Программа дополнительного образования «Моя малая родина»
Образовательная программа
туристко – краеведческой направленности
«Моя малая родина»
Срок реализации программы 3 года.Возраст обучающихся 11 – 15 лет.
Утверждена педсоветом Педагог дополнительного
Протокол №__________ образования детей
От__________________ Самуйленко Т.В.
Первой квалификационной категории
НСО
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Пояснительная записка_____________________________________4-8
Нормативно-правовое обеспечение___________________________8
Характеристика программы_________________________________8
Технологии_______________________________________________9
Технология реализации программы (методы)__________________9-10
Формы работы____________________________________________10
Принципы реализации программы___________________________10
Обеспечение программы. Условия реализации_________________11
Диагностика______________________________________________11-12
Механизм оценки. Критерии оценки_______________________12-14
Критерии и способы изучения эффективности работы туристко- краеведческого направления_________________________________14-15
Модель выпускника________________________________________16
Основные потенциалы личности__________________________16
Учебный план_____________________________________________17-18
Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения___________
Цель. Задачи. Прогнозируемые результаты__________________18-19
Описание основных тем__________________________________19-20
Учебно-тематический план 1 года обучения_________________21
Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения___________
Цель. Задачи. Прогнозируемые результаты__________________21-22
Описание основных тем__________________________________22-23
Учебно-тематический план 2 года обучения_________________24
Учебно-тематическое планирование на 3 год обучения___________
Цель. Задачи. Прогнозируемые результаты__________________25-26
Описание основных тем__________________________________26-27
Учебно-тематический план 1 года обучения_________________27-28
Методические рекомендации по направлениям деятельности______28
Создание и деятельность школьного краеведческого музея____29-30
Экскурсии в музей_______________________________________30-31
Основные экскурсии_____________________________________31-32
Научная исследовательская работа_________________________32-34
Аннотация структуры исследовательской работы_____________35
Литература________________________________________________36-38
Чувство Родины нужно заботливо выращивать,
прививать духовную оседлость.
Если не будет корней в родной стороне —
будет много людей, похожих
на иссушенное растение перекати-поле...
Д.С. Лихачев
Пояснительная записка.Образование находится в процессе глубокого реформирования. За последние десятилетия существенно изменилось содержание предметов исторического цикла, серьезному изменению подверглась структура школьного исторического образования, в государственные образовательные стандарты введен региональный компонент - история Сибири (интегрировано), а в 5 классе с 2011-2012 учебного года ввели краеведческий курс. Важную роль в формировании национально-регионального компонента образования играют учреждения дополнительного образования, позволяя осваивать учащимся содержание образования, связанного с изучением природных, социокультурных и экономических особенностей региона.
Актуальность краеведческого образования обусловлена потребностями общества в формировании у граждан нравственных и патриотических чувств. На пороге стандартов второго поколения значимость краеведческого образования ещё больше возрастает. На сегодняшний день краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, оно стало одним из эффективных средств совершенствования учебно - воспитательного процесса. Поэтому целесообразно организовывать краеведческие кружки, секции, музеи, разрабатывать различные методические материалы на основе локальной истории.
В настоящее время происходит развитие краеведения как научной отрасли, разрабатывается методология региональных исследований. Новейшие исследования в первую очередь уделяют внимание социокультурной, духовной, общественно-политической жизни, дающей представление, как о географической, так и о культурно-смысловой границе региона, области, края. Этих ориентиров я придерживалась при разработке данной программы.
Изучение окружающего микромира (деревни, города, края) необходимо для развития личности ребенка и его социальной адаптации. Краеведение играет значимую роль в формировании ментальности молодых граждан России через народные, национальные, региональные традиции, культуру, духовность, социальные отношения. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны; в ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Данная программа знакомит обучающихся с историческими источниками, находящимися в непосредственном окружении: особенности ландшафта, здания, сеть коммуникаций (дороги, реки), изделия, документы. Источники дают больше возможностей для обучения, понимания. Использование местных свидетельств создает связи между прошлым и настоящим, что повышает интерес, создает ощущение непосредственного присутствия в истории.
А как же привлекать к источникам детей, которые не имеют возможности и знаний для самостоятельного изучения исторических источников, как организовать работу по изучению родного прошлого? Ответы на эти вопросы отражены в разделе методические рекомендации.
Программа рассчитана на учащихся подросткового периода это учащиеся 11-15лет. Данный период характеризуется развитием гражданской потребности, потребности в оценки смысла человека вообще и своего существования в частности. Вполне естественно, что наряду с потребностью оценить для себя смысл тех или иных явлений жизни, а также поступков других людей человек начинает испытывать потребность оценить смысл своей жизни, своих поступков.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. Программа даёт возможность учащимся ближе познакомиться с односельчанами, увидеть их путь социализации, их гражданское и человеческое проявление, вынося из жизни других людей ценностные ориентиры для себя. Педагог способствует воспитанию людей с развивающейся гражданской потребностью, с общественной мотивацией.
Срок реализации программы 3 года, которые представлены отдельными курсами: «История школы»-1год; «История села»-2год; «История края»-3год. На каждом последующем курсе отводятся часы на закрепление знаний предыдущего года обучения. Общее количество часов по программе 384, которые разбиты на три года обучения соответственно по 128 часа ежегодно 4 часа в неделю. Для полного изучения истории малой родины разработана дополнительно годичная программа «Моя семья», которая позволяет дополнить, разнообразить сведения об истории края, через изучение истории семей и составления семейных летописей и родословных. Краеведческие знания можно условно разделить на концентры:
1. Мой дом. Родословная семьи; 2. Родная школа. Её история и традиции; 3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; 4. История района;
5. История области (края). Я попыталась разработать программу так, чтобы все эти краеведческие элементы были задействованы во время занятий на определённых этапах.
Цель: создание условий для социализации творческой личности по месту проживания.
