Презентация по истории «Общественное движение при Николае 1» (9 класс)
Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать историю всего земного шара. П.Я. Чаадаев Н.А. Бердяев: тема «Восток — Запад» — «вечная тема русских размышлений». Не надо несбыточных грез, Не надо красивых утопий. Мы старый решаем вопрос, Кто мы в этой старой Европе? В. Брюсов. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить! Ф.И. Тютчев У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки... Мы — европейские слова И азиатские поступки. Н.Ф. Щербина Актуализация знаний
Россия — сфинкс. Ликуя, и скорбя, Россия — сфинкс. Ликуя, и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью. А. Блок Актуализация знаний
Тема урока: «Общественное движение при Николае I.» Фурлова О.И., Учитель истории МАОУ СОШ № 20 История России , 9 класс
Домашнее задание: Параграф 12 Вопросы и задания на стр.79 Рабочая тетрадь №4-7 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 80). Задание № 1-2, 4
План: Консервативное направление Либеральное направление Радикальное направление
Проблемный вопрос ! (стр.75) Какие направления общественного движения получили распространение в период правления Николая I? Какие из них были новыми для России?
Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия? После разгрома декабристов общественная жизнь проходила в обстановке государственного надзора и преследования.
Главный вопрос общественной жизни- вопрос о направлении дальнейшего развития страны. оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов; произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством; впервые консервативное направление получило собственную идеологию; оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли. Пути развития страны
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы и особенность России заключается лишь в ее отсталости, или же у нашей страны особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории. Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы и особенность России заключается лишь в ее отсталости, или же у нашей страны особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории. Пути развития страны
Писатель А.П. Чехов писал о России так: «Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские». Пути развития страны
Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженном споре конца 30-х — 40-x гг. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженном споре конца 30-х — 40-x гг. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли. Пути развития страны
ВЛАСТЬ ИМПЕРАТОР правые центр левые КОНСЕРВАТОРЫ ЛИБЕРАЛЫ СОЦИАЛИСТЫ за власть против реформ за церковь и старые порядки за ограничение власти за реформы за Конституцию и отмену крепостного права против власти за революцию за власть народа Пути развития страны
Консервативное направление- отстаивающее неизменность политического строя, быта и т.д. Либерально-оппозиционное направление- сторонники демократических свобод. Радикально-демократическое направление- сторонники проведения демократических преобразований, направленных на коренное переустройство государства. Причем эти изменения часто планировались проводить крайними, насильственными методами. Пути развития страны
Особенности общественного движения Главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы. Развивалось в условиях политической реакции Разрыв с практикой жизни. Оформление либеральных и социалистических движений Образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения;
1) Консервативное направление
В поисках государственной идеологии Неудача реформ Александра I, разгром декабристских организаций Нарастание консервативных настроений в русском обществе Создание «теории официальной народности» ( граф С.С. Уваров) Консервативное направление
Консерватизм - (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам. Отстаивает неизменность политического строя, быта и т.д. Э. Берк К. Меттерних Ж. де Местр Консервативное направление
Консерватизм Учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей. Принципы – сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, семьи, порядка, национальной культуры. Путь преобразования общества- реформы. Консерватизм связан со словом «долг». Консервативное направление
Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой министра народного просвещения С.С. Уварова. С.С. Уваров Консервативное направление
Эти черты, по мнению Уварова отличают Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Основы русской жизни православие самодержавие народность Консервативное направление
«Теория официальной народности» В основе самобытной русской жизни лежат три принципа: Православие Самодержавие Народность Самодержавие обеспечивало величие и мощь России Преданность самодержавному государству и верная служба ему объявлялись гражданским долгом всех подданных Православие Основа духовной жизни народа Православная церковь, подчиненная советской власти, объявлялась опорой самодержавия Народность Отсутствие в России социальной розни, «единение» народа с царем Консервативное направление
Православие- традиционная ориентация русского народа не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность- единство вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д. Между монархом и народом всегда существовало духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России. Консервативное направление
Теория официальной народности Автор Уваров С.С. министр народного просвещения Самодержавие Православие Народность Власть императора – от Бога. Не исполнять его указы – нарушать волю Бога. Император обязан заботиться о своих подданных. Безоговорочная вера людей в Бога принесет на Русь спокойствие и благополучие. Народ должен соблюдать заповеди Бога, волю царя и они будут заботиться о его процветании. По этой причине Русь не нуждается в преобразованиях.
