Музыкальный урок-игра
Музыкальный урок-игра "Музыкальная шкатулка"
Музыкальную игру можно проводить во время школьной предметной декады
для детей младшего школьного возраста
Тема урока | Урок-игра “Музыкальная шкатулка”. |
Методическая цель | Демонстрация нетрадиционных методов обобщения материала по школьному курсу предмета “Музыка”. |
Образовательные цели | Систематизировать, закрепить и проверить знания обучающихся о музыкальных инструментах, жанрах и песнях из мультфильмов в игровой форме. |
Развивающие цели | - Закрепить полученные знания, умения и навыки в познавательной игре “Музыкальная шкатулка”. - Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности и знания в игре. - Вызвать интерес к предмету. |
Воспитательные цели | - Научить творчески и логически думать. - Расширить область знаний у обучающихся по предмету. - Способствовать сплочению учащихся через честную игру, привить уважение к сопернику. |
Тип урока | Повторительно-обобщающий. |
Формы организации урока | Индивидуальная, групповая. |
Организационный этап.
Фанфары. Появляется Мажор(ведущий):
Тихо - тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом
в удивительном наряде разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены — вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной, чутко дремлет лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой...
Это музыка торопит и ведёт нас за собой.
Здравствуйте мои юные друзья! Я вас приглашаю заглянуть в страну музыкальных звуков и мелодий. Весёлые мелодии в этой стране называются мажорными, а мелодии спокойные и грустные — минорными. Я — Мажор, а где же мой друг Минор? Фанфары. А вот и он.
Минор: Здравствуйте, мои дорогие любители музыки!
Сейчас мы с вами вспомним ноты.
Звукоряд от «до» до «до» впереди всех нота...
А за нею на горе машет ручкой нота...
Третья нота из семи безусловно нота...
Нарисована графа, а под нею нота...
В огороде есть фасоль, здесь же в нотах только ...
Быстро пальцем шевеля, проиграла ноту…
У ребят у всех спроси, завершает нота си.
С помощью этих нот музыканты играют на различных музыкальных инструментах.
«Вальс цветов» этап 1.
Мажор:
Ребята! А как называется большой коллектив музыкантов, руководимый дирижёром? (оркестр)
А теперь представьте — большой симфонический оркестр. Какие музыкальные инструменты можно увидеть и услышать в таком оркестре?(перечислите) Замечательно! А сейчас мы попросим выйти на сцену по 3 человека от класса. Каждой команде мы раздадим вот такие пазлы. Вы должны их собрать. Картинка эта с изображением какого-то музыкального инструмента. Вам нужно ответить, как он называется. (ответы: арфа, рояль, гитара, скрипка, виолончель)
А пока команды выполняют задание, для всех остальных мой брат «Минор» загадает загадки.
«Минор»
Загадаем вам ребятки очень трудные загадки Отгадаешь, не зевай, дружно хором отвечай!
Загадка для класса:
1 .Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути Я и крикун, я и буян, я звонкий круглый ... (барабан) Изобразите, как на нем играют.
Для класса
2. Движенья плавные смычка, в них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив, играет нежно... (скрипка) Изобразите, как на нем играют.
Для класса
Коля взялся очень рьяно за игру на... (фортепиано)
Для класса
4.Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка, я озорная ….(балалайка)
5.Он на солнце заблестит, нежным звуком загудит. Изобразите, как на ней играют.
В джазе первый он - серебристый… (саксофон) Изобразите, как на нем играют.
Мажор: А теперь проверим, как справились с заданием наши команды. Молодцы! Пройдите на свои места.
Для следующего этапа (этап 2) мы приглашаем еще по 3 человека от класса.
Среди букв спрятаны названия муз.инструментов. Попробуйте их отыскать. Их 6.
Приступите… (ответы: арфа, рояль, гитара, барабан, труба, скрипка)
А пока наши команды работают, мой брат снова загадает вам загадки.