Задачи:
Обучающие:
Обучение теоретическим знаниям в рамках краеведения (история школы, деревни, района).
Формирование навыков исследовательской деятельности: выбор и определение темы исследования, историографический анализ темы, поиск и сбор источников, их сопоставление и критика, составление научно-справочного аппарата, формирование гипотез, предположений, идей, их проверка, оформление выводов исследования.
Овладение основами вспомогательных исторических дисциплин: генеалогия, археология, источниковедение, этнография, музееведение.
Формирование навыков и умений оформления материалов научного исследования с учетом нормативных требований и современных компьютерных технологий; видов их предъявления и презентации (представления).
Развивающие:
Развитие самостоятельного познавательного интереса.
Развитие аналитического подхода в решении проблем. Умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью.
Развитие интереса к гуманитарным наукам.
Развитие критического мышления.
Воспитательные:
Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к природному, культурному наследию.
Формирование художественно-эстетического вкуса, оформительских навыков.
Заложить основы общения с односельчанами, одногрупниками.
Нормативно-правовое обеспечение
представлено следующими документами:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
Закон Российской Федерации «Об образовании» .
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект). – М., 2001г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.,2009г.
Устав Каргатского Дома детского творчества.
Устав МКОУ Алабугинская ООШ.
Характеристика программы.
По направлению деятельности |
Туристко- краеведческая |
По виду деятельности |
Поисково- исследовательская |
По образовательным областям |
История, обществознание, литература, ИЗО |
По форме реализации |
Групповая |
По способу реализации |
Эвристическая |
По уровню содержания |
Общеобразовательный, углублённый |
По возрасту обучающихся |
11-15 лет |
По половому признаку |
Девочки и мальчики |
По продолжительности реализации |
3 года |
По функции назначения |
обучающая |
Технологии.
Группа образовательных технологий |
Образовательная технология |
Теоретические основы |
Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения) |
Объяснительно-иллюстративное обучение |
|
Технология разноуровнего обучения |
Уровневая дифференциация |
|
Технологии развивающего обучения |
Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др. |
|
Технология проблемного обучения |
А. Осборн |
|
Дж. и Э.Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др. |
||
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся |
||
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения) |
Технология реализации программы (методы).
Объяснительно - иллюстрационный метод– фотоматериалы и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала.
Творческий.
Стимулирование и мотивация.
Устный и фронтальный контроль.
Самостоятельно-познавательная деятельность.
Словесный - беседы, рассказ, объяснение.
Исследовательский метод - исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
Игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д.
Практический метод – оформление краеведческого материала.
Формы работы.
Коллективная.
Групповая.
Индивидуальная.
Самостоятельная.
Принципы реализации программы.
Добровольности.
Опоры на интерес.
Доступности материала.
Последовательности.
Принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося.
Принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
Принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации.
Принцип системности.
Принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Обеспечение программы.
Условия реализации: (Материальная и научно-методическая база)
Бумага, альбом.
Экспонаты школьного краеведческого музея (фотографии, местные документы).
Экспонаты школьного краеведческого музея (предметы быта).
Статьи из газет, материалы библиотеки.
Клей, ножницы.
Компьютерная техника (обработка собранного материала).
Комната-музей.
Выход в Интернет (использование интернет ресурсов).
Совет музея.
Использование материалов областного и районного краеведческого музея, районного архива, школьной библиотеки.
Диагностика.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с обучающимися,
- методики сочинений, незаконченного предложения,
- наблюдения,
- тестирования,
- анкетирования,
- творческие достижения.
Для оценки образовательной программы применяется входной, промежуточный, итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Форма оценки: собеседование с обучающимися.
Цель промежуточного контроля – поверка освоения образовательной программы. Форма оценки: текущие тестовые задания, устный и письменный опрос, творческие задания.
Цель итогового контроля – определение уровня знаний, умений, навыков, приобретённых в результате обучения по программе, уровня личностных качеств. Форма контроля: итоговые тестовые задания, творческие задания.
Механизм оценки. Критерии оценки.
высокий, средний, низкий.
Высокий уровень – 10-15 баллов.
Средний уровень – 5-10 баллов.
Низкий уровень – 1-5 балла.
Итоговый бал складывается из практической подготовки и теоретической обученности ребёнка. За конкурсные работы ставится 10-15 баллов.
