Программа дополнительного образования «Моя малая Родина»

1
0
Материал опубликован 5 March 2023 в группе

 

 

Программа дополнительного образования

« Моя малая Родина»

для учащихся 2 (3, 4) классов

 

 

Возраст детей:

8-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

Автор

Дутчина Н.Н., учитель начальных

классов, педагог дополнительного образования

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………….... ….3

 

Направленность дополнительной образовательной программы……………....3

Концептуальные основы программы…………………….…………....................3

Цель программы………………..………………………………………................3

Задачи программы.…………………………...……………………....... …….….4

Педагогические принципы……………………………………….………………4

Особенность программы ………………………………………….…..................4

Основные показатели эффективности реализации программы………...........5

Методы психолого-педагогической диагностики…………..............................5

Формы подведения итогов ………………………………………….... ………..5

Знания и умения учащихся…………...……………………………...…………...6

Календарно-тематический план дополнительной образовательной

программы…………………………………………………………………………7

Содержание изучаемого курса…………………………………….……………..8

Материальное и методическое обеспечение программы ……………..............9

Список литературы………………...……………………………………….........10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.

Малая Родина - окружающее человека пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как “свое” - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения.

Направленность дополнительной образовательной программы

"Моя малая Родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города; дает элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании, при этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики. Ставятся цели: уточнить представления учащихся о семье, соседях, показать важность внимательных и заботливых отношений; воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде.

Концептуальные основы программы

Специфика данной программы обусловлена изучением своего края. Особенность изучаемого курса состоит в преемственности применения. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как окружающий мир, история, литературное чтение и другие.

Отличительной чертой данной программы является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного города как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, экономику, население, образы города, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть Майский во всем его многообразии.

Главный смысловой стержень программы – связь окружающего мира с жизнью человека, роль экономики, культуры в развитии города.

Цель программы

Цель курса - воспитание любви к своей малой родине, родному городу, району. Данная программа способствует развитию личности, формирует у учащихся интерес к изучению родного города, воспитывает любовь и заботу о нем.

Задачи программы

Программой предусматривается решение следующих задач:

воспитывать учащихся как "граждан мира" через знакомство с традициями разных народов, живущих в районе, яркой самобытностью народных культур живущих рядом, их внутренним сходством;

развивать устойчивый интерес к изучению родного края;

совершенствовать умения, навыки работы с географической картой, дополнительной литературой;

расширять кругозор, развивать память, внимание, культуру речи, поведения; творческий подход при проведении практических работ, экскурсий, выполнении творческих заданий;

обогащать словарный запас детей, активизировать его;

стимулировать желание детей к самостоятельной творческой деятельности (рисунки, презентации о природе г.Майского и т.д.).

Педагогические принципы

Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

научная достоверность используемого материала;

соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;

комплексность решения задач обучения и воспитания;

постоянство требований и систематическое повторение действий;

гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;

единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

линейность.

Основные показатели эффективности реализации программы

Показателями эффективности реализации данной образовательной программы могут выступить следующие характеристики:

высокий уровень мотивации учащихся к познавательной деятельности;

творческая самореализация учащихся, участие в реализации различных проектов, связанных с краеведением.

Методы психолого-педагогической диагностики

Данная образовательная программа предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики познавательных возможностей учащихся. Системность проведения диагностики развития учащихся позволяет педагогу использовать ее на различных этапах обучения, создавать правильную мотивацию при постановке и решении образовательных задач.

Программа предусматривает некоторые традиционные методы диагностики (беседы, наблюдения, анкетирование, индивидуальные планы учащихся), которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать на занятиях комфортный микроклимат.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: презентации, самостоятельно составленные вопросы для интеллектуально-познавательных игр и т.д.

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей условиями её реализации; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты: знание истории своего имени и имен, отчеств членов своей семьи, учителя; знание понятия семья и обязанности членов семьи; знание профессии своих родителей и профессий горожан; знание истории происхождения своего города, его достопримечательностей, флоры и фауны города; знание, что человек является частью природы; называть своих ближайших родственников; соблюдать правила охраны природы; хранить старинные семейные вещи; поддерживать чистоту в городе; заботиться и ухаживать за домашними животными; ориентироваться по карте г. Майского и находить свой, город; наблюдать за изменениями в природе; охранять достопримечательности города.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В итоге освоения программы обучающиеся

должны знать:

адрес г.Майского; название главных улиц Майского; имя человека, в честь которого названа станица; название самой многоводной реки нашей республики – Терек, откуда берёт начало и куда впадает; название реки Черек; предков народов Кавказа; древнейшее занятие казаков; обычаи и традиции майчан; названия растений, занесенных в Красную книгу (не менее 5-6 названий); названия лекарственных растений (не менее 5-6 названий); названия культурных растений (до 10 названий); названия редких и исчезающих животные Кабардино-Балкарии (не менее 5-6 названий);

усвоить понятия: «поселенцы», «укрепление», «казак», «казачество», «Пришиб», «рукопись», «половодье», «пойма реки»«быт», «предки», «масштаб» и др.;

иметь представление

о культурных и спортивных достижениях майчан; о фольклоре казаков; занятии казаков; поселении казаков; об основном виде вооруженной силы казаков; главном оружии каждого казака; некоторых обычаях народов Кавказа и т.д.

