир на Земле – нет ничего важнее!
Жизнь на Земле – прекрасней её нет!»
Классный руководитель 9-А класса
ГУ «Луганская школа I – III ступеней № 18»
г. Луганска
Карасёва Ирина Дмитриевна
Цель урока: создание условий для формирования у школьников ценностей культуры мира, толерантности и прав человека; формирование гражданственности и патриотизма.
Задачи урока:
- раскрытие понятия «культура мира»
- выявление разницы между культурой мира и культурой войны;
- формирование личностных ценностных ориентаций в отношениях с людьми и окружающим миром на основе принципов культуры мира.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, аудио- и видеозаписи.
Презентация к Уроку мира
PPTX / 13.62 Мб
Слайд 1
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Мир вам, мир вашим родителям, мир вашим родным и близким!
Сегодня, в День знаний, мы проводим с вами первый наш урок – Урок Мира под названием « Мир на Земле – нет ничего важнее! Жизнь на Земле – прекрасней её нет!».
Действительно, на Земле нет ничего важнее, чем мир на планете, мир в семье и душе каждого человека. А что же такое мир? Что понимают под культурой мира? В чём отличие культуры мира от культуры войны?
Слайд 2
Понятие мир многогранно. С одной стороны мир – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара, с другой стороны - это дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны, мир - это гармония с самим собой и окружающими.
Слайд 3
Война – это конфликт, который стал вооружённым.
Слайд 4
Только в мирное время мы можем получать хорошее образование, не испытывать ни в чём нужды, жить дружной семьёй, радоваться каждому новому дню и наслаждаться красотой природы.
Мир - это состояние спокойствия и стабильности. Если страна находится в мире, есть порядок, гармония и терпимость, его люди чувствуют себя в безопасности и живут в относительном благополучии. Если будет мир в каждой стране, будет мир в мире. К сожалению, мир во всем мире - всего лишь мечта.
Слайд 5
Культура мира и культура войны различаются по следующим признакам.
Культура войны в государстве характерна нетерпимостью к инакомыслию и подавлением всякого сопротивления. Примером может быть Гитлеровская Германия. Здесь власть как бы брала все бразды правления в свои руки и проявляла нетерпимость к иным точкам зрения и мнениям. Большинство населения страдало, терпя грубое отношение со стороны властей, бедность, ложь в средствах массовой информации. Люди в целом не чувствовали себя защищенными в собственной стране, и многие пытались уехать за рубеж, если это было возможно. Все политические партии, кроме фашистской, были запрещены. Пресса и книги подвергались цензуре. Были переписаны школьные учебники. Гитлер организовал тайную полицию и устроил концлагеря для своих противников. А потом он пошел дальше и развязал Вторую Мировую Войну.
Культура мира в государстве, наоборот, отвергает путь насилия, учитывает интересы всех сторон и стремится, чтобы все стороны пришли к соглашению.
На долю каждого поколения выпадают испытания, которые рождают своих героев и защитников Отечества.
Каждый человек, рождаясь, появляясь на свет, имеет право жить в мире. Наша страна всегда стремилась к этому. Но, к сожалению, иногда чёрные тучи злобы и ненависти нависали над ней. И тогда все, как один, вставали на защиту Родины.
Слайд 6
Давайте вспомним:
В Первую мировую войну погибло 26 млн. человек
Во Вторую мировую войну погибло 53 млн. человек
В остальных войнах XX века погибло более 30 млн. человек
В 2015 году мы отпраздновали 70-летие победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Войны, которая коснулась каждой семьи.
Давайте вспомним основные даты и события Луганщины в период Великой Отечественной войны:
- Июль 1942 года оккупация территории Луганщины фашистскими захватчиками, установление кровавого режима террора и насилия, так называемого «нового порядка».
- За 7 месяцев оккупации фашисты замучили, повесили и расстреляли более 100 тысяч ни в чем не повинных советских граждан, угнали на принудительные работы в Германию 70 тысяч луганчан, вывезли ценности и промышленное оборудование.
- Для борьбы с захватчиками во всех районах были созданы партизанские отряды и подпольные группы. В Краснодоне создана молодежная организация «Молодая гвардия».
- Сентябрь 1943 года – освобождение Луганщины от немецко-фашистских захватчиков.
Слайд 7
Мирное небо над головой… раньше, во время моего детства, эта фраза была обязательной в поздравлениях, наравне с пожеланиями счастья и здоровья. Я жила и не до конца понимала смысл этой фразы. Мирное небо казалось настолько само собой разумеющимся, что пожелания его, были сродни пожелания воздуха. И вот …
Чтец 1:
У нас война! К чему искать виновных?
