Мастер-класс для учащихся 3–7 классов на тему «Мир занимательных опытов»

4
1
Материал опубликован 17 January 2018 в группе

Путешествие в мир занимательных опытов

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня здесь вам откроется увлекательный мир физики. Вас ждут опыты, загадки, фокусы, развлечения.

Для начала немного украсим наш кабинет.

Опыт 1. (Ведущие натирают шарики бумагой и прикрепляют их к стене)

Вот так лучше. Давайте начинать.

Угадайте, что я загадал.

1. Под ледком, ледком стоит чашечка с медком. (Если дети не угадывают, то загадываются следующие загадки).

2. Белый тулупчик сшит без рубчика.

3. Домик круглый, домик белый, домик был сначала целый,

А как треснул, наконец, так и выскочил жилец (все отгадки – яйцо).

А вы знаете, что яйцо можно заставить по-разному плавать в воде. Давайте убедимся в этом.

Опыт 2. Соленая вода, яйцо.

Опустить яйцо сначала в пресную воду (оно тонет), подливая в сосуд насыщенный раствор соли, заставить яйцо всплыть. Затем в сосуд добавить пресную воду, добиться 

 

того, чтобы яйцо плавало внутри жидкости.

 

Ребята, кто знает, почему так происходит? (Ответы детей). Правильно, я подливал соленую воду, а в соленой воде выталкивающая сила больше, вот яйцо и всплывало.

А вы знаете, как подводная лодка погружается на дно и снова высплывает на поверхность океана. Сделаем пример виноградного батискафа.

Виноградинка тонет под действием силы тяжести, а всплывает при помощи углекислого газа, который легче воды и всегда стремится покинуть её. Процесс погружения и всплытия будет повторяться до тех пор, пока концентрация углекислого газа в воде не станет минимальной. По такому же принципу действует и подводная лодка.

(Второй ведущий в это время достает яйцо из первого сосуда и помещает его на лоток).

Ой, ребята, я перепутал сырое и вареное яйцо. Подскажите, как можно отличить сырое яйцо от вареного? (Ответы детей).

Да, верно, твердое тело гораздо легче раскрутить, чем жидкое.

Опыт 3. Раскрутить сырое и вареное яйца.

Кто подскажет, как, не разрушая яйца, поместить его в бутылку. (Выслушивает предположения детей). Давайте, попробуем!

Опыт 4. Бумага, спички, бутылка, вареное яйцо.

В пустую бутылку опускаем зажженный газетный клок бумаги, а на горлышко бутылки ставим очищенное вареное яйцо. Бумага сгорает, а очищенное яйцо опускается в бутылку. (Тёплый воздух из бутылки выходит, расширяясь, а яйцо под действием атмосферного давления проникает в бутылку.)

Ребята, у меня есть испытание для вас. Кто, прижавшись вплотную к стене, простоит на одной ноге 3 секунды, тот получит приз.

Опыт 5. (Ребята пробуют устоять у стены, а у них не получается).

Тогда, может быть, вы пройдете следующее испытание. Кто сможет встать со стула, не наклоняя тело вперед и не передвигая ноги.

Опыт 6. (Ребята пробуют встать со стула, а у них не получается).

Все дело в том, ребята, что в этом положении у человека смещается центр тяжести, а от его расположения зависит устойчивость тела.

Вот вам еще пример удивительного равновесия.

Опыт 7. Вилки, зубочистка, карандаш.

  

Опыт 7/1. Раскрутить волчок и поднести к нему магнит, волчок продолжит вращаться на магните.

У нас в опытах очень послушная вода. Посмотрите, как легко вода без насоса будет подниматься всерх.

Опыт 8. На середину полоски от бумажного полотенца или веревочного шнура поставить несколько крупных точек фломастером и опустить конец полоски в воду. Вода будет медленно подниматься вверх и окрашивать полоску.

А пока жидкость поднимается вверх, разгадайте загадку.

Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга).

Ребята, такая разноцветная полоска в физике называется спектр. Впервые ввел это понятие великий ученый Исаак Ньютон. Он также доказал, что в природе нет никаких цветов, есть только белый цвет. Давайте проверим.

Опыт 10. Вращать быстро цветной диск, при этом круг будет казаться бело-серым.

А теперь скажите, ребята, какая из двух стрелок самая длинная.

 

 

Как ты думаешь, догонит ли великан карлика?

Ответ на этот вопрос я не дам. Зато я точно знаю, что «у страха глаза велики» и что эти две фигуры абсолютно одинаковы. Наше сознание попалось на оптической иллюзии, за счет коридора, уходящего вдаль, оно воспринимает, что дальняя фигура должна быть меньше.

- Поиграем еще. Произнеси быстро и не задумываясь цвет букв, которым написаны 

слова ниже:

Действительно, сложно назвать цвет слова, из-за конфликта, возникающего между левым и правым полушарием. Правая половина пытается сказать цвет, а левая — усиленно читает слово, из-за этого возникает неразбериха в нашем сознании.

Ну вот, ребята, посмотрите, как высоко уже у нас поднялась вода.

Что будет, если перевернуть стакан с водой? (Конечно, она выльется!) А если прижать бумагу к стакану и перевернуть его? (Бумага упадет, и вода все равно прольется на пол?) Давайте проверим.

Опыт 11 . Вода в стакане, листок бумаги.

Мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает.

А вот вам еще загадка, как убрать листок из-под стакана, не прикасаясь к нему?

Опыт 12. Вода в стакане, листок бумаги. Резким ударом выбить листок из-под стакана.

Это явление называется "инерция". В результате быстрого действия стакан даже не успевает изменить свою скорость. Чем тяжелее тело, тем сложнее ему изменить свою скорость. Вот почему перебегать дорогу перед машинами очень опасно.

Сейчас мы приготовим невидимую воду. Поскольку опыт наш магический, я, как и все волшебники, предлагаю зажечь немного свечей. Добавляем в воду секретные порошки. Вуаля, невидимая вода готова. Я переливаю невидимую воду в стакан и …заливаю ею свечи.

Опыт 13. Вода, свечи, сода, лим. кислота.

В сосуд с водой добавить соду и лимонную кислоту. Получающийся в этом процессе углекислый газ "собрать" в стакан и загасить им свечи.

Продолжим наш праздник метанием молний. Смотрите, у нас есть машина, порождающая настоящие молнии.

Опыт 14. Приводим в действие электрофорную машину.

Ребята, мы зададим вам домашнее задание.

1. Сделать поющую игрушку-вертушку. (Демонтрируется вращение пуговицы на нити).

2. Порисовать на молоке. Для этого вам понадобится молоко, краски или красители и один секретный ингредиент. Все к нам, смотреть опыт.

Опыт 15. В воду добавить немного красителей и прикоснуться к молоку палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды. Жидкость для мытья посуды растворяет жир в молоке, поэтому оно приходит в движение.

Ну а теперь....зажигаем свечи на елочке (демонстрируем явление конвекции в газах). ЗВОНОК!!! Наш фейерверк опытов закончен. До новых встреч!.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Виват Перельману!

25 February 2018