уметь пользоваться

географической и топографической картами

помещение для занятий;

географические карты;

достаточное количество посадочных мест;

инвентарь для проведении игры;

аптечка.

знать и соблюдать правила поведения на занятиях.

Календарно - тематический план

программы дополнительного образования

Тема занятия

Количество часов – 36 ч.

Теория

Практика

Всего

 

Введение

1

 

1

1

Из истории основания города

3

1

4

1.1

Первые поселенцы, укрепление

1

 

1

1.2

Терек – самая полноводная река КБР

 

1

1

1.3

История г. Майского. Город Майский – районный центр. Северо- Кавказская железная дорога. Станция «Котляревская»

1

 

1

1.4

Обобщение по разделу

1

 

1

2

Точка на карте

 

3

3

2.1

Адрес г. Майского

 

1

1

2.2

Улицы г. Майского

 

1

1

2.3

Моя школа, мой дом

 

1

1

3

Этнография города Майского

7

5

12

3.1

Население г. Майского

1

 

1

3.2

Обычаи и традиции майчан

1

 

1

3.3

Культура и быт горожан

1

 

1

3.4

Памятники и мемориальные доски г. Майского

 

1

1

3.5

Почетные жители г. Майского

1

 

1

3.6

Поэты и писатели

1

 

1

3.7

Художники г. Майского. Экскурсия в ДШИ

 

1

1

3.8

Казачий хор

1

 

1

3.9

Спортивные достижения майчан

1

 

1

3.10

Выставка рисунков

 

1

1

3.11

Обобщение по теме

 

1

1

3.12

Контроль знаний

 

1

1

4

Природа Майского района

9

7

16

4.1

Жизнь леса. Вредители леса.

1

 

1

4.2

Грибы и ягоды

1

 

1

4.3

Аптека под ногами. Интеллектуально – познавательная игра «Поле чудес»

1

 

1

4.4

Растения под охраной. По страницам Красной книги

1

 

1

4.5

Лекарственные растения на территории г. Майского.

 

1

1

4.6

Животный мир Майского района

1

 

1

4.7

Птицы Майского района

1

 

1

4.8

Индивидуальные сообщения учащихся о животных, о птицах, о насекомых.

 

1

1

4.9

Изготовление кормушек для птиц

 

1

1

4.10

Мои домашние животные

1

 

1

4.11

Редкие и исчезающие животные

1

 

1

4.12

Конкурс «Лабиринт живой природы»

 

1

1

4.13

Экскурсия в лесное хозяйство Майского района

 

1

1

4.14

Экскурсия в краеведческий музей

 

1

1

4.15

Обобщение по разделу

1

 

1

4.16

Проверка знаний

 

1

1


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение – 1 час

…И с гордостью скажу родному краю:
“Люблю и знаю, знаю и люблю
и тем полней люблю, чем глубже знаю!”

Ефремов Ю.К.

Беседа «Что изучает курс «Моя малая Родина»? Знакомство с направлениями и задачами курса.

Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

Раздел 1. Из истории основания города ( 4 часа)

Нужно стремиться к тому,

чтобы каждый видел и знал больше бы,

чем видел и знал его отец и дед.

Чехов А.П

Познакомить учащихся с историей родного города – с первыми поселенцами. Отметить, какая роль отводилась первым поселенцам, укреплению.

Тема 1.1. Первые поселенцы, укрепление

Тема 1.2. Терек – самая полноводная река. Экскурсия к р.Терек.

Тема 1.3. История города Майского. Г. Майский – районный центр. Северо-Кавказская железная дорога. Станция «Котляревская».

Тема 1.4. Обобщение по теме.

Раздел 2. Точка на карте (3 часа).

Карта есть то удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения. Шокальский Ю.М.

Познакомить учащихся с картой Майского района и г.Майского.

Практическая работа по вычислению расстояний по карте, с использованием знаний о масштабе карты и географических направлениях.

Тема 2.1. Адрес г. Майского.

Изображение территории города Майского на различных картах: России, КБР, Майского района.

Практическая работа: «Нанесение на контурную карту территорий, с которыми граничит Майский район».

Тема 2.2. Улицы г. Майского.

