12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Блохина Маргарита Владимировна104

2 класс, учитель: Блохина Маргарита Владимировна.

Урок –проект по русскому языку, УМК «Школа России».

Тема: Глагол. Распознавание глагола по вопросам.

Цель: создать условия для формирования у учащихся умения определять часть речи – глагол по его грамматическому признаку (обозначение действия)

Задачи:

Образовательная:

- уточнение представлений о функции глаголов в речи;

- развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи.

Формируемые УУД.

1. Личностные УУД:

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- на основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку.

2. Регулятивные УУД:

-учить принимать и сохранять учебную задачу,

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

- осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя,

- развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий.

3. Познавательные УУД:

- общеучебные — умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические и средства.

- логические — учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи.

4. Коммуникативные УУД:

через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Тип урока: Урок - проект

Методы обучения: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, беседа, самостоятельная работа.

Материально – техническое оснащение: сигнальные карточки, кластер «Глагол», карточки со словарными словами, «Русский язык 2 класс», интерактивная доска.

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

І. Психологический настрой.

Добрый день и добрый час!
На уроке второй класс.
Пожелаем всем удачи
И пятерок нам в придачу.
За работу, нам пора,
Ну, ни пуха, ни пера!
Сели тихо, не шумим.

Проверяем:

— Ноги на месте?
— Да!
— Руки на месте?
— Да!
— Спина прямая?
— Да!
— Урок начинаем!


 

Учащиеся хором отвечают на вопросы учителя.

II. «Мозговой штурм»

— Закройте глаза и скажите «журнал» … — Какие ассоциации возникают? — Названия каких журналов вы знаете, читали дома или у нас в медиатеке? (показ журналов)

Предполагаемые ответы детей.

Перечисляют, какие названия журналов им известны, показывают те, которые принесли.

III. Сообщение темы урока.

— Сегодня у нас необычный урок. К нам обратились сотрудники одной редакции с просьбой собрать необходимый материал для нового журнала «Глагол». Каждому из вас предстоит стать сотрудником этого журнала. А для этого вы должны пройти собеседование, ведь люди, работающие в журнале должны быть грамотными, сообразительными, много знать и уметь.

 

IV. Работа по теме

Первая страница «Это нужно знать на пять»

1. Ответственный момент -Приём на работу редакция возложила на меня.

Речевая разминка (интерактивная доска)

-Сотрудникам журнала приходится много говорить, а для этого нужно обладать хорошей дикцией, правильно читать и писать, быть внимательными.

А) Полка — полька
Ложка — лодка
Разбил — разлил.
 

Б) Скороговорка
Три скороговорки
Прокатились с горки.
В) Чистоговорки
Ва — ва — ва — ва — в лесу выросла трава.
Зу — зу — зу -зу — мы поймали стрекозу.
Ша — ша — ша — ша — я сижу у шалаша.

Ответь на вопросы.

1. Какой большой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Части речи)

2. Какая наука изучает части речи? (Морфология)

3. На какие 2 группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные)

4. Какую группу мы изучаем?

5. Назовите самостоятельные части речи.

6. А сейчас «Живые вопросы». Отгадайте части речи.

(Выходят дети. Читают стихи)

А) Слова все эти говорят про разные предметы.
Котёнок, слон, тетрадь, кино.
Вопросы ставим кто? И что?
Узнали вы часть речи?

Б) Признак предмета определяю
Своими словами я речь украшаю
Отвечу всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?

В) Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду — всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания.
Мы сейчас изучаем части речи.Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

2. Работа в тетради

-Все вы приняты на работу. Наш класс на целый урок превратится в редакцию, а в любой редакции люди работают по группам, в отделах.

Откроем наши тетради и запишем. Когда мы были приняты на работу: число и месяц. А работа какая у нас будет? (классная, отличная)


 


 


 


 


 


 

Учащиеся хором читают пары слов со звуками, отличающими одно слово с другим. - коллективно

Скороговорки по отдельности учащиеся – фронтально.

