Эссе на тему «Моя профессия — учитель»

3
0
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Автор: Даудова Галия Газинуровна

Должность: учитель математики

Название: «Моя профессия – учитель»

В своем эссе я освятила следующие вопросы:

Основные цели обучения математике;

Достоинства и недостатки существующих учебных программ;

Роль практических и лабораторных работ на уроках математики;

Значение олимпиад и кружков;

Роль информатизации;

Особенности преподавания для одаренных детей.

Для меня ведущими целями обучения математике в школе стали:

- прогностические (обучающие);
- мировоззренческие, направленные на воспитание математической культуры (воспитательные и развивающие);
- личностно-ориентированные (воспитательные в более узком смысле).

Образовательные цели я формулирую в виде требований к уровню математической подготовки учащихся.

Воспитательные цели должны быть тесно связаны с содержанием урока. Это могут быть цели по формированию мировоззрения, сознательного отношения к учебе, развитию" познавательной и общественной активности, культуры учебного труда, воспитанию сознательности, расширению политехнического кругозора, подготовке к сознательному выбору профессии и т. д.

К развивающим целям относятся формирование ми­ровоззрения учащихся, логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения.

Рассмотрим некоторые существующие программы, которые призваны помочь нам достичь этих цели.

Если обратиться к содержанию программы Л.Г. Петерсон для выпускного класса начальной школы, то можно увидеть, что в ней преобладает углубленное и расширенное содержание по сравнению с базовым:

базовое содержание - 44%, углубленное и расширенное - 56%.

Программа предусматривает изучение таких тем, которые традиционно изучаются в основной школе: делители и кратные числа, обыкновенные дроби, проценты, числовые неравенства и их свойства, прямоугольная система координат на плоскости, таблицы и диаграммы, графики реальных процессов, осевая симметрия, многогранники и т.д. К тому же, программа содержит материал, который обычно предлагается учащимся на занятиях математического кружка или факультатива: множества, комбинаторика, логика.

В сравнении - в учебнике Н.Я. Виленкина:

базовое содержание - 93%, углубленное и расширенное - 7%.

Так, по учебнику Н.Я. Виленкина и др. весь сентябрь и почти все первое полугодие отводится повторению. Учащиеся повторяют без углубления пройденный в начальных классах материал. Не спасает положение и предлагаемая в этот период система упражнений. Она более бедна по сравнению с системами упражнений развивающих учебников начальной школы. Безусловно, повторение должно быть предусмотрено, но оно должно органически включаться в изучение нового материала, когда выявляются все новые и новые связи между изучаемыми понятиями, явлениями, процессами.

Лишь в конце первого полугодия в учебнике Н.Я. Виленкина предлагается углубление понятия дроби: ученики знакомятся с другим подходом к этому понятию, определяют понятия «правильная дробь», «неправильная дробь», «смешанное число», сложение и вычитание дробей, десятичные дроби.

Кроме этого, уровень сложности заданий учебника Н.Я. Виленкина пятого класса на этапе обобщающего повторения курса математики начальной школы значительно ниже, чем уровень сложности заданий учебника Л.Г. Петерсон для начальной школы.

Глубина и дифференцированность учебного материала традиционного обучения сами по себе много дают для развития учащихся. И, очевидно, что если основная школа с учетом развития учащихся на начальной ступени образования, продолжает решение задачи развития ученика, то в результате достигаются не только высокие результаты обучения, но и задачи общего развития учащихся: нравственные, эстетические, интеллектуальные и т.д.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что для пятого класса при программе Виленкина нужно вводить учителю задания более сложного и познавательного уровня, творческие задания, задания на развитие творческого мышления, дабы не допустить снижения интереса к обучению, развить умение искать, самоанализировать, саморазвиваться.

Для себя я выбрала программу Дорофеева. Мне она показалась наиболее правильно структурированной.

В каждом пункте выделяется учебный (объяснительный) текст, в нем содержатся все необходимые понятия и термины, разбираются способы решения задач. Многие пункты написаны достаточно развернуто и содержат материал для чтения, который не требуется ни запоминать, ни воспроизводить.

