Программа кружка «Моя малая родина»
Программа кружка «Моя малая родина»
Цель программы: создание условий для воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Обучающие: - формирование представлений о различных сторонах жизни своего посёлка, района и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и района, области;
- изучение проблем развития своего посёлка, района.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию своей инициативы.
Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей:
-заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
-наличие возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
-изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр презентаций и видеофильмов;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
-общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;
-совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
-формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
-содействовать формированию и укреплению семейных традиций, вовлечению родителей в совместную с коллективом объединения деятельность.
Оздоровительные:
-сохранение и укрепление здоровья детей во время проведения экскурсий, подвижных игр.
- развитие положительных эмоций, вызываемых активной двигательной деятельностью игрового характера.
Ожидаемые результаты по итогам реализации программы
В результате обучения по программе «Моя малая Родина» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник кружка научится:
Личностные действия:
-научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
-испытывать чувства сопричастности и гордости за свой край- свой свой поселок, за успехи своих земляков;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой своих земляков
Регулятивные действия:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные действия:
-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-узнавать символику района
-описывать достопримечательности родного края;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
-работать с картой; с музейными экспонатами
-находить на карте свой регион и его главный город, районный город, своё село;
-научится работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
-ориентироваться на позицию партнера в общении;
-учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
-готовить и выступать с сообщениями;
-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
Учебно – методическое обеспечение
Учебно-методический комплекс, используемый в процессе реализации настоящей программы включает в себя:
- Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, фотоаппарат, диктофон.
Литература для педагога
1.Агамова Н.С., Морозова И.А., Слепцова И.С. Народные игры для детей. Организация, методика, репертуар: Сборник игр, развлечений и материалов для курсов повышения квалификации организаторов досуга и игр. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1995. – 174 с.
2.Баранов С.Ю, Скупинова Е.А.Сказания о земле вологодской. Вологда «Учебная литература» 2007 г.
3.Бурова Л.И., Гриценко М.Е., Логовеева Г.П. «Родной край». М., «Технологическая школа бизнеса», 1998.
4.Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов (мифы древних славяне). – М.: Вече, 2000. – 400с.
5.Гороховская И. В. Игра: воспитательный потенциал, педагогическое руководство и организация: Учебно-методическое пособие / Научный ред. М. А Углицкая. – 3-е изд. испр. и доп. – Вологда: Изд-во «Ления», 2007. – 100 с.
6.Ермаков Д.А. Кружевные сказки: для всей семьи / Дмитрий Ермаков; [худ. О.Б. Малинин] - Вологда: Киселёв А.В., 2017. - 68 с.
7.Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
8..Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники/ В.В. Ищук, М.И. Нагибина.- Ярославль академия развития - 2000.- 160 с.
9.Полуянов И.Д. Деревенские святцы (по устным народным календарям) -М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1998.-352 с.
10.Пугачева Н.В. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. /Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие.- м: Педагогическое общество России, 2007.- 144с.
11.Скобелев О.А. Липовое лыко заонежан: и гуж, и веревка, и мочалка. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008
12.Вытегра: Краеведческий альманах. Вып.1. Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 1997. 400 с..
13.Вытегра: Краеведческий альманах. Вып.2. Вологда: ИПЦ «Легия», 2000. 368 с..
Вытегра: Краеведческий альманах. Вып.3. Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. 336 с..
14.Вытегра: Краеведческий альманах. Вып.4. Вологда: ВГПУ, издательство, 2010.. 400 с..
15.Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб метод. пособие / Под ред. Н. МН. Ланковой. – М.: Гуманит. изд.. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.:ил. – (Воспитание и доп. образование детей).
1.Вепсские народные сказки: Сборник / Составители: Н. Ф.Онегина и М. И. Зайцева. – На русском и вепсском языках. – Петрозаводск: «Карелия», 1996. – 261с.
2.Заветное словечко: Сказки Вологодского края в пересказе С. Ю. Баранова. Для школьного возраста. – Вологда: ООО «Учебная литература», 2008. – 304 с.
3.Баранов С.Ю, Скупинова Е.А.Сказания о земле вологодской. Вологда «Учебная литература» 2007 г.