1.История школы. |
1.История школы. |
Творческий (практика) |
По материалам занятий (теория) |
Создание исследовательских работ. Темы исследовательских работ определяются обучающимся и контролируются педагогом. |
Тест « Из истории школы». В каком году была построена основная общеобразовательная школа? (1954 г.). Назовите руководителей школы с 1939 года (Белкин Иван Иванович, Регузов Александр Николаевич, Плохотнюк Виталий Тимофеевич, Москвина Екатерина Ивановна, Ермакова Жанна Валерьевна). Назовите известных людей, которые обучались в нашей школе? (Пархомчик Владимир Игнатьевич и Федоринина Валентина Калистратовна-возглавляли Народное образование в районе, Прохоренко Александр Петрович-начальник управления образованием Каргатского района, Раевский Александр Дмитриевич-сибирский поэт, член Союза писателей России). По каким предметам смена учителей в нашей школе была более частой? (Биология, история, математика, русский, немецкий язык). С каких окрестных сёл дети обучались в Алабугинской школе? (Сапожок, Петровск, Вторая Саракамышка, Озёрское). Какие учебные принадлежности выдавали в школе в 1920-е годы? Сколько учащихся числилось в начальной школе в 1920-е годы? Чем отличается начальное и семилетнее образование? Когда возникла пионерская организация, и какова была её структура в нашей школе? Объясните названия «Миллион Родине», «Зарница», «Берёзовая почка». |
Создание творческих работ |
|
Участие в конкурсах – «Отчий мир», «Моя малая родина». |
|
Оформление стенда « Из истории школы» |
|
Оформление выставки «Мир вокруг, мир во мне» (рисунки-пейзажи учащихся и фотографии местности). |
|
Оформление папок со школьными фотографиями. |
|
2. История села. |
2. История села. |
Творческий (практика) |
По материалам занятий (теория) |
Создание исследовательских работ. |
Тест «Из истории села». Что означает название деревни? Какие народные промыслы существовали в нашей местности? Какие животные обитали в нашей местности? Какие предметы быта хранятся в школьном краеведческом музее? Назовите повседневные блюда жителей села в голодные 30-40 годы? Кто смастерил русскую печь в школьном музее? Что значит «красный угол». Назовите ветеранов ВОВ. Объясните названия улиц села. Какой экспонат школьного музея имеет иностранное происхождение? |
Участие в конкурсах – «Отчий мир», «Моя малая родина». |
|
Участие в научно-практических конференциях. |
|
3. История района |
3. История района |
Творческий (практика) |
По материалам занятий (теория) |
Создание исследовательских работ. |
Когда был образован Каргатский район? Назовите исторические памятники Каргатского района? Назовите археологический памятник Каргатского района? Когда был образован Каргатский краеведческий музей (ККР)? Какие выставочные залы представлены в Каргатском краеведческом музее (ККР)? Почему музей города Каргата имеет краеведческий, комплексный профиль? Назовите самый древний экспонат, хранящийся в ККМ? Назовите полных кавалеров ордена Славы? Назовите героев Гражданской войны, которым в Каргате поставлен обелиск? Какие экспонаты или экспозиции ККМ свидетельствуют о переселенческом характере населения? |
Участие в конкурсах – «Отчий мир», «Моя малая родина». |
|
Участие в научно-практических конференциях. |
Критерии и способы изучения эффективности работы
туристко- краеведческого направления.
Критерии |
Показатели |
Методики |
1. Интеллектуальная развитость |
1.Освоенность образовательной программы. 2.Развитость познавательных интересов. 3.Способность к проведению научного поиска. |
Анализ текущей и итоговой успеваемости. Диагностика. Участие в разнообразных конкурсах, краеведческого характера. |
2. Нравственная развитость |
1.Сформированность основных нравственных качеств личности. 2.Социальная активность учащихся. |
Педагогическое наблюдение. |
3. Коммуникативная развитость |
1.Коммуникабельность. 2.Сформированность коммуникативной культуры учащихся. |
Педагогическое наблюдение. Участие в разнообразных конкурсах, краеведческого характера. |
4. Развитость креативных способностей |
1.Способность к оригинальному мышлению. 2.Стремление к творчеству. |
Педагогическое наблюдение. Участие в разнообразных конкурсах, краеведческого характера. Способность Применение краеведческих знаний или материалов для выполнения работ и участия в различных конкурсах. |
5. Сформированность группы |
1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. 2.Сформированность индивидуальности коллектива. |
Определение степени удовлетворённости учащихся своим коллективом. |
6. Удовлетворённость родителей жизнедеятельностью кружка |
1.Комфортность, защищённость личности учащегося. 2.Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своих детей. |
Отзывы родителей учащихся, их помощь в организации работы. |
Модель выпускника.
Должен знать:
Должен уметь: 1.Собирать, систематизировать историко-краеведческий материал.
Историю школы.
Историю села.
Историю края.
2.Выявлять участников исторических событий.
3.Отбирать и составлять материал для выставок, экспозиций музея.
4.Оформлять альбомы, стенды.
5.Проводить экскурсии.
6.Использовать компьютерные тех.
Учебный план.
1 год 4 часа в неделю |
теория |
практика |
2 год 4 часа в неделю |
теория |
практика |
3 год 4 часа в неделю |
теория |
практика |
|
1.Вводное занятие (основные методы работы) |
4 |
4 |
1.Вводное занятие (основные методы работы) |
3 |
1 |
1.Вводное занятие (основные методы работы) |
1 |
1 |
|
2.История школы |
2.История села. |
2. История края. |
|||||||
Сбор информации об учителях, ветеранах педагогического труда. Оформление стенда. |
4 |
14 |
Когда родилась моя деревня? |
1 |
2 |
Анализ ранее выполненных работ. |
- |
2 |
|
Сбор информации о выпускниках. Оформление «Книги почёта школы». |
2 |
6 |
Месторасположение, природа, животный мир края, ресурсы. |
1 |
4 |
История области « 75 лет». Область в истории Сибири и России.
