Мотивация учебной деятельности младших школьников
Мотивация учебной деятельности младших школьников
Начало школьного обучения и воспитания являются одними из самых важных переломных моментов в жизни младшего школьника. У данных моментов имеется глубокое внутреннее основание - ребенок, придя в школу, начинает осваивать наиболее разнообразные формы общественного сознания, такие как: наука, искусство, мораль, права. Все эти сознания тесно связаны с теоретическим сознанием и мышлением других людей. А усвоение всех этих форм связано с выполнением детьми определенной деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью.
Понятие “учебная деятельность” является достаточно неоднозначным в психолого-педагогической литературе. В широком смысле слова, она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком же смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — «это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте» [30].
Даниил Борисович Эльконин даёт следующее определение этому понятию: «Учебная деятельность» — это деятельность, направленная на овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть мотивы приобретения обобщённых способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся воспитать данные мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [30].
Татьяна Васильевна Габай считает, что «учебная деятельность — это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт, ведь это один из основных компонентов, а другие создают благоприятные условия для этого, то есть осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения» [8].
При чем при этом усвоении никто из деятелей не занимается исследованием, то есть не добывает новый опыт, ведь обучающий лишь трансформирует его.
Мотивация — сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление и способ осуществления деятельности.
Учебная мотивация — сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения.
Для детей младшего школьного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными или ведущими, другие второстепенными или побочными, то есть не имеющие самостоятельного значения. Последние всегда подчинены ведущими мотивами.
Формирование мотивации учения — это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию и самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания и стремления учителя в начальной школе зависит и дальнейшее стремление ученика к учению в средних и старших классах.
Не мало важную роль в мотивации младшего школьника занимает отметка. Но не все дети понимают объективную роль отметки, ведь непосредственная связь между отметкой и полученными знаниями устанавливается не многими. Но многие хотят работать ради нужной отметки.
Усиление мотивационной роли отметки происходит в ущерб мотивам, связанным с познавательным интересом учащихся. Психологические исследование показало, что интерес к учению проявляют лишь 4% учащихся класса, но учебная деятельность может быть осмыслена и организована учеником как умственная активность, направленная на усвоение знаний, умений и навыков. В этом случае он будет склонен к объективной оценке результатов вне зависимости от затраченного труда.
Шалва Александрович Амонашвили считает, что «чем выше осознание учеником важности учения, тем больше влияние его успехов и неудач в учении, так как создаётся общественное мнение о нём, регулирующее его отношения между ним и другими» [3].
Ребёнок не может знать, какую роль станут играть отметки в его жизни. Поэтому учитель не может оставаться беспристрастным к ученику, он не может поступить иначе: его опыт, его знания жизни, радостей и огорчений каждого ребёнка обязательно влияют на оценку. Однако не зависимо от того, объективно или субъективно справедлив учитель, «постичь эту справедливость взрослого дети не в состоянии. У них своя точка зрения на справедливость взрослого, на оценку и своё понимание намерений учителя»
Отметка может создавать конфликтные ситуации в классе, ведь влияние отметки на изменение отношений между учениками очень огромно. Отметка является уровнем успешности у детей. Ведь дети в классе делятся на “отличников”, “хорошистов” и “двоечников”, из-за чего формируются разные взаимоотношения между школьниками.
Отметка и оценка показывают знания учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся в школу не за хорошей отметкой, а за своим статусом и престижем в глазах одноклассников. Это приводит к тому, что дети переоценивают свои возможности и результаты, выбирая неприемлемые пути получения желаемой отметки.
Таким образом, младшие школьники придают большое значение мотивации учения и отметке, но у каждого ребенка эти значения разные. Необходимо сделать так, чтобы в глазах ученика мотивация и отметка приобретали правильный смысл, а не тот смысл, который трактует ученик. Отметка для детей должна являться показателем знаний, умений и определенных навыков. А правильная мотивация должна являться мощным толчком для дальнейшего обучения. Поэтому отметка и отметочная мотивация требуют особого внимания со стороны учителя, так как неправильное отношение формирует негативное отношение к школе, эгоистические мысли и побуждения, отрицательные черты характера.
Изучение мотивации и ее формирования — это одни из важных моментов в процессе воспитания мотивационной сферы целостной личности младшего школьника. Изучение — мотивации- это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого обучающегося. Чтобы изучить уровень мотивации и ее формирования, было разработано много методик, которые мы сейчас разберем.
Методика “Изучение мотивации обучения у младших школьников” М. Р. Гинзбурга.
В соответствии с основными компонентами мотивации учения данная диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: 1) личностный смысл обучения, 2) степень развития целеполагания, 3) виды мотивации, 4) внешние и внутренние мотивы, 5) тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении, 6) реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок вопросов представлен в анкете тремя вопросами.
В методике для детей младшего школьного возраста акцент ставится на выявление общего уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.
Цель методики: выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных УУД.
Ход проведения методики: в форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты-20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Инструкция для учащегося:
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
Анкета для учащегося
Дата_______________ Ф.И.______________
Класс _____________
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Обработка данных: учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица 1, таблица 2).
Внешний мотив - 0 баллов.
Игровой мотив - 1 балл.
Получение отметки - 2 балла.
Позиционный мотив - 3 балла.
Социальный мотив - 4 балла.
Учебный мотив - 5 баллов.
Таблица 1.
Таблица 2.
Методика диагностической учебной мотивации младших школьников Н. В. Елфимовой “Лесенка побуждений”
Инструкция: давай построим лесенку, которая будет называться “Зачем я учусь”. Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке. Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.
Мы закончили лесенку “Зачем я учусь”. Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже- то, что ты считаешь менее главным и так далее. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе
Лесенка побуждений:
Здесь ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.
Познавательные мотивы:
1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;
2) процессуальный — ориентация на процесс учения;
3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);
4) учебно–познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.
Социальные мотивы:
1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;
2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;
3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;
4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.
Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:
Познавательные мотивы:
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
Социальные мотивы:
1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).
Методика диагностики учебной мотивации школьников Н. Ц. Бадмаевой
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников, разработанная на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М. В. Матюхиной.
Инструкция к тесту: проводится три серии испытаний
1 серия: испытуемому дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения
2 серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения
3 серия: из всех карточек надо отобрать 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал
Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
Хочу окончить школу и учиться дальше.
Хочу быть культурным и развитым человеком.
Хочу получать хорошие отметки.
Хочу получать одобрение учителей и родителей.
Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
Хочу быть лучшим учеником в классе.
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
Не хочу получать плохие отметки.
Люблю узнавать новое.
Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
Люблю думать, рассуждать на уроке.
Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
Люблю решать задачи разными способами.
Люблю все новое и необычное.
Хочу учиться только на «4» и «5».
Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключ к тесту:
Мотивы:
долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
благополучия: 5 - 6;
аффилиации: 7 -8;
престижа: 9 - 10;
избегания неудачи: 11 - 12;
учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
коммуникативные: 17 - 18;
творческой самореализации: 19 - 20;
достижения успеха: 21 - 22.
Обработка результатов теста
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Список используемой литературы
- Акимова, М. В. Козлова В. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М. В. Акимова, В. А. Козлова. - М.: Альфа-книга, 1992. – 143 с.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. – М: Школа жизни, 1980, 385 с.
- Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 4. Об оценках / Шалва Амонашвили. — 2-е изд. — М. : Свет, 2015.
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. - М. : Просвещение, 1976. - 157 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Просвещение, 1968, 400 с.
- Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. – М: Педагогика, 1972, 22-29 с.
- Волков, Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 121 с.
- Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М: Издательство МГУ, 1988, 254 с.
- Гончаров Н. К. Основы педагогики / Н. К. Гончаров. – М.: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1947. – 408 с.
- Диагностика и учёт в образовательном процессе индивидуальных свойств обучающихся : Учебное пособие / Под общ. ред. К. В. Макаровой и В. Д. Шадрикова.– Москва : МПГУ, 2021, 211 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000, 384 с.
- Казорина, А. А. Формирование учебной мотивации младших Колмогоровой, О. А. Брылевой. - Барнаул, АлтГПА, 2013. – 403 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Состояние. Личность. М.,1975, 204 с.
- Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. Журнал: вестник Московского университета. Серия 14, 2016, 3-8 с.
- Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск : Новосиб. полиграфкомбинат, 2002. - 264 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб. : Питер, 2002. - 480 с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М: Просвещение,1900, 96 с.
- Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - М.: 1994. – 317 с.
- Моргун В. Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии: учебное пособие / В. Ф. Моргун. – М.: МГУ, 1981. – 84 с.
- Мураль, И. П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников / И. П. Мураль // Начальная школа. – 2009. - №12. – С. 11-13.
Список электронных ресурсов:
Методика диагностической учебной мотивации младших школьников Н. В. Елфимовой “Лесенка побуждений”. URL: https://uchitelya.com/pedagogika/152466-metodiki-diagnostiki-motivacii-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov.html
Методика диагностики учебной мотивации школьников Н. Ц. Бадмаевой. URL: https://uchitelya.com/pedagogika/152466-metodiki-diagnostiki-motivacii-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov.html