Урок литературы в 9 классе «Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество»
Мусина А.С., учитель русского языка и литературы
Технологическая карта урока
Предмет | Литература | ||
Дата | |||
Класс | 9 | ||
УМК | Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. | ||
Уровень обучения | Базовый | ||
Тема урока | Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. | ||
Общее количество часов, отведенное на изучение темы | 1 | ||
Место урока в системе уроков по теме | Раздел III «Из русской литературы XIX века». Урок 2 | ||
Цель урока: | Познакомить с жизнью и творчеством В.А.Жуковского, учить анализировать лирические произведения. Выявить какими новыми возможностями обогатил русскую поэзию Жуковский. | ||
Тип урока: комбинированный | |||
Педагогические задачи: развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии; приобщать к отечественному культурному наследию. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: осознание значимости изучения литературы для познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека, природы и общества; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение. | Метапредметные: развитие умения выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе. | Личностные: воспитание уважения к Отечеству, деятелям русской культуры; формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | |
Образовательные ресурсы: учебник, практикума «Читаем, думаем, спорим…», тексты произведений, портрет В.А.Жуковского, компьютер, медиапроектор, видеоролики, фонохрестоматия. | |||
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||
Организационный | Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. | Обучающиеся настраиваются на предстоящую работу. | ||||||||
Актуализация знаний | - Назовите основные черты романтизма? - Какие черты романтизма проявились в стихах русских поэтов начала XIX века? (На примере 1—2 стихотворений.) | Отвечают на поставленные вопросы. Сообщения учащихся о русской романтической поэзии начала XIX века. | ||||||||
Изучение нового учебного материала Формулирование темы урока Целеполагание | Переводчик. Организатор литературной группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт… Кто же это? Тема урока: Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. Исходя из темы урока, какие цели мы поставим на сегодняшний урок? | В.А.Жуковский Записывают тему урока Познакомиться с жизнью и творчеством В.А.Жуковского, проанализировать его стихотворения, определить новаторство Жуковского-романтика | ||||||||
Слово о поэте. Основные этапы его творчества | Концерт-миниатюра из произведений В. А. Жуковского: «Перчатка», «Лесной царь», «Спящая царевна», «Ночной смотр» (фрагмент) и др.(фонохрестоматия) — Какие чувства и настроения вызывают стихи Жуковского? — Можно ли на слух определить жанры прочитанных произведений? — Какими показаны в них общество, природа и человек? Лекция учителя о жизни и основных этапах творчества В. А. Жуковского с включением выразительного чтения и обсуждения стихотворений поэта и сообщений учащихся. Основные положения лекции:
Выразительное чтение и обсуждение стихотворения «Сельское кладбище» (фрагмент): — С какой целью поэт соединяет в стихотворении мёртвых и живых? — Почему поэт уверен в вечной жизни человека? Что ему помогает в земной юдоли?
Выразительное чтение фрагмента стихотворения «Вечер» или прослушивание дуэта Полины и Лизы из I акта оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» (см.http://mp3tune.net/baza/Чайковский,%20Петр%20Ильич/).
Выразительное чтение стихов, посвящённых ей: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой...»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др.
— Каким настроением проникнута баллада? Укажите черты этого жанра. — Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана? Каков духовный мир влюблённого юноши Арминия? — В чём основа романтического конфликта баллады? — Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую роль. — Как отразились в балладе мифологические мотивы? Какой характер приобретает в ней мотив смерти? — Какова позиция автора в оценке романтической истории любви? Докажите, что баллада носит автобиографический характер. — Какой характер придаёт тексту особая форма разностопной восьмистишной строфы?
Выразительное чтение и обсуждение стихотворения «Певец во стане русских воинов»: — Какие эмоции характерны для настроения стихотворения? Как сочетаются в нём возвышенный тон и лирическая задушевность? — Какой показана история многолетней борьбы России с врагами? Как автор утверждает связь времён, преемственность поколений? — Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом. — Попытайтесь определить жанр стихотворения и аргументируйте своё мнение. Найдите в тексте черты оды, элегии и баллады. Каковы функции архаической лексики? Назовите черты текста, характерные для романтизма.
Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Царскосельский лебедь» (по выбору учителя). | Слушают. Отвечают на поставленные вопросы. Конспектирование лекции учителя с включением сообщений учащихся. Чтение стихотворения подготовленным учащимся. Отвечают на поставленные вопросы. Чтение стихотворений подготовленными учащимися. Чтение баллады подготовленным учащимся. Анализ баллады. Чтение стихотворения подготовленным учащимся. Отвечают на поставленные вопросы. Вывод: В оде элегии «Певец во стане русских воинов» В. А. Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 года, однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным. Чтение отрывка подготовленным учащимся. | ||||||||
«Море»: романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и /data/files/t1612725439.docx (приложение 1)/data/files/z1612725468.docx (приложение 2)стиля стихотворения. | Восприятие и выразительное чтение стихотворения «Море». (Видеоролик https://youtu.be/pc4nivxxvoU) Аналитическая беседа:
| Просматривают видеоролик Отвечают на вопросы Образ моря наделен человеческими чертами: оно живо, дышит, наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Романтический образ светлого, гармоничного мира воплощен в образе неба. Море и небо духовно близки. Когда небо «в присутствии чистом», то и море чисто, оно отражает летящие по небу «облака золотые» и радостно блещет «звездами его». А когда по небу бегут «темные тучи», желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину, идет в бой. Море, как и человек, стремится к высокому, светлому, прекрасному. Но при этом остается связанным с мирскими, земными проявлениями жизни, ее низкими, темными страстями. | ||||||||
Закрепление учебного материала Практическая работа. | Работа в группах. Сопоставительный анализ центральных образов стихотворения: моря, неба, земли. Составление цитатной таблицы (Приложение 1) Вывод: Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной жизни, мирской суете нет совершенства. А человеку свойственна тяга к красоте и чистоте, он не может жить без идеала. Если на земле царят враждебные силы, то необходимо стремление к небу, к Богу, к чистоте и свету. Без этого человеческая жизнь не имеет смысла. | Класс делится на три группы. Выписывают цитаты. Делают выводы. | ||||||||
Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта | Чтение и анализ стихотворения. (Видеоролик https://youtu.be/gDd6ylyiw_c) «Невыразимое»:
Ответы на вопросы викторины № 4 из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя). Вывод. В элегии «Невыразимое» поэт сожалеет о том, что человеческий язык слишком беден, чтобы воссоздать словом область мысли и чувства, что невыразимое не может быть подвластно выраженью. По мысли В. А. Жуковского, слово может схватывать лишь внешнее, видимое очами. Но оно не способно к выражению высшего в человеке — его души, не может уловить «Создателя в созданье». Стихотворение предвосхитило не только идею Ф. И. Тютчева о неадекватности мысли и изреченного слова, но и эстетику неуловимого в поэзии символистов. | Просматривают видеоролик. Объясняют значения слов. Выписывают цитаты. Отвечают на вопросы. | ||||||||
Отношение поэта-романтика к слову | Групповая работа: Группа 1. Чтение и обсуждение статьи учебника «Особенности лирики В. А. Жуковского». В чём поэт видит смысл жизни и цель человечества? Какую духовную власть он видел в Божественном даре поэзии? Почему Белинский уверен, что стихи поэта «могли быть вместе и лучшею его биографиею»? Группа 2. Чтение и обсуждение статьи учебника «Лирический герой». Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие лирический герой. Чем он отличается от автора? Группа 3. Чтение и обсуждение статьи учебника «Особенности поэтического языка В. А. Жуковского». Чем отличается лирика природы у В. А. Жуковского от пейзажной лирики Г. Р. Державина? Докажите, что Жуковский создаёт не «пейзаж природы», а «пейзаж души». Благодаря каким открытиям Жуковского внутренний мир человека стал достоянием всей русской поэзии? Составление таблицы «Отношение поэта-романтика к слову» (Приложение 2) | Класс делится на три группы: 1 группа читает статью учебника «Особенности лирики В.А.Жуковского»; 2 группа - «Лирический герой»; 3 группа - «Особенности поэтического языка В. А. Жуковского». Отвечают на поставленные вопросы. Заполняют таблицу «Отношение поэта-романтика к слову» | ||||||||
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Оценивание Домашнее задание | - Чем удивительна жизнь и творческая деятельность В. А. Жуковского? - Какие романтические принципы изображения жизни и человека отразились в стихотворении «Море»? - Что дало право В. Г. Белинскому сказать: «Жуковский — это литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии... вот его великое дело, его великий подвиг...»? - Какими новыми возможностями обогатил русскую поэзию Жуковский?
Индивидуальное задание. Подготовить сообщение об истории создания и о содержании баллады «Людмила». | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.
Записывают задание, задают уточняющие вопросы |