|
2 |
4 |
|
Сбор информации о поступлениях в учебные заведения выпускников школы. |
2 |
8 |
Быт в конце XIX-XX века. |
1 |
12 |
« История НСО 70 лет». Стенд. « Юные таланты Сибири в нашей школе». Стенд. |
- |
6 |
|
Сбор материала о каждом выпуске. Оформление стенда. |
16 |
Архитектура деревни. |
- |
6 |
История района и история НСО. |
3 |
3 |
||
Систематизация собранного материала |
4 |
20 |
Беседы со старожилами. |
- |
2 |
Животный и растительный мир района. |
10 |
||
Оформление стенда «Из истории школы» |
2 |
12 |
Мастера и мастерицы. |
1 |
12 |
Археологические памятники на территории НСО и Каргатского района. |
3 |
3 |
|
3.История деревни. |
Оформление альбома «Мое деревенька в начале XX века» |
1 |
12 |
Образование района. |
1 |
3 |
|||
Место расположения школы, от первой до нашей. |
3 |
11 |
Мое село в годы ВОВ. |
1 |
6 |
Быт переселенцев. |
- |
10 |
|
Сбор фотоматериалов. |
10 |
Шефская помощь ветеранам. |
- |
12 |
Гражданская война. Исторические памятники. |
1 |
3 |
||
4.Заключительные занятия |
2 |
4 |
Ветераны ВОВ. Беседы с Литвиненко Г.С. |
- |
6 |
Пионеры. |
2 |
6 |
|
Сбор материала для фотоальбома «Вспомним всех поименно». |
1 |
12 |
Тыл в год ВОВ. Герои, ветераны ВОВ. |
3 |
23 |
||||
Современность. Люди деревни. |
- |
6 |
Каргатский краеведческий музей. Составление путеводителя по Каргатскому музею. |
1 |
13 |
||||
3.История края. |
« Область, район, деревня». Некоторые деревни района. |
1 |
7 |
||||||
Специфика развития. |
1 |
2 |
3.История села. Отработка версии, предположения с элементами доказательства. |
1 |
1 |
||||
4.История школы. |
Оформление стенда «Мир вокруг, мир во мне». |
1 |
3 |
||||||
«Сельский учитель»- сочинение, биография. |
- |
6 |
« Живи моя деревенька родная». |
- |
4 |
||||
Место расположения школы в деревне. |
- |
6 |
Ветераны ВОВ. Поговорим мы с вами. |
- |
1 |
||||
Молодежь деревни. Сочинение. |
- |
2 |
Оформление стенда - выставки к 9 мая. |
- |
2 |
||||
Сбор материала и оформление альбома «Армия сегодня». |
8 |
Организация экскурсии ко дню музеев. Экскурсия. |
- |
2 |
|||||
Подведение итогов обучения. |
- |
1 |
|||||||
23 |
1 0 5 |
11 |
1 1 7 |
20 |
1 0 8 |
||||
Всего часов |
128 |
128 |
128 |
||||||
4часа в неделю. |
4часа в неделю. |
4часа в неделю. |
Учебно-тематическое планирование
1 год обучения.
Цель: изучить историю школы краеведческими средствами.
Задачи:
1.Обучить теоретическим знаниям по направлению краеведения. 2.Сформировать навыки исследовательской деятельности. 3.Составить историю родной школы по источникам
( документам, фотографиям, рассказам педагогов и учеников…).
4.Развить самостоятельный познавательный интерес через применение практических занятий.
5.Развить интерес к гуманитарным наукам посредством исследования.
6. Развить критическое мышление через применение краеведческих знаний и материалов для выполнения работ различного характера (ИЗО, история, литература).
7.Воспитать уважение и любовь к культурному наследию.
8.Заложить основы коммуникативной культуры через общение с одногруппниками, учителями школы, а также ветеранами педагогического труда.
9.Формирование навыков и умений оформления материалов научного исследования с учетом нормативных требований и современных компьютерных технологий; видов их предъявления и презентации (представления).
Прогнозируемые результаты:
Знать: 1. Историю школы.
2. Ветеранов педагогического труда.
3. Основные события из школьной истории.
4.Традиции школы.
Уметь: 1.Использовать исследовательские методы в работе.
2.Проводить беседы и опросы.
3.Работать совместно в группах, коллективно, самостоятельно.
4.Отбирать материал для выставок и исследовательских работ.
5. Работать в Word, Excel, Photoshop, PowerPoint и др;
Быть: 1.Воспитанным, честным, справедливым.
2.Уважать память прошлых поколений.
Описание основных тем.
1. Вводное занятие (8 ч).
Решаем организационные вопросы. Знакомимся с планом работы кружка, целями и задачами, изучаем технику безопасности во время занятий кружка.
На первом этапе провожу беседу с учащимися об основах исследовательского метода. В основе исследования лежит самостоятельная работа, то с выработки её умений и начинаю подготовку учащихся. С этой целью учащихся вначале знакомлю с основными приёмами исследования (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия). Затем провожу практические занятия с использованием исторических источников.
На втором этапе вырабатываю у учащихся умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации.
На третьем этапе у учащихся вырабатываю специальные исследовательские умения и навыки.
2.История школы (100 ч).
Провожу в начале занятия по теории. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, ветераны школы, история создания и развития школы. Изучение сведений из архивных материалов. Составление различных статистических данных, плана расположения зданий школ в деревне с начала XX века, создание летописи школы, дополнения в книге почёта. Анкетные опросы жителей деревни как учились раньше.
3.История деревни (14 ч).
История деревни: происхождение и названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте. Методика изучения местных географических названий. Использование топонимики для изучения своей местности. Первые жители и строители поселка. Физико - географическое положение.
4.Заключительное занятие (6 ч). Систематизация, оформление материалов. Отработка навыков работы на компьютере, работа с программами: Word, Excel, Photoshop, PowerPoint и др;
Обобщающее занятие (игра, викторина, зачет и др.)
Учебно-тематический план
на первый год обучения «История школы».
Месяц- |
Октябрь. |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||||||||
Занятия- |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
Тема: |
||||||||||||||||
1.Вводное занятие. Основные методы работы. |
4 |
4 |
||||||||||||||
2.История школы. |
||||||||||||||||
Сбор материала об учителях, ветеранах педагогического труда. |
4 |
6 |
8 |
|||||||||||||
Сбор материала в «Книгу почёта школы». |
2 |
6 |
||||||||||||||
Сбор материала о поступлении выпускников школы в проф. учреждения. |
2 |
8 |
||||||||||||||
Сбор материала о каждом
выпуске школы. |
2 |
10 |
4 |
|||||||||||||
Сбор фотоматериала и его систематизация по разным Историческим периодам. |
4 |
6 |
||||||||||||||
Обработка всего собранного
материала (на компьютере). |
4 |
8 |
12 |
|||||||||||||
Оформление стенда «Из
истории школы». |
2 |
2 |
10 |
|||||||||||||
3.История деревни. |
||||||||||||||||
Месторасположение школы-
от первой до нашей. |
3 |
5 |
6 |
|||||||||||||
4.Заключительное занятие. |
2 |
4 |
||||||||||||||
Всего часов т/п |
7 |
9 |
4 |
12 |
2 |
14 |
2 |
14 |
- |
16 |
4 |
12 |
2 |
14 |
2 |
14 |
Всего часов в месяц |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
||||||||
Всего часов в год |
128 часа |
Учебно-тематическое планирование
2 год обучения.
Цель: изучить историю деревни краеведческими средствами.
Задачи:
1.Развивать навыки исследовательской деятельности через проведение исследований по истории населённого пункта, жизни населения, быту; по составлению биографий, родословных.
2. Составить историю родного села по источникам
( документам, фотографиям, рассказам старожилов).
3.Выработать умение использования данных вспомогательных исторических дисциплин.
4. Развить аналитический и критический подход в решении проблем.
5.Продолжить развивать критическое мышление.
6.Продолжить воспитывать уважение и любовь к культурному наследию.
7. Закреплять основы коммуникативной культуры через общение с одногруппниками и односельчанами.
8.Формирование навыков и умений оформления материалов научного исследования с учетом нормативных требований и современных компьютерных технологий; видов их предъявления и презентации (представления).
Прогнозируемые результаты:
Знать: 1. Историю деревни.
2. Прославившихся односельчан.
3. Основные события из истории деревни.
4. Местные традиции.
Уметь: 1.Использовать исследовательские методы в работе.
2.Проводить беседы и опросы.
3.Работать совместно в группах, коллективно, самостоятельно.
4. Выявлять участников событий.
5.Отбирать материал для исследований и оформления выставок.
6. Работать в Word, Excel, Photoshop, PowerPoint и др;
Быть: 1.Воспитанным, честным, справедливым.
2.Уважать память прошлых поколений.
Описание основных тем.
1.Вводное занятие (4 ч).
Решаем организационные вопросы. Знакомимся с планом работы кружка, целями и задачами, изучаем технику безопасности во время занятий кружка. Повторяем основы исследований. Исследование информационных источников. Анализ информации. Сопоставление, сравнение различных источников. Систематизация материала. Критический подход в исследовании.
2.История деревни (99 ч).
Основные сведения. История деревни: происхождение и названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте. Методика изучения местных географических названий. Использование топонимики для изучения своей местности. Первые жители и строители поселка. Физико - географическое положение, полезные ископаемые, границы поселения и их изменение; характер поверхности, реки, пруды, озера. Верования и религии, история церкви. Производства и промыслы. История развития сельского хозяйства. Обряды, обычаи и традиции. Фольклор, игры, танцы. Выявить элементы русской духовной культуры, сохранившейся в памяти народа нашей местности.
Первые колхозы на территории поселения. Раскулачивание и репрессии. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашей деревни. Экскурсии по деревне. Памятные и приметные места края. Обобщающее занятие (игра, викторина, зачет и др.)
3.История края (3 ч.).
Специфика развития. Население, занятость. Экономика. Современное состояние и перспективы.
4.История школы (22 ч.).
Сбор, обработка, систематизация новых сведений в летопись школы. Оформление стенда «История школы». Обобщающее занятие (игра, викторина, зачет и др.)
Учебно-тематический план
на второй год обучения «История деревни».
Месяц- |
Октябрь. |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||||||||
Занятия- |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
Тема: |
||||||||||||||||
1.Вводное занятие. |
3 |
1 |
||||||||||||||
2.История деревни. |
||||||||||||||||
Когда родилась деревня. |
1 |
2 |
||||||||||||||
Месторасположение деревни. |
1 |
4 |
||||||||||||||
Архитектура. |
5 |
1 |
||||||||||||||
Быт в к.19-н.20 в. |
1 |
2 |
10 |
|||||||||||||
Беседы со старожилами. |
2 |
|||||||||||||||
Мастера и мастерицы. |
1 |
11 |
1 |
|||||||||||||
Оформление альбома «Деревенька моя». |
1 |
6 |
2 |
4 |
||||||||||||
Деревня в годы войны. |
1 |
4 |
2 |
|||||||||||||
Беседы с ветеранами.
Литвиненко Г.С. |
2 |
4 |
||||||||||||||
Шефская помощь. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||||||
Сбор материала для альбома « Вспомним всех поимённо ». |
1 |
5 |
7 |
|||||||||||||
Современность. Твои люди деревенька моя. |
6 |
|||||||||||||||
3.История края. |
||||||||||||||||
Специфика развития. |
1 |
2 |
||||||||||||||
4.История школы. | ||||||||||||||||
« Сельский учитель». биография. |
6 |
|||||||||||||||
Место расположения школы в деревне. |
6 |
|||||||||||||||
Молодёжь деревни. |
2 |
|||||||||||||||
Сбор материала в папку «Армия сегодня». |
8 |
|||||||||||||||
Всего часов т/п |
6 |
10 |
- |
16 |
1 |
15 |
2 |
14 |
1 |
15 |
1 |
15 |
- |
16 |
- |
16 |
Всего часов в месяц |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
||||||||
Всего часов в год |
128 часа |
Учебно-тематическое планирование
3 год обучения.
Цель: изучить историю района краеведческими средствами.
Задачи:
1.Закреплять исследовательские навыки.
2.Расширить область краеведческих исследований через изучение истории района и области.
3.Составить историю района по источникам
( документам, фотографиям…).
4.Закреплять умение использования данных вспомогательных исторических дисциплин.
5. Закреплять аналитический и критический подход в решении проблем.
6. Продолжить развивать критическое мышление.
7.Продолжить воспитывать уважение и любовь к культурному наследию.
8. Закреплять основы коммуникативной культуры через общение с одногруппниками и односельчанами, а также жителями района
(экскурсии в Каргатский музей, выступления на практически- научных конференциях.
9.Формирование навыков и умений оформления материалов научного исследования с учетом нормативных требований и современных компьютерных технологий; видов их предъявления и презентации (представления).
