12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трапезникова Раиса257
Россия, Пермский край
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Мониторинг качества обучения как средство управления образованием

  В современных социальных условиях образовательные учреждения стремятся обеспечить качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному образовательному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются работать в режиме развития, целенаправленно занимаясь инновационной деятельностью.

Чтобы объективно ответить на вопросы: какие изменения в школе и что надо сделать, чтобы улучшить качество образовательного процесса, нужен учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ, происходящих в школе процессов, необходимы для выработки стратегии успешного саморазвития школы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность последовательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать школьную систему образования с целью повышения качества его результатов.

Проблема: Как правильно организовать мониторинг в начальной школе, чтобы повысить качество обучения?

            Цель исследования: выявить, как мониторинг  влияет на повышение качества обучения младших школьников в учебной деятельности.

            Исходя из цели, были определены следующие задачи:

1.Изучить, проанализировать и обобщить психолого-педагогический опыт по данной теме.

2.Проверить эффективность используемых  мониторинговых исследований.

3.Обобщить опыт работы по данной теме для последующей трансляции.

            Основные методы: для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов эмпирического характера - изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта работы педагогов по теме, метод наблюдения,  практическая работа.

В решении задач, поставленных перед современной школой, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без  непрерывного отслеживания результатов качества знаний  и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса  на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.

 

            В нашей школе разработана система мониторинга, где определены цели, задачи, объекты, критерии, показатели, методы сбора и обработки информации.

            Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образования  и эффективность управления качеством образования.

Задачи мониторинга:

- сбор информации;

- обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;

- осуществление первичного анализа информации;

- создание прогнозов, аналитических материалов;

- совершенствование технологии мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Мониторинг ведется по 2 уровням - индивидуальный, персональный и внутришкольный.

Индивидуальный или персональный – осуществляется мною, как учителем и классным руководителем (наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом). Ведутся мною индивидуальные карты развития (познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, особенности межличностного общения, потребностно-мотивационная сфера, духовно-нравственная сфера, особенности поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия) и карты достижений по русскому языку и математике (см. приложение).  Именно мониторинг, осуществляемый мною, как учителем, представляет систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Осуществляю дидактический, воспитательный, психолого-педагогический мониторинги, как учитель и классный руководитель. Дидактический мониторинг – отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень обученности и обучаемости учащихся, качество знаний). Воспитательный – отслеживание уровня воспитанности, уровня классного коллектива, социума. Психолого - педагогический – отслеживание состояния психического здоровья учащихся, развитие их  индивидуальных способностей, осуществляю совместно с психологом. Мониторинг помогает мне в работе с родителями, даю рекомендации родителям на основе мониторинга.

Мною осуществляется внутришкольный мониторинг. Проводится ежегодно мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде контрольных работ по русскому языку и математике в начальных классах:

- входной – с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения,  прогнозирования возможности успешного обучения  (совместно с учениками – если проводит учитель);

- промежуточный – с целью отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;

- итоговый – с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики  обученности, прогнозирования результативности дальнейшего обучения учащихся. Результаты заносятся в таблицы.

Осуществляется также мониторинг обученности по отдельным предметам  (тематические) по родному языку, окружающему миру. При этом мони­торинг обученности фиксирует промежуточные результаты подготовки к выполнению стандарта, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

Проводится мониторинг формирования ОУУН учащихся:

- уровень сформированности учебно-логических умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) -  2 раза в год;

- уровень сформированности навыков чтения, беглости, осознанности и правильности  чтения, скорости письма и скорости вычислительных навыков.

Проводятся мониторинговые обследования качества общего образования в 1-4 классах по материалам министерства Пермского края, которые дают возможность проанализировать и соотнести результаты, определить динамику продвижения каждого обучающегося, спланировать коррекционную работу.

Мониторинг формирования читательской компетентности учащихся 4 класса проводится ежегодно по материалам министерства Пермского края.

Мониторинг уровня профессионализма учителей начальных классов в нашей школе осуществляется по показателям:

- уровень квалификации (категория);

- повышение квалификации на уровне курсовой подготовки, на уровне района (РМО, ПГ), на уровне школы (ШМО, ПГ, семинары);

- качество преподавания (посещение уроков, открытые уроки, самоанализ уроков);

- изучение педагогических  затруднений;

- использование современных образовательных программ, технологий;

- результаты учебной деятельности педагога.

Без информации о ходе и промежуточ­ных результатах, без постоянной обратной свя­зи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Наиболее важной является информация, по­лученная в системе внутришкольного мониторинга.  Администрации пред­стоит разобраться в обилии фактов, провести их сортировку, отсеять несущественное, выделить главное, оценить их с точки зрения влияния на ход и результаты образовательного процесса, и только затем принять наиболее обоснованные и оптимальные решения.

Мониторинг не ломает существенную традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса. 

 Выводы.

Проведенные исследования подтвердили, что мониторинг  эффективно влияет на повышение качества обучения младших школьников в учебной деятельности.

Наиболее важным видом мониторинга  для нашей школы определен мониторинг качества обучения и образования, так как этот вид имеет непосредственное отношение к образовательной технологии и позволяет собрать, описать и использовать информацию о состоянии учащихся и педагогов в любой промежуток времени. Мониторинг необходим для построения управляемого образовательного процесса, дальнейшего совершенствования деятельности педагогов и администрации по улучшению качества образования.  

Мониторинг позволят проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику уровня профессионализма педагогов. Практическое внедрение системы мониторинга, то есть сбор, обработка и передача информации осуществляется  с помощью информационных технологий, однако, в нашей школе необходимы специальные программы, хотелось бы ознакомиться с опытом работы других педагогов и зам. директоров по данной теме.                                                             

 


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.