Первый год обучения Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Мы пришли в музей | 14 | 7 | 7 |
3. | Мы живём в Прионежье (страницы истории Вытегорского края) | 21 | 12 | 9 |
4. | Природа родного края | 23 | 11 | 12 |
5. | Подведение итогов работы | 13 | 4 | 9 |
ИТОГО | 72 | | | |
Итоговое зачетное мероприятие | Краеведческий конкурс. |
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу
1.1 Тема: Содержание понятие «краеведение». Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Знакомство с традициями краеведческого объединения. Правила поведения на занятиях. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
Раздел 2. Мы пришли в музей
2.1. Тема «Знакомьтесь, музей!».Познакомить, что такое музей, виды музеев, экспозиция, экспонат.
Знакомство с экспозициями музея, его историей и редкими экспонатами
2.2 Практическое занятие: экскурсия в школьный музей.
Знакомство с его историей, с экспозициями музея и редкими экспонатами
2.3.Тема: «Повторно-обобщающее занятие». Осмысление понятий «музей», «экспозиция», «экспонат». Запись новых понятий в «Словарь музейных терминов».
2.4 Практические занятия: Запись новых понятий в «Словарь музейных терминов».
2.5. «Удивительный мир музея».Знакомство с музейным профессиями.
2.6 Практическое занятие: Встреча с экскурсоводом школьного музея.
2.7. «Я б в музейщики пошёл»
2.8 Практическое занятие: Подготовка и конкурс мини-сочинений «Я б в музейщики пошёл» (какую музейную профессию ты бы выбрал).
2.9. Экспонаты музея и их история.
2.10 Практическое занятие: Путешествие-инсценировка «Тайны волшебного сундучка»
2.11.12 Повторительно-обобщающее занятие «Проверь себя». Задачки, кроссворды, загадки о предметах из сундучка.
2.13.14 Практические занятия: Конкурс рисунков «Мой любимый экспонат». Конкурс сочинений: «Радость встречи с музеем»
Раздел 3. Мы живём в Прионежье (страницы истории Вытегорского края)
3.1.2 Тема: «Прионежье – моя малая Родина». Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.Занятие населения Вытегорского района.
3.3 Практические занятия: рассматривание карты Вологодской области, Вытегорского района, нахождение значимых географических объектов.
3.4. Тема: Работа с термином «археология». Археология – наука лопаты. Находки на Вытегорской земле.
3.5 Практические занятия: Экскурсия в школьный музей. Какие экспонаты были найдены в результате археологических раскопок.
3.6. Тема: «Как жили наши предки в древности». Быт, обычаи, обряды древних славян. Наш край в древности. Археологические памятники на территории района.
3.7 Практические занятия: Сюжетно-ролевая игра, работа с листами активности.
3.8. Тема: «Прошлое нашего края» (обзор мини-выставки)
3.9.Тема: Город на реке Вытегре» Знакомство с историей города.
3.10 Практическое занятие: просмотр презентации « Родной край - Вытегра»
3.11 Тема: «По старым улочкам Вытегры». Познакомить детей с улицами города Вытегра
3.12 Практические занятия: просмотр детских презентаций «Улицы родного города».
3.13 Практическое занятие: Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.
3.14 Тема: «Мой город»
3.15 Практическое занятие: Конкурс рисунков «Мой город»
3.16Тема: «Исторические и архитектурные памятники города Вытегры». Обзор мини-выставки фотографий.
3.17.Тема: «От Мариинки до Волго-Балта».1810год – ввод в действие Мариинской водной системы .Развитие промышленности. Волго – Балт – ключ к пяти морям. Проектирование, строительство и хозяйственное назначение водного пути.
3.18 Практическое занятие: пешеходная экскурсия к Волго – Балтийскому каналу им. В.И. Ленина.
3.19 .Тема: «Гидротехнические сооружения края». Рассказ о шлюзах старой Мариинской системы (их 39) и о 6 шлюзах Волго- Балта, находящимися на территории Вытегорского района. Переправы в с. Волоков Мост и с. Анненский Мост.
3.20 Практическое занятие: пешеходная экскурсия к переправе и старым шлюзам Мариинки
3.21.Тема: Познавательный час «Суда и судоходство». Знакомство с профессией судостроителя, с верфью- место,где строят суда, видами судов.
Практическое занятие: Конструирование из бумаги корабликов.