Прогнозируемые результаты:
Знать: 1. Историю района.
2. Географические и исторические особенности.
3. Основные события из истории района.
4. Традиции.
Уметь: 1.Использовать исследовательские методы в работе.
2.Проводить беседы и опросы.
3.Работать совместно в группах, коллективно, самостоятельно.
4.Отбирать материал для выставок.
5.Ориентироваться географически на территории района.
6. Работать в Word, Excel, Photoshop, PowerPoint и др;
Быть: 1.Воспитанным, честным, справедливым.
2.Уважать память прошлых поколений.
Описание основных тем.
1.Вводное занятие (2 ч.).
2. История края (110 ч.).
История НСО. История НСО - история страны. Животный и растительный мир. Тыл. Годы ВОВ. Дети войны. Листовки и публикации с фронта. Победа. Ветераны ВОВ.Палеолит на территории района по археологическим находкам – стоянка Волчья грива. Как жили люди в Каргатской волости?
Какова была судьба ушедших поколений?
В чём заключаются уроки, которые можно извлечь из непростого исторического опыта?
Каргатский историко-краеведчский музей. Краеведческий музей – это музей комплексного профиля, имеющий три основных отдела: природа, хозяйство и культура. Выделяются основные исторические периоды: дореволюционное прошлое и советский период.
Главный признак любого музея – наличие подлинных памятников, которые составляют основной фонд. Природа и животный мир района. Сибирский (Московский) тракт. Сибирский тракт складывался на протяжении веков. Строительство железной дороги.
Образование района. Каргат. Административное деление. Органы местного самоуправления. Руководители местного самоуправления. История Каргата. Революционные события и установление советской власти. Населенные пункты, расположенные на его территории (происхождение названий, легенды, предания и сказания о них). Верования и религии. История становления и развития народного образования и здравоохранения. Исторические памятники. Обряды, обычаи и традиции, фольклор, игры, танцы. Знаменитые земляки, выдающиеся люди района.
Промышленные предприятия района (мясокомбинат, хлебозавод, и др.) Современные состояние промышленности. Развитие и современное состояние сельского хозяйства.
3.История деревни (16 ч.).
Оформление выставок: «Мир вокруг, мир во мне», «Живи моя деревня родная».
Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашей деревни. Экскурсии в школьный виртуальный музей.
Обобщающее занятие (игра, викторина, зачет и др.)
Учебно-тематический план
на третий год обучения «История края».
Месяц- |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||||||||
Занятия- |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
Тема: |
||||||||||||||||
1.Вводное занятие. |
1 |
1 |
||||||||||||||
2.История края. |
||||||||||||||||
Анализ ранее выполненных работ. |
2 |
|||||||||||||||
История НСО 75 лет. |
2 |
4 |
||||||||||||||
Стенды: «История НСО 75лет», «Юные таланты Сибири». |
6 |
|||||||||||||||
История района и история НСО. |
3 |
3 |
||||||||||||||
Животный и растительный мир. |
10 |
|||||||||||||||
Археологические памятники. |
3 |
3 |
||||||||||||||
Образование Каргатского района. |
1 |
3 |
||||||||||||||
Быт переселенцев. |
6 |
4 |
||||||||||||||
Исторические памятники. Гражданская война. |
1 |
3 |
||||||||||||||
Пионеры. |
2 |
6 |
||||||||||||||
Тыл в годы ВОВ.
Ветераны ВОВ. |
3 |
13 |
10 |
|||||||||||||
Составление путеводителя по Каргатскому музею. |
6 |
1 |
7 |
|||||||||||||
«Область, район, деревня».
Некоторые сёла района. |
1 |
7 |
||||||||||||||
3.История деревни. |
||||||||||||||||
Отработка версии о происхождении деревни. |
1 |
1 |
||||||||||||||
« Мир вокруг, мир во мне». |
1 |
3 |
||||||||||||||
« Живи моя деревня родная». |
4 |
|||||||||||||||
Ветераны ВОВ. |
1 |
|||||||||||||||
Оформительская работа к 9 мая. |
2 |
|||||||||||||||
Экскурсия ко дню музеев. |
2 |
|||||||||||||||
Подведение итогов. |
1 |
|||||||||||||||
Всего часов т/п |
3 |
13 |
3 |
13 |
4 |
12 |
3 |
13 |
3 |
13 |
16 |
2 |
14 |
2 |
14 |
|
Всего часов |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
||||||||
Всего часов в год |
128 часа |
Методические рекомендации
(по направлениям деятельности).
Педагогу необходимо быть подготовленным к проведению краеведческой исследовательской работы и владеть методикой руководства по приобщению к ней учащихся.
Возникает вопрос: с чего начать, чтобы привить учащимся умение и навыки творческой, поисковой, исследовательской работы? На эти вопросы помогут ответить данные методические рекомендации по деятельности краеведческого кружка « Моя малая родина».
1 направление –
«Создание и деятельность школьного краеведческого музея».
Школьный музей имеет учебно-педагогическое назначение, являясь результатом совместной коллективной деятельности учащихся, учителей, родителей способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе. Работа по созданию музея проводится в несколько этапов:
1. Первоначальный поиск и сбор краеведческого материала.
Мы ходим по домам старожил, собираем различные предметы старины, записываем сведения бытовой жизни деревни, истории семей и отдельных людей. Многие жители деревни, узнав о создании школьного музея, сами приносили будущие экспонаты. Поиск и сбор материалов сразу вызвал интерес у учащихся, сплотил их в поисковые группы, активизировал коммуникативные умения.
2. Реставрация экспонатов музея.
Многие вещи уже давно были убраны хозяевами из повседневного обихода, поэтому находились в неопрятном состоянии. Для реставрации экспонатов музея ребята разделились на три группы. Первая группа - подготовители, они очищают, моют предметы. Вторая группа - мастера, которые производят ремонт очищенной вещи. Третья группа - художники, придают вещи обновлённый, эстетический вид.
