Учебно-методическое пособие «Мнемотехника для детей дошкольного возраста»
Мнемотехника для детей дошкольного возраста.
Выполнила воспитатель МБОУ СОШ №198
Семенова Наталья Владимировна.
2022г.
Мнемотехника для детей дошкольного возраста.
Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши-дошкольники еще не умеют читать и писать.
С недавних пор для развития памяти и восприятия у детей дошкольного возраста используются приемы мнемотехники.
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.
Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный.
Мнемотехника помогает:
Запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу);
Привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время, повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий);
Развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом.
Виды мнемотехники;
Картинка (на шкафчике ребенка изображена картинка, его полотенце висит под изображением этой же картинке и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой);
Мнемоквадрат (это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение);
Мнемодорожка (задача ребёнка найти что-то общее между картинками. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться);
Мнемотаблицы (рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии ребенку – ещё и предлагать придумывать собственные).
Во время занятий мнемотехникой могут использоваться следующие популярные приемы:
Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
|
||
|
|
|
|
|
|
Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тренировка логического мышления может проводиться различными способами. В частности, ребенку можно предложить разобрать карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, по парам или стопкам.
|
|
Для школьников, которые хорошо работают с готовыми таблицами для мнемотехники, может использоваться обратный прием. В этом случае ребенку предлагают прослушать рассказ, после чего самостоятельно проиллюстрировать его простыми картинками.
Для того чтобы занятия мнемотехникой приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:
Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.
Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.
Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.
Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.