12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фатыкова Оксана Петровна303
Россия, Пермский край, с. Кыласово
1

Урок-проект «Село родное, край мой дорогой»



Здесь будет файл: /data/edu/files/f1460608683.pptx (Презентация "Село родное, край мой дорогой")

Урок-проект по теме

«Село родное, край мой дорогой»

(с использованием технологии СДП)

Автор: Шатова О.П.

учитель МБОУ «Кыласовская СОШ»

2016 год

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………….3

2. Конспект урока…………………………………………….4-11

3. Методические рекомендации………………………………..12

4. Список литературы…………………………………………..13

Пояснительная записка

Урок-проект – одна из форм деятельностного подхода в образовании

Проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

Несмотря на то обстоятельство, что для организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ещё не приняты новые образовательные стандарты, необходимо для повыше­ния качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, на самостоятельное овладение знаниями, на творческий подход в обучении.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает организация проектно-исследовательской деятельности, которая, как показывает практика, является и приемлемой для детей с отклонениями в развитии. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

В процессе работы над проектом учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята строят свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Урок-проект по теме «Село родное, край мой дорогой»

По доминирующей деятельности

информационный

практико-ориентированный

По предметно-содержательной области

Надпредметный проект - выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

По количеству участников

Групповой

По продолжительности выполнения

Средней продолжительности - 3 недели

Структура проектной деятельности на примере проекта, выполненного учащимися 1- 4 специального коррекционного малокомплектного класса по теме «Село родное, край мой дорогой».

Цель проекта:

создать условия для формирования нравственного и патриотического воспитания через изучение истории и современности села.

Задачи:

вовлечь в работу каждого ученика через посильную деятельность; развитие и совершенствование навыков общения, сравнения и обобщения; развивать творческие способности учащихся при оформлении групповой работы, воспитывать интерес к истории села.

учить представлять свой труд в виде презентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов,

воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация в программе Power Point к занятию, фото села, бумага, карандаши, плакаты с цитатами, эпиграф, работы учащихся, материл для коллажа (ткань, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, гуашь, кисти), музыкальное сопровождение.


 

Оформление:

1. Презентация о родном крае .

2. Выставка книг.

3. Выставка работ “ Достопримечательности села ”.

4. Плакаты с цитатами.

Цитаты:

Все для тебя в родном краю !

Ты всех счастливее на свете. (Е. Трутнева)

Научитесь слушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья,

Воспитывайте чувство прекрасного. (А. Куприн)

Если завтра погибнет мир,

Он погибнет по вашей вине , равнодушные. (Р. Рождественский)

Эпиграф:

Что может быть милей

Бесценного родного края ? (Н. Языков)

Этапы работы:

1.Подготовительный, организационный

Анализ существующих достопримечательностей села:

посещение музея села;

проведение классного часа, посвящённого 90- летию Кунгурского района.

Опрос учащихся школы о наиболее значимых местах села.

Вопрос проекта.

После этого детям был задан вопрос: Возможно, ли силами детей нашего класса осуществить создание своего путеводителя по селу Кыласово?

Предполагаемый продукт проекта.

Решено создание путеводителя под названием «Село родное, край мой дорогой».

2. Планирование работы. Получение проектных задач.

Начали с разработки структуры будущего путеводителя.

Дети провели опрос среди учащихся и взрослых школы и выбрали наиболее известные значимые достопримечательности села.

Распределили ролей в проектной группе. Для осуществления проекта каждый ученик выбрал ту достопримечательность, которая ему понравилась.

3. Информационно – операционный этап. Осуществление деятельности в классе и дома. На данном этапе ученики искали необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет-ресурсами.

Подбирали информацию.

Оформляли достопримечательность.

4. Презентация проекта.

Презентация проходила в виде устного журнала. Дети кратко представляли информацию и продукт своей деятельности. По ходу выполнялось коллективное изготовление коллажа. (Карта была выполнена заранее и объекты обозначались на ней после информационных сообщений и представления работ учащимися . )

Ход презентации.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок,

Вы друг другу улыбнитесь,

Сядьте ровно, не ленитесь.

Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель (читает стихотворение ):

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

(Марк Самойлович Лисянский)

О чём это стихотворение?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

А с какой целью? Зачем?

-А что такое Родина?

- А для вас что значит Родина?

Любовь человека к Родине русский народ выразил в пословицах.

Одна из них «Всякому мила своя сторона»

- Что означает «своя сторона»? (родной край)

У каждого человека есть своя малая Родина – это родной край.

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущих ромашек, васильков, таинственные лесные озера и овраги, заросшие ивой берега реки, чего только нет в нашем краю !

Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с историей родного края . Она ведь красивая, загадочная, щедрая! И в то же время – иногда грустная и тяжелая.

Прочитайте эпиграф и цитаты.

О чем они?

Как вы их понимаете?