Раздел 4. Природа родного края
4.1.Тема: «Удивительный мир природы в мифах древних славян». Чтение, пересказы детьми легенд, мифов, сказаний о растениях, животных, явлениях природы, сказочных существах.
4.2 Практическое занятие: Выставка детских рисунков на тему «Сказочные существа дома, бани, водоема , леса»
4.3. Тема: «Поэзия русского пейзажа». Наблюдение за природой Вытегорского края
4.4 Практическое занятие: прогулка в лес.
4.5. Тема: «Прощай, лето». Беседа в музее с использованием музыкальных и литературных произведений.
4.6 Практическое занятие: Чтение стихов, исполнение песенок, хороводов, игр.
4.7. Тема: «Осенины». Беседа об осенних изменениях в природе, в жизни людей.
4.8 Практическое занятие: Чтение стихов, исполнение песенок, хороводов, игр.
4.9. Тема: «Дары осени»
4.10 Практическое занятие: конкурс поделок из природного материала, овощей, цветочных композиций к выставке «Урожай 2017»
4.11 Тема: «Зимушка-зима» Беседа о зимних изменениях в природе, жизни людей.
4.12 Практическое занятие: лыжная прогулка в лес.
4.13 . Тема: «Веснянки». Беседа о том, как люди встречают весну. Традиции, обряды, связанные с прилетом птиц. Традиции народного праздника Герасима Грачевника.
4.14 Практическое занятие: коллективная творческая работа - аппликация «Птицы прилетели».
4.15.Тема: «Моё любимое время года». Беседа о любимом времени года.
4.16 Практическое занятие: конкурс рисунков «Моё любимое время года»
4.17. Тема: Познавательное занятие: « Что мы сажаем, сажая леса...»
4.18 Практическое занятие: знакомство с интересным человеком, другом леса – лесничим. КТД - уборка территории вокруг школы, посадка рассады цветов во дворе школы.
4.19 Тема: Вытегорский краеведческий музей. История создания, экспозиции и экспонаты музея. Правила поведения в музее.
4.20 Практическое занятие: Виртуальная экскурсия в краеведческий музей г. Вытегра.
4.21 Тема: «Природа – мой родной дом»- обобщение раздела.
4.22.23 Практическое занятие: подготовка и проведение звёздного часа «Природа и мы»
Раздел 5. Подведение итогов работы.
5.1. Тема: «Музей и мы». Закрепить понятие - музей, виды музеев, экспозиция, экспонат, археология.
5.2 Практическое занятие: праздник-игра «Кладовая старины»
5.3. Тема: «Друзья природы». Обобщить полученные знания основ экологической культуры, бережного отношения к природе родного края.
5.4 Практическое занятие: Конкурс знатоков природы.
5.5 Практическое занятие: Презентация книжек – малышек по теме «Правила друзей природы»
5.6.Тема: « Мой город». Повторить знания об истории города Вытегра, его достопримечательностях.
5.7 Практическое занятие: Игра-викторина « Мой город»
5.8. Тема: Практическое занятие: викторина«Знаете ли вы животных?»
5.9.10.11 Практическое занятие Подготовка и участие в школьном, районном конкурсе по краеведению «Первое открытие». Сбор материала, оформление и защита исследовательских работ. Подготовка и участие в районных Клюевских чтениях и в конкурс прикладного творчества « Кудесник Русского Севера». Разучивание стихотворений Н. Клюева, оформление рисунков к стихам Н. Клюева.
5.12. Тема: «Наш край в прошлом»
5.13 Практическое занятие: викторина «Знаю ли я родной край?»
Основные формы организации деятельности
- теоретические и практические (в т.ч. внеаудиторные) занятия;
- прогулки, экскурсии;
- краеведческие конференции;
-выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, разработка и защита исследовательских, проектных работ;
- конкурсы рисунков и поделок;
- коллективные творческие работы;
- самостоятельная работа учащихся;
-просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
-встречи с интересными людьми;
-проведение интеллектуальных игр, викторин, праздников.