Тема 2.3.Моя школа, мой дом. Творческая работа

Раздел 3. Этнография г. Майского (12 часов)

Духовная добродетель заключается в пяти качествах: самоуважении, великодушии, искренности, честности и доброжелательстве. Рерих Н.К.

Познакомить учащихся с демографией населения г.Майского с обычаями и традициями, культурными ценностями горожан. Воспитание у обучающихся патриотических чувств за свой родной город.

Тема 3.1. Население г.Майского.

Тема 3.2. Обычаи и традиции майчан.

Тема 3.3. Культура и быт горожан.

Тема3.4. Памятники и мемориальные доски г. Майского

Тема 3.5. Почётные жители г.Майского.

Тема 3.6. Поэты и писатели.

Тема 3.7. Художники г.Майского. Экскурсия в ДШИ.

Тема 3.8. Казачий хор и другие творческие коллективы.

Тема 3.9. Спортивные достижения майчан.

Тема 3.10. Выставка рисунков.

Тема 3.11. Обобщение по теме.

Интеллектуально-познавательная игра «Поле чудес»

Тема 3.12. Контрольный урок.

​​​​​​​ Раздел 4. Природа Майского района (16 часов)

Облетев Землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее. Гагарин Ю.А.

Познакомить учащихся с разнообразием растительного и животного мира и воспитывать в них любовь бережное отношение к природе.

Тема 4.1. Жизнь леса. Вредители леса.

Тема 4.2. Грибы и ягоды.

Тема 4.3. Аптека под ногами.

Интеллектуально-познавательная игра «Поле чудес».

Тема 4.4. Растения под охраной. По страницам Красной книги

Тема 4.5. Лекарственные растения на территории г. Майского

Тема 4.6. Животный мир Майского района.

Тема 4.7. Птицы Майского района.

Тема 4.8. Индивидуальные сообщения учащихся о животных, о птицах, о насекомых. (Урок - конференция).

Тема 4.9. Изготовление кормушек для птиц. Творческая работа.

Тема 4.10. Мои домашние животные.

Тема 4.11. Редкие и исчезающие животные.

Тема 4.12. Конкурс «Лабиринты живой природы»

Тема 4.13. Экскурсия в лесное хозяйство Майского района.

Тема 4.14. Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 4.15. Обобщение по теме.

Тема 4.16. Проверка знаний

МАТЕРИАЛЬНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Принципом обучения является коллективное творчество.

Форма занятия – групповая, оптимальное количество детей в группе – 7-10 человек.

Продолжительность занятия: 40 минут

Набор в объединение: свободный.

Срок реализации: 1 год.

Объём занятий:

учебных (в неделю): 1 час (40 минут)

учебных (в год): 36 часов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 1997, - 238 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).

Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль: Академия развития, 1998, - 240 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).

Гондак О.В., Гондак Е.А. Кабардино-Балкария в играх и задачах. Интеллектуально-познавательные игры «Поле чудес» «Мой край – Кабардино-Балкария» для младших школьников – Нальчик: ЧП «Полиграфия», 2008.-88 с.

Гребенников В.С. В стране насекомых. – М.: Колос. 1979. 168 с.

Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Твоя Красная книга. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 110 с.

Рьякова Р.И. Здравствуй, школа! – Майский: МП МР «Майская типография», 2008. – 94 с.

История Кабардино-Балкарии. Учебное пособие для средней школы. - Нальчик: Эльбрус, 1995384 с.. – 88 с.

Коваленко Л.И.. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003. – 160 с. – (Библиотечка учителя).

Кузнецова М.А., Резникова А.С.. Сказание о лекарственных растениях. – М.: Высш. Шк., 1992. – 272 с.

Никиточкина Т.Д. Лекарственные растения леса. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 36 с.

Национально-региональный компонент в начальной школе/Авторы-составители Керженцева А.В., Балова Л.Ф. – Нальчик: Республиканский полиграфкомбинат им. Революции, 2003. – 304 с.

Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. – Нальчик: Эльбрус, 1994. – 88 с.

Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1997. -278 с.

Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив. Курс для нач. классов. – М.: Просвещение, 1995. – 46 с.

Подъяпольский Г.Н. Картины природы и мир животных Кабардино-Балкарии.- Нальчик: Эльбрус, 1970112 с.. -278 с.

По страницам Красной книги. Животные: Энцикл. Справ. /БелСЭ, 1987. – 359 с.

Рохлов В. И др. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 432 с.

Руденко И.Н., Емузова Л.З., Бураев Р.А.и др. География Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Нарт, 1991, -192с.

Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Энергоатомиздат, 19887. – 368 с.

Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998, - 240 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).

Шхашамишев Х.Х., Болов А.П. Животный мир Кабардино-Балкарии. Насекомые. – Нальчик: Эльбрус, 1987. – 108 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.