Урок химии в 8 классе «Молярный объем газов. Закон Авогадро»
Разработка учителя химии Жулановой Е.П.
Тема урока: Молярный объем газов. Закон Авогадро.
Цели: образовательная – систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных веществ; раскрыть сущность закона Авогадро и его практического применения;
развивающая – формировать способность к самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.
воспитательные - организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, воспитание взаимовыручки и взаимодействия через игровые и групповые формы работы.
Тип урока: комбинированный
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; групповая работа по решению задач.
Используемые педагогические технологии: групповые, ИКТ, проблемно-поисковый, дифференцированный
Средства обучения:
Оформление: портрет Авогадро, компьютер, проектор, формулы, модель 1 моль газа, презентация
Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, раздаточный материал
Вещества: вода минеральная, твердые и жидкие вещества.
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверьте готовность, все в порядке?
2.Объявление темы и целей урока.
3.Актуализация опорных знаний.
3.1. Беседа с учащимися: В теме нашего урока фигурирует фамилия ученого А.Авогадро. При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией? Какой физический смысл имеет число Авогадро и его числовое значение?
В какой из изученных формул применяется эта величина?
N m
n NA n M
Отработка вывода производных величин из базовых формул
V
m
n Vm
ρ V
Записи на доске
3.2. Решение задач
3.2.1. Покажем на практике применение формулы по взаимосвязи числа Авогадро, числа структурных единиц и количества вещества, заполнив пропуски в таблице (работа в парах, задание по вариантам распространяется на всех учащихся одного ряда парт).
Таблица 1. Выводится на слайд.
| Число частиц | Число Авогадро | Количество вещества |
1. | | 6.02 * 1023 1/моль | 2 моль |
24.08 * 1023 | | ||
2. | | 3 моль | |
6.02* 1023 | |
(после выполнения задания осуществляется самопроверка, обратная связь, сверка с таблицей на следующем слайде, на котором появились правильные ответы)
3.2.2. В теме сегодняшнего урока проговаривается новое понятие – «молярный объем», а мы уже знакомы с понятием «молярная масса», давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение?
Теория не разделима с практикой, чтобы нам было немного легче при изучении нового материала, предлагаю вычислить молярные массы веществ в различных агрегатных состояниях
Работа в лабораториях
А справедливо ли это утверждение для твердых и жидких веществ? Отчего у них будет зависеть молярный объём?
Лаборатории Твердых веществ и Жидких веществ, посмотрите на выданные вам вещества и проанализируйте таблицу в Рабочих листах.
вещества
Агрегатное
состояние
Количество вещества
Плотность,
г/л
Молярный объем,
NaCl
Твердое
1 моль
2160 г/л
H2SO4
Жидкое
1моль
1860 г/л
H2O
Жидкое
1моль
1000 г/л
Одинаковые объёмы?
От чего зависят?
От плотности.
Молодцы!
(групповая работа при формировании групп осуществляется небольшая динамическая пауза)
Задание для групп представлено в таблице 2 на слайде:
1 группа – рассчитывает молярную массу твердых веществ,
2 группа – жидких,
3 группа – газообразных
(после выполнения взаимопроверка, сверка с данными таблицы на следующем слайде)
3.2.3. Подведем итоги актуализации знаний материала:
C помощью каких физических величин можно охарактеризовать порцию вещества?
4.Изучение нового материала.
4.1.Дорогие ребята, на уроке у вас появится возможность повторить то, что в 1811 году удалось итальянскому ученому Амедео Авогадро – сформулировать один из газовых законов. Сегодня вы – исследователи в области химии, физики, а расчеты поможет провести нам «царица наук» - математика.
4.1.1.Сегодня мы повторили многие количественные характеристики вещества – масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц, объем, из курса физики - плотность.
Плотность = масса / объем (переводим запись в символическую).
Выразим из базовой формулы, чему равен объем – V = m/ρ
4.1.2.Обратите внимание на рисунок 1, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию, давайте вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (подвести учащихся к выводу, что зависимость обратно пропорциональная)
Р исунок 1.(на слайде)
4.1.3.Допустим, что мы имеем дело с веществами количеством вещества 1 моль, тогда возможно заменить m на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).
Вернемся к понятию «молярная масса», работаем по аналогии, составляем пирамиду к понятию «молярный объем»
4.1.4. Давайте вместе вычислим значение молярного объема для соединений в различных агрегатных состояниях, взятых при одинаковых условиях:
Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.
t = 0 С, эти условия мы будем называть НОРМАЛЬНЫМИ
1 группа – молярный объем газообразных веществ,
2 группа – твердых,
3 группа – жидких (из таблицы 2)
(групповая работа - группы нового состава, небольшая динамическая пауза)
Таблица 2.
Формула вещества | Агрегатное состояние | Молярная масса, г/моль | Плотность, г/л | Молярный объем, л/моль |
H2SO4 | Жидкое | 98 г/моль | 1860 г/л | 0.053 л/моль |
H2O | Жидкое | 18 г/моль | 1000 г/л | 0.018 л/моль |
CO2 | Газообразное | 44 г/моль | 1.98 г/л | 22.2 л/моль |
H2 | Газообразное | 2 г/моль | 0.09 г/л | 22.2 л/моль |
O2 | Газообразное | 32 г/моль | 1.43 г/л | 22.4 л/моль |
( данные последней графы таблицы не заполнены, открываются на следующем слайде в ходе проверки выполнения задания)
4.1.5. Можем ли мы сравнить значение объемов 1 моль вещества в разных агрегатных состояниях.