-коллективное творческое дело;
-фотосессия,
Формы текущего контроля и отслеживания результативности реализации программы
- выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий;
- участие в тематических играх, викторинах, конкурсах, конференциях, олимпиадах, чтениях;
- разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов;
Формы промежуточной аттестации учащихся
-тематические игры, викторины, краеведческие конкурсы, конкурсы рисунков и поделок, школьные и районные конференции по краеведению, олимпиады.-разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов, написание сочинений детьми;
- участие в зачетных экскурсиях по родному краю, походах выходного дня.
Ожидаемые результаты по итогам первого года обучения
1. Иметь представление:
- о родном крае
- об историческом наследии Вытегорского края;
- о достопримечательностях малой родины;
- о природе края;
2. Знать:
- основные понятия и термины: «музей», «экспозиция», «экспонат», «археология» и т.п.
- некоторые обычаи и обряды края;
- природные объекты родного края.
3. Уметь:
- ориентироваться в окружающем мире;
- изготовлять поделки из различного материала;
- играть в старинные русские игры;
- сочинять небольшие по объёму сказки, стихи, частушки, рассказы;
- применять теоретические знания на практике.
4. Владеть навыками:
- культуры поведения в общественных местах;
- основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного поведения.
Второй год обучения
Учебный план
Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. Быт и нравы жителей Вытегории | 13 | 1 | 12 |
3. Искусство народных умельцев | 15 | 2 | 13 |
4. Духовное наследие | 16 | 3 | 13 |
5 Праздники Вытегорского края | 15 | 1 | 14 |
6 Подведение итогов работы | 11 | - | 11 |
ИТОГО: | 72 | 7 | 65 |
Зачетное мероприятие: | Экологическая игра «В поисках клада» | | |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятиеТема :Итоги летнего путешествия – рассказы детей. Задачи на новый учебный год. Техника безопасности во время занятий кружка.
Практическое занятие: Организация фотовыставки «Моё загорелое лето»
Раздел 2. Быт и нравы жителей Вытегории
2.1 Тема: «Изба, что терем» - знакомство детей с интерьером крестьянского дома
2.2 Практическое занятие: экскурсия в школьный музей, изучение экспонатов школьного музея – «красный» угол, вышивка, кружево, старинные предметы обихода крестьянской избы: утюги, ступка, керосиновая лампа, ткацкий станок, прялки и др. Поиск старинных предметов обихода в «бабушкином» сундучке.
2.3.4 Практическое занятие: создание из предметов, найденных в «бабушкином» сундучке мини- экспозиции «Уголок крестьянской избы
2.5.6.Практическое занятие: «Путешествие по сказкам»- использование предметов старинного быта в сказках вологодских сказочников. Знакомство с книгой Дмитрия Ермакова «Кружевные сказки». «Кружевные сказки» – сборник сказов для семейного чтения, объединенных общей темой вологодского кружева. Герои сказок – кружевницы, бедные вологодские крестьяне, императрица, офицер царской армии времен Отечественной войны 1812 года и солдат Второй мировой. «Кружевные» истории разворачиваются в вологодских селах.
2.7.8 Практическое занятие: Повторительно-обобщающее занятие «Проверь себя» (задачки, кроссворды, загадки о предметах крестьянского быта)
2.9.10 Практическое занятие: «Долог день до вечера»- занятия и хозяйственная деятельность крестьян. Обучение детей выполнять небольшую по объёму вышивку; свободно владеть иглой – отмерять длину нитки через локоть, вдевать нитку в иголку, завязывать на конце нитки узелок, правильно держать иголку; шить, используя при этом разные виды швов: «вперёд иголка», «через край»; делать небольшую вышивку швом «вперёд иголка» по разметке, подбирать при этом нитки, характерные для данного предмета: ягодка – красная, ёлочка – зелёная.
2.11 Практическое занятие: «Посиделки» -знакомство детей с особенностями вологодского фольклора: песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки и др.
2.12.13 Практическое занятие: театрализованный урок «Зимний вечер в крестьянской избе» - знакомство с досугом, развлечениями и забавами детей. Разучивание народных игр «Коршун и наседка» «12 палочек» «Гори, гори ясно» и др.
Раздел 3. Искусство народных умельцев
3.1 Тема: Познавательное занятие «Кладовая мастеровых»- знакомство с народными промыслами Вытегорской земли
3.2.3 Практическое занятие: экскурсия «Ремесло плотника» к новому строящемуся дому на улице Коммунальная, улица Советский проспект,знакомство с древним плотницким ремеслом.
3.4.5 Практическое занятие: Липовое лыко заонежан: и гуж, и верёвка, и мочалка и кисти для побелки печей, и помазки для смоления лодок, и кухонные тряпки.
3.6.7.8.9 Практическое занятие: «Мастерская рукодельников»- изготовление куклы - оберега из природного материала – соломки, сена, лыка и др.
3.10 Тема: Гончарное производство Вытегорского района: гончарный промысел в деревнях Андомской округи.
3.11.12 Практическое занятие: «Волшебная глина» - изготовление тарелочки из глины, её роспись.
3.13 Практическое занятие: « Льняные смотрины» - знакомство детей с льном, льняными изделиями, орудиями труда, с помощью которых возделывали лен; с традициями русского народа,связанными с возделыванием льна.
3.14 Практическое занятие: «Бабушкин половик – подарок из далёкого прошлого»- экскурсия в школьный музей: из истории ткачества, знакомство с народным промыслом – ткачество, технологией изготовления домотканых половиков, устройство и работу ткацкого станка - «кросна»
3.15 Практическое занятие - Вязание крючком круглых половичков из полосок ткани.
Раздел 4. Духовное наследие
4.1 Тема: «Древние мифы и сказания» - знакомство со славянская мифологией.
4.2 Практическое занятие: Славянская мифология: домовой, леший, русалки. Сказки или реальность. Поверья и суеверия. Конкурс детских рисунков «Мы – славяне»
4.3. Тема: «Бабушкины сказки» -знакомство со сборником сказок « Заветное словечко: Сказки Вологодского края в пересказе С. Ю. Баранова, чтение их. конкурс рисунков по сказкам
4.4. Практическое занятие: конкурс рисунков по сказкам
4.5. Практическое занятие: мини-сочинение «Моя любимая сказка»
4.6.7 Практическое занятие :культурное наследие края» - знакомство со сборником вепсских народных сказок и их чтение.
4.8.9 Практическое занятие: конкурс рисунков «Самый любимый сказочный герой»
4.10.11.12. Практическое занятие: народный театр - знакомство с фольклорным наследием: песни, танцы. Кукольный театр «Репка»,выступление перед первоклассниками.
4.13.14 Практическое занятие: знакомство с народными играми для детей на народный праздники: «Алёнушка и Иванушка»- игра на Троицу, « Верба- вербочка»- игра на Вербное Воскресенье, «Солнышко – вёдрышко»- игра на Пасху, «Пчелки и ласточки» -игра на Благовещение, «Венок»- игра на Троицу, «Бабушка Пыхтеиха»- игра в Рождество.
4.15.16 Практическое занятие: подготовка и проведение посиделок «В гости к хозяйке русской избы»
Раздел 5: Праздники Вытегорского края
5.1 Тема: Беседа «Истоки народных праздников»
5.2. Практическое занятие: «Покров Пресвятой Богородицы»- история праздника, народные приметы.
5.3. Практическое занятие: мини- сочинение на тему «Первый снег»
5.4. Практическое занятие: «Рождество Христово» - знакомство с историей, традициями и обычаями проведения праздника.
5.5 Практическое занятие: разучивание рождественских колядок.
5.6 Практическое занятие: «Боярыня-масленица» - знакомство с историей, традициями и обычаями проведения праздника.
5.7 Практическое занятие: участие детей в проведении праздника в посёлке «Широкая Масленица», исполнение закличек.
5.8 Практическое занятие: «Пасха» - история и традиции. Эскиз пасхального яйца.
5.9 Практическое занятие: Эскиз пасхального яйца.
5.10 Практическое занятие: «Егорьев день»- знакомство с историей праздника «Егорий Вешний», традициями и обычаями, погодными приметами праздника.
5.11 Практическое занятие: конкурс рисунков на тему «Венок для моей лошадки»
5.12 Практическое занятие: «Зелёная Троица»- знакомство с историей, традициями и обычаями проведения праздника.
