Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Высоцкая Юлия Владимировна. |
2 | Образовательная организация | Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа «Муринский центр образования №4» |
3 | Должность | Учитель русского языка и литературы. |
4 | Педагогическая категория | Высшая. |
5 | Вид ресурса | Справочный материал |
6 | Тип ресурса | мнемотаблица. |
7 | Название ресурса | Глагол как часть речи |
8 | Дисциплина | Русский язык |
9 | класс | 6 класс (и старше — для повторения) |
10 | Грамматические темы, включенные в справочный материал |
|
11 | Цели и задачи | Цель: систематизировать информацию о постоянных и непостоянных морфологических ризнаках глагола. Задачи: 1. Создать условия для лучшего запоминания важной теоретической информации. 2. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению предмета. |
13 | Актуальность | Собранный в одном месте теоретический материал легче запоминается, а его систематизация помогает запомнить порядок морфологического разбора слов данной части речи |
14 | Описание ресурса | Мнемотаблица включает определение глагола как части речи, несколько небольших таблиц, посвященных постоянным и непостоянным признакам глагола, а также слова-исключения и примеры сложных случаев спряжения глаголов |
15 | Деятельность преподавателя | Составление мнемотаблицы с использованием материала учебников и дополнительного справочного материала: сбор информации, ее систаматизация и группировка, подбор примеров по необходимости |
16 | Форма учебной деятельности школьников | Индивидуальная, парная или групповая ( в зависмости от ситуации использования) |
17 | Информационные источники | 1. Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2022 2. Егорова н.в. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. - 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2014. 3. Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. В2 ч. Ч.2. М.: Экзамен, 2013 |
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
I. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
1. ВИД
СОВЕРШЕННЫЙ | НЕСОВЕРШЕННЫЙ |
Что сделать? | Что делать? |
Обозначает законченное действие | Обозначает незаконченное действие |
Выучиться | Учиться |
2. ПЕРЕХОДНОСТЬ
ПЕРЕХОДНЫЕ | НЕПЕРЕХОДНЫЕ |
1. ГЛАГ.+ сущ/числ/мест в В.п. без предлога 2. ГЛАГ. + сущ/мест в Р.п. 1) с отриц.; 2)с указанием на часть предмета | 1. все на -СЯ 2. когда не соблюдаются условия, указанные в 1 столбике |
Иметь книгу не взял пилы; выпил чаю | Увлекаться смотреть в окно |
3. ВОЗВРАТНОСТЬ
ВОЗВРАТНЫЕ | НЕВОЗВРАТНЫЕ |
-СЯ | НЕТ -СЯ |
4.СПРЯЖЕНИЕ
I спряжение | II спряжение |
Алгоритм определения спряжения: I/ Определить ударное или безударное личное окончание глагола. II/ Если окончание глагола ударное, определяем спряжение сразу: 2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят) III/ Еесли окончание безударное, смотрим на глагольный суффикс инфинитива: 2-е спряжение – суффикс и. 1-е спряжение – все остальные – а, – у, – е, – о. | |
Глаголы все кроме на -ИТЬ - К спряжению первому относить! | Ко второму же спряженью Вы запомните, друзья, |
РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ (хотеть, бежать, чтить + производные) | |
я хочу | мы хотим |
они бегут | я бегу |
АРХАИЧЕСКОЕ СПРЯЖЕНИЕ (есть, дать + производные) | |
Глагол дать. | Глагол есть |
II. НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
(инфинитив не имеет непостоянных признаков!!!)
НАКЛОНЕНИЕ
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ | УСЛОВНОЕ | ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ |
Действие происходит на самом деле | Действие желаемо или возможно при определённых условиях | Действия, которые кто-то просит или требует выполнить |
Сходил | Сходил бы | Сходи! |
ИЗМЕНЯЮТСЯ | ||
ЧИСЛО | ЧИСЛО | ЧИСЛО |
ВРЕМЯ | – | – |
ЛИЦО (в наст. и буд. вр.!!!) | – | ЛИЦО (в наст. и буд. вр.!!!) |
РОД (в прош. вр., ед.ч. !!!) | РОД (в прош. вр., ед.ч. !!!) | – |
Трефилова Раиса Поликарповна