На основе теории «Официальной народности» возникло консервативно-охранительное направление, к которому примыкали: Н.Карамзин, Ф.Булгарин, Н.Кукольник, Н.Греч, М.Загоскин и др. Консервативное направление Ф.В. Булгарин Н.М.Карамзин
Крупнейшие теоретики консервативного направления были историки Н.Г. Устрялов и М.П. Погодин они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным. Н.Г. Устрялов М.П. Погодин Консервативное направление
Профессор истории Московского университета М. П. Погодин, сын крепостного, академик в 40 лет, обосновал в своей теории образования государства, что на Западе оно сложилось «в результате завоевания», а в России на основе «добровольного единения царя с народом». Крепостное право как детище призванной народом власти он считал опорой самодержавия и гарантом благополучия крестьян. Профессор истории Московского университета М. П. Погодин, сын крепостного, академик в 40 лет, обосновал в своей теории образования государства, что на Западе оно сложилось «в результате завоевания», а в России на основе «добровольного единения царя с народом». Крепостное право как детище призванной народом власти он считал опорой самодержавия и гарантом благополучия крестьян. Профессор М.П. Погодин Консервативное направление
2) Либеральное направление
Либерализм - (лат. liberalis — свободный), идейное и общественно-политическое течение, возникшее в западноевропейских странах в XVII — VXIII вв. и провозгласившее принципы гражданских, политических, экономических свобод. Дж.Локк А. Смит Ш. Монтескье Либеральное направление
Либерализм Система взглядов, при которых социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности. Принципы- право человека на естественные права и демократические свободы. Путь преобразования общества- реформы. Либерализм связан со словом «свобода». Либеральное направление
Российский либерализм был представлен сла-вянофилами и запад-никами. Славянофи-лов возглавили братья Аксаковы, А.С.Хомяков, братья Киреевские. братья Аксаковы А.С. Хомяков братья Киреевские Либеральное направление
западники славянофилы Идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России Либеральное направление
И.С. Тургенев основные идеи Положительная оценка деятельности Петра Великого Европеизация России необходима Отмена крепостного права (реформа) Россия – конституционная монархия. Гарантия прав и свобод Западничество Либеральное направление
К западникам относи-лись Т.Грановский, С. Соловьев, К.Кавелин и др. Они считали что Россия и Запад имеют общую судьбу. Россия стала цивилизованной благодаря Петру I. Т.Н. Грановский К. Кавелин С. Соловьев Либеральное направление
К.С. Аксаков Основные идеи Осуждение реформ Петра I за разрушение гармоничного строя России и за введение Крепостного Права Власть царя неограничена. Монарх считается с мнением народа Сохранение крестьянской общины и укрепление роли православия – основ самобытности русского народа Созыв Земского собора в России Славянофильство Либеральное направление
Славянофилы отстаивали самобытность России, считали что Петр I свернул ее с исторического пути и это привело к острейшим проблемам. Поэтому нужно возвратиться к истокам. Либеральное направление
ИЗ СТАТЬИ А. С. ХОМЯКОВА На основании документа и текста параграфа расскажите о том, какие черты идеологии славянофилов способствовали духовному прогрессу российского общества, а какие, наоборот, тормозили его. Задание- изучаем документ, стр.79
Западники (литераторы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, историки Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин и др.) Славянофилы(А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья К.С. и И.С Аксаковы и др.) Считали, что Россия должна вступить на европейский, единственно возможный для цивилизованной страны путь. Необходимо догнать Запад, образовав с ними одну общечеловеческую культурную семью. Предлагали особый путь реформирования страны по пути российской «соборности», когда самодержец будет «советоваться» с народом. Призывали интеллигенцию обратиться к изучению родной истории, русского языка, народных обычаев. Считали, что для России не годятся ни западные принципы конституционной монархии, ни социалистические идеи. Патриархальная монархия была политическим идеалом для них, т.к. опиралась на добровольную поддержку народа. Это должно было привести к замене подневольного, крепостного труда свободным, преобразованию самодержавного государственного устройства в конституционное. Либеральное направление
