Моё авторское наглядное пособие
Подготовила учитель начальных классов Жгунева А.А.
Моё авторское наглядное пособие
В результате проведенного анализа всероссийских проверочных работ предложенных учащимся 4-х классов по математике, были выявлены дефициты в виде следующих несформированных планируемых результатов:
-основы логического и алгоритмического мышления,
-основы пространственного воображения.
Развитие пространственного воображения в начальной школе актуально, т.к. пространственные представления и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль при этом играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
Низкий уровень пространственного воображения учеников требует большей наглядности при решении геометрических задач. При этом часто встает вопрос о легкости оперирования пространственными образами фигур и самим учителем. Наиболее эффективными средствами развития пространственных представлений учащихся, как известно, являются: демонстрирование фигур, сравнение положений геометрических фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежа. Эти средства приводят к наилучшим результатам, если они используются систематически и в комплексе.
На уроках математики начиная с первого класса я использую наглядное пособие «Кубик-рубик».
«Кубик-рубик» состоит из 27 одинаковых кубиков, они скреплены между собой многоразовым фиксатором (лентой липучкой). На каждую сторону куба и каждого в отдельности кубика можно прикреплять квадраты с разными изображениями.
«Из трёх кубиков сложили постройку. Если посмотреть на неё в направлении по стрелке, то будет видна фигура, состоящая из трёх квадратов (рис. 1).Из 27 таких же кубиков сложили куб (рис. 2). Затем с этого куба сняли несколько кубиков (рис. 3). Какая фигура будет видна, если смотреть на получившуюся постройку в направлении по стрелке?»
Вот такие задания встречаются ВПР для 4 классов, в которых дети испытывают трудности.
Я предлагаю моим первоклашкам. Рассмотреть «Кубик-рубик». Поиграть с ним. Убирая по одному кубику, обращаю внимание на изменения в большом кубе.
С каждым новым занятием усложняю задания. (Убираю по несколько кубиков сразу). Дети рассматривают и рассказывают: Где исчез кубик, в каком ряду, какого цвета… .
Перед вами куб. Сколько кубиков исчезло (сняли)? Сколько в первом ряду? Сколько во втором ряду? Сколько в третьем ряду? Посмотрите внимательно, сколько вы видите квадратов с красного цвета? Какая фигура будет видна, если смотреть на сторону, где только красные квадраты?
У вас на столе квадраты. Сложите из них фигуру, какую вы видите перед собой.
Сейчас мои дети пробуют выполнять подобные задания из ВПР.
«Кубик – рубик» можно использовать, как целиком, так и каждый в отдельности кубик.У меня в классе 23 ученика, а кубиков 27. Можно использовать, как раздаточный материал. Позволяет легко выполнять логические задания.
Заданий на логическое и пространственное мышление много. Используя наглядное пособие «Кубик-рубик» детей такие задания не отталкивают, а наоборот стали привлекать.Игральный кубик лежит на листе бумаги в клетку так, как показано на рисунке. (У игрального кубика сумма числа точек на противоположных гранях равна 7. Это означает, например, что напротив грани с 3-мя точками находится грань с 4-мя точками.) Кубик перекатывают через рёбра в направлениях, указанных стрелочками. Сколько точек окажется снизу, когда кубик попадёт на клетку, отмеченную звёздочкой?
Используя игральный кубик повторяем состав числа 7. Чтобы решить данное задание я использую только три стороны куба (с точками 1,2,3) три другие пустые. Дети вращают кубик по схеме и дают предполагаемый ответ. Затем проверяют. Кубик дополняют квадраты с точками 4,5,6 на пустые стороны куба в соответствии с заданием.
Из картона вырезали фигуру, составленную из квадратиков. Затем из этой фигуры сложили кубик и поставили его на закрашенный квадратик. Какая буква будет написана вместо знака вопроса?
А мы с детьми наклеиваем буквы на кубик по данной схеме и определяем: Как его поставить? Какие буквы мы видим, а какие нет? Какая буква сверху? Какая слева, справа?...
Моя наглядность обеспечивает огромный интерес к предмету математики, способствуют быстрому запоминанию теоретического материала, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, развивает логическое и пространственное мышление.