Доклад «Музей Василия Андреевича Тропинина и московских художников его времени»

1
0
Материал опубликован 14 June 2018

Музей Василия Андреевича Тропинина

и московских художников его времени

Из малых музеев Москвы музей Тропинина выделяется и экспонатами, и историей создания. К ней причастны легендарный коллекционер Вишневский и бывший владелец здания, полярник и профессор Петухов.

Музей Тропинина представляет собой небольшой кирпичный особняк с деревянным мезонином. Он и сам – памятник, а выставленные в нем картины вообще уникальны.

Выставляет музей Тропинина не только полотна знаменитого портретиста, но и произведения других мастеров первой половины XIX века. Перед входной дверью в музей Тропинина в ноябре 2017 года появился портрет художника, исполненный в технике горячего эмалирования на медной доске. Художник-эмальер Матько за образец взял автопортрет Василия Андреевича, который посетители увидят сразу после начала осмотра экспозиции. Необычный портрет действует лучше любой афиши или вывески.

Василий Тропинин был сыном крепостного крестьянина, сам находился в кабале до возраста 47 лет. Рисовал с детства, но все ранние работы становились собственностью помещика, до наших дней сохранилось меньшинство. Уже за год вольности Тропинин стал академиком живописи, плодотворно работал до 80 лет, написав свыше трех тысяч портретных изображений.

Экспозиция включает не только живописные полотна, выставлена старинная мебель и другие экспонаты. Над первым столиком и расположен тропининский автопортрет, встречающий пришедших в музей Тропинина. Над таким же, правее, — ямщик, опирающийся на кнутовище, один из портретов простых людей, которых часто изображал Тропинин, наряду с вельможами.

У смежной стены – уникальное фортепьяно со вставками резьбы по дереву и подсвечниками над крышкой. Выше правого угла инструмента – портрет композитора Алябьева, автора знаменитого Соловья. Второй от окна – портрет старшего адъютанта великого Суворова, С.С. Кушникова, кавалера всех российских военных наград, вплоть до ордена Андрея Первозванного.

В противоположном углу помещения, на мольберте, в роскошной раме – еще один автопортрет Тропинина, уже в почтенном возрасте. Автор запечатлел себя в другом доме, где одно время проживал, с видом на Кремль. Музей Тропинина претендует на ряд мест его проживания, но пока безрезультатно. Правее – знаменитая Кружевница, написанная в 1823 году, в том заветном году, когда он покинул раздольное имение графа Моркова.

И, переполненный ожиданием счастья, художник творит картину, вошедшую, как классика, во все лучшие издания, посвященные отечественному искусству. Это шедевр.

Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной.

 Недаром П. Свиньин, современник В. Тропинина, отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный.

Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой».

Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой... Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки... Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью.

Чарующая прелесть сквозит в этих формах — ничего расплывчатого, недосказанного, неопределенного, туманного. „Кружевница" лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки - совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной.

Рядом с Кружевницей портрет купчихи Киселевой, слева от автопортрета – изображение графа Зубова, любителя искусств и мецената, мать которого была дочерью генералиссимуса Суворова.

Следующий зал демонстрирует работы предшественников и современников Тропинина, в основном также портреты. Мраморный бюст Екатерины Великой в обличье богини Минервы, выполненный неизвестным скульптором – редкое исключение. Здесь он удивительно к месту, его проекцией выглядит живописный портрет императрицы, кисти Федора Рокотова. Знатоки считают это произведение подготовительной работой к парадному портрету, хранящемуся в летнем шереметевском дворце в Кусково.

Кисти Рокотова принадлежит и портрет княгини Голицыной в этом же ряду, рядом с мольбертом. На мольберте размещена работа Ивана Вишнякова, изображающая Матвея Беричева, военного инженера в генеральском звании. Слева от него – портрет А.П. Шереметевой, дочери хозяина кусковского дворца.

Вторая половина зала демонстрирует и тропининские работы, и творчество других мастеров. Самая крупная картина в длинном ряду – портрет не раз уже упомянутого Суворова, написанный Дмитрием Левицким, которого многие критики упрекают в недостаточном портретном сходстве. Над столом – работа Боровиковского с изображением красавицы Варвары Томиловой. Перед красоткой – неизвестный со шрамом кисти Аргунова, по другую сторону Мусин-Пушкин кисти Ореста Кипренского.

На смежной стене две работы Тропинина, одна из них – Девочка с собачкой, широко известна. Многих впечатляет изображение глаз персонажей, особенно животного. Крайнюю картину предыдущие обладатели выбросили за ненадобностью, ее обнаружил основатель коллекции Феликс Вишневский среди мусора. Изображен на полотне Самсон Суханов, прославленный каменотес, обработавший глыбу для Александровского столпа.

Небольшой зал музей Тропинина выделил под временные выставки, в момент нашего посещения демонстрировалась коллекция Светланы Антоновой. Владелица антикварного салона особо увлечена каминными часами, часть экспозиции им и посвящена. В семейном предприятии Светлана ведает художественной частью, муж – реставрацией и возвращением работоспособности часовым механизмам.

