Урок русского языка во 2 классе «Глагол. Распознавание глагола по вопросам»
2 класс, учитель: Блохина Маргарита Владимировна.
Урок –проект по русскому языку, УМК «Школа России».
Тема: Глагол. Распознавание глагола по вопросам.
Цель: создать условия для формирования у учащихся умения определять часть речи – глагол по его грамматическому признаку (обозначение действия)
Задачи:
Образовательная:
- уточнение представлений о функции глаголов в речи;
- развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи.
Формируемые УУД.
1. Личностные УУД:
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- на основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку.
2. Регулятивные УУД:
-учить принимать и сохранять учебную задачу,
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
- осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя,
- развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий.
3. Познавательные УУД:
- общеучебные — умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические и средства.
- логические — учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи.
4. Коммуникативные УУД:
через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Тип урока: Урок - проект
Методы обучения: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, беседа, самостоятельная работа.
Материально – техническое оснащение: сигнальные карточки, кластер «Глагол», карточки со словарными словами, «Русский язык 2 класс», интерактивная доска.
Ход урока.
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
І. Психологический настрой. |
Добрый день и добрый час! Проверяем: — Ноги на месте? |
Учащиеся хором отвечают на вопросы учителя. |
II. «Мозговой штурм» |
— Закройте глаза и скажите «журнал» … — Какие ассоциации возникают? — Названия каких журналов вы знаете, читали дома или у нас в медиатеке? (показ журналов) |
Предполагаемые ответы детей. Перечисляют, какие названия журналов им известны, показывают те, которые принесли. |
III. Сообщение темы урока. |
— Сегодня у нас необычный урок. К нам обратились сотрудники одной редакции с просьбой собрать необходимый материал для нового журнала «Глагол». Каждому из вас предстоит стать сотрудником этого журнала. А для этого вы должны пройти собеседование, ведь люди, работающие в журнале должны быть грамотными, сообразительными, много знать и уметь. |
|
IV. Работа по теме Первая страница «Это нужно знать на пять» |
1. Ответственный момент -Приём на работу редакция возложила на меня. Речевая разминка (интерактивная доска) -Сотрудникам журнала приходится много говорить, а для этого нужно обладать хорошей дикцией, правильно читать и писать, быть внимательными. А) Полка — полька Б) Скороговорка Ответь на вопросы. 1. Какой большой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Части речи) 2. Какая наука изучает части речи? (Морфология) 3. На какие 2 группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные) 4. Какую группу мы изучаем? 5. Назовите самостоятельные части речи. 6. А сейчас «Живые вопросы». Отгадайте части речи. (Выходят дети. Читают стихи) А) Слова все эти говорят про разные предметы. Б) Признак предмета определяю В) Что без меня предметы? 2. Работа в тетради -Все вы приняты на работу. Наш класс на целый урок превратится в редакцию, а в любой редакции люди работают по группам, в отделах. Откроем наши тетради и запишем. Когда мы были приняты на работу: число и месяц. А работа какая у нас будет? (классная, отличная) |
Учащиеся хором читают пары слов со звуками, отличающими одно слово с другим. - коллективно Скороговорки по отдельности учащиеся – фронтально. Четко произносят чистоговорки по рядам. – по группам Проводит группа «Это надо знать на пять» Фронтальный опрос. -Мы сейчас изучаем на уроках части речи. -Части речи изучает такая наука русского языка как морфология. -Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. -Сейчас мы изучаем самостоятельные части речи. -Это имя существительное, имя прилагательное и глагол. Переворачивают таблички с частями речи. -Это имя существительное. -Это имя прилагательное. -Это глагол.
Запись числа в тетради. |
Вторая страница «Наука и глагол» |
-Отдел науки. Мы сейчас поработаем в отделе науки. Серьёзный отдел. А кто же возглавляет его? Узнаем из стихотворения — научное название: акростих. -Вопрос к работникам отдела «Наука»: Что такое акростих?(ответ) Акростих (интерактивная доска) — Кто уже прочел слово? (Глагол) -А теперь наш отдел науки должен составить кластер на тему «Глагол». -Вам снова вопрос: Что такое кластер? -А теперь все вместе повторим, что такое глагол. -Теперь закрепим свои знания. Задание для всех-работа в тетради. (работа по карточкам) — Прочитайте пословицы. Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени. — Назовите слова, противоположные по значению. -Итак, отдел науки замечательно справился со своей работой. |
Табличка «Отдел науки»
АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу,
Отгадывают слово. Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Работа на интерактивной доске.(дети данной группы выходят к доске и составляют схему «Глагол». -Глагол- это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета. Дети самостоятельно записывают пословицы и подчеркивают глаголы. Начинается — кончается. |
Третья страничка «Юные сыщики» |
Отдел расследований -Отдел расследований занимается расследованием и исправлением ошибок. -Нам поручили расследовать важное дело №1: вернуть на место буквы, которые сбежали из слов. Приготовили свои фотороботы букв. (Интерактивная доска) Д.журный, м.роз, р.бота, р.сунок, в . сна. — Какое слово лишнее? (весна) Почему? — Какое проверочное слово? — Какая опасная гласная в этом слове? Почему? — Какие опасные гласные знаете?— Когда они опасны? Запишем слова столбиком.-на доске Дежурный, мороз, работа, рисунок, -Буквы мы на место вернули. Теперь нужно ответить на следующие вопросы.. — Какой частью речи являются эти слова? — На какие 2 группы можно их разделить? — Образуйте от них глаголы. - Дело №1 закрыто.Но вашему отделу поручили еще дело №2. -Наша помощь требуется городу «Глагольску». Как вы уже догадались. В нем живут глаголы. Но там случилась беда: налетел ураган, и глаголы в панике выбежали из своих домов. А теперь не могут их найти. - Все ли довольны работой нашего отдела расследований? Тогда переходим к другой страничке. |
У всех детей лежат буквы, они выбирают и показывают соответствующую букву, на интерактивке из отдела работает «сотрудник», вставляет нужные буквы.