Четко произносят чистоговорки по рядам. – по группам

Проводит группа «Это надо знать на пять»

Фронтальный опрос.

-Мы сейчас изучаем на уроках части речи.

-Части речи изучает такая наука русского языка как морфология.

-Все части речи делятся на самостоятельные и служебные.

-Сейчас мы изучаем самостоятельные части речи.

-Это имя существительное, имя прилагательное и глагол.

Переворачивают таблички с частями речи.

-Это имя существительное.

-Это имя прилагательное.

-Это глагол.

 

 

Запись числа в тетради.

Вторая страница «Наука и глагол»

-Отдел науки. Мы сейчас поработаем в отделе науки. Серьёзный отдел. А кто же возглавляет его? Узнаем из стихотворения — научное название: акростих.

-Вопрос к работникам отдела «Наука»: Что такое акростих?(ответ)

Акростих (интерактивная доска)
Гуляет по свету,
Любитель мечтать,
А главное: очень
Газеты читать.
Он клеит, он чертит и даже поёт.
Любую работу себе он найдет.

— Кто уже прочел слово? (Глагол)

-А теперь наш отдел науки должен составить кластер на тему «Глагол».

-Вам снова вопрос: Что такое кластер?

-А теперь все вместе повторим, что такое глагол.

-Теперь закрепим свои знания. Задание для всех-работа в тетради.

(работа по карточкам) — Прочитайте пословицы.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Пришла весна, так уж не до сна.
Весной даже трухлявый пень расцветает. — Объясни смысл этих пословиц. — Подчеркни глаголы.(Проверка)

— Назовите слова, противоположные по значению.

-Итак, отдел науки замечательно справился со своей работой.

Табличка «Отдел науки»


 


 

АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу,

 

Отгадывают слово.

Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Работа на интерактивной доске.(дети данной группы выходят к доске и составляют схему «Глагол».

-Глагол- это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.

Дети самостоятельно записывают пословицы и подчеркивают глаголы.

Начинается — кончается.

Третья страничка «Юные сыщики»

Отдел расследований

-Отдел расследований занимается расследованием и исправлением ошибок.

-Нам поручили расследовать важное дело №1: вернуть на место буквы, которые сбежали из слов. Приготовили свои  фотороботы букв.

(Интерактивная доска)

Д.журный, м.роз, р.бота, р.сунок, в . сна.

— Какое слово лишнее? (весна) Почему?

— Какое проверочное слово?

— Какая опасная гласная в этом слове? Почему?

— Какие опасные гласные знаете?— Когда они опасны?

Запишем слова столбиком.-на доске

Дежурный,

мороз,

работа,

рисунок,

-Буквы мы на место вернули. Теперь нужно ответить на следующие вопросы..

— Какой частью речи являются эти слова?

— На какие 2 группы можно их разделить?

— Образуйте от них глаголы.

- Дело №1 закрыто.Но вашему отделу поручили еще дело №2.

-Наша помощь требуется городу «Глагольску». Как вы уже догадались. В нем живут глаголы. Но там случилась беда: налетел ураган, и глаголы в панике выбежали из своих домов. А теперь не могут их найти.

- Все ли довольны работой нашего отдела расследований? Тогда переходим к другой страничке.

У всех детей лежат буквы, они выбирают и показывают соответствующую букву, на интерактивке из отдела работает «сотрудник», вставляет нужные буквы.

 

Весна.

 

Весны.

 

В этом слове есть безударная гласная, проверяемая ударением. Все остальные слова содержат непроверяемую безударную гласную.

А,о,е,и,я

Когда в корне на них не падает ударение и есть выбор.

 

 

Одушевленные и неодушевленные.

Дежурить, морозить, работать, рисовать.

Работает ученик.

 

Работают на интерактивной доске, передвигают слова.

Четвертая страница «Новость дня»

 

 

Этой страничкой заведует отдел новостей. -Какой же журнал без новостей? Давайте их узнаем. (Интерактивная доска)

-Мы предлагаем вам работу с деформированным предложением.

школу нашу гости в приехали

— Что нужно знать, чтобы правильно записать предложение?