Все для тебя в родном краю !

Ты всех счастливее на свете. (Е. Трутнева)

Научитесь слушать шум леса, журчанье ручейка,

Пение соловья, воспитывайте чувство прекрасного. (А. Куприн)

Если завтра погибнет мир,

Он погибнет по вашей вине , равнодушные. (Р. Рождественский)

Эпиграф:

Что может быть милей

Бесценного родного края ? (Н. Языков)

 

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о своей малой Родине. Ведь у каждого из нас есть на земле уголок, который мы называем своей малой Родиной. Здесь мы впервые познакомились с окружающим миром.

Село Кыласово – одно из красивейших мест Кунгурского края.

1 ученик: Свое название село Кыласово, возможно, получило от прежнего владельца - татарина Кыласко. Имя Оскульбая Кыласко упоминается в летописи. (слайд 3)

Но есть и другая версия – свое название село получило от первых русских поселенцев. В источниках с 1643 года с. Кыласово упоминается как «починок на реке Бабке». По переписи 1647 года на реке Бабке жили Кыласовы - выходцы с территории современного Юсьвинского района. «В нем тогда были 3 двора, в которых обитали Кирилко, Максимко и Климко - сыновья Степана Кыласова. В 1652 году уже деревня Крыласова, а жившие здесь Кыласовы писались Крыласовыми. Позже утвердилось написание Кыласово, поскольку его упорно придерживались местные жители. Кылос из далекого коми слова «кыос» - лыжи, т.е. происхождение фамилии происходит от человека, который ходит на лыжах».

Из исторических документов известно уже то, что Кыласово 1689 году называлось селом Никольским, так как здесь была церковь Святителя Николая Чудотворца.

Учитель: (слайд 4 ) Итак, за более чем трехвековую историю село несколько раз переименовывалось:

в 1652 году оно называлось деревней Крыласова;

в 1689 – как село Никольское (в честь храма);

с 18 века закрепилось за ним последнее название – Кыласово.

Самое село Кыласово стоит на реке Бабка и маленькой речке Шухарда, впадающей в самом селе с правой стороны в Бабку». (слайд 5)

2 ученик: Не позднее конца 17 века в Кыласово был построен храм в честь святителя Николая. (слайд 6) Здание церкви было каменное с такою же колокольней, покрыто железом. Церкви принадлежало 5 домов для священно и церковнослужителей. В церкви находилась чудотворная икона.

В 1774 г. жители близлежащего Кунгура попросили позволения у епископа Вятского Лаврентия, чтобы чудотворная кыласовская икона хоть раз в году посещала их город: все хотели поклониться святыне. Благословение было получено. Крестный ход совершался в первую неделю Петрова поста при огромном, иногда до 20 тысяч, скоплении народа. Икону несли на руках от Кыласово до самого Кунгура, а встречали ее на левом берегу реки Ирени, у часовни, где святыня находилась в течение шести недель.

Сразу по возвращении иконы Николая Чудотворца на свое место в храм возобновились и крестные ходы с ней. Как и прежде, на них стало собираться огромное количество народа, даже превышающее то, что было до закрытия церкви. Первый после восстановления церкви крестный ход состоялся в 1994 году. Он проходил по старому Сибирскому тракту.

3 ученик: Сибирскому тракту - «это настоящий скорбный путь, по которому проследовали в Сибирь российские грешные души. Кого-кого здесь не бывало, за какие преступления люди не ссылались. Что они думали, чувствовали и переживали, следуя вот по этому тракту? А ведь этот тракт - целая народная и историческая трагедия», так писал о Сибирском тракте Д.Н. Мамин-Сибиряк. (слайды 7, 8).

Наиболее полную информацию мы с вами узнали из посещения музея. 4 ученик представляет модель музея. (слайд 9)

Учитель: А сейчас нам пора передохнуть(проведение физминутки)

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой, и усталость вся долой.

Раз, два, три, четыре, пять, шею надо разминать.

(Вращение головой в одну и в другую сторону.)

Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед. А два – назад.

Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд. (Наклоны вперед – назад.)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем. (Приседания.)

Учитель: - Ребята, а на какой улице расположена наша школа? (Сибирский тракт). В этом году образованию в селе Кыласово исполнилось 175 лет.

В 1939 году начинается строительство новой Кыласовской школы ( слайд 10). Материалы для строительства подвозили на лошадях. С началом войны строительство остановилось. В недостроенной школе разместился госпиталь, достраивали школу жители села и военные. В 2001 году школе присвоено имя героя.

5 ученик: (слайд 11) Григорий Флегонтович Сивков родился 10 февраля 1921 года в деревне Мартыново Кунгурского района Пермского края в семье крестьянина. В 1935 году окончил школу в селе Кыласово (Кунгурский район), в 1939 году окончил Пермский авиационный техникум. Работал техником на Пермском авиамоторостроительном заводе. В 1938 году окончил Пермский аэроклуб.

