Программа кружка «Моя малая родина»

3
0
Материал опубликован 2 November 2021

Программа кружка «Моя малая родина»

Цель программы: создание условий для воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

Обучающие:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего посёлка, района и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и района, области;

- изучение проблем развития своего посёлка, района.

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции;

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию своей инициативы.

Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- укрепление семейных связей:

-заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

-наличие возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

-изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр презентаций и видеофильмов;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

-общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

-совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

-формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

-содействовать формированию и укреплению семейных традиций, вовлечению родителей в совместную с коллективом объединения деятельность.

Оздоровительные:

-сохранение и укрепление здоровья детей во время проведения экскурсий, подвижных игр.

- развитие положительных эмоций, вызываемых активной двигательной деятельностью игрового характера.


Ожидаемые результаты по итогам реализации программы

В результате обучения по программе «Моя малая Родина» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник кружка научится:

Личностные действия:

-научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

-испытывать чувства сопричастности и гордости за свой край- свой свой поселок, за успехи своих земляков;

- эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой своих земляков

Регулятивные действия:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные  действия:

-используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-узнавать символику района

-описывать достопримечательности родного края;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

-работать с картой; с музейными экспонатами

-находить на карте свой регион и его главный город, районный город, своё село;

-научится работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

-ориентироваться на позицию партнера в общении;

-учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

-готовить и выступать с сообщениями;

-формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;

                     Учебно – методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс, используемый в процессе реализации настоящей программы включает в себя:

- Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, фотоаппарат, диктофон.

Литература для педагога

1.Агамова Н.С., Морозова И.А., Слепцова И.С. Народные игры для детей. Организация, методика, репертуар: Сборник игр, развлечений и материалов для курсов повышения квалификации организаторов досуга и игр. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1995. – 174 с.

2.Баранов С.Ю, Скупинова Е.А.Сказания о земле вологодской. Вологда «Учебная литература» 2007 г.

3.Бурова Л.И., Гриценко М.Е., Логовеева Г.П. «Родной край». М., «Технологическая школа бизнеса», 1998.

4.Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов (мифы древних славяне). – М.: Вече, 2000. – 400с.

5.Гороховская И. В. Игра: воспитательный потенциал, педагогическое руководство и организация: Учебно-методическое пособие / Научный ред. М. А Углицкая. – 3-е изд. испр. и доп. – Вологда: Изд-во «Ления», 2007. – 100 с.

6.Ермаков Д.А. Кружевные сказки: для всей семьи / Дмитрий Ермаков; [худ. О.Б. Малинин] - Вологда: Киселёв А.В., 2017. - 68 с.

7.Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

8..Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники/ В.В. Ищук, М.И. Нагибина.- Ярославль академия развития - 2000.- 160 с.

9.Полуянов И.Д. Деревенские святцы (по устным народным календарям) -М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1998.-352 с.

10.Пугачева Н.В. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. /Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие.- м: Педагогическое общество России, 2007.- 144с.

11.Скобелев О.А. Липовое лыко заонежан: и гуж, и веревка, и мочалка. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008

12.Вытегра: Краеведческий альманах. Вып.1. Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 1997. 400 с..

13.Вытегра: Краеведческий альманах. Вып.2. Вологда: ИПЦ «Легия», 2000. 368 с..

Вытегра: Краеведческий альманах. Вып.3. Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. 336 с..

14.Вытегра: Краеведческий альманах. Вып.4. Вологда: ВГПУ, издательство, 2010.. 400 с..

15.Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб метод. пособие / Под ред. Н. МН. Ланковой. – М.: Гуманит. изд.. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.:ил. – (Воспитание и доп. образование детей).


                                Литература для учащихся

1.Вепсские народные сказки: Сборник / Составители: Н. Ф.Онегина и М. И. Зайцева. – На русском и вепсском языках. – Петрозаводск: «Карелия», 1996. – 261с.

2.Заветное словечко: Сказки Вологодского края в пересказе С. Ю. Баранова. Для школьного возраста. – Вологда: ООО «Учебная литература», 2008. – 304 с.

3.Баранов С.Ю, Скупинова Е.А.Сказания о земле вологодской. Вологда «Учебная литература» 2007 г.

                                                          Первый год обучения

Учебный план


п/п

Название раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1


2.

