Урок на тему «Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления и лжи?» (10 класс)
«Может ли быть достигнута высокая цель
путем преступления и лжи?»
(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Технология урока
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок - дискуссия.
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках изучения произведения Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи:
- создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием;
-создать условия для развития школьников, умение формулировать проблемы;
- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- прививать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
-понимание ключевых проблем произведения и умение их анализировать;
-овладевание умениями создавать высказывания разного типа;
- владение литературоведческой терминологией.
- формирование навыков комплексного анализа художественного текста.
2. Метапредметные:
- умение извлекать информацию, выделять главную, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение формулировать цель, собственную позицию, прогнозировать и корректировать свою деятельность;
-осуществление самоконтроля, определение степени успешности своей работы и работы других;
-умение моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
3.Личностные:
- совершенствуют способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, развивают готовность к трудовой деятельности;
- уважительное отношение к мнению других, осознание значимости чувства товарищества и способности сопереживать.
- способность к самооценке собственного коммуникативного поведения, способность к рефлексии и интуиции.
I этап. Подготовка.
За неделю до урока сообщается тема дискуссии: «Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления и лжи?». Проблемный вопрос способствует формировании: познавательного интереса, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
II этап. Собственно урок.
1. Дается понятие дискуссии.
а) Определение. Дискуссия (нем. diskussion, фр. discussion, лат. discussion — рассмотрение исследование) — корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса для нее характерны четкость формулировки темы, стремление прийти к единому мнению найти общее решение, установить истину.
б) Оглашение правил поведения в дискуссии
- Я критикую идеи, а не людей;
- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;
- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении;
- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен;
- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям;
- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему;
- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов;
- Я так задаю вопрос оппоненту, чтобы в ответе высветились слабые стороны его
позиции;
- Я веду спор не ради спора, а использую его как средство для достижения цели,
в) Девиз дискуссии:
«Здесь нет наблюдающих! Каждый присутствующий активный участник обсуждения».
2. Критерии оценивания дискуссии.
(+2) представить информацию, основанную на фактах
(+1) высказать свою точку зрения
(+2) дать комментарий к информации
(+2) усматривать сходства/аналогии
(+1) обращать внимание на ошибки
(+1) втягивать в дискуссию лиц, которые еще не высказались
(+1) начать дискуссию
(+1) продвинуть дискуссию вперед
(-1) высказаться не на тему
(-3) держать монополию на дискуссию
(-2) прекращать дискуссию, препятствовать другим лицам в дискуссии
(-З)личная атака (критические замечания персонального характера)
Всего очков (уровень)
3. Представление команд.
1команда - экспертная группа:
«судья» (ведущий) - организовывает работу группы;
«протоколист» - фиксирует все, что относится к решению проблемы;
«наблюдатель» - оценивает участие каждого на основе заданных критериев;
«аналитик» - подвергает сомнению высказанные идеи, задает членам группы вопросы.
2 команда - группа поддержки позиции Раскольникова.
3 команда - группа поддержки позиции Сони Мармеладовой.
Введение в дискуссию.
4. Мозговой штурм.
1 этап
Создание банка идей.
Цель: наработать как можно больше идей.
Основное правило - никакой критики!
Рефлексия:
-какие были сбои?
-допускались ли нарушение правил и почему?
2 этап
Анализ идей
Основное правило: в каждой идее необходимо найти что-то полезное, рациональное
3 этап
Обработка результатов
Идеи, которые были выдвинуты во время первого этапа:
1.Высокая цель может быть достигнута путем преступления
2.Преступить совесть не ради себя можно
3.Преступить можно ради себя
4.Должна быть хорошо разработанная тактика
5.За преступлением всегда следует наказание
6.Преступление - это грех
7.Преступить можно во имя слабых
8.Преступление ради других- человеколюбие
9.Преступить, чтобы доказать теорию
10.Необходимо сохранить душу, поэтому преступить нельзя
11.Одно преступление ведет за собой другое
12.Муки совести
Аналитик и протоколист обобщают результаты, выдвигая две идеи:
1 идея «Любой закон можно преступить ради высокой цели». Раскольников
2 идея «Законы человечества преступить ради высокой цели нельзя». Мармеладова
5. Дискуссия
Принимают участие обе группы. Ведущим является аналитик.
Возможный ход дискуссии.
Теория Раскольникова.
1) Ради спасения других людей можно пожертвовать одним человеком. Это не «преступление».
2) Раскольников - необыкновенный человек, особый, которому дано право творить историю, который способен вывести простой народ на правильный путь. Поэтому ему позволено делать все.
3) Общество враждебно человеку, поэтому можно преступить его законы и прийти к счастью. Опровержение:
1) никто счастлив не стал из-за того, что Раскольников убил старуху - процентщицу;
2) одно преступление ведет за собой другое - Раскольников убивает ни в чем не повинную
Лизу;
3) после преступления Раскольников терзается и страдает.
Вывод: преступление, совершенное Раскольниковым – это предельное испытание идеи, он думал убить и остаться спокойным. Но натура человеческая сложна, и, по выражению В.Г, Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, - вошь, «тварь дрожащая».
Теория Сони.
1) Нужно терпеть, смириться, чтобы принести пользу людям.
2) Один из путей обновления мира — путь насилия над собой, унижете и позор ради спасения других. Действенное спасение.
3) Нравственная суть народной жизни - в способности к состраданию. Человек должен заслужить свое счастье, и всегда страданием. Соня его выстрадала.
Опровержение:
1) если всегда мириться, всегда терпеть, не будет прогресса, человечество не будет развиваться;
2) человек не должен себя унижать, уничтожать. Улица все равно забирает Мармеладова и Катерину Ивановну. Что тогда значит жертвенность Сони?
3) счастье можно заслужить не только страданием. Бывает, человек прошел через муки страдание, но не стал счастливым от этого.
Всякий раз, когда участники группы демонстрируют какое-либо конкретное поведение, наблюдатель ставит возле его имени знак (может оценивать вся группа).
Протоколист подводит итог: «Сопоставление двух правд заставляет задуматься над актуальными и сегодня проблемами: что делать, чтобы изменить мир? В чем нравственная норма поведения человека в обществе? Чем руководствоваться в жизни - разумом или верой?
Мы видим, что правда Сони побеждает. Родион, убив, убил самого себя - радость и горе, любовь к близким, к земле. Он отгородился от всего мира, испытывает муки совести.
Достоевский хочет убедить в бессмысленности и вредности активной борьбы. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. Призыв означает отступление перед миром зла и насилия.
Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.
III этап. Заключительный. Анализ и обобщение.
1.Обобщение материала. Прошу группы образно, схематично изобразить теорию Сони и теорию Раскольникова. Один из участников группы представляет работу.
2.Оценка деятельности. Оглашение отметок наблюдателем.
Подготовительный этап - самооценка
Работа на уроке - наблюдатель
3. Эмоциональный тонус урока. Анализируем, используя прием «солнышко», то есть учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания.