Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения для дошкольников и школьников
Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения для дошкольников :
Обучение является важной частью жизни каждого человека. Оно помогает нам развивать наши навыки, расширять кругозор и достигать поставленных целей. Однако, чтобы успешно учиться, необходима мотивация. В этой статье мы рассмотрим различные типы мотивации на обучение, а также способы ее формирования и модели внедрения для дошкольников.
Раздел 1: Виды мотивации на обучение
1.1 Внешняя мотивация
Внешняя мотивация - это тип мотивации, при котором человек стремится достичь определенной цели из-за внешних факторов, таких как похвала или вознаграждение. Например, ребенок может быть мотивирован учиться лучше только для того, чтобы получить похвалу от родителей или учителя. Этот тип мотивации может быть полезным инструментом для начала обучения, но он не всегда способствует долгосрочной мотивации.
1.2 Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация - это тип мотивации, при котором человек испытывает внутреннюю радость и удовлетворение от процесса обучения. Например, ребенок может быть мотивирован изучать новые предметы или навыки, потому что он наслаждается самим процессом учения. Внутренняя мотивация является более стабильной и долгосрочной, поскольку она основана на собственных интересах и целях.
Раздел 2: Способы формирования мотивации на обучение
2.1 Поддержка со стороны родителей
Родители играют важную роль в формировании мотивации на обучение у дошкольников. Они могут поощрять своих детей, выражать гордость за их достижения и создавать стимулирующую образовательную среду дома. Например, они могут предоставить доступ к книгам, игрушкам и другим материалам, которые помогут развить любознательность и интерес к учению.
2.2 Использование игровых элементов
Для дошкольников очень важно, чтобы обучение было интересным и увлекательным. Использование игровых элементов, таких как игры, песни и ролевые игры, может помочь создать позитивный опыт обучения и стимулировать мотивацию. Например, ребенок может быть заинтересован в изучении алфавита, если это связано с его любимыми персонажами или играми.
2.3 Учет индивидуальных потребностей
Каждый ребенок уникален и имеет свои собственные интересы и потребности. Понимание этих индивидуальных особенностей и адаптация образовательного процесса к ним может помочь сформировать мотивацию на обучение. Например, если ребенок интересуется животными, можно использовать книги или игры о животных для стимулирования его участия в обучении.
Раздел 3: Модели внедрения мотивации на обучение для дошкольников
3.1 Модель "игра-образование"
Модель "игра-образование" предполагает использование игровых элементов в образовательном процессе. Вместо традиционного подхода к обучению через лекции и упражнения, эта модель акцентирует внимание на активной игровой деятельности и самостоятельном исследовании. Она стимулирует мотивацию на обучение через увлекательную игру и создает позитивный опыт обучения у дошкольников.
3.2 Модель "возможностей выбора"
Модель "возможностей выбора" предполагает предоставление дошкольникам возможности выбирать из различных вариантов исследования и обучения. Например, ребенку может быть предложено выбрать тему для проекта или задачу для решения. Эта модель стимулирует мотивацию на обучение через ощущение контроля над собственным образовательным процессом.
Заключение:
Мотивация на обучение является ключевым фактором успешного образования. В данной статье мы рассмотрели различные виды мотивации, способы ее формирования и модели внедрения для дошкольников. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому необходимо адаптировать подход к его индивидуальным потребностям и интересам. Сформировав мотивацию на обучение у детей с раннего возраста, мы поможем им развить любознательность, уверенность и желание постоянно учиться и развиваться.
Призыв к действию:
Если вы являетесь родителем или преподавателем, попробуйте использовать описанные способы формирования мотивации на обучение для дошкольников. Создайте поддерживающую образовательную среду, используйте игровые элементы и учитывайте индивидуальные потребности каждого ребенка. Таким образом, вы поможете им развить любовь к уМотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения для школьников
Введение
Учебный процесс – это не только передача знаний и навыков, но и формирование у школьников мотивации на обучение. Мотивация является ключевым фактором успешного усвоения материала и достижения высоких результатов. В данной статье мы рассмотрим различные виды мотивации на обучение, способы ее формирования и модели внедрения для школьников.
Типы мотивации на обучение
1. Внешняя мотивация
Внешняя мотивация представляет собой стимулы, которые находятся за пределами самого процесса обучения. К таким стимулам можно отнести поощрения со стороны родителей или учителей, получение высоких оценок или призов за успехи в учебе. Внешняя мотивация играет большую роль в начале учебного процесса, когда у ученика еще не сформирована внутренняя мотивация.
2. Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация основывается на самостоятельном интересе к предмету обучения или желании достичь определенных результатов. Она является более стабильной и долгосрочной, поскольку не зависит от внешних стимулов. Внутренняя мотивация помогает школьникам преодолевать трудности и находить внутренний ресурс для саморазвития.
Способы формирования мотивации на обучение
1. Связь с практическим применением
Один из эффективных способов формирования мотивации на обучение – это показать школьникам, какие практические навыки они смогут получить благодаря усвоению определенного материала. Например, при изучении математики можно объяснить, какие возможности открываются перед человеком с хорошими навыками работы с цифрами.
2. Использование интерактивных методов обучения
Игровые элементы и интерактивные методы обучения помогают создать положительную атмосферу и вызывают больший интерес у школьников. Множество учебных программ и платформ предлагают различные игры, тесты и задания, которые делают процесс обучения увлекательным.
3. Поддержка и поощрение
Важным аспектом формирования мотивации на обучение является поддержка со стороны родителей и учителей. Регулярная похвала за достижения, помощь в преодолении трудностей и создание благоприятной обстановки в классе способствуют укреплению мотивации у школьников.
