Учебно-методический материал «Диагностика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Цель мониторинга: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры.
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития музыкальных способностей ребёнка. Данная методика универсальна, поскольку может применяться для выявления уровня музыкального развития как нормально развивающихся дошкольников, так и имеющих различные отклонения в развитии с прослеживанием динамики в развитии каждого ребёнка.
Этапы работы:
1.Диагностический. Сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ в данной области.
2.Практический. Проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3.Обобщающий. Итоговая диагностика, оценка результатов.
Подбор репертуара и постановка задач осуществляются с учетом диагностики музыкального развития детей. Так, в начале года выявляется начальный уровень развития музыкальной деятельности детей: восприятие музыки, пения, музыки и движения и музыкального творчества.
В соответствии с уровнем развития того или иного показателя музыкальный руководитель заносит в таблицу «Диагностика музыкальных способностей детей» баллы:
«3» – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого;
«2» – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания;
«1» – ребёнок малоэмоционален, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности, не справляется с заданием.
Такая же работа проводится в конце учебного года. Выведение процентных соотношений позволит проследить динамику музыкального развития детей, планировать репертуар и основные направления работы.
Уровень музыкального развития дошкольников определяется в следующих видах деятельности:
1. Восприятие музыки.
2. Пение.
3. Музыкально – ритмические движения.
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
5. Детское музыкальное творчество:
а) Песенное,
б) Танцевальное,
в) Импровизационное музицирование.
Уровни музыкального развития в каждом виде деятельности определены в таблице.
Таблица
Уровень показателя |
Параметры |
Баллы |
|
Задание ребенок выполнил правильно после оказания словесной помощи |
3 балла |
|
Задание ребенок выполнил после оказания словесной помощи в сочетании с действиями предметов |
2 балла |
|
Ребенок выполнил задание со значительными ошибками после оказания помощи |
1 балл |
Определение уровня музыкального развития осуществляется в непринужденной беседе с ребенком. Используются игровые приемы и многочисленные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.
Ур. муз. развития ребенка = (У воспр. + У п. + У муз.-ритм. + У игры на муз. инструм. +
У пес. творч. + У танц. тв. + У ин. импр.) / 7
Уровень музыкальности группы = (У муз. 1 реб + У муз. 2 реб + У муз. 3 реб и т. д.) /
Количество детей группы
Итоговые показатели:
Высокий – 2,9 - 3 балла
Средний – 2,1 – 2,8 баллов
Низкий – ниже 2 баллов