Авторское наглядное пособие «Праздник в обувной коробке»
Пояснительная записка к презентации
Литяева Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ "Лицей № 8" г. Перми
ПРОЕКТ
Авторское наглядное пособие
«ПРАЗДНИК В ОБУВНОЙ КОРОБКЕ»
Не секрет, что в наши дни удивить чем-то школьников, которые на «ты» с любой новинкой компьютерной техники, становится все сложнее. Они могут с помощью Интернета попасть в любой уголок планеты. У них есть самые разные, иногда невероятные, игрушки. Им покупают всё, что захочется. Поэтому удивить, действительно, трудно!
Я решила попробовать и нашла универсальное средство для развития учеников- пятиклассников!
В любом доме можно найти достаточное количество вещей, подходящих для изготовления интересного и увлекательного. И одним из таких предметов оказалась обычная картонная коробка из-под обуви. Коробки эти бывают самых разных размеров, и это очень удобно для разработки групповых творческих проектов. Главное, чтобы по размеру подходило!
Целью проекта было Создание дидактического пособия для урока литературы в 5 классе «Праздник в обувной коробке».
Урок проводился в рамках изучения раздела «Фольклор».
Тема урока: «Народный театр».
Проблема:
Современные лицеисты не знакомы с таким ярким, весёлым героем кукольного народного русского театра – Петрушкой. Значит, эта часть нашей истории со временем исчезнет из памяти людей.
Цель урока: Знакомство обучающихся с героем кукольного народного русского театра перчаточных кукол Петрушкой через работу в творческих группах .
По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие – с запада, из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались как "своё" искусство, да и по сути становилось им. Всё это происходило и в кукольном народном театре.
Мы почти ничего не знаем о том, какими были представления перчаточной куклы России. Из более ранних свидетельств известны лишь рисунок, на котором изображён кукольник в ширме-юбке, и краткое описание, относящееся к первой половине ХV11 в.
К концу 19 века русские народные кукольники владели техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках (марионеток) и театра перчаточных кукол (петрушек).. В это время петрушечники обычно объединялись с шарманщиками и с утра до позднего вечера ходили с места на место, повторяя за день по многу раз историю похождений Петрушки…Они были желанными гостями на сельских ярмарках, базарах, народных праздниках.
К ХХ веку Петрушка изрядно состарился. "Комедии о Петрушке" начали разрушаться. Этому способствовал предельно жёсткий контроль властей (в выступлениях Петрушка потешался над людьми власти). Комедия утратила злободневность, остроту. Кроме того, у уличных актёров появился конкурент – кинематограф.
С началом первой мировой войны положение Петрушки ещё более ухудшилось, он стал терять своих зрителей. Народу было не до развлечений.
К сожалению, история Петрушки осталась лишь в воспоминаниях, в записанных текстах, в названии балета Стравинского. Собственное имя Петрушки стало нарицательным.
План работы над спектаклем.
Прочитали пьесу, разделили на части (для каждой творческой группы);
Выделили главных героев, составили отдельный рассказ о каждом из них;
По характеристикам создали кукол, подобрали коробки нужного размера;
Решили, как будет украшена каждая коробка для отдельной части спектакля, оформили;
Создали афиши;
Смотрели спектакль.
Идею создать такой необычный спектакль оценили все!
Вот так обычная коробка из-под обуви на время превратилась в театральную сцену!