Урок литературы в 9 классе «Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество»

4
0
Материал опубликован 7 February 2021

Мусина А.С., учитель русского языка и литературы

Технологическая карта урока

Предмет

Литература

Дата


Класс

9

УМК

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. 
Учебник. — В 2-х частях. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 399 с.

Уровень обучения

Базовый

Тема урока

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы

1

Место урока в системе уроков по теме

Раздел III «Из русской  литературы XIX века». Урок 2

Цель урока:

Познакомить с жизнью и творчеством В.А.Жуковского, учить анализировать лирические произведения. Выявить какими новыми возможностями обогатил русскую поэзию Жуковский.

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии; приобщать к отечественному культурному наследию.

Планируемые результаты

Предметные: осознание значимости изучения литературы для познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека, природы и общества; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение.

Метапредметные: развитие умения выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе.

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, деятелям русской культуры; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Образовательные ресурсы: учебник, практикума «Читаем, думаем, спорим…»,  тексты произведений, портрет В.А.Жуковского, компьютер,  медиапроектор, видеоролики, фонохрестоматия.







Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся.


Обучающиеся настраиваются на предстоящую работу.

Актуализация знаний

- Назовите основные черты романтизма?

- Какие черты романтизма проявились в стихах русских поэтов начала XIX века? (На примере 1—2 стихотворений.)

Отвечают на поставленные вопросы.

Сообщения учащихся

 о русской романтической поэзии начала XIX века.

Изучение нового учебного материала                                                                           

Формулирование темы урока            



Целеполагание


Переводчик. Организатор литературной группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт… Кто же это?

Тема урока: Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

Исходя из темы урока, какие цели мы поставим на сегодняшний урок?




В.А.Жуковский

Записывают тему урока




Познакомиться с жизнью и творчеством В.А.Жуковского, проанализировать его стихотворения, определить новаторство Жуковского-романтика

Слово о поэте. Основные этапы его творчества


Концерт-миниатюра из произведений В. А. Жуковского: «Перчатка», «Лесной царь», «Спящая царевна», «Ночной смотр» (фрагмент) и др.(фонохрестоматия)

— Какие чувства и настроения вызывают стихи Жуковского?

— Можно ли на слух определить жанры прочитанных произведений?

— Какими показаны в них общество, природа и человек?

Лекция учителя о жизни и основных этапах творчества В. А. Жуковского с включением выразительного чтения и обсуждения стихотворений поэта и сообщений учащихся.

Основные положения лекции:

  1. Рождение В. А. Жуковского и сложности его детства.
  2. Обучение Жуковского, его юношеские друзья.
  3. «Пересаживание» европейского романтизма на русскую почву. «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти всё или чужое, или по поводу чужого — и всё, однако, моё» (из письма Н. В. Гоголю от 6 февраля 1848 года).
  4. Раннее творчество Жуковского (до 1808 года). Влияние сентиментализма Карамзина на первые опыты поэта.

 Выразительное чтение и обсуждение стихотворения «Сельское кладбище» (фрагмент):

— С какой целью поэт соединяет в стихотворении мёртвых и живых?

— Почему поэт уверен в вечной жизни человека? Что ему помогает в земной юдоли?

  1. Служба в Главной соляной конторе и арест за занятия литературным творчеством. Отставка и жизнь в Мишенском.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения «Вечер» или прослушивание дуэта Полины и Лизы из I акта оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» (см.http://mp3tune.net/baza/Чайковский,%20Петр%20Ильич/).

  1. Драматическая история любви В. А. Жуковского к Маше Протасовой. (Сообщение учащегося).

 Выразительное чтение стихов, посвящённых ей: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой...»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др.

  1. Выразительное чтение и обсуждение баллады «Эолова арфа»:

— Каким настроением проникнута баллада? Укажите черты этого жанра.

— Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана? Каков духовный мир влюблённого юноши Арминия?

— В чём основа романтического конфликта баллады?

— Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую роль.

— Как отразились в балладе мифологические мотивы? Какой характер приобретает в ней мотив смерти?

— Какова позиция автора в оценке романтической истории любви? Докажите, что баллада носит автобиографический характер.

— Какой характер придаёт тексту особая форма разностопной восьмистишной строфы?

  1. Романтические искания (1808—1830). Создание баллад. Участие в войне 1812 года, ранение и лечение в госпитале.

Выразительное чтение и обсуждение стихотворения «Певец во стане русских воинов»:

— Какие эмоции характерны для настроения стихотворения? Как сочетаются в нём возвышенный тон и лирическая задушевность?

— Какой показана история многолетней борьбы России с врагами? Как автор утверждает связь времён, преемственность поколений?

— Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.

— Попытайтесь определить жанр стихотворения и аргументируйте своё мнение. Найдите в тексте черты оды, элегии и баллады. Каковы функции архаической лексики? Назовите черты текста, характерные для романтизма.

  1. Переводческая деятельность В. А. Жуковского (с 1830 года). Переводы баллад В. Скотта, произведений Ф. Шиллера, поэмы Дж. Байрона «Шильонский узник», «Энеиды» Вергилия, «Метаморфоз» Овидия.
  2. Жуковский — наставник наследника русского престола, будущего императора Александра II. Воспитание в нём любви к добру, справедливости, милосердию. (Сообщение учащегося).
  3. Соревнование с Пушкиным в написании сказок летом 1831 года. Отъезд на лечение за границу.
  4. Выход в отставку и отъезд в Германию (1841). Женитьба на Елизавете Рейтерн. Перевод на русский язык восточных эпических поэм, «Одиссеи» Гомера, «Нового Завета». Смерть Жуковского.

Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Царскосельский лебедь» (по выбору учителя).

Слушают.



Отвечают на поставленные вопросы.






Конспектирование лекции учителя с включением сообщений учащихся.








Чтение стихотворения подготовленным учащимся.


Отвечают на поставленные вопросы.










Чтение стихотворений подготовленными учащимися.


Чтение баллады подготовленным учащимся.


Анализ баллады.












Чтение стихотворения подготовленным учащимся.

Отвечают на поставленные вопросы.

Вывод:

В оде элегии «Певец во стане русских воинов» В. А. Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 года, однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.










Чтение отрывка подготовленным учащимся.

«Море»: романтический образ моря.

Образы моря и неба: единство и

борьба. Особенности языка и

/data/files/t1612725439.docx (приложение 1)/data/files/z1612725468.docx (приложение 2)стиля стихотворения.


Восприятие и выразительное чтение стихотворения «Море». (Видеоролик https://youtu.be/pc4nivxxvoU)

Аналитическая беседа:

  1. Составьте к стихотворению лексические и историко-культурные комментарии.
  2. Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении? В чём символический смысл того, что море тянется к небу, а приковано к земле? Какими человеческими чертами поэт наделяет море? Почему?
  3. Как меняется настроение лирического я? Почему ему близко изменчивое состояние моря? Что общего и различного у моря и лирического я?


Просматривают видеоролик


Отвечают на вопросы

Образ моря наделен человеческими чертами: оно живо, дышит, наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Романтический образ светлого, гармоничного мира воплощен в образе неба. Море и небо духовно близки. Когда небо «в присутствии чистом», то и море чисто, оно отражает летящие по небу «облака золотые» и радостно блещет «звездами его». А когда по небу бегут «темные тучи», желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину, идет в бой.

Море, как и человек, стремится к высокому, светлому, прекрасному. Но при этом остается связанным с мирскими, земными проявлениями жизни, ее низкими, темными страстями.

Закрепление учебного материала

Практическая работа.

Работа в группах.

