Статья «Может ли школа помочь в борьбе с употреблением ПАВ?»
Проблема употребления психоактивных веществ (ПАВ) из года в год не теряет своей актуальности, и в особой зоне риска находятся самые уязвимые – подростки, среда пребывания и этапы взросления которых могут с легкостью подтолкнуть к знакомству с вредными веществами. Эксперты общероссийской общественной организации Общее дело в рамках исследования «Изучение эффективности профилактической деятельности в области профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних в условиях образовательных организаций» выяснили у педагогов Московской области, какую роль в борьбе с употреблением ПАВ играет школа, и с помощью каких инструментов она может помочь уберечь подростков от губительной зависимости.
Что может школа?
Традиционно в вопросах профилактики употребления психоактивных веществ большое внимание уделяется школе, так как именно там подростки проводят значительную часть времени, общаются с большим числом сверстников и друзей старшего возраста, а также получают знания от авторитетных лиц – учителей.
Борьба с употреблением ПАВ в школах является первичной профилактической мерой, и задача педагогов – помочь подросткам в формировании мнения о здоровом образе жизни. 18 учителей Московской области в беседе с экспертами Общего дела подчеркнули, что школа – эффективный инструмент профилактической работы, но работать он будет тогда, когда в процесс будет включен весь педагогический коллектив.
Во многих школах России сегодня уже проводятся тематические классные часы, посвященные профилактике употребления ПАВ, куда также приглашают представителей полиции и учреждений здравоохранения, однако системная работа, в которую был бы включен весь педагогический коллектив, ведется далеко не во всех общеобразовательных учреждениях.
Педагоги Московской области убеждены, что могли бы стать более активными участниками или даже проводниками и реализаторами профилактических программ, если бы прошли дополнительную подготовку и стажировку в данном направлении повышения квалификации. Причем, усиливало бы позиции школы именно групповое обучение целых педагогических коллективов, что в свою очередь сформировало бы определенный набор корпоративных установок и культурных ценностей в этом направлении. По мнению педагогов, сегодня возникает потребность разработки антинаркотической политики в образовательной организации, а в школах необходимо создавать атмосферу абсолютной нетерпимости к ПАВ.
Кроме того, учителя заинтересованы интегрировать свои знания в области профилактики в общеобразовательные учебные предметы – это видится им весьма эффективной стратегией работы.
Профилактика употребления ПАВ в школах, уверены педагоги, призвана повлиять на формирование собственного мнения ребенка. Подросток должен иметь четкое представление о психотропных веществах, их действии на организм, а также о том, какие последствия несет их употребление, и в этом может помочь именно школа.
Не только педагогам, но и самим подросткам идея реализации профилактических программ в школах кажется важной. Например, в рамках проводимого ранее исследования экспертам «Общего дела» 409 школьников Московской области рассказали, что в роли наставников профилактических программ наряду с родителями и представителями специализированных ведомств они хотели бы видеть именно педагогов.
Однако на роль школы в вопросах профилактики употребления ПАВ подростки смотрят еще шире – для них успех профилактики кроется не только в тематических занятиях, но и в организации школьного пространства. Так, для достижения большего результата они отмечают необходимость работы кабинетов психологической разгрузки и релаксации, а также организацию отдыха на переменах. А вести разъяснительную работу о вреде табака, алкоголя и наркотиков подростки доверили бы не только педагогам-предметникам, но и школьному психологу.
Учитывая мнение педагогов о профилактических программах в школах и заинтересованности подростков в такой работе, можно утверждать, что одиночных профилактических занятий школьникам, действительно, не хватает, но педагоги готовы менять ситуацию. Профессиональное сообщество уверено: профилактика употребления ПАВ в школах – это не только информирование о вреде запрещенных веществ. При качественной организации бесед и занятий профилактические программы внесут весомый вклад в формирование у подростков эмоционального непринятия ПАВ и собственной позиции о здоровом образе жизни, а также навыков быть избирательными в общении со сверстниками и более взрослыми людьми.
_______
Материалы исследования «Общего дела» также испоьзуются в публикациях СМИ:
https://ug.ru/mozhet-li-shkola-pomoch-v-borbe-s-upotrebleniem-narkotikov-tabaka-i-alkogolya/