— Запишите это предложение. Подчеркните глагол.

— На несколько секунд каждый из вас может стать диктором телевидения.

-Казахская пословица гласит: «Гость придет — радость принесет»

— Сказать эту новость, выражая чувство радости.

— Какой знак мы должны поставить в конце предложения?

— Что вы делаете, когда к вам приходят гости?

— Вот и мы расскажем стихи.

Инсценировка стихотворения

— Какие глаголы учили ребята?

-Удивительная часть речи глагол. Слова — глаголы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разговаривать, мечтать.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Давайте и мы не будем срывать цветы.

На этой поляне мы вырастим цветы, сделаем так, чтобы и у нас в классе расцвели подснежники. (Иллюстрация поляны. Каждой группе дается подснежник, на обратной стороне задание)

1группа –Подобрать подходящие глаголы к данным вопросам.

Весна (что сделала?)………

2группа –Подобрать подходящие глаголы к данным вопросам.

Ручьи (что делают?) …….

3группа –Подобрать подходящие глаголы к данным вопросам.

Солнце (что делает?) ……

4группа –Подобрать подходящие глаголы к данным вопросам.

Птицы (что делают?)…..

Проверка.

-Посадите свои подснежники на нашу поляну. А теперь назовите новость, о которой сейчас говорили.

-А почувствовать вам помогли слова какой части речи?


 

 

 

В нашу школу приехали гости.

После ответа на доске двигаются слова и собирается предложение.

Надо знать, что слова в предложении связаны по смыслу с помощью вопросов.

(Дети из отдела садятся на «волшебный стул» и произносят новость дня — составленное предложение)

Отвечают желающие дети из других групп.

(Три ученика)

Инсценировка стихотворения

1.Мы пришли из школы
Учим мы глаголы…
Нам их выучить — пустяк,
И у нас свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» — кричу,
«Вертеть» — верчу,
«Двигать» — двигаю,
«Прыгать» — прыгаю.
2.Я и прыгал,
Я и двигал.
Я и топал.
Я и пел.
Пел, пока в у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываем — наш сосед,
Не причесан, не одет:
3.Прошу прощенья!
Это что — землетрясенье?
Или, может быть, слоны,
Надо мной поселены?!
1 и 2— Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Мы пришли из школы,
Учим мы глаголы!

Ученик из отдела:

— Но мы так глаголы не учим. Это не про нас.

-А теперь мы предлагаем вам следующую новость. Вы слышали о приеме «Эмпатия»?

Это способность увидеть мир с точки зрения другого человека или способность «войти в личный мир другого и быть в нем как дома».

Представьте каждый себя цветком. Чтобы вы сказали человеку, который хочет сорвать этот цветок?

Дети в группе совещаются и выполняют задание письменно.

Пришла, проснулась. Оттаяла,

Журчат, бегут, звенят, текут.

 

Светит, пригревает, согревает, радует.

 

Поют, щебечут, кричат, перекликаются.

 

Пришла весна.

Слова-глаголы.

Планёрка. Подведение итогов.

-Вот и подходит к концу наш рабочий день в редакции.

Проведем планерку, на которой обычно собираются все сотрудники журнала и подводят итоги.

— Интересным, познавательным получился у нас журнал?

— Что особенно интересным?

— Понравится ли этот журнал второклассникам других школ?


 

Ответы детей.

Выставление оценок

-40 минут вы трудились над составлением журнала. Вы являлись сотрудниками редакции, поэтому я как ваш работодатель сейчас буду вам выплачивать зарплату. (выставление оценок)

Дети получают отметки в виде вырезанных цифр.


 

Использованные источники:

poslovic.ru ›blog/poslovicy-o-vesne-dlya-2-klassa

hto-takoe- lyubov.net ›Стихи›Коллекции стихов›Стихи о частях речи

«Методические разработки по русскому языку» под редакцией Канакиной

0_11707e_9dfc058b_orig, thumb_img_56f6e864a7f52_resize_900_5000–иллюстрации подснежников.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.