Это, например, исторические фрагменты, объяснение возникновения того или иного термина, обозначения. Это делает текст интересным, повышает привлекательность и доступность материала для детей, способствует возникновению прочных ассоциаций, что, в конечном счете, помогает пониманию и запоминанию собственно математических фактов. Система упражнений по каждому пункту разделена на группы А и Б. Упражнения первой группы направлены в основном на формирование и отработку умений на уровне обязательной подготовки, упражнения второй группы — на развитие более высоких уровней усвоения. Диапазон сложности самых первых заданий (из группы А) и последних заданий (из группы Б) всегда значителен. Каждая глава учебника завершается двумя самостоятельными разделами. Первый из них — «Для тех, кому интересно». Это необязательный материал, углубляющий или чаще расширяющий знания учащихся. Его название полностью отражает его назначение. Он содержит небольшой объяснительный текст и интересные задачи, в большинстве своем доступные детям с разными способностями. Предполагается, что этот материал может использоваться самыми разными способами: для индивидуальной работы учащихся в классе и дома, для совместной работы детей с родителями, для фронтальной работы с классом, — все зависит от конкретных условий и желаний. Второй, завершающий раздел — «Задания для самопроверки». Он содержит обязательные результаты обучения по данной главе. И это целесообразно разъяснить учащимся. В конце учебника помещен раздел «Задания для итогового повторения». В нем задания сгруппированы в восемь работ, по две дублирующие, направленные на компактное, эффективное, систематизирующее повторение всего материала за год.

Отмечу главные особенности предлагаемого курса:

выдвижение на первый план задачи интеллектуального развития учащихся, и прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость, независимость мышления;

создание широкого круга математических представлений и одновременно отказ от формирования некоторых специальных математических умений;

перенос акцентов с формального на содержательное, развитие понятий и утверждений на наглядной основе, повышение роли интуиции и воображения как основы для формирования математического мышления и интеллектуальных способностей;

формирование личностно-ценностного отношения к математическим знаниям, представления о математике как части общечеловеческой культуры, усиление практического аспекта в преподавании, развитие умения применять математику в реальной жизни;

приведение курса в соответствие с возрастными особенностями учащихся, что выразилось в живом языке изложения и в опоре на жизненный опыт учащихся, организации разнообразной практической деятельности.

Главным образом именно из-за этих особенностей я и выбрала эту программу.

Но мало работать только по учебнику. Каждый из нас хочет усовершенноствовать свою методику преподавания математике, сделать уроки более интересными, более познавательными, более понятными и доступными.

Важное условие совершенствования преподавания математики — усиление ее практической направленности. А это достигается путем внедрения практических и лабораторных работ.

Такие уроки способствуют развитию и воспитанию ценных графических и вычислительных навыков и умений, необходимых для конструирования и практической деятельности. Они позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами; ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике; установить более тесные связи между различными разделами курса математики и между различными школьными курсами. Проведение лабораторных и практических работ с учащимися вносит разнообразие в уроки математики; повышает активность и самостоятельность учащихся на уроке; способствуют повышению качества знаний учащихся по математике; делает абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными.

Математический кружок является одной из самых значительных форм дополнительного математического образования. Посредством кружковой работы с учащимися 5-6 классов основной школы можно развить их интерес к математике, обеспечить повышение уровня математического образования и развития учащихся. Моя программа кружковой работы содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий программу общеобразовательной школы по математике, и обеспечена соответствующим методическим оснащением. Работа математического кружка осуществляется с учетом индивидуального подхода к обучению учащихся с использованием активных форм и методов познавательной деятельности учащихся.

Вот какие цели я ставлю перед собой:

1) развивать творческую мысль в области точных наук и интерес к ним;

2) вырабатывать математические взгляды, отвечающие требованиям современной жизни и науки;

3) взаимопомощь на занятиях математикой, не переходящая в прямое «репетиторство» по отношению к отстающим;

4) повышать общую и математическую культуру учащихся.

На своих занятиях я использую следующий материал:

1) занимательные исторические задачи;

2) упражнения со спичками;

3) занимательные квадраты, головоломки;

4) математические фокусы;

5) более трудные и интересные задачи, связанные с программным материалом.

На кружковых занятиях так же можно готовить хорошо успевающих детей к олимпиадам. Тем более одной из важных целей проведения олимпиад является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в математических кружках.

Для развития интереса учащихся к математике имеет значение и спортивный азарт участников олимпиады. Дух соревнования заложен во многих наших школьниках, поэтому они желают посоревноваться со своими товарищами и в умении решать олимпиадные задачи.

Олимпиады способствуют выявлению и развитию математических способностей учащихся. На личном опыте убедилась, ученик, получающий на уроках только одни тройки, изредка четверки, приходит на олимпиаду попробовать свои силы. И вдруг замечаю, что он неплохо решает задачи «на соображение», задачи с «изюминкой», при решении которых встают в тупик многие отличники. И конечно такой ученик начинает интересоваться математикой. Задача учителя теперь найти пути развития математических способностей такого ученика, порекомендовать ему математическую литературу, задачи и т.п.

