Конспект урока по русскому языку «Глагол как самостоятельная часть речи. Время и число глагола»
Горловская общеобразовательная школа №49
Ляшенко Виктория Валерьевна.
Тема: «Глагол как самостоятельная часть речи. Время и число глагола»
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний, полученных по теме: « Глагол. Время и число глагола.»
Задачи:
-Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися знаний по теме урока;
Показать взаимосвязь и взаимообусловленность частей
речи;
Формировать навыки выделения глагола из других
частей речи;
Формировать умения анализировать факты и давать им
обоснованную научную оценку;
- Воспитательная: Развитие требовательности к себе и другим;
Воспитание мотивов учения, положительного отношения
к знаниям
- Развивающая: Развитие умений учебного труда;
Развивать интерес к русскому языку
Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Урок-«Коллаж»
Оборудование : электронная презентация по теме урока, карточки с заданиями ,словари толковые, творческие шкатулки, тетрадь на печатной основе, аудиозапись «Аллегретто»Бетховена, учебник, детские словари.
Ход урока
1.Организационный момент. Слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомство с жителями страны «Лингвиния». Давайте вспомним, кто живет в этой стране. (Самостоятельные части речи). А с кем из жителей мы уже знакомы? (Имя существительное, Имя прилагательное, Местоимение и Имя числительное). Всё верно! Сегодня мы познакомимся еще с одним горожанином. Для того, чтобы узнать с кем именно, вы должны прослушать загадку и отгадать ее.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
Правильно! Это глагол. Вот и тема нашего урока «Глагол как самостоятельная часть речи. Время и число глагола». Ребята, определите ,какова на ваш взгляд цель нашего урока? А теперь сформулируйте задачи к сегодняшнему уроку. (Учащиеся самостоятельно ставят цели и задачи урока).
2 . Мотивация
Скажите ,а для чего нам нужно изучать глагол?
3. Актуализация
Ребята, вспомните, пожалуйста, на каких уроках вы уже знакомились с глаголом? (украинский язык)
Так,дійсно!Скажіть мені, а що таке дієслово в українській мові?(Самостійна частина мови,яка відповідає на питання що робити? Що зробити? Та вказує на дію предмета)
Сегодня у нас необычный урок, а урок- «Коллаж». Скажите, а что такое коллаж?
Мы не просто познакомимся с Глаголом, как с частью речи, а построим ему дом. Готовы? Тогда приступаем.
4.Новый материал
Еще раз ответьте мне на вопрос, что такое глагол? Выделите главное из правила. С какими грамматическими признаками мы познакомимся на уроке? (заполнение содержания дома)
Грамматические признаки глагола мы будем записывать на протяжении того, как будем изучать их на уроках.
Итак, мы построили с вами дом. Но у нас нет даже места, где можно присесть. Нужно поставить лавку.
1.Работа с учебником
Ребята, для того чтобы продолжить наше строительство, необходимо поработать с учебником. Откройте страницу 95.Обратите внимание на табличку. Что вы можете сказать о глаголах, которые в ней записаны?
Правильно! Глаголы имеют единственное и множественное число и время (настоящее, будущее). А есть ли у глагола прошедшее время. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
Пришло время выполнить письменную работу. Запишите в тетради число, классная работа и тему урока. Обратите внимание на слова классная и работа
А)Выполните упражнение 244.(один у доски, остальные самостоятельно)
Б) Составьте с одной парой глаголов предложения.
В) Сделайте синтаксический разбор предложения (предложение, которое составил ученик).
Обратите внимание на глаголы- исключения!
Молодцы! Вы справились с заданием. Но не кажется ли вам, что нужно добавить красоту в наш двор? Сделаем сад и клумбу?
2.Работа в парах
На партах у вас лежат задания (цветы и деревья).Так вот, для того чтобы сделать сад и клумбу, нужно выполнить соответствующие задания.
(клумба)
-Переведи глаголы с украинского на русский язык
-Выпиши глаголы прошедшего времени из текста
-Поставь глаголы в будущем времени
-Поставь глаголы в прошедшем времени
-Определи число глаголов
-Определи время глаголов
(Сад)
Составь из предложенных букв глаголы.
Ж,л,а,е,ь,т. Г,а,л,о,г,и,т,л. Н,п,ш,а,у,и.
Смотрите как преображается наш двор! Скажите мне, пожалуйста, а где можно посидеть с друзьями ,попить чай, послушать друг друга?Правильно! В беседке.
3. Работа со словарем
И снова задание. Прослушайте композицию Бетховена « Аллегретто» и скажите, какие картины рисует ваше воображение? Но для начала вспомним, кто же такой Бетховен? Что такое аллегретто?
Запишите себе в словарик это понятие.
4.Развиваем воображение
А) Закройте глаза и прислушайтесь к прекрасной мелодии. Какие картины всплывают в вашем воображении? (Звучит мелодия)
Б) Попробуйте подобрать глаголы к картинкам в вашем сознании.
5.Физминутка
Молодцы! Мы можем поставить беседку. Мы славно потрудились и теперь нужно сделать разминку и поставить во дворе спортплощадку.
Звучит песня « Приходите в гости к нам». Если учащиеся слышат глагол, они приседают , произнося его вслух.
6.Красивая речь
Вот мы и построили для глагола дом и обустроили двор. Не хватает только забора. А забор- это красивая и правильная речь. Многие ребята не правильно употребляют глаголы в нужном времени.
А) Давайте выполним упражнение « Смешной братишка»
Б) Составьте с одной из пар глаголов предложение. Определите число и время глагола.
5.Рефлексия
Ребята, подскажите мне, то еще нужно ,для того, чтобы хорошо и уютно жить?(Солнышко)
На уроке я узнал, что…
На уроке мне понравилось…
Меня удивило то, что…
Больше всего на уроке мне запомнился момент, когда…
В дальнейшем я хотел бы узнать…
6.Подведение итогов урока
Посмотрите, пожалуйста, какая красота у нас с вами получилась. Это мы построили дом для глагола. Но только представьте себе, как будет выглядеть наш город и наша страна, если каждый из вас так обустроит свой дом. Тогда Украина станет самой красивой и цветущей страной.
Вы будете делать это в будущем, а сегодня хорошо потрудились следующие ребята:
Выставление оценок
7.Домашнее задание
-Выучить & 33,выполнить упр. 243;
-Выписать из вашего любимого стихотворения глаголы, определить их число и время;
- Напиши свое мнение по поводу высказывания
А.Югов
Глагол – самая огнедышущая. Самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка.