Мнемотаблица "ГЛАГОЛ"

1
1
Материал опубликован 5 November в группе

Пояснительная записка к ресурсу

1

Автор


Высоцкая Юлия Владимировна.

2

Образовательная

организация

Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа «Муринский центр образования №4»

3

Должность

Учитель русского языка и литературы.

4

Педагогическая категория

Высшая.

5

Вид ресурса

Справочный материал

6

Тип ресурса

мнемотаблица.

7

Название ресурса

Глагол как часть речи

8

Дисциплина

Русский язык

9

класс

6 класс (и старше — для повторения)

10

Грамматические темы, включенные в справочный материал

  1. Вид глагола

  2. переходность глагола

  3. спряжение

  4. наклонение

  5. времена глаголов

11

Цели и задачи

Цель:

систематизировать информацию о постоянных и непостоянных морфологических ризнаках глагола.

Задачи:

1. Создать условия для лучшего запоминания важной теоретической информации.

2. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению предмета.

13

Актуальность

Собранный в одном месте теоретический материал легче запоминается, а его систематизация помогает запомнить порядок морфологического разбора слов данной части речи

14

Описание ресурса

Мнемотаблица включает определение глагола как части речи, несколько небольших таблиц, посвященных постоянным и непостоянным признакам глагола, а также слова-исключения и примеры сложных случаев спряжения глаголов

15

Деятельность преподавателя

Составление мнемотаблицы с использованием материала учебников и дополнительного справочного материала: сбор информации, ее систаматизация и группировка, подбор примеров по необходимости

16

Форма учебной деятельности школьников

Индивидуальная, парная или групповая ( в зависмости от ситуации использования)

17

Информационные источники

1. Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2022

2. Егорова н.в. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. - 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2014.

3. Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. В2 ч. Ч.2. М.: Экзамен, 2013


Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

I. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

1. ВИД

СОВЕРШЕННЫЙ

НЕСОВЕРШЕННЫЙ

Что сделать?

Что делать?

Обозначает законченное действие

Обозначает незаконченное действие

Выучиться

Учиться

2. ПЕРЕХОДНОСТЬ

ПЕРЕХОДНЫЕ

НЕПЕРЕХОДНЫЕ

1. ГЛАГ.+ сущ/числ/мест в В.п. без предлога

2. ГЛАГ. + сущ/мест в Р.п. 1) с отриц.; 2)с указанием на часть предмета

1. все на -СЯ

2. когда не соблюдаются условия, указанные в 1 столбике

Иметь книгу

не взял пилы; выпил чаю

Увлекаться

смотреть в окно

3. ВОЗВРАТНОСТЬ

ВОЗВРАТНЫЕ

НЕВОЗВРАТНЫЕ

-СЯ

НЕТ -СЯ

4.СПРЯЖЕНИЕ

I спряжение

II спряжение

Алгоритм определения спряжения:

I/ Определить ударное или безударное личное окончание глагола.

II/ Если окончание глагола ударное, определяем спряжение сразу:
1-е спряжение –
ешь, ет, ем, ете, ут(ют)

2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

III/ Еесли окончание безударное, смотрим на глагольный суффикс инфинитива:

2-е спряжение – суффикс и.

1-е спряжение – все остальные – а, – у, – е, – о.

Глаголы все кроме на -ИТЬ -

К спряжению первому относить!

Ко второму же спряженью 
Отнесем мы без сомненья 
Все глаголы, что на «-ить», 
Исключая: брить, стелить. 
А еще: смотреть, обидеть, 
слышать, видеть, ненавидеть, 
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ

(хотеть, бежать, чтить + производные)

я хочу
ты хочешь
он хочет

мы хотим
вы хотите
они хотят





они бегут

я бегу
ты бежишь
он бежит
мы бежим
вы бежите

АРХАИЧЕСКОЕ СПРЯЖЕНИЕ (есть, дать + производные)

Глагол дать.
Я да-
м (нетипичное окончание)
Ты да-
шь (нетипичное окончание)
Он да-
ст (нетипичное окончание)
Мы дад-
им (окончание 2-го спр)
Вы дад-
ите (окончание 2-го спр)
Они дад-
ут (окончание 1-го спр)

Глагол есть
Я е-м (нетипичное окончание)
Ты е-
шь (нетипичное окончание)
Он е-
ст (нетипичное окончание)
Мы ед-
им (окончание 2-го спр)
Вы ед-
ите (окончание 2-го спр)
Они ед-
ят (окончание 2-го спр)


II. НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

(инфинитив не имеет непостоянных признаков!!!)


НАКЛОНЕНИЕ

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ

УСЛОВНОЕ

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ

Действие происходит на самом деле

Действие желаемо или возможно при определённых условиях

Действия, которые кто-то просит или требует выполнить

Сходил

Сходил бы

Сходи!

ИЗМЕНЯЮТСЯ

ЧИСЛО

ЧИСЛО

ЧИСЛО

ВРЕМЯ

ЛИЦО

(в наст. и буд. вр.!!!)

ЛИЦО

(в наст. и буд. вр.!!!)

РОД

(в прош. вр., ед.ч. !!!)

РОД

(в прош. вр., ед.ч. !!!)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за публикацию!

8 November