Мы пришли в музей

14

7

7

3.

Мы живём в Прионежье (страницы истории Вытегорского края)

21

12

9

4.

Природа родного края

23

11

12

5.

Подведение итогов работы

13

4

9

ИТОГО

72



Итоговое зачетное мероприятие

Краеведческий конкурс.

Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу

1.1 Тема: Содержание понятие «краеведение». Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Знакомство с традициями краеведческого объединения. Правила поведения на занятиях. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

Раздел 2. Мы пришли в музей

2.1. Тема «Знакомьтесь, музей!».Познакомить, что такое музей, виды музеев, экспозиция, экспонат.

Знакомство с экспозициями музея, его историей и редкими экспонатами

2.2 Практическое занятие: экскурсия в школьный музей.

Знакомство с его историей, с экспозициями музея и редкими экспонатами

2.3.Тема: «Повторно-обобщающее занятие». Осмысление понятий «музей», «экспозиция», «экспонат». Запись новых понятий в «Словарь музейных терминов».

2.4 Практические занятия: Запись новых понятий в «Словарь музейных терминов».

2.5. «Удивительный мир музея».Знакомство с музейным профессиями.

2.6 Практическое занятие: Встреча с экскурсоводом школьного музея.

2.7. «Я б в музейщики пошёл»

2.8 Практическое занятие: Подготовка и конкурс мини-сочинений «Я б в музейщики пошёл» (какую музейную профессию ты бы выбрал).

2.9. Экспонаты музея и их история.

2.10 Практическое занятие: Путешествие-инсценировка «Тайны волшебного сундучка»

2.11.12 Повторительно-обобщающее занятие «Проверь себя». Задачки, кроссворды, загадки о предметах из сундучка.

2.13.14 Практические занятия: Конкурс рисунков «Мой любимый экспонат». Конкурс сочинений: «Радость встречи с музеем»

Раздел 3. Мы живём в Прионежье (страницы истории Вытегорского края)

3.1.2 Тема: «Прионежье – моя малая Родина». Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.Занятие населения Вытегорского района.

3.3 Практические занятия: рассматривание карты Вологодской области, Вытегорского района, нахождение значимых географических объектов.

3.4. Тема: Работа с термином «археология». Археология – наука лопаты. Находки на Вытегорской земле.

3.5 Практические занятия: Экскурсия в школьный музей. Какие экспонаты были найдены в результате археологических раскопок.

3.6. Тема: «Как жили наши предки в древности». Быт, обычаи, обряды древних славян. Наш край в древности. Археологические памятники на территории района.

3.7 Практические занятия: Сюжетно-ролевая игра, работа с листами активности.

3.8. Тема: «Прошлое нашего края» (обзор мини-выставки)

3.9.Тема: Город на реке Вытегре» Знакомство с историей города.

3.10 Практическое занятие: просмотр презентации « Родной край - Вытегра»

3.11 Тема: «По старым улочкам Вытегры». Познакомить детей с улицами города Вытегра

3.12 Практические занятия: просмотр детских презентаций «Улицы родного города».

3.13 Практическое занятие: Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.

3.14 Тема: «Мой город»

3.15 Практическое занятие: Конкурс рисунков «Мой город»

3.16Тема: «Исторические и архитектурные памятники города Вытегры». Обзор мини-выставки фотографий.

3.17.Тема: «От Мариинки до Волго-Балта».1810год – ввод в действие Мариинской водной системы .Развитие промышленности. Волго – Балт – ключ к пяти морям. Проектирование, строительство и хозяйственное назначение водного пути.

3.18 Практическое занятие: пешеходная экскурсия к Волго – Балтийскому каналу им. В.И. Ленина.

3.19 .Тема: «Гидротехнические сооружения края». Рассказ о шлюзах старой Мариинской системы (их 39) и о 6 шлюзах Волго- Балта, находящимися на территории Вытегорского района. Переправы в с. Волоков Мост и с. Анненский Мост.

3.20 Практическое занятие: пешеходная экскурсия к переправе и старым шлюзам Мариинки

3.21.Тема: Познавательный час «Суда и судоходство». Знакомство с профессией судостроителя, с верфью- место,где строят суда, видами судов.

Практическое занятие: Конструирование из бумаги корабликов.