Подводим учащихся к выводу, что значения этой величины для твердых и жидких веществ - малые и разные. А для газообразных соединений – величины большие и практически одинаковые.
Вывод о значении молярного объема для газообразных веществ - При одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем – 22.4 л/моль.
(демонстрируем вещества количеством 1 моль – вода, сода, модель фигуры объемом 22.4 л)
4.1.6. Единица измерения молярного объема нам поможет вывести формулу для расчета этой величины (обращаемся к «пирамиде» отрабатываем составление производных формул).
4.2 Закрепление.
Заполним недостающие данные в таблице 3 (работа в парах по рядам)
Таблица 3-выводится на слайды – как задание и с результатами для самопроверки
Объем, л | Объем молярный, л/моль | Количество вещества, моль |
| 22.4 л/моль | 1 моль |
| 3 моль | |
44.8 л | | |
2.24 л | |
4.3.В теме нашего урока фигурирует название закона. Я предлагаю вам самостоятельно сформулировать закон Авогадро.
Этапы рассуждения:
1.Выразим из формул 1, 4 «пирамид» величину - количество вещества
2.Приравняем правые части полученных выражений
3.Выразим, используя правило пропорции, чему будет равно N
4.Используем полученное выражение для расчета N для двух газов
5.В формулах есть две постоянные величины – молярный объем и число Авогадро
Записи рассуждения:
1. n = N/NA n = V/Vm
2. N/NA = V/Vm
3. N = V*NA/ Vm
4. N1 = V1*NA/ Vm - для газа 1.
N2 = V2*NA/ Vm – для газа 2.
5. Постоянные величины в обоих формулах – NA , Vm. , отсюда, если N1 = N2, то V1 = V2
Вывод – если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t), то они будут содержать одинаковое число молекул.
Следствие – при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль).
Обращаемся к учебнику, сверим полученные выводы с формулировкой А.Авогадро.
5. Домашнее задание
Предложить сильным учащимся заполнить таблицу. (Слайд № ...)
Вещество | Число молекул | Масса вещества | Число молей, | Молярная масса | Объем |
CO2 |
| 264г |
|
|
|
N2 | 120,4*1023 |
|
|
|
|
Сl2 |
|
|
|
| 112л |
Д/З . пар.19 (учить формулы, разобрать решение задач), вопр.№ 1, 2,3. Упр.4(а,б) на стр.8
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Отмечаем активных учащихся в обсуждении материала урока.
Собираем тетради для оценивания работы на уроке учащихся при решении расчетных задач.
Рефлексия. Прошу каждого из вас выразить отношение к нашему занятию.
7. Завершение урока. Молодцы! Спасибо за урок!
Приложение 1. Расчётные задачи
Задача № 1
Какова молярная (киломолярная, миллимолярная) масса водорода?
/Ответ: 2 г/моль, 2 кг/кмоль, 2 мг/ммоль./
Задача № 2
Сколько молекул водорода содержится в 1моль водорода, в 1кмоль, в 1ммоль?
/Ответ: 6 * 1023 молекул, 6 * 1026 молекул, 6 * 1020 молекул./
Задача № 3
Какой объем займут при нормальных условиях 3г водорода? /Ответ: 33,6 л./
Задача № 4
Сколько будут весить 12 * 1020 молекул водорода, 12 * 1023 молекул,
12 * 1026 молекул? /Ответ: 4мг, 4г, 4кг./
Задача № 5
Какой объем займут 12 * 1020 молекул водорода, 12 * 1023 молекул,
12 * 1026 молекул? /Ответ: 44,8 мл, 44,8 л, 44,8 м3./
Приложение 2. Таблица плотности некоторых газов и паров при 0° С и 760 мм рт. ст.
Плотность показывает..... какая масса содержится в единице объема.
Плотность есть отношение массы вещества к занимаемому им объему .
Таким образом, формула плотности ρ=m/V, V= m/ ρ , Vm= М/ ρ
Вещество | М, г/моль | ρ, г/л | Vm |
Азот | | 1,251 | |
Аргон | | 1,785 | |
Водород | | 0,0892 | |
Гелии | | 0,1785 | |
Двуокись углерода | | 1,977 | |
Кислород | | 1,428 | |
Неон | | 0,900 | |
Озон | | 2,139 | |
Окись углерода | | 1,25 | |
Хлор | | 3,17 | |
Расчёт значения молярного объёма любых газов показал, что………………………..
Приложение 3.
Таблица . Решение задач
Состав вещества | Количество вещества, моль | Молярная масса вещества, г/моль | Масса вещества, г | Число частиц вещества в 1 моль вещества, 6 * 1023 | Число частиц вещества | Молярный объём газа, л/моль | Объём газа, л |
CO2 | | | 264г | | | | |
N2 | | | | | | | 112л |
Cu | | | | | 120,4*1023 | | |
Приложение 4 . Назначение модели
Модель предназначена для использования на уроках химии в качестве демонстрационного пособия при изучении темы "Количество вещества. Молярный объём газов. Закон Авогадро".
Характеристика изделия
Модель изготовлена из картона. Модель представляет собой куб с длиной грани 28,2 см, объёмом 22,4 л, который занимает 1 моль идеального газа при н. у.
Приложение 5
Приложение 6