5.13.14 Практическое занятие: Забавы вокруг печки. Русские народные традиции в играх. Разучивание народных игр и хороводов. Игры «Венок» «Плетень», хоровод «Со вьюном я хожу» «Во поле берёза стояла»
5.15 Практическое занятие: конкур сочинений «Самый любимый народный праздник»
Раздел 6 Подведение итогов работы
6.1. 2 Практическое занятие: подготовка и проведение викорины «Обрабатывающие ремёсла»
6.3 Практическое занятие: викторина «Лапти – лапоточки»
6.4 Практическое занятие: «Лапотные забавы»- проведение игр «Передай лапоть», «Лапотные одевания», «Лапотная мера», «Лапотные потехи»
6.5 Практическое занятие: Олимпиада по краеведению «Мой родной край»
6.6.7 Практическое занятие: подготовка к конкурсу творческих работ в рамках поведения школьного и районного конкурса по краеведению «Первое открытие»
6.8. Практическое занятие: экскурсия в поселковую библиотеку, просмотр выставки работ народных умельцев.
6.9Практическое занятие: экскурсия в клуб села Анненский Мост на занятие кружка по вязанию крючком.
6.11.12 Практическое занятие: подведение итогов работы кружка,презентация творческой деятельности детей на итоговом классном родительском собрании
6.12 Практическое занятие: чаепитие «Тепло родного очага»
Основные формы организации деятельности
- теоретические и практические (в т.ч. внеаудиторные) занятия;
- прогулки, экскурсии;
- краеведческие конференции;
-выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, разработка и защита исследовательских, проектных работ;
- конкурсы рисунков и поделок;
- коллективные творческие работы;
- самостоятельная работа учащихся;
-просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов
-встречи с интересными людьми;
-проведение интеллектуальных игр, викторин, праздников.
Формы текущего контроля и отслеживания
результативности реализации программы
- наблюдение, тестирование, анкетирование, контрольные занятия;
- выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий;
- участие в тематических играх, викторинах, конкурсах, конференциях, олимпиадах, чтениях;
- разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов;
Формы промежуточной аттестации учащихся
-тематические игры, викторины, краеведческие конкурсы, конкурсы рисунков и поделок, школьные и районные конференции по краеведению, олимпиады.
-разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов, написание сочинений детьми;
- участие в экскурсиях;
Ожидаемые результаты по итогам второго года обучения
По итогам второго года обучения учащиеся должны:
1. Иметь представление:
- о родном крае- об историческом наследии Вытегорского края: о быте и нравах, искусстве народных умельцев,о народных праздниках, народной культуре.
2. Знать:
- основные понятия и термины: народный промысел, народный праздник, фольклор;
- некоторые обычаи и обряды края;
3. Уметь:
- изготовлять поделки из различного материала;
- играть в старинные русские игры;
- сочинять небольшие по объёму сказки, стихи, частушки, рассказы;
- применять теоретические знания на практике.
4. Владеть навыками:
- культуры поведения в общественных местах;
- основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного поведения.
(3 год обучения)
Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 .Вводное занятие | 4 | 1 | 3 |
2. Моё село. | 18 | 3 | 15 |
3. Школа, в которой я учусь | 12 | 2 | 10 |
4. Моя семья | 12 | 2 | 10 |
5. Моя родословная | 14 | 3 | 11 |
6.Подведение итогов работы | 12 | - | 12 |
ИТОГО: | 72 | 11 | 61 |
Итоговое зачетное мероприятие | Краеведческий конкурс | | |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие
Тема :Итоги летнего путешествия. Рассказы детей на тему «Как я провел лето»
Практическое занятие: Организация фотовыставки «С фотоаппаратом по родному краю»
Практическое занятие: Конкурс рисунков «Это моя родина»
1.4Практическое занятие: Конкурсная программа «Напряги ум или забытая парта»
Раздел 2. Моё село.
2.1 Тема: «Край, где мы живём» (знакомство с картой Вологодской области, Вытегорского района)
2.2. Практическое занятие: - игра «Путешествие по карте».
2.3 Тема: Образование села Анненский Мост - история родного села, предпосылки о возникновении названия села.