Раздел 4. Природа родного края

4.1.Тема: «Удивительный мир природы в мифах древних славян». Чтение, пересказы детьми легенд, мифов, сказаний о растениях, животных, явлениях природы, сказочных существах.

4.2 Практическое занятие: Выставка детских рисунков на тему «Сказочные существа дома, бани, водоема , леса»

4.3. Тема: «Поэзия русского пейзажа». Наблюдение за природой Вытегорского края

4.4 Практическое занятие: прогулка в лес.

4.5. Тема: «Прощай, лето». Беседа в музее с использованием музыкальных и литературных произведений.

4.6 Практическое занятие: Чтение стихов, исполнение песенок, хороводов, игр.

4.7. Тема: «Осенины». Беседа об осенних изменениях в природе, в жизни людей.

4.8 Практическое занятие: Чтение стихов, исполнение песенок, хороводов, игр.

4.9. Тема: «Дары осени»

4.10 Практическое занятие: конкурс поделок из природного материала, овощей, цветочных композиций к выставке «Урожай 2017»

4.11 Тема: «Зимушка-зима» Беседа о зимних изменениях в природе, жизни людей.

4.12 Практическое занятие: лыжная прогулка в лес.

4.13 . Тема: «Веснянки». Беседа о том, как люди встречают весну. Традиции, обряды, связанные с прилетом птиц. Традиции народного праздника Герасима Грачевника.

4.14 Практическое занятие: коллективная творческая работа - аппликация «Птицы прилетели».

4.15.Тема: «Моё любимое время года». Беседа о любимом времени года.

4.16 Практическое занятие: конкурс рисунков «Моё любимое время года»

4.17. Тема: Познавательное занятие: « Что мы сажаем, сажая леса...»

4.18 Практическое занятие: знакомство с интересным человеком, другом леса – лесничим. КТД - уборка территории вокруг школы, посадка рассады цветов во дворе школы.

4.19 Тема: Вытегорский краеведческий музей. История создания, экспозиции и экспонаты музея. Правила поведения в музее.

4.20 Практическое занятие: Виртуальная экскурсия в краеведческий музей г. Вытегра.

4.21 Тема: «Природа – мой родной дом»- обобщение раздела.

4.22.23 Практическое занятие: подготовка и проведение звёздного часа «Природа и мы»

Раздел 5. Подведение итогов работы.

5.1. Тема: «Музей и мы». Закрепить понятие - музей, виды музеев, экспозиция, экспонат, археология.

5.2 Практическое занятие: праздник-игра «Кладовая старины»

5.3. Тема: «Друзья природы». Обобщить полученные знания основ экологической культуры, бережного отношения к природе родного края.

5.4 Практическое занятие: Конкурс знатоков природы.

5.5 Практическое занятие: Презентация книжек – малышек по теме «Правила друзей природы»

5.6.Тема: « Мой город». Повторить знания об истории города Вытегра, его достопримечательностях.

5.7 Практическое занятие: Игра-викторина « Мой город»

5.8. Тема: Практическое занятие: викторина«Знаете ли вы животных?»

5.9.10.11 Практическое занятие Подготовка и участие в школьном, районном конкурсе по краеведению «Первое открытие». Сбор материала, оформление и защита исследовательских работ. Подготовка и участие в районных Клюевских чтениях и в конкурс прикладного творчества « Кудесник Русского Севера». Разучивание стихотворений Н. Клюева, оформление рисунков к стихам Н. Клюева.

5.12. Тема: «Наш край в прошлом»

5.13 Практическое занятие: викторина «Знаю ли я родной край?»


Основные формы организации деятельности


- теоретические и практические (в т.ч. внеаудиторные) занятия;

- прогулки, экскурсии;

- краеведческие конференции;

-выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, разработка и защита исследовательских, проектных работ;

- конкурсы рисунков и поделок;

- коллективные творческие работы;

- самостоятельная работа учащихся;

-просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

-встречи с интересными людьми;

-проведение интеллектуальных игр, викторин, праздников.

