Многофункциональная авторская игра «На все стороны пойдешь, что-то новое найдешь!» - для развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Чкаловского района г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 586
Методическое пособие:
Многофункциональная авторская игра «На все стороны пойдешь, что-то новое найдешь!» - для развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Автор: учитель-логопед Щинова В.В.
Как известно, период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для всестороннего развития, в том числе и развития пространственных представлений.
Пространственные представления играют важную роль в развитии познавательной, продуктивной, трудовой и учебной деятельности ребенка, совершенствовании его интеллектуальных, сенсорных, творческих способностей. Многие авторы специализирующиеся проблемой исследования пространственных представлений причисляют их к базису, над которыми надстраивается весь комплекс высших психических процессов - письмо, счет, чтение и т.д.
Умение ориентироваться в пространстве осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и слово обозначения различных пространственных категорий. Для этого необходимо умение ориентироваться на объектах и выделять различные их стороны: переднюю, заднюю, верхнюю, нижнюю, правую, левую. Также для успешного формирования пространственных представлений является развитие зрительного внимания и слуховой памяти.
Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь надо всем богатым арсеналом внешних опор и маркеров, которые заставили бы его, буквально убедится в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Таким образом, владение пространственными представлениями определяет возможность ребенка в когнитивной и речевой деятельности и является фактором сенсорной интеграции к окружающей действительности.
Развитие пространственных представлений у детей происходит на протяжении всего дошкольного возраста. В связи с этим одним из эффективных средств формирования пространственных представлений является игра.
Авторская игра «На все стороны пойдешь, что-то новое найдешь!»
Цель: развитие пространственных представлений и слухового внимания как важной базовой составляющей психической деятельности.
Задачи:
формировать понятия «правая сторона», «левая сторона»;
формировать представления о пространственном расположении объектов относительно друг друга. Введение в активный и пассивный словарь детей соответствующих понятий: «справа», «слева», «верх», «низ»;
формировать умение ориентироваться на плоскости листа;
формировать умение перемещать и отсчитывать нужное количество клеточек в нужном направлении;
развивать зрительное и слуховое восприятие; слуховое внимание
развивать слуховую память.
Планируемые результаты. По итогам реализации игры предполагается положительная динамика формирования пространственных представлений и слухового внимания с учетом актуального развития ребенка и зоны ближайшего развития. Дети смогут:
без затруднений выполнять определенные движения в соответствии с инструкцией взрослого;
определять местонахождение предмета в пространстве;
понимать и использовать сложные речевые конструкции;
ориентироваться в пространстве листа, выполняя задания;
научиться слышать и слушать то, что говорит собеседник;
повысить уровень коммуникативных навыков и улучшить память;
улучшить речевые навыки.
На начальных этапах педагог знакомит детей с левой и правой стороной на плоскости листа, отрабатывая понятия верх, низ. Эти знания закрепляются при помощи незамысловатых упражнений. Например, можно попросить ребенка нарисовать верху листа гриб, внизу цветок, слева солнышко, справа облачко. Если есть затруднение в определении левой и правой стороны, ведущей руки, то первым шагом должна стать «маркировка» левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную повязку. Таки образом дается прекрасная опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно старится вначале от его собственного тела, а уж потом абстрагированные пространственные представления. (А.В. Семенович)
Далее научить детей осуществлять простейшие перемещения на плоскости листа с учетом направлений: провести линии сверху вниз, слева направо. Для реализации данной задачи используются игровые упражнения такие как, например, раскрасить определенным цветом предметы, которые нарисованы движущимися в разных направлениях (вверх, вниз, влево, вправо).
Научить отсчитывать нужное количество клеток в указанном направлении. Для реализации данной задачи используется следующее задание. Поставить в углу клеточке на листе бумаги точку, отсчитать определенное количество клеток в указанном направлении и провести линию соответствующей длины. Как правило, выполняется без затруднений и не требует специальной отработки. (О.И. Крушельницкая).
Далее педагог переходит к основной игре, в которой представлены несколько вариантов:
1 вариант «Предмет»
2 вариант «Буква»
3 вариант «Геометрическая фигура»
Первый вариант игры «Предмет». На листе бумаги игровое поле, расчерченное на 25 квадратов, в которых изображены предметы (ананас, бабочка, волк, гусь, дом, жук, зонт, игла, кот, лампа, мышь, ножницы, облако, попугай, рыба, сова торт, улитка, факел, хвосты, цапля, часы, шапка, щука, экскаватор)
Точкой отсчета является первая клетка в левом верхнем углу с изображением «ананас». Педагог дает инструкцию и алгоритм действия: две клеточки вниз и две клеточки вправо, стоп. Ребенок на первых парах проводит линию по заданному алгоритму указательным пальцем ведущей руки или тупой стороной карандаша и называет предмет, на котором остановился. Далее инструкция продолжается с того предмета, на котором остановились.
В дальнейшем инструкция усложняется тем, что ребенок уже не проводит линию пальцем или карандашом, а использует только движение глазами. Тем самым развивается зрительный гнозис.
Это вариант игры можно усложнить, предложив ребенку определить звук, с которого начинается название предмета, которое он нашел, найти гласные звуки в слове, произнести название предмета по звукам и т.д. При выполнении данных заданий помимо развития пространственных представлений идет развитие слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов.
Второй и третий вариант (буквы, геометрические фигуры) игры аналогичные первому и реализуют все поставленные задачи.
Таким образом, представленная игра имеет ряд особенностей:
игра многофункциональная, с помощью одной игры решается большее количество задач;
в рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития;
игра включает в себя определенную систему каждый новый вариант проигрывания игры или новое задание построены на основе усвоенного ранее содержания и предваряют последующий материал. Ход игры происходит от простого к сложному.
Библиографический список
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов. Изд. В. Секачев, 2019
Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо-влево, верх-вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004.С.7
Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -12-е изд.-М.: Генезис, 2018.С.102-103