Модели внедрения мотивации на обучение:
1. Модель "SMART"
Модель "SMART" предполагает, что цели должны быть специфичными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени. Постановка четких целей помогает школьникам понять, к чему они стремятся, и распределить свои усилия правильно.
2. Модель "Золотое правило"
Модель "Золотое правило" заключается в том, чтобы относиться к другим так же, как бы мы хотели, чтобы относились к нам. В контексте образования это означает создание поддерживающей и дружественной атмосферы в классе, где каждый школьник чувствует себя важным и уважаемым.
3. Модель самоэффективности:
Модель самоэффективности основана на убеждении, что человек способен достигать поставленных целей и преодолевать трудности. Школьникам следует позитивно мыслить и верить в свои силы, чтобы максимально реализовать свой потенциал.
Мотивация на обучение является важным фактором успеха школьника. Внешняя и внутренняя мотивация играют разные роли, но обе они необходимы для достижения высоких результатов. Формирование мотивации на обучение можно осуществлять с помощью различных способов, таких как связь с практическим применением, использование интерактивных методов обучения и поддержка со стороны родителей и учителей. Кроме того, модели внедрения мотивации, такие как "SMART", "Золотое правило" и модель самоэффективности, помогают систематизировать процесс формирования мотивации на обучение у школьников.чению и достичь успеха в своих учебных целях.
Призыв к действию:
Если вы родитель или учитель, постарайтесь создать поддерживающую обстановку и использовать различные методы формирования мотивации на обучение. Помните, что мотивация – это нечто индивидуальное, поэтому важно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника.
Приемы оценочной деятельности, используемые мною на уроке при безотметочном обучении:
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Смайлики» с их использованием отрабатываются умения оценки по критериям (правильно, аккуратно, соответствует теме).
«Мобильный класс» - оценивание выполнения задания при помощи компьютера, это так называемая независимая оценка, где ученик испытывает наивысшее удовлетворение от выставляемой ему оценки, и не держит обиды ни на кого.
«Светофор или радуга» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: жёлтый - я умею сам, зелёный - я умею, но не уверен, красный - нужна помощь.
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо – «Отлично!», «Умница!», «Молодец!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений», «Карты знаний», «Портфолио ученика», «Тетради открытий». Заполняется они после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.
Игра «Научи меня»
В форме игры учащимся предлагается поработать «учителем». Паре учеников дается определенное задание. Исполнявший роль «учителя», должен был рассказать «ученику» последовательность действий, которые необходимо сделать; «ученик» выполнял эти действия, «учитель» контролировал правильность выполнения. Если «учитель» ошибался (предлагал сначала найти корень, а не окончание), «ученик» исправлял его действия, объясняя, что сумел заметить «ловушку». На уроке обязательно проводилась смена ролей (в качестве учителя каждый работал только с двумя словами).
урок – игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект).
технология листов опорных сигналов (схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности).
технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности) В следующем учебном году учителям нашей школы необходимо продолжить работу по организации исследовательской деятельности обучающихся. Цель, которой - развить творческие способности учащихся через учебный проект, т.е. через деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.
коллективные способы обучения (дают возможность добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся).
использование дополнительной литературы, поэзии (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок).
дидактические игры («Буквы заблудились», «Справочное бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Угадай».
Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к изучаемому предмету, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. В детстве каждый ребенок переживает период увлечения математикой, русским языком, историей, географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы.
предметная неделя (Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.
использование ИКТ (Использование мультимедийного оборудования, интерактивных досок способствует познавательной активности школьников, положительной мотивации учебной деятельности, изменению отношения к урокам и учебным предметам, повышению эффективности образовательного процесса и качества образования на уроках).
Систематичность использования мультимедийной установки свидетельствует о профессиональной компетентности педагога и его стремлении внедрять современные образовательные технологии.
проблемное обучение (Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их
«добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность. Возникновение интереса учащихся зависит от умения учителя создать так называемую проблемную ситуацию - такое жизненное или учебное затруднение, возникающее тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. Эта ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности.)
Новизна содержания учебного материала – важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом школьники узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий.
Необходимыми условиями развития действия оценки учебной деятельности являются:
— постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребенком ставят как особую задачу оценку результатов своей деятельности;
— предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности;
— организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;
— формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. Оценка становится необходимой, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;
— формирование у учащегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;
— организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка.
Из личного опыта обучающегося могу отметить следующее:
подача нового материала не должна быть скучной (если материал монотонно зачитывается, то он зачастую пропускается слушателями мимо ушей);
если учащийся вынужден лихорадочно на протяжении всего урока записывать новый материал, то он фокусируется лишь на механическом письме, а что он записывает, банально не осознает, то есть данный под запись материал не усваивается, потому под запись лучше давать какие-то ключевые моменты, которые помогут вспомнить учащемуся лекцию;
разнообразие практических заданий способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету, если постоянно выполнять что-то одно и то же, то в какой-то момент становится банально лень это делать, то же касается и разнообразия форм уроков;
подстегнуть интерес к предмету можно также при помощи творческих заданий.
Ну и, конечно, многое зависит от харизмы самого учителя, его способности найти общий язык с учениками, вовлечь в учебный процесс. Еще учитель должен знать психологические особенности разных возрастных групп и учитывать это, проводя занятия. В целом, сейчас достаточно научной литературы, освещающей различные методики обучения, которые не дадут заскучать учащимся и потерять интерес к предметам. Так что их надо осваивать и применять на практике.