-коллективное творческое дело;

-фотосессия,  

Формы текущего контроля и отслеживания результативности реализации программы

- наблюдение, тестирование, анкетирование, контрольные занятия;

- выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий;

- участие в тематических играх, викторинах, конкурсах, конференциях, олимпиадах, чтениях;

- разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов;


Формы промежуточной аттестации учащихся

-тематические игры, викторины, краеведческие конкурсы, конкурсы рисунков и поделок, школьные и районные конференции по краеведению, олимпиады.

-разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов, написание сочинений детьми;

- участие в зачетных экскурсиях по родному краю, походах выходного дня.

                         Ожидаемые результаты по итогам первого года обучения


По итогам первого года обучения учащиеся должны:

1. Иметь представление:

- о родном крае

- об историческом наследии Вытегорского края;

- о достопримечательностях малой родины;

- о природе края;

2. Знать:

- основные понятия и термины: «музей», «экспозиция», «экспонат», «археология» и т.п.

- некоторые обычаи и обряды края;

- природные объекты родного края.

3. Уметь:

- ориентироваться в окружающем мире;

- изготовлять поделки из различного материала;

- играть в старинные русские игры;

- сочинять небольшие по объёму сказки, стихи, частушки, рассказы;

- применять теоретические знания на практике.

4. Владеть навыками:

- культуры поведения в общественных местах;

- основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного поведения.


                                              Второй год обучения

                                                 Учебный план




Тема

Общее

количество часов


Теория


Практика

1. Вводное занятие

2

1

1

2. Быт и нравы жителей Вытегории

13

1

12

3. Искусство народных умельцев

15

2

13

4. Духовное наследие

16

3

13

5 Праздники Вытегорского края

15

1

14

6 Подведение итогов работы

11

-

11

ИТОГО:

72

7

65

Зачетное мероприятие:

Экологическая игра «В поисках клада»




Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие

Тема :Итоги летнего путешествия – рассказы детей. Задачи на новый учебный год. Техника безопасности во время занятий кружка.

Практическое занятие: Организация фотовыставки «Моё загорелое лето»

Раздел 2. Быт и нравы жителей Вытегории

2.1 Тема: «Изба, что терем» - знакомство детей с интерьером крестьянского дома

2.2 Практическое занятие: экскурсия в школьный музей, изучение экспонатов школьного музея – «красный» угол, вышивка, кружево, старинные предметы обихода крестьянской избы: утюги, ступка, керосиновая лампа, ткацкий станок, прялки и др. Поиск старинных предметов обихода в «бабушкином» сундучке.

2.3.4 Практическое занятие: создание из предметов, найденных в «бабушкином» сундучке мини- экспозиции «Уголок крестьянской избы

2.5.6.Практическое занятие: «Путешествие по сказкам»- использование предметов старинного быта в сказках вологодских сказочников. Знакомство с книгой Дмитрия Ермакова «Кружевные сказки». «Кружевные сказки» – сборник сказов для семейного чтения, объединенных общей темой вологодского кружева. Герои сказок – кружевницы, бедные вологодские крестьяне, императрица, офицер царской армии времен Отечественной войны 1812 года и солдат Второй мировой. «Кружевные» истории разворачиваются в вологодских селах.

2.7.8 Практическое занятие: Повторительно-обобщающее занятие «Проверь себя» (задачки, кроссворды, загадки о предметах крестьянского быта)

2.9.10 Практическое занятие: «Долог день до вечера»- занятия и хозяйственная деятельность крестьян. Обучение детей выполнять небольшую по объёму вышивку; свободно владеть иглой – отмерять длину нитки через локоть, вдевать нитку в иголку, завязывать на конце нитки узелок, правильно держать иголку; шить, используя при этом разные виды швов: «вперёд иголка», «через край»; делать небольшую вышивку швом «вперёд иголка» по разметке, подбирать при этом нитки, характерные для данного предмета: ягодка – красная, ёлочка – зелёная.

2.11 Практическое занятие: «Посиделки» -знакомство детей с особенностями вологодского фольклора: песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки и др.

2.12.13 Практическое занятие: театрализованный урок «Зимний вечер в крестьянской избе» - знакомство с досугом, развлечениями и забавами детей. Разучивание народных игр «Коршун и наседка» «12 палочек» «Гори, гори ясно» и др.