Западники Славянофилы Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада Видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости Считали капитализм порочным. Считали возможной конституционную монархию.. Допускали сохранение самодержавия, но народ имеет право на выражение своего мнения, которое доводится до царя совещательным Земским собором. Отрицали особую роль крестьянской общины, считали её навязанной для удобства сбора налогов и управления. Подчеркивали дух коллективизма в России. Выступали за просвещение народа Считали нравственной религией – православие О Б Щ Е Е : необходимость изменений, отмена крепостного права, надежда на мирный характер преобразований. З Н А Ч Е Н И Е: заложили основу либерально-реформистского направления в общественном движении. Либеральное направление
Лидеры И.В. Киреевский И.С. Аксаков Ю.Ф. Самарин А.С. Хомяков Т.Н. Грановский С.М. Соловьев К.Д. Кавелин Б.Н. Чичерин Основные идеи Россия – самобытная страна Идеал – допетровская Русь Отмена крепостничества Восстановление связи народа с самодержавием (Земский соборы) Россия – европейская страна Идеал – Петр I Отмена крепостничества Конституционная монархия Способы достижения целей Мирные реформы сверху Против революции Мирные реформы сверху Против революции Либеральное направление
Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно. Согласны ли вы с высказывание А.И. Герцена? А.И. Герцен Либеральное направление
Вычеркните неверный ответ Вычеркните неверный ответ Задание 2 - раб. тетрадь, стр.53
Отношение : К «Философическим письмам» Отношение : К «Философическим письмам» К политике Петра I К самодержавию К крепостному праву К влиянию Запада Каковы пути развития России? западники славянофилы Вывод
Отношение : Отношение : К «Философическим письмам» К политике Петра I К самодержавию К крепостному праву К влиянию Запада 1 2 3 4 5 Каковы пути развития России? западники славянофилы Вывод: Избавиться от крепост- ничества и деспотии Спас Россию Нарушил путь самобытный Отменить Монархия+ Земский Собор Отменить Идеал - путь европейский Идеал - Русь самобытная Парламентский строй Благо Зло Частично согласны Клевета
3) Радикальное направление
Помимо становления либеральных течений, в России получила распространение и революционная идеология. Большую роль в ее зарождении сыграли студенческие кружки 20-30-х гг. в которых участвовали и будущие либералы, и будущие сторонники революционных идей. Радикальное направление
Основой революционно-демократического движения с в 20-30-е годы XIX века становятся студенческие кружки: Основой революционно-демократического движения с в 20-30-е годы XIX века становятся студенческие кружки: 1827 г. – кружок братьев Критских в МГУ 1831 г. в Москве кружок Н. Сунгурова - тайное общество не разгромлено => готово к вооруженному восстанию. 1833г. в Москве кружок Н.В. Станкевича, куда входили К.С.Аксаков, В.Г. Белинский, М.А.Бакунин и др. 1834 г.- кружок А.И.Герцена, Н.П. Огарева Н.В.Станкевич А.И.Герцен и Н.П.Огарев Радикальное направление
В 1827 г. властями раскрыт кружок братьев Критских в Московском университете, в 1831 г.- кружок Н.П. Сунгурова, участники которого вынашивали планы вооруженного восстания. Н.П. Сунгуров Радикальное направление
1827 – кружок братьев Критских (Василий, Пётр, Михаил). Всего участников – 6 человек. Вели антиправительственную агитацию, поговаривали о цареубийстве. Кружок был раскрыт и разгромлен в 1827 г. Василий и Михаил Критские были заключены в тюрьму Соловецкого монастыря, где Василий умер. Михаил и Петр были позднее разжалованы в солдаты. 1827 – кружок братьев Критских (Василий, Пётр, Михаил). Всего участников – 6 человек. Вели антиправительственную агитацию, поговаривали о цареубийстве. Кружок был раскрыт и разгромлен в 1827 г. Василий и Михаил Критские были заключены в тюрьму Соловецкого монастыря, где Василий умер. Михаил и Петр были позднее разжалованы в солдаты. Радикальное направление
1831 – кружок Н.П. Сунгурова. 1831 – кружок Н.П. Сунгурова. Состав: студенты, офицеры. Своей задачей члены кружка ставили подготовку вооруженного восстания. Участники этой организации рассчитывали возмутить «чернь», захватить арсенал и оружие раздать народу. Восстание намечалось в Москве. Они полагали необходимым введение конституционного строя в России, убийство царя. Кружок просуществовал не долго, и в том же 1831 г. последовал арест его членов. Сам Сунгуров был приговорен к ссылке в Сибирь. С первого этапа на Воробьевых горах он пытался бежать, но это ему не удалось. Умер он на Нерчинских рудниках. Радикальное направление
Одним из объединений, в котором были представлены и будущие западники, и славянофилы, и будущие революционеры, был кружок, созданный в 1833 г. молодым философом и литератором Н.В. Станкевичем. Н.В. Станкевич Радикальное направление