Минор: Ребята, догадайтесь, о чем будет наше следующее задание?
Чардаш, вальс, лезгинка, жок,
Пируэт, поклон, прыжок.
Он и грустный и весёлый,
Есть и в городах, и в сёлах.
Он и наш, и иностранец
Этот многоликий ....(танец).
Отгадывает класс.
1.Под музыку красивую кружатся в зале пары
Надеюсь, этот танец заворожит и вас.
Он белый или школьный.
Он молодой и старый,
Он танец наших бабушек,
Он вечно юный ....(вальс). Повторяйте движения за мной (звучит отрывок вальса – движения руками)
Эта загадка для класса
2.Взяли за руки друг друга,
Вместе встали все по кругу.
Весело скачи и только.
Называем танец ....(полька). Просим исполнить польку (звучит отрывок польки –движения - пружинки)
Загадка для класса.
3.Все встают ребята в круг.
Ты мне друг и я твой друг.
Локти - крылья, пальцы - перья,
Толи птица, толи зверь я.
Превратиться все хотят
В жёлтых маленьких ....(утят), («звучит отрывок «Танец маленьких утят»)
4. Он военный, он походный,
Композиторский, народный.
И на свадьбе, и в печали
Эту музыку встречали.
Вдохновляет при борьбе
Очень нужен при ходьбе.
Цирковой, спортивный наш,
Громкий, чёткий, бодрый ....(марш), (звучит марш – на месте маршируем)
Мажор: Ну что ж, посмотрим, как справились с заданием наши команды. Молодцы!
Пройдите на свои места. А сейчас танцевальная пауза, танцуют все…(Танец «Мишка»)
Для следующего (этап 3) этапа нам нужно по 3 знатока мультфильмов от каждого класса.
Минор;
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»… Сегодня я постараюсь намекнуть вам на персонажей горячо любимых из детства мультфильмов и сказок, а вы попробуйте отгадать загадки про сказочных героев. Договорились?
1.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. («Красная Шапочка»)
Давайте проверим, как вы знаете песню Красной шапочки. (фонограмма) Зал помогает.
2. В каком мультфильме мальчика называли дядей?
(Простоквашино) Попробуем вспомнить песню из этого мультфильма. (фонограмма)
3. Был поленом он однажды,
а теперь узнает каждый,
что искал в болотной тине
ключ заветный …(«Буратино» (фонограмма) Помогайте, ребята, исполнить эту песню.
4.Бродячие артисты,
Они ловки и быстры.
Известны их таланты:
Певцы и музыканты.
Кот, петух, осёл, собака
Никогда не знают страха.
Кто же это? Отгадайте!
И ответ мне быстро дайте («Бременские музыканты») Попробуем исполнить эту песню.
5.Человечки очень скоро чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри, Ведь они живут внутри.
Нету места мистике, Ее ли рядом... («Фиксики») Поём!
6.Я плыл на льдине по морям,
— Искал я маму тут и там,
И вот нашёл и очень рад!
Кто я? Попробуй отгадать? («Мамонтёнок») Исполните припев песни.
7.Вот мы всех зверят узнали,
Круглых, словно шарики,
И скажите нам в финале, Их зовут…(«Смешарики» Кто знает песню, подпевайте!
8. Возраст- дошкольный
Рост- не баскетбольный
Вес- ни худая и не толстая вроде
Где живет
У железной дороги, в домике, на природе.
Любимая фраза:
«Поиграй со мною!» («Маша и медведь»)
Мажор: Спасибо! Вы великолепно справились с заданием, можете пройти на свои места. А сейчас все дружно хором мы исполним песню:
3 класс – «Человек хороший»
4 класс – «Песня о дружбе»
Минор:
Льётся музыка рекой, вьётся нотною строкой
Снова звуков половодье захлестнуло всё вокруг…
Мажор:
До свиданья, до свиданья, до свиданья милый друг.
Звучит весёлая музыка, ребята выходят из зала.