Раздел 3. Искусство народных умельцев

3.1 Тема: Познавательное занятие «Кладовая мастеровых»- знакомство с народными промыслами Вытегорской земли

3.2.3 Практическое занятие: экскурсия «Ремесло плотника» к новому строящемуся дому на улице Коммунальная, улица Советский проспект,знакомство с древним плотницким ремеслом.

3.4.5 Практическое занятие: Липовое лыко заонежан: и гуж, и верёвка, и мочалка и кисти для побелки печей, и помазки для смоления лодок, и кухонные тряпки.

3.6.7.8.9 Практическое занятие: «Мастерская рукодельников»- изготовление куклы - оберега из природного материала – соломки, сена, лыка и др.

3.10 Тема: Гончарное производство Вытегорского района: гончарный промысел в деревнях Андомской округи.

3.11.12 Практическое занятие: «Волшебная глина» - изготовление тарелочки из глины, её роспись.

3.13 Практическое занятие: « Льняные смотрины» - знакомство детей с льном, льняными изделиями, орудиями труда, с помощью которых возделывали лен; с традициями русского народа,связанными с возделыванием льна.

3.14 Практическое занятие: «Бабушкин половик – подарок из далёкого прошлого»- экскурсия в школьный музей: из истории ткачества, знакомство с народным промыслом – ткачество, технологией изготовления домотканых половиков, устройство и работу ткацкого станка - «кросна»

3.15 Практическое занятие - Вязание крючком круглых половичков из полосок ткани.

Раздел 4. Духовное наследие

4.1 Тема: «Древние мифы и сказания» - знакомство со славянская мифологией.

4.2 Практическое занятие: Славянская мифология: домовой, леший, русалки. Сказки или реальность. Поверья и суеверия. Конкурс детских рисунков «Мы – славяне»

4.3. Тема: «Бабушкины сказки» -знакомство со сборником сказок « Заветное словечко: Сказки Вологодского края в пересказе С. Ю. Баранова, чтение их. конкурс рисунков по сказкам

4.4. Практическое занятие: конкурс рисунков по сказкам

4.5. Практическое занятие: мини-сочинение «Моя любимая сказка»

4.6.7 Практическое занятие :культурное наследие края» - знакомство со сборником вепсских народных сказок и их чтение.

4.8.9 Практическое занятие: конкурс рисунков «Самый любимый сказочный герой»

4.10.11.12. Практическое занятие: народный театр - знакомство с фольклорным наследием: песни, танцы. Кукольный театр «Репка»,выступление перед первоклассниками.

4.13.14 Практическое занятие: знакомство с народными играми для детей на народный праздники: «Алёнушка и Иванушка»- игра на Троицу, « Верба- вербочка»- игра на Вербное Воскресенье, «Солнышко – вёдрышко»- игра на Пасху, «Пчелки и ласточки» -игра на Благовещение, «Венок»- игра на Троицу, «Бабушка Пыхтеиха»- игра в Рождество.

4.15.16 Практическое занятие: подготовка и проведение посиделок «В гости к хозяйке русской избы»

Раздел 5: Праздники Вытегорского края

5.1 Тема: Беседа «Истоки народных праздников»

5.2. Практическое занятие: «Покров Пресвятой Богородицы»- история праздника, народные приметы.

5.3. Практическое занятие: мини- сочинение на тему «Первый снег»

5.4. Практическое занятие: «Рождество Христово» - знакомство с историей, традициями и обычаями проведения праздника.

5.5 Практическое занятие: разучивание рождественских колядок.

5.6 Практическое занятие: «Боярыня-масленица» - знакомство с историей, традициями и обычаями проведения праздника.

5.7 Практическое занятие: участие детей в проведении праздника в посёлке «Широкая Масленица», исполнение закличек.

5.8 Практическое занятие: «Пасха» - история и традиции. Эскиз пасхального яйца.

5.9 Практическое занятие: Эскиз пасхального яйца.

5.10 Практическое занятие: «Егорьев день»- знакомство с историей праздника «Егорий Вешний», традициями и обычаями, погодными приметами праздника.

5.11 Практическое занятие: конкурс рисунков на тему «Венок для моей лошадки»

5.12 Практическое занятие: «Зелёная Троица»- знакомство с историей, традициями и обычаями проведения праздника.