Кружок Н.В. Станкевича не имел ярко выраженного политического и оппозиционного характера. Здесь изучались труды философов: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В кружке оформились как самостоятельные мыслители: Кружок Н.В. Станкевича не имел ярко выраженного политического и оппозиционного характера. Здесь изучались труды философов: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В кружке оформились как самостоятельные мыслители: Т. Грановский, М. Бакунин, братья Аксаковы. Радикальное направление
Революционное движение в России возникло в 40-50-е гг. 19 в. Одной из наиболее известных революционных организаций стало Кирилло-Мефодиевское общество на Украине.Его основателем был известный историк Н.И. Костомаров. Позже одним из руководителей стал выдающийся украинский поэт Т.Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права. Н.И. Костомаров Т.Г. Шевченко Радикальное направление
Шло оформление идеологии революционного движения. Оно было связано с деятельностью А.И. Герцена и Н.П. Огарева. А.И. Герцен Н.П. Огарев 1827 г. отомстить за казненных Радикальное направление
Кружок Н. Огарёва и А. Герцена. Сначала придерживались либеральных взглядов. Следили за революцией 1830 г. во Франции, восстанием в Польше. После разгрома польского восстания пересмотрели свои убеждения в пользу социалистических идей. Радикальное направление
А. И. Герцен Н. П. Огарёв Радикальное направление
Александр Иванович Герцен (1812-1870) незаконнорожденный сын московского богача. Считал себя духовным наследником декабристов. В 1829 г. поступил на физико-математический факультет Московского университета. 1834 г. арестован и выслан в Пермь. В 1847 г. выехал за границу и поселился в Лондоне. А.И. Герцен Радикальное направление
В 1853 г. основал Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда», газету «Колокол». Они широко распространялись в России. Радикальное направление
В Лондоне Герцен и Огарёв издавали журнал «Колокол», где на обложке будут портреты пятерых казнённых декабристов: Пестеля, Муравьева- Апостола, Бестужева-Рюмина, Каховского и Рылеева. Радикальное направление
В 50-е гг. Герцен разработал основные положения теории «общинного», или «русского» социализма. Главной ячейкой русского социализма станет крестьянская община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и должны стать основой построения социалистического общества. Радикальное направление
Социализм учение, в качестве цели и идеала выдвигает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства Низшая ступень коммунизма, приходящая на смену капитализму в результате революции и установления диктатуры пролетариата. Основоположниками этого учения стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, поэтому оно получило название марксизма. Радикальное направление
Зарождение идей русского социализма Возможность перехода к справедливому общественному строю без частной собственности на основе русской крестьянской общины Теория крестьянского социализма, которая дала мощный толчок развитию социалистической мысли в России Поиски самобытного пути к социализму Радикальное направление
Теория русского социализма (А.И. Герцен) Основные идеи: Россия может миновать капитализм. Её будущее – с о ц и а л и з м. Ликвидация самодержавия, крепостного права, демократизация страны. Крестьянская община с её равенством на землю и самоуправлением – основа будущего социализма в России. Радикальное направление
В 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. К их числу прежде всего относится общество М.В. Буташевича-Петрашевского. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. В 1849 г. кружок был разгромлен. М.В. Буташевич- Петрашевский Радикальное направление
Петрашевцы. 1845-49. Москва, Петербург, Киев, Ростов Буташевич - Петрашевский, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Плещеев. и др Обсуждали проблемы России, Выступали против крепостничества и самодержавия. Пропаганда революционных идей, демократии. Кружок раскрыт, приговорены к расстрелу, в последнюю минуту расстрел заменили каторгой. Кирилло-Мефодиевское общество,1845-47. Украина Шевченко, Костомаров, Гулак Демократия, славянская республика, ликвидация крепостничества – основные идеи. Общество раскрыто. Главными особенностями революционной идеологии 40-х-50-х годов стали: утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе; выдвижение социалистических учений в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции.