Весна.
Весны.
В этом слове есть безударная гласная, проверяемая ударением. Все остальные слова содержат непроверяемую безударную гласную. А,о,е,и,я Когда в корне на них не падает ударение и есть выбор.
Одушевленные и неодушевленные. Дежурить, морозить, работать, рисовать. Работает ученик.
Работают на интерактивной доске, передвигают слова. |
Четвертая страница «Новость дня»
|
Этой страничкой заведует отдел новостей. -Какой же журнал без новостей? Давайте их узнаем. (Интерактивная доска) -Мы предлагаем вам работу с деформированным предложением. школу нашу гости в приехали — Что нужно знать, чтобы правильно записать предложение? — Запишите это предложение. Подчеркните глагол. — На несколько секунд каждый из вас может стать диктором телевидения. -Казахская пословица гласит: «Гость придет — радость принесет» — Сказать эту новость, выражая чувство радости. — Какой знак мы должны поставить в конце предложения? — Что вы делаете, когда к вам приходят гости? — Вот и мы расскажем стихи. Инсценировка стихотворения — Какие глаголы учили ребята? -Удивительная часть речи глагол. Слова — глаголы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разговаривать, мечтать.
— Давайте и мы не будем срывать цветы. На этой поляне мы вырастим цветы, сделаем так, чтобы и у нас в классе расцвели подснежники. (Иллюстрация поляны. Каждой группе дается подснежник, на обратной стороне задание) 1группа –Подобрать подходящие глаголы к данным вопросам. Весна (что сделала?)……… 2группа –Подобрать подходящие глаголы к данным вопросам. Ручьи (что делают?) ……. 3группа –Подобрать подходящие глаголы к данным вопросам. Солнце (что делает?) …… 4группа –Подобрать подходящие глаголы к данным вопросам. Птицы (что делают?)….. Проверка. -Посадите свои подснежники на нашу поляну. А теперь назовите новость, о которой сейчас говорили. -А почувствовать вам помогли слова какой части речи? |
В нашу школу приехали гости. После ответа на доске двигаются слова и собирается предложение. Надо знать, что слова в предложении связаны по смыслу с помощью вопросов. (Дети из отдела садятся на «волшебный стул» и произносят новость дня — составленное предложение) Отвечают желающие дети из других групп. (Три ученика) Инсценировка стихотворения 1.Мы пришли из школы Ученик из отдела: — Но мы так глаголы не учим. Это не про нас. -А теперь мы предлагаем вам следующую новость. Вы слышали о приеме «Эмпатия»? Это способность увидеть мир с точки зрения другого человека или способность «войти в личный мир другого и быть в нем как дома». Представьте каждый себя цветком. Чтобы вы сказали человеку, который хочет сорвать этот цветок? Дети в группе совещаются и выполняют задание письменно. Пришла, проснулась. Оттаяла, Журчат, бегут, звенят, текут.
Светит, пригревает, согревает, радует.
Поют, щебечут, кричат, перекликаются.
Пришла весна. Слова-глаголы. |
Планёрка. Подведение итогов. |
-Вот и подходит к концу наш рабочий день в редакции. Проведем планерку, на которой обычно собираются все сотрудники журнала и подводят итоги. — Интересным, познавательным получился у нас журнал? — Что особенно интересным? — Понравится ли этот журнал второклассникам других школ? |
Ответы детей. |
Выставление оценок |
-40 минут вы трудились над составлением журнала. Вы являлись сотрудниками редакции, поэтому я как ваш работодатель сейчас буду вам выплачивать зарплату. (выставление оценок) |
Дети получают отметки в виде вырезанных цифр. |
Использованные источники:
poslovic.ru›blog/poslovicy-o-vesne-dlya-2-klassa
hto-takoe-lyubov.net›Стихи›Коллекции стихов›Стихи о частях речи
«Методические разработки по русскому языку» под редакцией Канакиной
0_11707e_9dfc058b_orig, thumb_img_56f6e864a7f52_resize_900_5000–иллюстрации подснежников.