2.4 Практическое занятие: экскурсия в школьный музей, знакомство с экспозицией школьного музея «История с. Анненский Мост»
2.5 Практическое занятие: - пешеходная экскурсия по селу Анненский Мост
2.6 Практическое занятие: - пешеходная экскурсия « По старым улочкам села»
2.7 Практическое занятие: «Интересные уголки нашего села» - путешествие к святым местам, где раньше стояли храм: Бадожский погост, церковь Рождества Христова
2.8 Практическое занятие: «Интересные уголки нашего села» - путешествие к святым местам, где раньше стоял каменный храм Воскресения Господня.
2.9 Тема: Подготовка к проведению игры по истории села Анненский Мост.
2.10 Практическое занятие: - игра по станциям «Моё село»
2.11 Практическое занятие: встреча с интересными земляками- краевед, бывшая учительница нашей школы, школьный библиотекарь В.В. Волкова и её рассказ об истории возникновения села Анненский Мост.
2.12 Практическое занятие: встреча с интересными земляками. Экскурсия в библиотеку с. Анненский Мост. Встреча с библиотекарем Демиденко О.Г. , её рассказ о нашем селе в годы Великой Отечественной войны.
2.13 Практическое занятие: поэтическая гостиная «Родные просторы». Знакомство с биографией поэтессы, землячки, уроженки села Анненский Мост Мирчук Татьяны Александровны.
2.14 Практическое занятие: чтение детьми стихов Марчук Т.А.
2.15 Практическое занятие: конкурс рисунков «Моё село»
2.16 Практическое занятие: «Синичкин день», история праздника, традиции праздника, конкурс кормушек к Синичкиному дню, развешивание кормушек для птиц на территории школы.
2.17 Практическое занятие: подготовка к конкурсу творческих работ: «Моя улица», «Моё село» «Мой знаменитый земляк» (сочинения, стихотворения, проект)
2.18 Практическое занятие: защита творческих работ: «Моя улица», «Моё село» «Мой знаменитый земляк» (сочинения, стихотворения, проект)
Раздел 3. Школа, в которой я учусь.
3.1 Практическое занятие: экскурсия в школьный музей (обзор экспозиции школьного музея «История школы с. Анненский Мост» )
3.2 Практическое занятие: экскурсия к месту, где раньше, до 1978 года, располагалось здание школы.
3.3 Практическое занятие: встреча с «летописцем» учителем нашей школы Бессоновой Л. А., знакомство с альбомом выпускников нашей школы.
3.4 Практическое занятие: сбор фотографий для выставки «Мои родные тоже учились в Ковжинской школе»
3.5 Тема: Прошлое народного образования
3.6 Практическое занятие: экскурсия в школьный музей, обзор выставки: учебники, школьная форма для девочек и мальчиков. Знакомство с атрибутикой октябрят, пионеров, комсомольцев: октябрятский значок, клятва пионеров, пионерский галстук и значок, пионерский горн и барабан, комсомольский значок)
3.7 Тема: Много профессий важных и нужных
3.8 Практическое занятие: «Много профессий важных и нужных» - встреча с педагогами родной школы.
3.9 Практическое занятие: беседа «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Сбор информации о родителях учеников.
3.10 Практическое занятие: фотовыставка «Наши родители, выпускники школы на предприятиях нашего села»
3.11 Практическое занятие: подготовка к выпуску стенда «Наша школьная жизнь», сбор информации.
3.12 Практическое занятие: презентация стенгазеты для учащихся начальных классов «Наша школьная жизнь»
Раздел 4. Моя семья
4.1 Тема: Что такое семья? Главные признаки семьи. Основные функции семьи. Структура семьи. Роль семьи в жизни общества. Секреты семейного счастья
4.2 Практическое занятие: создание герба своей семьи
4.3 Практическое занятие: развивающая игра «Знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится»
4.4 Тема: Семейные реликвии - что это? Какие артефакты заслуживают особого внимания и хранения? Домашний архив. Как хранить семейные реликвии? Сохраняем историю для потомков: архив своими руками
4.5 Практическое занятие: Разбираем бабушкин сундук
4.6 Практическое занятие: подготовка к конкурсу сочинений «Случай из жизни нашей семьи.
4.7 Практическое занятие: презентация сочинений «Случай из жизни моей семьи»
4.8 Практическое занятие: конкурс рисунков на тему «Я и моя семья»
4.9 Практическое занятие: выставка рисунков на тему «Я и моя семья»
4.10 Практическое занятие: спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!»