Сопоставительный анализ центральных образов стихотворения: моря, неба, земли. Составление цитатной таблицы (Приложение 1)

Вывод: Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной жизни, мирской суете нет совершенства. А человеку свойственна тяга к красоте и чистоте, он не может жить без идеала. Если на земле царят враждебные силы, то необходимо стремление к небу, к Богу, к чистоте и свету. Без этого человеческая жизнь не имеет смысла.

Класс делится на три группы.


Выписывают цитаты.

Делают выводы.

Границы выразимого.

Возможности поэтического

языка и трудности,

встающие на пути поэта

Чтение и анализ стихотворения. (Видеоролик https://youtu.be/gDd6ylyiw_c)

«Невыразимое»:

  1. Объясните значение встретившихся непонятных слов.
  2. Почему, по мысли В. А. Жуковского, в языке есть слова для описания «ярких черт» природы и нет слов для выражения чувств, душевных движений? Найдите цитаты, подтверждающие эту мысль автора.
  3. Почему человеческий язык не может выразить словами Божественную сущность природы?
  4. Какое значение в человеческой жизни имеет искусство? Каковы его выразительные возможности?
  5. Найдите слова высокого стиля и объясните их смысловую роль.

Ответы на вопросы викторины № 4 из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Вывод.

В элегии «Невыразимое» поэт сожалеет о том, что человеческий язык слишком беден, чтобы воссоздать словом область мысли и чувства, что невыразимое не может быть подвластно выраженью. По мысли В. А. Жуковского, слово может схватывать лишь внешнее, видимое очами. Но оно не способно к выражению высшего в человеке — его души, не может уловить «Создателя в созданье». Стихотворение предвосхитило не только идею Ф. И. Тютчева о неадекватности мысли и изреченного слова, но и эстетику неуловимого в поэзии символистов.

Просматривают видеоролик.




Объясняют значения слов.

Выписывают цитаты.

Отвечают на вопросы.

Отношение поэта-романтика к слову

Групповая работа:

Группа 1. Чтение и обсуждение статьи учебника «Особенности лирики В. А. Жуковского». В чём поэт видит смысл жизни и цель человечества? Какую духовную власть он видел в Божественном даре поэзии? Почему Белинский уверен, что стихи поэта «могли быть вместе и лучшею его биографиею»?

Группа 2. Чтение и обсуждение статьи учебника «Лирический герой». Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие лирический герой. Чем он отличается от автора?

Группа 3. Чтение и обсуждение статьи учебника «Особенности поэтического языка В. А. Жуковского». Чем отличается лирика природы у В. А. Жуковского от пейзажной лирики Г. Р. Державина? Докажите, что Жуковский создаёт не «пейзаж природы», а «пейзаж души». Благодаря каким открытиям Жуковского внутренний мир человека стал достоянием всей русской поэзии?

Составление таблицы «Отношение поэта-романтика к слову» (Приложение 2)

Класс делится на три группы:

1 группа читает  статью учебника «Особенности лирики В.А.Жуковского»;

2 группа - «Лирический герой»;

3 группа - «Особенности поэтического языка В. А. Жуковского».

Отвечают на поставленные вопросы.







Заполняют таблицу «Отношение поэта-романтика к слову»

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Оценивание


Домашнее задание





- Чем удивительна жизнь и творческая деятельность В. А. Жуковского?

- Какие романтические принципы изображения жизни и человека отразились в стихотворении «Море»?

- Что дало право В. Г. Белинскому сказать: «Жуковский — это литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии... вот его великое дело, его великий подвиг...»?

- Какими новыми возможностями обогатил русскую поэзию Жуковский?

  • По статье учебника и лекции учителя составить краткую хронологическую таблицу «Жизнь и творчество В. А. Жуковского»:

Даты жизни

Факты биографии

Черты творчества

Произведения





  • Выучить стихотворение «Море» наизусть.
  • Сделать его письменный анализ или ответить письменно на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).
  • Прочитать балладу В. А. Жуковского «Светлана».

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение об истории создания и о содержании баллады «Людмила».

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и др.


Записывают задание, задают уточняющие вопросы

































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.