Данный этап работы способствует развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, развивает стремление к созданию прекрасного.
3.Создание экспозиций школьного музея.
Готовые предметы оформляем в экспозиции, именно в ней находится логическое и педагогическое завершение по созданию школьного краеведческого музея. На данном этапе у ребят развивается логическое мышление, исторические события предстают в определённой последовательности, появляется чувство синхронности исторического процесса в целом.
Экспонаты школьного краеведческого музея применяются как учебно-наглядные пособия на уроках истории, ИЗО, технологии, математики, литературы, музыки, иностранного языка.
Я также применяю экспонаты музея в качестве материала для организации игры на уроках истории. Например: большое наличие монет в музее использую для проведения на уроках торгов, ярмарок, аукционов.
Обзорные экскурсии в музее проводятся для учащихся, учителей, родителей, воспитанников детского сада, ветеранов ВОВ и тружеников тыла. Учебные экскурсии проводятся согласно учебно-тематическому планированию на уроках истории. Проведение экскурсии развивает у учащихся чувство патриотизма, познавательный интерес, творческое мышление, коммуникативные умения.
2 направление -
Экскурсии в музей.
Школьные экскурсии в музей требуют своей методики. В музее изучаемые предметы находятся не в естественных, а в искусственных условиях, на выставках в весьма концентрированном состоянии в виде экспонатов. В нём сосредоточено так много материала, что его трудно в одно посещение усвоить. Поэтому школьная экскурсия в музей должна быть тематической, по возможности, увязанной с проходимой темой занятия. Обзор музея ограничивается только отдельными комнатами и выставками, которые относятся к теме и доступны пониманию обучающихся.
Многие методисты склоняются к тому, чтобы сам учитель давал объяснения на первый экскурсии, а затем привлекал к проведению экскурсии обучающихся кружка.
Существуют разнообразные музеи. В нашей районе есть историко-краеведческий музей, а в Новосибирске государственный краеведческий музей. Эти музеи стремятся к всестороннему и комплексному отражению своего края. Поэтому они больше всего могут удовлетворить потребности школы. При изучении истории своей малой родины учителю надо помнить и внедрять сведения этих краеведческих музеев на своих занятиях в соответствии с образовательной программой.
Посещение краеведческого музея хорошо увязывать не только с программной темой, но и с ознакомлением учеников со своим краем. Возможности интернета позволяют разработать и совершить виртуальную экскурсию в областной краеведческий музей и в районный историко-краеведческий музей.
Основные экскурсии по программе.
-
«Народные традиции материальной культуры» (обзорная экскурсия) основанная на исследовательской работе и представлена презентацией 2006г. Заяц Юлия, Озерова Дарья. Темы экскурсий под номерами 1,2,3,4,5,6,7 являются отдельными главами данного исследования и могут использоваться с хорошим результатом раздельно как тематические.
-
Народные промыслы (тематическая экскурсия).
Отопление (тематическая экскурсия).
Архитектура (тематическая экскурсия).
Предметы быта (тематическая экскурсия).
Интерьер (тематическая экскурсия).
Гигиена (тематическая экскурсия).
Кулинария (тематическая экскурсия).
-
Духовная культура (обзорный экскурс) по презентациям «Духовная культура. Русский праздник» 2008г. Заяц Ксения, Заяц Юлия, «Духовная культура. Народная песня» 2008г. Заяц Ксения, Заяц Юлия.
«За мирное небо над головой» (тематическая экскурсия) презентация о тружениках тыла и ветеранах ВОв 2010г. Юркова Екатерина (9кл.), Самуйленко Никита (3кл.) Пастушенко Иван (6кл.).
«Вспомним всех поимённо» (тематическая экскурсия) презентация о ветеранах ВОв 2010г. Юркова Екатерина (9кл.), Самуйленко Никита (3кл.) Пастушенко Иван (6кл.).
«История развития и образования Алабугинской школы» (тематическая экскурсия) презентация 2011г. Солодкина Виктория (6кл.), Дубровина Татьяна (9кл.).
Каргатский историко-краеведческий музей (обзорная экскурсия) по сайту музея или просмотр презентации «Материалы Каргатского краеведческого музея как источник по изучению истории района» 2008г. Лукашина Алёна, Озерова Дарья.
Новосибирский государственный краеведческий музей (обзорная экскурсия) по сайту музея или фотоматериалы кружковцев в форме презентаций.
3 направление -
«Научная исследовательская работа ».
Школьное краеведческое исследование является научным исследованием, так как ставятся задачи, проблемы ранее никем не изученные, в качестве научной лаборатории используется природная и культурная среда своего края.
Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся. Удовлетворяя присущую детям потребность исследования, познания, школьное краеведение укрепляет их интерес к науке, что является важным условием успеваемости в обучении. Непосредственное изучение реальной действительности формирует у детей научное, диалектико-материалистическое мировоззрение.
Педагогу самому необходимо быть подготовленным к проведению исследовательской работы и владеть методикой руководства по приобщению к ней учащихся. При изучении любого краеведческого объекта необходимо соблюдать определённую последовательность.
Я для себя выделила два основных этапа работы по этому направлению:
1. Подготовительный.
Учащихся на первых занятиях знакомлю с основными приёмами исследовательской деятельности (анализ, синтез, сопоставление, сравнение, обобщение), правилами доказательства и опровержения. Затем провожу групповые практические занятия.
В результате этого учащиеся приобретают элементарные умения работы с источниками и литературой.
2. Самостоятельная работа.
Сокращаю групповые занятия и увеличиваю индивидуальные. Самостоятельный поиск, самостоятельное добывание знаний, исследование - важнейшее звено познавательного интереса, причём центром познавательного интереса является вопрос, проблема, задача.