В армии служил с сентября 1939 года. В 1940 году окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков. Сивков участник Великой Отечественной войны. Григорий Флегонтович участвовал в оборонительных боях на Донбассе, битве за Кавказ, освобождении Кубани и Крыма, Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии, Болгарии и Югославии, в Будапештской и Венской операциях. За время войны он совершил 247 боевых вылетов (из них 44 – на бомбардировщике Су-2 и 203 – на штурмовике Ил-2). Сивков был пять раз подбит, но во всех случаях совершил удачные вынужденные посадки.

6 ученик: За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1944 года старшему лейтенанту Сивкову Григорию Флегонтовичу присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

19 августа 1945 года майор Сивков Григорий Флегонтович награждён второй медалью «Золотая Звезда». Автор 70 научных работ, доцент. С января 1986 года генерал-майор авиации Г.Ф.Сивков – в запасе.

Жил в Москве. Умер 20 ноября 2009 года. Похоронен в Москве.

7 ученик: Да наш край оказался богат на героев. Лётчики, офицеры, солдаты, выдающиеся учёные и политики родились здесь, учились, работали. Каждый из них внёс вклад в Великую Победу над фашизмом. Памяти участников Великой Отечественной войны, ушедших с территории Кыласовского поселения, на центральной площади села 9 мая 1975 года был открыт мемориал «Скорбящая». Фигура женщины и стена выполнены из бетона. На стене выполнена надпись: «В сердце народа память о павших героях жива». Список погибших отлит на 27 металлических плитах. (слайд 12)


 

Рефлексия учебной деятельности (На этапе рефлексии учащиеся самостоятельно оценили достигнутые результаты, а так же оценили успехи и неудачи других детей).

Что вы сегодня узнали нового?

Что наиболее интересным показалось вам на нашем уроке?

Кто может себя похвалить за работу ?

Рефлексия педагога и ребёнка:

Оцените свою работу в ходе выполнения проекта поднятием руки:

- работал (а) в полную силу,

- работал (а) хорошо,

- мог (могла) работать лучше.

Выберите солнышко, если вы довольны уроком, тучку, если урок вам не понравился или если урок был обычным.

8 ученик (читает стихотворение слайд 13):

Что значит “Родина моя”? –
Ты спросишь, я отвечу:
- Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов одноэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет. (Н. Полякова)

- А что нужно делать, чтобы сохранить красоту нашего села, нашей малой Родины?

Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна. (слайд 14)

На классных часах в начальной школе учащимися 1-4 с (к) класса прошла презентация готового коллажа с устными сообщениями и сопровождением электронной презентации.

 

Методические рекомендации

Внеклассные занятия, уроки на тему о Родине, достопримечательностях родного села актуальны, приоритетны в школах, детских садах. Очень важно с малых лет прививать любовь к малой родине, к культурно-историческому наследию предков.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. В ходе презентации учитель объясняет значение незнакомых слов.

Продуктами проектной деятельности могут быть поделки, рисунки, открытки – индивидуальные и коллективные, стенгазета, книга, альбом, фотоальбом, электронная презентация, экскурсия, спектакль, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, экскурсия и т.д.

Необходимо заготовку карты сделать детьми заранее и по мере представления работ учащимися обозначать их на карте.

Закончить хочется словами выдающегося математика Сеймура Пейперта: «Все люди одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации процесса обучения»

 

Список литературы

1. Имена героев на карте Пермского края, 2012

2. Климычева Ю.Б. Кыласово // Материалы по Перм. обл. к Урал. ист. энцикл. Пермь, 1994. Вып. 1. С. 131.

3. Село родное, край мой дорогой (ч.1)/ Пермь: ООО «Пермское книжное издательство», 2008.-120с.

4. Село родное, край мой дорогой (ч.2) /Пермь: ООО «Пермское книжное издательство», 2012.-248с.

5. Сивков Г.Ф. Готовность номер один: шестьдесят лет спустя.-М.: Жуковский: Кучково поле, 2006. 416с.

6. Шумилов Е. Н. Твоя малая родина: Краткий историко-топонимический справочник. 4-е изд., испр. и доп. Пермь, 2005. 111 с.

 

Материалы Кыласовского музея

7.Гаряева Е.А. Сибирский тракт

8. Ситников А.А. История села Кыласово

 

Приложение 1

Цитаты: Все для тебя в родном краю !

Ты всех счастливее на свете. (Е. Трутнева.)

Научитесь слушать шум леса, журчанье ручейка,

Пение соловья, воспитывайте чувство прекрасного.

(А. Куприн.)

Если завтра погибнет мир,

Он погибнет по вашей вине , равнодушные.

(Р. Рождественский.)

Эпиграф:

Что может быть милей

Бесценного родного края ? (Н. Языков.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.