Более близкие тематике музея живописные работы размещены в витрине, напротив шкафа с часами. Выставлены работы небольших размеров, вплоть до миниатюрных. Такие картины до изобретения фотографии занимали место привычных ныне снимков дома и на работе. Экспонаты частной коллекции принадлежат различным авторам, разнообразны по манере исполнения. Рамки для работ также отличаются разнообразием форм.

Посещаемый последним зал музей Тропинина обставил старинной мебелью – инкрустированными тумбами, ажурными стульями. В углу привлекает внимание трехногий столик с бронзовыми часами, на этот раз музейными. Любопытны две версии картины Тропинина, портрет Карзинкиной в русском костюме и кокошнике представлен в различных размерах. На смежной стене над тумбами картины других художников.

В первом простенке жанровая картина неустановленного автора, в следующем работы опознаны. Наверху – Шарманщик художника Лушева, ниже – картина Иоганна Рауха с длинным наименованием: Собака на фоне конного двора усадьбы Кузьминки. Этот австрийский мастер живописи работал в Москве около 10 лет, рисовал в том числе в поместье Кузьминки князя Голицына. Работы Рауха имеют Русский музей и Государственный исторический музей.

Возле выходной двери справа – одна из поздних картин Тропинина, Девушка с горшком роз 1850-го года. Здесь мастер выступает не только портретистом, блестяще передана поза и движение персонажа. Центральная картина на левой стене также найдена Вишневским, примерно в тех же обстоятельствах, что и изображение бородача Суханова. Портрет Полины Виардо, тургеневской музы, выполнил художник Плюшар.

Русский художник французского происхождения Евгений Плюшар, позднее открывший одно их первых в Петербурге фотоателье, был братом известного книгоиздателя. Именно Адольф Плюшар впервые в России издал перевод Фауста и гоголевского Ревизора. Левее портрета Виардо – купец Хлудов, запечатленный художником Заваруевым. Картина выполнена на следующий год после смерти Тропинина, в 1858 году.

Довольно камерный характер, отличающий музей Тропинина, не умаляет ценности его художественного собрания. Хранилище портретов подведомственно культурному департаменту столичного правительства, и ведомство в силах обеспечить ему более вместительное здание из числа тех, где проживал художник. Пока же музей Тропинина приглашает посетителей по старому адресу.

Мастер-классы для взрослых и детей!

В Музее В.А.Тропинина  работает мастерская, где Вас научат работать с глиной: разминать материал, придумывать своё произведение, лепить, разукрашивать. К нам приходят: от мала до велика, москвичи и гости столицы, студенты и профессора.

Занятие 1,5 часа 450 рублей (включая материал, обжиг, транспортные расходы, работу мастера).

Индивидуальное занятие с мастером 900 рублей.

Лепка для влюбленных (вдвоем одно изделие) 900 рублей.

Возможно занятие для группы школьников до 10 человек (роспись глиняных заготовок).

Занятия проходят:

четверг 15.00-17.00 для детей

четверг 18.00-20.00 для взрослых

пятница 16.00-18.00 для взрослых

суббота 12.00-14.00 для детей

суббота 16.00-18.00 для взрослых

воскресенье 15.00-17.00 для взрослых

Адрес Музея В.А.Тропинина: Москва, Щетининский пер., д.10, стр.1.
Записывайтесь на мастер-классы по телефону: 8 (495) 959-11-03.
Попробуйте новое! Прикоснитесь своими руками к творчеству!

МАСТЕР-КЛАССЫ ПО АКВАРЕЛИ

Мастер–класс – прекрасное дополнение к посещению музея всей семьей и к любой экскурсии по музею.

Например темы:

 «Рисуем городской пейзаж»

 «Рисуем флору и фауну»

«Рисуем пейзажи»

«Праздник Масленицы».

Занятия проходят по вторникам и средам 15.00-16.00
Продолжительность мастер–класса — 1 час.

Стоимость — 150 руб. с человека

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени приглашает школьников 1-11 классы из Москвы и Московской области пройти задания по экспозиции. В музей можно прийти индивидуально или вместе с классом в часы работы музея со вторника по воскресенье.

Результаты из разных музеев суммируются.
Олимпиада продлится до 31 марта 2018 года.

Также  Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени предлагает посетить следующие мероприятия:

1.Интерактивное занятие «Традиции московского чаепития» (150 руб.)

Рассказ о том, как чайный напиток распространялся по миру в целом и в России в частности.

2. Вечер поэзии и прозы «Вся жизнь один счастливый миг».

Исполняет актер, поэт, лауреат юбилейной Пушкинской медали Борис Бурляев

3. Лекция «Золотой век Екатерины II. Женские дуэли».

Рассказ об истории недостаточно исследованного, но распространенного в екатерининскую эпоху явления, как женские дуэли, в контексте всемирной истории женских поединков.

4. Концерт хоровой музыки.

Выступают солисты хора «Славяночка».

5. Мастер-класс «Городецкие росписи на деревянных дощечках»

6. Мастер-класс для детей «Живая глина»

Тема: «Лепим круглые формы». Мои любимые фрукты»

И многое другое.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.