При этом формы работы могут быть различными: коллективная, групповая, индивидуальная. Учащихся знакомлю с памяткой по организации своей поисковой деятельности, которую они применяют на практике:
Выбор темы, определение целей, задач.
Разработка общего плана.
Подготовка программы сбора материалов.
Распределение видов работы, определение сроков.
Определение форм, методов и приёмов работы.
Изучение источников опубликованной литературы.
Выявление и изучение документальных источников.
Выявление участников исторических событий, их очевидцев.
Сбор изучение и описание предметов материальной и духовной культуры.
Проверка достоверности собранного материала.
Обработка, систематизация и оформление собственного материала.
Контроль и консультации педагога на всех этапах.
Чем больше и разнообразнее будут использованы источники, тем выше научность работы.
За годы практического научного краеведения были выполнены следующие работы:
Коллективные - «Армия сегодня», в создании принимали участие все классы с 5 по 9. Ребятам давались задания по сбору материала из СМИ, а также местных свидетельств (фотографии, письма, рассказы призывников – срочников). Работа по сбору активизируется к праздникам 23 февраля и 9 мая.
Групповые – «История населённого пункта»; «Народные традиции материальной культуры»; «Духовная культура русского народа. Русский праздник»; «Духовная культура русского народа. Народная песня»; «История образовательного учреждения Алабугинская школа», оформление школьного стенда по материалам «Из истории школы»;
« Биография в документах»;
«Вспомним всех поимённо»;
«Иллюстрации к стихам сибирского поэта А.Д.Раевского»; «История развития и образования школы».
Индивидуальные – «Ещё одна разгаданная тайна»; « Воспоминания бабушки»; « Родословное дерево семьи»; «Путь моей семьи».
Краеведческие исследования носят межпредметный характер (история, литература, русский язык, ИЗО, музыка).
По моему мнению, исследовательские работы учащихся имеют характер перспективных, могут дорабатываться, дополняться новыми результатами исследований авторами или другими учащимися, могут активно использоваться в методической работе, что уже подтверждено на практике.
Аннотация структуры исследовательской работы.
Структура |
Требования к содержанию |
Титульный лист |
- наименование учебного заведения; - фамилию, имя и отчество автора; - тему работы; - фамилию, имя и отчество руководителя; - город и год. |
Оглавление |
- наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение (вступление) |
- рекомендуемый объем от 1 до 2-х страниц; - оценка современного состояния решаемой проблемы или задачи; - обоснование необходимости и актуальности проведения работы; - обоснование собственного интереса и практической значимости работы; - формулировка целей, задач, объекта, предмета, гипотезы, методов исследования; - краткий анализ использованной в процессе исследования литературы. |
Основная часть |
- от 10 до 15 страниц; - состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме; - каждая глава или раздел начинается с нового листа; -поясняются новые термины и понятия, используемые в работе, излагаются различные точки зрения и подходы к решению проблемы, автором выражается свое отношение к проблеме; - по тексту внизу листа или в конце работы оформляются ссылки на цитируемую литературу. |
Заключение (выводы) |
- наличие собственных взглядов и выводов по проблеме; - сопоставление целей и задач исследования с полученными результатами; - выводы должны состоять из нескольких пунктов; - подчеркивается практическая значимость работы и возможные изменения ситуации в будущем. |
Список литературы |
- перечень работ, использованных автором, должен быть составлен в алфавитном порядке (по фамилии автора книги); - сначала перечисляются монографии, затем статьи в журналах, потом словари и энциклопедии, периодическая печать. |
Приложения |
Содержат схемы, графики, таблицы, диаграммы, карты, иллюстрации. |
Л и т е р а т у р а.
Краеведческая:
-
Кацюба Д.В. Историческое краеведение. М., 1980 г.
Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., 1980 г.
Милонов Н.П. Историческое краеведение в школе. М., 1980 г.
Краеведение в воспитании учащихся. М., 1965 г.
Вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской области. Новосибирск . 1997 г.
Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982 г.
Музей как центр научной и краеведческой работы в школе на современном этапе. Пермь. 1994 г.
Общие вопросы школьного краеведения. М., 1971 г.
Размустова Т.О. Музей и историческое краеведение. М., 1988 г.
Огризко З.А. Школьные музеи. М., 1972 г.
Мельников А.Д. Школьные краеведы.// Преподавание истории в школе. 2003 г.№2.
Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев.// Воспитание школьников. 2001 г.№3.
Садыкова А. Музей русского деревянного быта.// Воспитание школьников. 2000 г.№8.
Ванслова Е.О. О роли музейной педагогики в решении проблем вандализма.// Воспитание школьников. 2002 г№7.
Будко Е.Д. Музей - центр нравственного и патриотического воспитания в школе.// Школа.2002г.№1
Туманов В.Е. Школьные музеи.// Преподавание истории в школе. 2003 г.№2.
Коваленко И.Д. Методы исторического исследования. 2003г.
Историческая:
-
Археологические, этнографические и исторические источники по истории Сибири. Омск, 1986г.
Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири. Новосибирск, 1991 г.
Памятники Новосибирской области: памятники археологии, памятники архитектуры. Новосибирск, 1989г.
Страницы истории Новосибирской области (люди, события, культура) 1-2 часть. М.,1995 г.
Психолого-педагогическая:
Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах.
Иванников В.А. Психология сегодня.
Кон И.С. Психология старшеклассника.
Смирнова С.А. Педагогика. М., АКАДЕМИЯ, 2001г.
Печатные издания музея истории Алабугинского сельсовета:
«Они вернулись с победой».
«Книга памяти».
«Страницы истории Алабугинского сельского Совета» Ч.1., Ч.2.
«Славные сыны и дочери земли Алабугинской».
Литература
для
Родителей Обучающихся
Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. |
|
Иванников В.А. Психология сегодня. |
|
Кон И.С. Психология старшеклассника. |
|
|
|
|
|
|
|
|
37