Конспект урока по русскому языку «Глагол как самостоятельная часть речи. Время и число глагола»

4
0
Материал опубликован 1 February 2017

Горловская общеобразовательная школа №49

Ляшенко Виктория Валерьевна.

Тема: «Глагол как самостоятельная часть речи. Время и число глагола»

Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний, полученных по теме: « Глагол. Время и число глагола.»

Задачи:

-Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися знаний по теме урока;

Показать взаимосвязь и взаимообусловленность частей

речи;

Формировать навыки выделения глагола из других

частей речи;

Формировать умения анализировать факты и давать им

обоснованную научную оценку;

 

- Воспитательная: Развитие требовательности к себе и другим;

Воспитание мотивов учения, положительного отношения

к знаниям

- Развивающая: Развитие умений учебного труда;

Развивать интерес к русскому языку


 

Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Урок-«Коллаж»

Оборудование : электронная презентация по теме урока, карточки с заданиями ,словари толковые, творческие шкатулки, тетрадь на печатной основе, аудиозапись «Аллегретто»Бетховена, учебник, детские словари.

 

Ход урока

 

1.Организационный момент. Слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомство с жителями страны «Лингвиния». Давайте вспомним, кто живет в этой стране. (Самостоятельные части речи). А с кем из жителей мы уже знакомы? (Имя существительное, Имя прилагательное, Местоимение и Имя числительное). Всё верно! Сегодня мы познакомимся еще с одним горожанином. Для того, чтобы узнать с кем именно, вы должны прослушать загадку и отгадать ее.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И рожь в полях растет.

Правильно! Это глагол. Вот и тема нашего урока «Глагол как самостоятельная часть речи. Время и число глагола». Ребята, определите ,какова на ваш взгляд цель нашего урока? А теперь сформулируйте задачи к сегодняшнему уроку. (Учащиеся самостоятельно ставят цели и задачи урока).

2 . Мотивация

Скажите ,а для чего нам нужно изучать глагол?

3. Актуализация

Ребята, вспомните, пожалуйста, на каких уроках вы уже знакомились с глаголом? (украинский язык)

Так,дійсно!Скажіть мені, а що таке дієслово в українській мові?(Самостійна частина мови,яка відповідає на питання що робити? Що зробити? Та вказує на дію предмета)

Сегодня у нас необычный урок, а урок- «Коллаж». Скажите, а что такое коллаж?

Мы не просто познакомимся с Глаголом, как с частью речи, а построим ему дом. Готовы? Тогда приступаем.

4.Новый материал

Еще раз ответьте мне на вопрос, что такое глагол? Выделите главное из правила. С какими грамматическими признаками мы познакомимся на уроке? (заполнение содержания дома)


 

Грамматические признаки глагола мы будем записывать на протяжении того, как будем изучать их на уроках.

Итак, мы построили с вами дом. Но у нас нет даже места, где можно присесть. Нужно поставить лавку.

1.Работа с учебником

Ребята, для того чтобы продолжить наше строительство, необходимо поработать с учебником. Откройте страницу 95.Обратите внимание на табличку. Что вы можете сказать о глаголах, которые в ней записаны?

Правильно! Глаголы имеют единственное и множественное число и время (настоящее, будущее). А есть ли у глагола прошедшее время. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

Пришло время выполнить письменную работу. Запишите в тетради число, классная работа и тему урока. Обратите внимание на слова классная и работа

А)Выполните упражнение 244.(один у доски, остальные самостоятельно)

Б) Составьте с одной парой глаголов предложения.

В) Сделайте синтаксический разбор предложения (предложение, которое составил ученик).

Обратите внимание на глаголы- исключения!

Молодцы! Вы справились с заданием. Но не кажется ли вам, что нужно добавить красоту в наш двор? Сделаем сад и клумбу?

2.Работа в парах

На партах у вас лежат задания (цветы и деревья).Так вот, для того чтобы сделать сад и клумбу, нужно выполнить соответствующие задания.

(клумба)

-Переведи глаголы с украинского на русский язык

-Выпиши глаголы прошедшего времени из текста

-Поставь глаголы в будущем времени

-Поставь глаголы в прошедшем времени

-Определи число глаголов

-Определи время глаголов

(Сад)

Составь из предложенных букв глаголы.

Ж,л,а,е,ь,т. Г,а,л,о,г,и,т,л. Н,п,ш,а,у,и.

Смотрите как преображается наш двор! Скажите мне, пожалуйста, а где можно посидеть с друзьями ,попить чай, послушать друг друга?Правильно! В беседке.

3. Работа со словарем

И снова задание. Прослушайте композицию Бетховена « Аллегретто» и скажите, какие картины рисует ваше воображение? Но для начала вспомним, кто же такой Бетховен? Что такое аллегретто?

Запишите себе в словарик это понятие.

4.Развиваем воображение

А) Закройте глаза и прислушайтесь к прекрасной мелодии. Какие картины всплывают в вашем воображении? (Звучит мелодия)

Б) Попробуйте подобрать глаголы к картинкам в вашем сознании.

5.Физминутка

Молодцы! Мы можем поставить беседку. Мы славно потрудились и теперь нужно сделать разминку и поставить во дворе спортплощадку.

Звучит песня « Приходите в гости к нам». Если учащиеся слышат глагол, они приседают , произнося его вслух.

6.Красивая речь

Вот мы и построили для глагола дом и обустроили двор. Не хватает только забора. А забор- это красивая и правильная речь. Многие ребята не правильно употребляют глаголы в нужном времени.

А) Давайте выполним упражнение « Смешной братишка»

Б) Составьте с одной из пар глаголов предложение. Определите число и время глагола.

5.Рефлексия

Ребята, подскажите мне, то еще нужно ,для того, чтобы хорошо и уютно жить?(Солнышко)

На уроке я узнал, что…

На уроке мне понравилось…

Меня удивило то, что…

Больше всего на уроке мне запомнился момент, когда…

В дальнейшем я хотел бы узнать…

6.Подведение итогов урока

Посмотрите, пожалуйста, какая красота у нас с вами получилась. Это мы построили дом для глагола. Но только представьте себе, как будет выглядеть наш город и наша страна, если каждый из вас так обустроит свой дом. Тогда Украина станет самой красивой и цветущей страной.

Вы будете делать это в будущем, а сегодня хорошо потрудились следующие ребята:

Выставление оценок

7.Домашнее задание

-Выучить & 33,выполнить упр. 243;

-Выписать из вашего любимого стихотворения глаголы, определить их число и время;

- Напиши свое мнение по поводу высказывания

А.Югов


 

Глагол – самая огнедышущая. Самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.