5.13.14 Практическое занятие: Забавы вокруг печки. Русские народные традиции в играх. Разучивание народных игр и хороводов. Игры «Венок» «Плетень», хоровод «Со вьюном я хожу» «Во поле берёза стояла»

5.15 Практическое занятие: конкур сочинений «Самый любимый народный праздник»

Раздел 6 Подведение итогов работы

6.1. 2 Практическое занятие: подготовка и проведение викорины «Обрабатывающие ремёсла»

6.3 Практическое занятие: викторина «Лапти – лапоточки»

6.4 Практическое занятие: «Лапотные забавы»- проведение игр «Передай лапоть», «Лапотные одевания», «Лапотная мера», «Лапотные потехи»

6.5 Практическое занятие: Олимпиада по краеведению «Мой родной край»

6.6.7 Практическое занятие: подготовка к конкурсу творческих работ в рамках поведения школьного и районного конкурса по краеведению «Первое открытие»

6.8. Практическое занятие: экскурсия в поселковую библиотеку, просмотр выставки работ народных умельцев.

6.9Практическое занятие: экскурсия в клуб села Анненский Мост на занятие кружка по вязанию крючком.

6.11.12 Практическое занятие: подведение итогов работы кружка,презентация творческой деятельности детей на итоговом классном родительском собрании

6.12 Практическое занятие: чаепитие «Тепло родного очага»

Основные формы организации деятельности


- теоретические и практические (в т.ч. внеаудиторные) занятия;

- прогулки, экскурсии;

- краеведческие конференции;

-выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, разработка и защита исследовательских, проектных работ;

- конкурсы рисунков и поделок;

- коллективные творческие работы;

- самостоятельная работа учащихся;

-просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов

-встречи с интересными людьми;

-проведение интеллектуальных игр, викторин, праздников.


Формы текущего контроля и отслеживания

результативности реализации программы


- наблюдение, тестирование, анкетирование, контрольные занятия;

- выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий;

- участие в тематических играх, викторинах, конкурсах, конференциях, олимпиадах, чтениях;

- разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов;

Формы промежуточной аттестации учащихся


-тематические игры, викторины, краеведческие конкурсы, конкурсы рисунков и поделок, школьные и районные конференции по краеведению, олимпиады.

-разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов, написание сочинений детьми;

- участие в экскурсиях;

Ожидаемые результаты по итогам второго года обучения


По итогам второго года обучения учащиеся должны:

1. Иметь представление:

- о родном крае

- об историческом наследии Вытегорского края: о быте и нравах, искусстве народных умельцев,о народных праздниках, народной культуре.

2. Знать:

- основные понятия и термины: народный промысел, народный праздник, фольклор;

- некоторые обычаи и обряды края;

3. Уметь:

- изготовлять поделки из различного материала;

- играть в старинные русские игры;

- сочинять небольшие по объёму сказки, стихи, частушки, рассказы;

- применять теоретические знания на практике.

4. Владеть навыками:

- культуры поведения в общественных местах;

- основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного поведения.


                                                  Учебно-тематический план

(3 год обучения)



Тема

Общее

количество часов


Теория


Практика

1 .Вводное занятие

4

1

3

2. Моё село.

18

3

15

3. Школа, в которой я учусь

12

2

10

4. Моя семья

12

2

10

5. Моя родословная

14

3

11

6.Подведение итогов работы

12

-

12

ИТОГО:

72

11

61

Итоговое зачетное мероприятие

Краеведческий конкурс



Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие

Тема :Итоги летнего путешествия. Рассказы детей на тему «Как я провел лето»

Практическое занятие: Организация фотовыставки «С фотоаппаратом по родному краю»

Практическое занятие: Конкурс рисунков «Это моя родина»

1.4Практическое занятие: Конкурсная программа «Напряги ум или забытая парта»

Раздел 2. Моё село.

2.1 Тема: «Край, где мы живём» (знакомство с картой Вологодской области, Вытегорского района)

2.2. Практическое занятие: - игра «Путешествие по карте».

2.3 Тема: Образование села Анненский Мост - история родного села, предпосылки о возникновении названия села.