Давно известна истина одна:
Не гибнут те, кто разжигает войны!
Не плачут те, кому нужна война! (А. Быкадорова)
Учитель:
Мы живём с вами в нестабильное время. Сейчас идёт гражданская война, война за территории, за место под солнцем. Здесь гибнут мирные люди, дети, старики. Общей болью и скорбью отозвалась в каждом сердце гибель невинных жертв.
Слайд 8
Памятными датами Луганщины стали:
- 2 июня 2014 года военно-воздушные силы Вооружённых сил Украины нанесли авиаудар по зданию Луганской областной администрации;
- 14-15 июня 2014 года украинская армия атаковала город Счастье в Луганской области;
- 7 августа 2014 года подверглись обстрелу сёла Новосветловка и Хрящеватое. Взять эти сёла гвардейцам не удалось.
Список можно продолжить…
В знак скорби о погибших по всей территории ЛНР закладываются «Камни-памятники погибшим при защите Луганской Народной Республики».
Болью в сердце каждого из нас останется гибель детей.
(Гиперссылка на списке)
(Просмотр видео «Нам нужен мир»)
Слайд 9
На фоне мелодии «Вальс» К. Молчанова
Вальс К. Молчанова
MP3 / 3.64 Мб
Учитель:
Не возвращайте на Донбасс войну!!!
За прошлый год мы сильно постарели...
Простилась с детством наша детвора,
Когда отчаянно-испуганно смотрела
На черный дым с соседнего двора.
За прошлый год мы потеряли много:
Покой и сон, работу и уют.
И тысячи отправились в дорогу,
В конце которой их, увы, не ждут....
За прошлый год мы научились мерить
Глотками - воду, и кусочком - хлеб.
Мы научились только Богу верить
В решении обыденных проблем.
За прошлый год веселья было меньше.
Кто станет петь, когда горят дома?
И улыбаться хочется все реже
При мысли, что опять пришла зима.
Но прошлый год нам ценен будет все же
Своим уроком - ведь постигли мы,
Что в жизни Жизнь - сама всего дороже!
И Свет разрушит узы адской тьмы! (С. Яшакин)
(Гиперссылка на картинке)
(Просмотр видеофрагмента «В память о Луганске»)
Слайд 10
Учитель:
Люди мира говорят на разных языках и часто не представляют жизни за пределами своей собственной маленькой вселенной, но есть что-то, объединяющее нас всех. Радость, отчаяние, ненависть, любовь, храбрость, интерес к жизни и бесконечное желание бороться за нее — вот универсальные эмоции, свойственные каждому, кто хочет мирной жизни на Земле. Нельзя смириться с тем, чтобы разные народы испытывали страх и ненависть друг к другу.
Слайд 11
(Учащиеся читают стихотворение Ирины Самариной «А я за мир…»)
Чтец 2:
А я за мир!!! За мир на всей земле!
За дружбу, за любовь, за веру в Бога.
За то, чтоб угощение на столе,
А за столом родных и близких много!
Чтец 3:
А я за справедливость без войны!
За то, чтоб мы могли договориться,
Чтоб признавали груз своей вины,
Прощать умели, верить и молиться!
Чтец 4:
А я за теплоту сердец родных,
В которых смысл жизни и отрада.
И мне нельзя сломаться ради них,
А их любовь и есть моя награда!
Чтец 5:
А я за жизнь! За нашу с вами жизнь,
Что Господом дарована однажды.
И в смуты час он шепчет мне: «Держись!»
И также беспокоится о каждом.
Добра не отыскать в жестоком зле,
Войной не победить души тревогу.
А я за мир!!! За мир на всей земле!
За дружбу, за любовь, за веру в Бога!
Слайд 12
Учитель:
Сегодня идет много споров о том, как развивать толерантные отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Межкультурная толерантность может возникнуть только тогда, когда каждый человек начнет смотреть на людей и общаться с ними, исходя из следующий принципов:
- Принцип отказа от насилия (агрессии) как средства общения и убеждения
- Принцип не принуждения: быть требовательным к себе, а не к другим
- Принцип принятия – человек имеет право быть другим
Слайд 13
Этих же принципов должны придерживать лидеры в классе, в компаниях, президент страны. Кто-то из ваших одноклассников становится лидером благодаря своей справедливости, честности, уважению, терпимости к различиям людей. Обычно эти люди имеют много друзей.
