«Морской бой»
КОНСПЕКТ
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Цель: актуализация знаний по изученным темам в 6 классе, побуждение каждого обучающегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала
Задачи:
Обучающие: повторение и обобщение знаний по материалу курса математики 6 класса, изученному в I четверти; закрепление умений в решении задач.
Развивающие: способствовать развитию внимания, познавательной активности, логического мышления, математической речи и грамотности обучающихся, способности обобщать и систематизировать знания; повышать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность в принятии решений; формировать осознанность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовность и способность вести диалог с другими людьми.
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Форма проведения: интеллектуальная игра
Место проведения: учебный класс
Продолжительность: 40 минут
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Морской бой».
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня мы проводим увлекательное мероприятие под названием «Морской бой», участниками которой будете вы.
Для участия в игре вы были поделены на 3 команды (состав команды заранее определяет учитель в соответствии со способностями обучающихся так, чтобы команды были примерно равными по своим возможностям)
Обучающимся объясняют правила игры «Морской бой».
Правила игры
В отличие от привычной нам с детства игры «Морской бой» в нашей игре только одно игровое поле – квадрат, состоящий из 10 строк, обозначенных числами от 1 до 10, и 10 столбцов, обозначенных буквами от А до К. Координаты цели определяются именем столбца и строки.
На поле спрятаны 10 кораблей (1 – четырёхпалубный, 2 – трёхпалубных, 3 – двухпалубных, 4 – однопалубных) таким образом, чтобы четырехпалубный корабль занимал 4 клетки, трехпалубный – 3 клетки, двухпалубный – 2 клетки, однопалубный – 1 клетку. Расположены корабли могут быть любым образом, но между кораблями должна быть свободна хотя бы одна клетка. Команды по очереди «стреляют», называя клетки, например, В5. Кроме кораблей на поле есть 10 клеток, означающих переход хода, при попадании по которым команда передает право хода соперникам, и 70 клеток с различными заданиями (по 7 заданий каждого вида):
Д – умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 …
К – деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 …
П – вычитание десятичных дробей
Н – сложение десятичных дробей
С – сокращение
Т – десятичные дроби и метрическая система мер
С1 – шарады
В1 – сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
С2 – ребусы
В2 – занимательные задачи
Главная цель каждой команды – набрать как можно большее количество баллов, «потопив» корабли путем прямого попадания в корабль или правильно решив выпавшие задачи. Если команда попадает в корабль, то она получает 1 балл и право следующего хода. При попадании в клетку с заданием команда выполняет его и, в случае правильного ответа, также получает 1 балл и право очередного хода. При неправильном ответе задание передается другой команде, первым из поднявших руку. За правильный ответ другая команда получает 1 балл и право хода. Если правильный ответ не получен, то ни одна из команд не получает за него балл, но право хода остается за предыдущей командой. На обдумывание ответа команде дается 30 сек.
Игра завершается после того, как участники «потопят» все корабли. Если в течение 35 минут игры в игровом поле остаются еще «спрятанные» корабли, то побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Участники команды-победителя получают за игру награду в виде отметки «5».
2. Обобщение и систематизация знаний через игру (35 мин)
Игра «Морской бой». С помощью жребия определяется команда, начинающая игру. Игра проводится в соответствии с установленными правилами.