4.11.12 Практическое занятие: подготовка и проведение конкурсно-игровой программы «В кругу семьи»
Радел 5. Моя родословная
5.1 Тема: «Родословные росписи» - история появления: факты, символы.
5.2 Практическое занятие: рисование на тему: «Моя сестрёнка (братишка) и я»
5.3 Практическое занятие: рисование на тему: «Моя мамочка»
5.4 Практическое занятие: рисование на тему: «Мой папа»
5.5 Практическое занятие: рисование на тему:«Моя бабушка (дедушка)»
5.6 Практическое занятие: вернисаж «Моя семья»
5.7 Тема: Родословная и правила её составления. Методика составления своей родословной
Два основных направления работы: составление семейного родословника («семейной книги»), составление генеалогического (родословного) древа.
Знакомство с анкетой для составления семейного родословника.
5.8 Тема: Родословная и правила её составления. Правила сбора другой информации - фотографий, вырезок из газет или распечатки с сайтов.
5.9.10.11 Практическое занятие: оформление альбома «Семейный родословник»
5.12.13 Практическое занятие: создание генеалогического древа своей семьи.
5.14 Практическое занятие: семейный праздник «Моя родословная»
Раздел 6. Подведение итогов работы
6.1 Практическое занятие: Конкурс творческих работ в рамках областной викторины по фольклору и этнографии «Бабушкины науки».
6.2 Практическое занятие: олимпиада по краеведению
6.3 Практическое занятие: олимпиада по краеведению.
6.4.5 Практическое занятие: экскурсия к памятнику Герою Советского Союза А.М. Сергееву. Коллективное творческое дело- уборка территории вокруг памятника.
6.6.7 Практическое занятие: экскурсия к часовне во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.
6.8.9 Практическое занятие: экскурсия к Поклонному Кресту в честь основания села Анненский Мост. Коллективное творческое дело- уборка территории вокруг Поклонного Креста.
6.10.11 Практическое занятие: экскурсия к Поклонному Камню в честь основания села Анненский Мост.
Коллективное творческое дело- уборка территории вокруг Поклонного Креста.
6.12 Практическое занятие - Заключительное занятие программы - «Моя малая Родина – Вытегорский край» .Чаепитие.
Основные формы организации деятельности
- теоретические и практические (в т.ч. внеаудиторные) занятия;
- прогулки, экскурсии;
- краеведческие конференции;
-выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, разработка и защита исследовательских, проектных работ;
- конкурсы рисунков, поделок, стихотворений, сочинений;
- коллективные творческие работы;
- самостоятельная работа учащихся;
-просмотр компьютерных презентаций.
-встречи с интересными людьми;
-проведение интеллектуальных игр, викторин, праздников.
-коллективное творческое дело;
-фотовыставка,вернисаж
-составление альбома
Формы текущего контроля и отслеживания
результативности реализации программы
- наблюдение, анкетирование, контрольные занятия;
- выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий;
- участие в тематических играх, викторинах, конкурсах, конференциях, олимпиадах.
- разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов;
Формы промежуточной аттестации учащихся
-тематические игры, викторины, краеведческие конкурсы, конкурсы рисунков и поделок, школьная конференции по краеведению, олимпиады.
-разработка и защита исследовательских работ, творческих проектов, написание сочинений детьми;
- участие в зачетных экскурсиях по родному краю, походах выходного дня.
1. Иметь представление:
- о родном селе Анненский Мост
- о карте, как источнике информации
- о достопримечательностях, знаменитых людях малой родины, труде своих родителей;
2. Знать:
-основные понятия и термины: семья, герб семьи, родословная, генеалогическое (родословное) древо, семейный родословник.
- историю появления и развития родного села,
- традиции народных праздников, обычаев и обрядов села.
3. Уметь:
- самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной теме,
-работать с картой и дополнительной литературой,
- изготовлять поделки из различного материала;
- сочинять небольшие по объёму рассказы;
- применять теоретические знания на практике.
-составлять родословную, генеалогическое дерево своей семьи
4. Владеть навыками:
- культуры поведения в общественных местах;
- основ экологической культуры: принятие ценности окружающего мира, умения следовать нормам природоохранного и культурного поведения.
15