А, бывает, в классе находятся один-два таких человека, которые лидируют через агрессию, насилие, драки, грубое отношение к одноклассникам или взрослым. Такое лидерство, во-первых, не долговечное, а, во-вторых, никому не по душе.
Вывод: не подавление и агрессия, а уважение к мнению других людей способны преобразовать культуру класса, школы, страны и мира.
Слайд 14
Ученица:
Когда осядет пыль из-под сапог,
Когда оружие сдадут на склады,
Когда вдруг станет милосердным Бог,
Когда гостям незваным будут рады,
Когда долги научимся прощать
И, драки не устраивая, спорить,
Когда не будем красть и обещать,
И станет близким нам чужое горе,
Когда не будет брошенных детей
И старики не будут без опоры,
И власть не будет обижать людей,
И рухнут высочайшие заборы,
Когда не будет во спасенье лжи,
Когда предателей всё сгинет племя
И государств исчезнут рубежи,
Как я хотела бы пожить вот в это время! (М. Некрасовский)
Слайд 15
Чтец 6:
Нам нужен мир
На голубой планете.
Его хотят
И взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись
на рассвете,
Не вспоминать,
Не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить
города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир
Навеки! Навсегда! (И. Кравченко)
Слайд 16
Чтец 7:
Две мировые. Ну, а если третья?
Кто уцелеет, кто переживёт,
по счёту двадцать первое столетие
кровавым, страшным веком назовёт.
Пусть сохранится всё:
леса, поля и реки,
и каждое живое существо.
Пусть торжествует в каждом человеке
любовь к Земле - обители его.
Заря горит всё ярче и нежнее.
Далёких звёзд холодный меркнет свет.
Мир на Земле – нет ничего важнее.
Жизнь на Земле – прекрасней её нет!
Слайд 17
Учитель:
Каждый человек стремится помочь горю Донбасса. Кто-то участвует в концертах, выставках, благотворительных аукционах. Кто-то организовывает экскурсии по городам России, чтобы, хотя бы
немного, отвлечь детей от страшных воспоминаний. Кто-то пишет стихи и сочиняет песни, чтобы рассказать миру о трагедии на Донбассе.
Слайд 18
Чтец 8:
Пусть ходят голуби по крышам,
Пусть тают в небе журавли.
Пусть будет мир!
Он так нам нужен!
Мир нужен людям всей земли!
Пусть будут реки, города и села,
Пусть лес растет, возводятся мосты.
Пусть дети всей планеты ходят в школы,
Пускай цветут во всех дворах цветы! (Н. Гавриленко)
Слайд 19
Учитель:
Первый Международный День Мира был проведён в сентябре 1982 года. А с 2002 года Международный День Мира отмечается 21 сентября как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. Этот день призывает людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.
Одним из наиболее известных символов мира является голубь. Этот символ возник после Второй мировой войны. Для I Всемирного конгресса сторонников мира, который состоялся в 1949 году, эмблему «Голубь мира» нарисовал Пабло Пикассо. На эмблеме изображён белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.
В древности голубь был символом мира и плодородия. Оливковая ветвь является символом мира, перемирия.
Слайд 20
Ученик:
Пусть летит от края и до края
Голубь мира – белое крыло,
Чёрной силы тучи разгоняя,
Принесёт Надежду и Добро.
Чтоб спокойно улыбались дети,
Чтоб в иконы не летел огонь.
Ты сердца озлобленные эти,
Я прошу, своим крылом затронь.
Взлети ты выше облаков!
Пусть нас услышит каждый:
Лишь мир важнее всех основ,
Всё без него неважно! (А. Март)
Учитель:
1 сентября в Донбассе проводится акция Памяти погибших детей Донбасса – детей, которые никогда уже не переступят порог школы. Чтобы почтить память погибших, предлагается вечером, в 22 часа, зажечь свечу и поставить её на подоконник, или, если есть такая возможность, запустить в небо «китайский фонарик», постоять, помолчать, глядя в небо, тем самым помянуть детей, ушедших из-за проклятой войны на небеса.
Чтец 9:
Пусть руку дружбы жмут враги друг другу!
Пусть мирятся все те, кто в ссоре был!
Да будет мир сейчас по всей округе!
Чтоб о войне сегодня всяк забыл!
Давайте дружно жить и не ругаться!
Давайте в мире и согласии жить!
Давайте веселиться, улыбаться!
Друг с другом крепко-накрепко дружить!
(Гиперссылка на картинке)
(Просмотр видеоролика «Мир, который нужен мне»)