Другим крупным теоретиком революционного направления был Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848). На словесном отделении философского факультета Московского университета вокруг него сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера» Радикальное направление
1832 – кружок «11 нумера». 1832 – кружок «11 нумера». Литературный кружок сложился вокруг В. Белинского. Здесь он читал свою драму «Д. Калинин». Белинского исключили из университета. Сотрудничал с журналами «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник». «Ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми». Радикальное направление В.Г.Белинский
Белинский вскоре был исключен из университета, вошел в кружок Станкевича, а с 1834 г. вел литературно-критический отдел в журналах «Телескоп» и «Молва». Статья «Литературные мечтания», в которой автор резко критиковал С.С. Уварова. В н. 40-х гг. он стал приверженцем революционных социалистических преобразований в России. В.Г. Белинский Радикальное направление
Его взгляды особенно отчетливо проявились в критических статьях, опубликованных в журнале «Современник», издававшийся Н.А. Некрасовым. Радикальное направление
Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в «Письме к Н.В. Гоголю». В этом письме резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний. Письмо в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи. Радикальное направление
Умеренные Кружок М.В. Буташевича-Петрашевского (1845-1849) Радикалы А.И. Герцен, Н.П. Огарев (Теория русского (общинного) социализма) Парламентская республика Освобождение крестьян с землей Свобода слова, печати, вероисповедания Возможность вооруженного восстания Ликвидация абсолютизма, крепостного права Россия может перейти к социализму, минуя капитализм Крестьянская община – основа будущего социализма в России Реформы вместо революции Радикальное направление
Сохранение крепостного права может привести к массовому насилию Герцен призывал общественность оказать давление на правительство и побудить его к отмене крепостничества Кружок петрашевцев занял особое место в освободительном движении Все петрашевцы были арестованы, приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь Радикальное направление
Особое место в общественном движении занимал П.Я.Чаадаев. Он утверждал, что Россия занимает особое место в мировой истории, говорил о «духовном застое» в России, о «национальном самодовольстве», что препятствует ее развитию. За свои идеи он был объявлен сумасшедшим, а его журнал «Телескоп» был закрыт. П.Я. Чаадаев Радикальное направление
Особое место в общественном движении занимал П.Я.Чаадаев. Особое место в общественном движении занимал П.Я.Чаадаев. Идеи: «отлученность» Росси от всемирной истории «духовный застой» России, «национальное самодовольстве», что препятствует ее историческому развитию. За свои идеи он был объявлен сумасшедшим, а его журнал «Телескоп» был закрыт. П.Я.Чаадаев Его произведения: «Философические письма»-1829г., «Апология сумасшедшего» - 1836г. Радикальное направление
Заполните таблицу Заполните таблицу Задание 1 - раб. тетрадь, стр.52
Сформулируйте, в чем состояло отличие между позициями либералов и консерваторов? Сформулируйте, в чем состояло отличие между позициями либералов и консерваторов? Задание 3 - раб. тетрадь, стр.53
Определите, кому принадлежат следующие высказывания. 1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества... чтобы совершить движение вперед... главное уничтожить в русском раба». 2. «Прошедшее России было удивительно, все настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего..» 3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго ... Западным людям приходиться все прежне отстранять как дурное и все хорошее создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь». Рефлексия
4.« В России необходимо сохранить общину и освободить личность…» 5. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян,чем это могли бы сделать они сами». 6.«Не без некоторой зависти смотрим .. .на западную Европу. И есть чему позавидовать!» 7. «Опасность для России одна; если она перестанет быть Россиею». 1.6-западники, 2,5-консерваторы, 3,7- славянофилы, 4-социалисты Рефлексия
Главным итогом развития общественного движения 30-50-х. гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Главным итогом развития общественного движения 30-50-х. гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Выводы