2.4 Практическое занятие: экскурсия в школьный музей, знакомство с экспозицией школьного музея «История с. Анненский Мост»

2.5 Практическое занятие: - пешеходная экскурсия по селу Анненский Мост

2.6 Практическое занятие: - пешеходная экскурсия « По старым улочкам села»

2.7 Практическое занятие: «Интересные уголки нашего села» - путешествие к святым местам, где раньше стояли храм: Бадожский погост, церковь Рождества Христова

2.8 Практическое занятие: «Интересные уголки нашего села» - путешествие к святым местам, где раньше стоял каменный храм Воскресения Господня.

2.9 Тема: Подготовка к проведению игры по истории села Анненский Мост.

2.10 Практическое занятие: - игра по станциям «Моё село»

2.11 Практическое занятие: встреча с интересными земляками- краевед, бывшая учительница нашей школы, школьный библиотекарь В.В. Волкова и её рассказ об истории возникновения села Анненский Мост.

2.12 Практическое занятие: встреча с интересными земляками. Экскурсия в библиотеку с. Анненский Мост. Встреча с библиотекарем Демиденко О.Г. , её рассказ о нашем селе в годы Великой Отечественной войны.

2.13 Практическое занятие: поэтическая гостиная «Родные просторы». Знакомство с биографией поэтессы, землячки, уроженки села Анненский Мост Мирчук Татьяны Александровны.

2.14 Практическое занятие: чтение детьми стихов Марчук Т.А.

2.15 Практическое занятие: конкурс рисунков «Моё село»

2.16 Практическое занятие: «Синичкин день», история праздника, традиции праздника, конкурс кормушек к Синичкиному дню, развешивание кормушек для птиц на территории школы.

2.17 Практическое занятие: подготовка к конкурсу творческих работ: «Моя улица», «Моё село» «Мой знаменитый земляк» (сочинения, стихотворения, проект)

2.18 Практическое занятие: защита творческих работ: «Моя улица», «Моё село» «Мой знаменитый земляк» (сочинения, стихотворения, проект)

Раздел 3. Школа, в которой я учусь.

3.1 Практическое занятие: экскурсия в школьный музей (обзор экспозиции школьного музея «История школы с. Анненский Мост» )

3.2 Практическое занятие: экскурсия к месту, где раньше, до 1978 года, располагалось здание школы.

3.3 Практическое занятие: встреча с «летописцем» учителем нашей школы Бессоновой Л. А., знакомство с альбомом выпускников нашей школы.

3.4 Практическое занятие: сбор фотографий для выставки «Мои родные тоже учились в Ковжинской школе»

3.5 Тема: Прошлое народного образования

3.6 Практическое занятие: экскурсия в школьный музей, обзор выставки: учебники, школьная форма для девочек и мальчиков. Знакомство с атрибутикой октябрят, пионеров, комсомольцев: октябрятский значок, клятва пионеров, пионерский галстук и значок, пионерский горн и барабан, комсомольский значок)

3.7 Тема: Много профессий важных и нужных

3.8 Практическое занятие: «Много профессий важных и нужных» - встреча с педагогами родной школы.

3.9 Практическое занятие: беседа «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Сбор информации о родителях учеников.

3.10 Практическое занятие: фотовыставка «Наши родители, выпускники школы на предприятиях нашего села»

3.11 Практическое занятие: подготовка к выпуску стенда «Наша школьная жизнь», сбор информации.

3.12 Практическое занятие: презентация стенгазеты для учащихся начальных классов «Наша школьная жизнь»

Раздел 4. Моя семья

4.1 Тема: Что такое семья? Главные признаки семьи. Основные функции семьи. Структура семьи. Роль семьи в жизни общества. Секреты семейного счастья

4.2 Практическое занятие: создание герба своей семьи

4.3 Практическое занятие: развивающая игра «Знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится»

4.4 Тема: Семейные реликвии - что это? Какие артефакты заслуживают особого внимания и хранения? Домашний архив. Как хранить семейные реликвии? Сохраняем историю для потомков: архив своими руками

4.5 Практическое занятие: Разбираем бабушкин сундук

4.6 Практическое занятие: подготовка к конкурсу сочинений «Случай из жизни нашей семьи.

4.7 Практическое занятие: презентация сочинений «Случай из жизни моей семьи»

4.8 Практическое занятие: конкурс рисунков на тему «Я и моя семья»

4.9 Практическое занятие: выставка рисунков на тему «Я и моя семья»

4.10 Практическое занятие: спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!»