Задания для игры
1. Д – умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 …
Д1. Выполните умножение: 3,48∙10
Д2. Выполните умножение: 6,708∙100
Д3. Выполните умножение: 0,076∙10
Д4. Выполните умножение: 5,83∙100
Д5. Выполните умножение: 0,0267∙1000
Д6. Выполните умножение: 0,38∙1000
Д7. Выполните умножение: 6,3∙100
2. К – деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 …
К1. Выполните деление: 30,6:10
К2. Выполните деление: 0,17:10
К3. Выполните деление: 582,34:100
К4. Выполните деление: 55:10
К5. Выполните деление: 0,7:100
К6. Выполните деление: 72,83:1000
К7. Выполните деление: 1,05:100
3. П – вычитание десятичных дробей:
П1. Выполните вычитание: 8,37-2,12
П2. Выполните вычитание: 4,052-3,02
П3. Выполните вычитание: 5,6-3,45
П4. Выполните вычитание: 6,641-5,33
П5. Выполните вычитание: 24,18-11,04
П6. Выполните вычитание: 5-0,111
П7. Выполните вычитание: 8,9-3,644
4. Н – сложение десятичных дробей:
Н1. Выполните сложение: 1,44+2,523
Н2. Выполните сложение: 0,74+4,5
Н3. Выполните сложение: 3,483+12,21
Н4. Выполните сложение: 9,23 + 15,86
Н5. Выполните сложение: 4,61 + 1,2
Н6. Выполните сложение: 15,04 + 25,44
Н7. Выполните сложение: 33,75 + 2,205
5. С – сокращение дробей:
С1. Сократите дробь: ()
С2. Сократите дробь: ()
С3. Сократите дробь: ()
С4. Сократите дробь: ()
С5. Сократите дробь: ()
С6. Сократите дробь: ()
С7. Сократите дробь: ()
6. В2 – занимательные задачи:
В21. Ответьте на вопрос:
У отца Мэри есть пять дочерей: 1. Чача. 2. Чече.
3. Чичи. 4.Чочо. Как зовут пятую дочь?
В22. Ответьте на вопрос:
Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?
В23. Ответьте на вопрос:
Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге домой встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться?
В24. Ответьте на вопрос:
Ребята наловили 8 пауков и жуков. Если пересчитать сколько у них всего ног, то окажется – 54. Сколько пауков и сколько жуков было поймано, если у пауков по 8 ног, а у жуков по 6?
В25. Ответьте на вопрос:
Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
В26. Ответьте на вопрос:
Посадила бабка в печь пирожки с капустой. Для Наташи, Маши, Тани, Коли, Оли, Гали, Вани Пирожки уже готовы. Да еще один пирог Кот под лавку уволок. Да в печи четыре штуки. Пирожки считают внуки... Если сможешь, помоги сосчитать нам пироги.
В27. Ответьте на вопрос:
Человек рассеянный лёг спать в 7.00 вечера в квартире на улице Бассейной, предварительно заведя будильник на 8.00 с тем, чтобы встать утром. Сколько часов он спал, пока его не разбудил будильник?
7. С1 – шарады:
С11.
Число я – меньше десяти,
Тебе легко меня найти,
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все: отец, и ты, и дедушка, и мать.
С12.
Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье.
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То сразу превращусь я в знак сложенья.
С13.
Сначала назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёй живём,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
С14.
Рождаюсь на мебельной фабрике я,
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою –
Названье большому числу я даю.
С15.
Первый слог – нота,
Второй слог – нота.
А в целом –
Только часть чего-то.
С16.
Где «О» – там учатся всегда,
Где «А» – приборам я нужна.
С17.
Первую находим, вычисляем,
Много формул для неё мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.
8. В1 – сложение и вычитание дробей с разными знаменателями:
В11. Выполните сложение:
В12. Выполните сложение:
В13. Выполните сложение:
В14. Выполните вычитание:
В15. Выполните вычитание:
В16. Выполните вычитание:
В17. Выполните действие:
9. С2 – Ребусы(по картинкам)
С21. Ответ: делитель
С22. Ответ: кратное
С23. Ответ: пропорция
С24. Ответ: окружность
С25. Ответ: коэффициент
С26. Ответ: модуль
С27. Ответ: диаграмма
10. Т– десятичные дроби и метрическая система мер:
Т1. Выразите в более мелких единицах: 3,24 кг = … г
Т2. Выразите в более мелких единицах: 3,28 м = … см
Т3. Выразите в более мелких единицах: 0,015 т = … кг
Т4. Выразите в более мелких единицах: 0,12 м = … дм
Т5. Выразите в более мелких единицах: 7,43 ц = … кг
Т6. Выразите в более мелких единицах: 0,085 м = … мм
Т7. Выразите в более мелких единицах: 0,25 м2 = … см2
3. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)
Подведение итогов игры, награждение победителей отметками «5».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2016.
Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике: 6 класс – М.: Аккадемкнига, 2013.
«Викторина по математике для 6 класса». Просмотрено 20 январь 2021 г. https://multiurok.ru/files/viktorina-po-matiematikie-dlia-6-klassa.html.