И, конечно же, проведение олимпиад имеет большое значение и для самого учителя. Олимпиады по математике является прекрасным средством повышения деловой квалификации учителей. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю математики необходимо вести кружки, проводить большую подготовительную работу, подбирать и решать различные задачи, детально знакомиться с различными вопросами математики, с новинками математической литературы. Подбор материала для кружковых занятий и для олимпиад, подготовка к проведению этих мероприятий является одной из форм активной работы учителя по повышению своей научно-методической квалификации. Подбор к занятиям математического кружка и к олимпиаде нестандартных, требующих особых приемов в этом деле от самого учителя математики. Проведение олимпиад, руководство математическими кружками дают учителям эстетическое наслаждение. Здесь в свободной обстановке учитель занимается любым предметом, рассматривает с учащимися наиболее интересные вопросы, да и аудитория здесь более активная и внимательная, чем обычный класс. И самое главное, олимпиады подводят итог всей внеклассной работы учителя.

Согласитесь, приятно, когда у ваших учеников хорошие результаты!

На уроках и кружковых занятиях современному учителю не обойтись без средств ИКТ, специализированных программных продуктов, различных компонентов электронных средств учебного назначения.

Информатизация математического образования – процесс обеспечения теорией, практикой и методикой преподавания предмета с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на воплощение психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Эффективность информатизации математического образования зависит, на мой взгляд, от того какие способы и формы информационных технологий мы применяем на уроках, т.е. не как обучаемый работает с компьютером, а как взаимодействуют обучаемый и педагог, обучаемые между собой.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации, способствует активизации внимания школьников, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, воображение и фантазию.

Информационные технологии отличное подспорье учителю математики. Это карточки-задания; презентации, как вспомогательные средства к уроку; компьютерные программы, и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники; учебные пособия; тренажеры; лабораторные практикумы; системы тестирования знаний; системы на базе мультимедиа-технологий.

А какие внеклассные мероприятия можно проводить! Лишь бы фантазия работала.

ИКТ является неотъемлемой частью образовательного процесса и активно используется, любым современным учителем, не только в учебной деятельности, но и во всех направления работы образовательного учреждения, что способствует повышению качества образования, скорости передачи информации.

Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося.

Анализ учебников математики для 5-6 классов показывает, что не один из учебников не содержит необходимого набора задач, направленных на развитие одаренных учащихся, т.е. задач на развитие различных познавательных процессов, обеспечивающих достижение целей развития способных детей. Современные образовательные стандарты, программы математического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности математики, но не уделяют внимания их использованию для развития одаренных детей в процессе обучения.

Проанализировав имеющиеся в распоряжении педагогов пособия по работе с одаренными детьми по математике и подготовке их к олимпиадам, я сделала вывод, что обычно их содержание организовано следующим образом: это сборники заданий для учащихся повышенной сложности и на смекалку с прилагаемыми ответами или, в лучшем случае, коротким решением. При этом основным методом обучения детей остается репродуктивный: запоминание способа решения заданной конкретной задачи и тренинг (повторение способа решения при многократном выполнении однотипных). При таком методе следующим этапом работы учителя является предложение детям карточек с набором заданий разных типов с целью идентификации ребенком по внешним признакам известных типов заданий и извлечения из памяти заученных способов их решения.

Но мне бы хотелось, чтобы имела место деятельность продуктивная, т.е. когда происходит активная работа мышления, связанная с логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения. Задумываясь над основанием собственных умений (рефлексируя), ребенок овладевает обобщенными способами действий, лежащими в основе этого умения, и тем самым приобретает знания, которые может конкретизировать при решении целого класса частных задач.

При работе с одаренными детьми я рассматриваю следующие задания:

а) задания, выходящие за рамки изучаемых понятий по годам обучения, но возможность нахождения способов их решения прогнозируется исходя из зоны ближайшего развития продвинутых детей;

б) задания, требующие нестандартного подхода к их решению;

в) задания, которые могли быть систематизированы по общему способу их решения и представлены в виде модели.

Причем, учитель не должен давать детям готовую модель. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования. Для того, чтобы учащиеся вышли на новую модель, учитель сначала предлагает им задачу, которую они уже легко решают, используя известный способ и модель. Создав ситуацию успеха, можно предложить детям задачу, которая внешне похожа на предыдущую, но её решение старым способ либо приводит к неудаче, либо нерационально. Ребенок обнаруживает дефицит собственных знаний и понимает, что в такой ситуации, когда у него возникают трудности и известная модель не позволяет ему быстро решить задачу, нужно конструировать новый вид модели. Следовательно, у детей возникает необходимость, что является основой для устойчивой мотивации дальнейшей деятельности. Разобравшись и проанализировав то многообразие текстовых задач, которое есть в школьном курсе математики (включая и нестандартные задачи), я убедилась, что существует большое разнообразие моделей, которые можно предложить ученику. К тому же, учащиеся 5 классов вполне могут моделировать комбинаторные и логические задачи, задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, графов, уравнений, задачи на измерение величин.

Итак, при работе с одаренными детьми по математике главной задачей для меня является раскрытие принципов действия, решение задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических рассуждений на пути к нему.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.