4.11.12 Практическое занятие: подготовка и проведение конкурсно-игровой программы «В кругу семьи»
Радел 5. Моя родословная

5.1 Тема: «Родословные росписи» - история появления: факты, символы.

5.2 Практическое занятие: рисование на тему: «Моя сестрёнка (братишка) и я»

5.3 Практическое занятие: рисование на тему: «Моя мамочка»

5.4 Практическое занятие: рисование на тему: «Мой папа»

5.5 Практическое занятие: рисование на тему:«Моя бабушка (дедушка)»

5.6 Практическое занятие: вернисаж «Моя семья»

5.7 Тема: Родословная и правила её составления. Методика составления своей родословной
Два основных направления работы: составление семейного родословника («семейной книги»), составление генеалогического (родословного) древа.

Знакомство с анкетой для составления семейного родословника.

5.8 Тема: Родословная и правила её составления. Правила сбора другой информации - фотографий, вырезок из газет или распечатки с сайтов.

5.9.10.11 Практическое занятие: оформление альбома «Семейный родословник»

5.12.13 Практическое занятие: создание генеалогического древа своей семьи.

5.14 Практическое занятие: семейный праздник «Моя родословная»

Раздел 6. Подведение итогов работы

6.1 Практическое занятие: Конкурс творческих работ в рамках областной викторины по фольклору и этнографии «Бабушкины науки».

6.2 Практическое занятие: олимпиада по краеведению

6.3 Практическое занятие: олимпиада по краеведению.

6.4.5 Практическое занятие: экскурсия к памятнику Герою Советского Союза А.М. Сергееву. Коллективное творческое дело- уборка территории вокруг памятника.

6.6.7 Практическое занятие: экскурсия к часовне во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

6.8.9 Практическое занятие: экскурсия к Поклонному Кресту в честь основания села Анненский Мост. Коллективное творческое дело- уборка территории вокруг Поклонного Креста.

6.10.11 Практическое занятие: экскурсия к Поклонному Камню в честь основания села Анненский Мост.

Коллективное творческое дело- уборка территории вокруг Поклонного Креста.

6.12 Практическое занятие - Заключительное занятие программы - «Моя малая Родина – Вытегорский край» .Чаепитие.



Основные формы организации деятельности


- теоретические и практические (в т.ч. внеаудиторные) занятия;

- прогулки, экскурсии;

- краеведческие конференции;

-выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, разработка и защита исследовательских, проектных работ;

- конкурсы рисунков, поделок, стихотворений, сочинений;

- коллективные творческие работы;

- самостоятельная работа учащихся;

-просмотр компьютерных презентаций.

-встречи с интересными людьми;

-проведение интеллектуальных игр, викторин, праздников.

-коллективное творческое дело;

-фотовыставка,вернисаж

-составление альбома

Формы текущего контроля и отслеживания

результативности реализации программы


- наблюдение, анкетирование, контрольные занятия;

- выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий;

- участие в тематических играх, викторинах, конкурсах, конференциях, олимпиадах.

- разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов;


Формы промежуточной аттестации учащихся


-тематические игры, викторины, краеведческие конкурсы, конкурсы рисунков и поделок, школьная конференции по краеведению, олимпиады.

-разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов, написание сочинений детьми;

- участие в зачетных экскурсиях по родному краю, походах выходного дня.


По итогам третьего года обучения учащиеся должны:

1. Иметь представление:

- о родном селе Анненский Мост

- о карте, как источнике информации

- о достопримечательностях, знаменитых людях малой родины, труде своих родителей;

2. Знать:

-основные понятия и термины: семья, герб семьи, родословная, генеалогическое (родословное) древо, семейный родословник.

- историю появления и развития родного села,

- традиции народных праздников, обычаев и обрядов села.

3. Уметь:

- самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной теме,

-работать с картой и дополнительной литературой,

- изготовлять поделки из различного материала;

- сочинять небольшие по объёму рассказы;

- применять теоретические знания на практике.

-составлять родословную, генеалогическое дерево своей семьи

4. Владеть навыками:

- культуры поведения в общественных местах;

- основ экологической культуры: принятие ценности окружающего мира, умения следовать нормам природоохранного и культурного поведения.










15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.