Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе «Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра»
Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему:
«Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра»
Автор: Семенова Ирина Андреевна – педагог теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.
Дата проведения:
Место работы: МБУ ДО «ДШИ №2» г.о. Самара
Данное занятие разработано на основе авторской программы по музыкальной литературе «В мире музыки» Семеновой И.А. Занятие предназначено для учащихся 4 классов (группы 8-10 человек).
Продолжительность: 40 минут
Место проведения: кабинет сольфеджио и музыкальной литературы ДШИ №2.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок с элементами беседы.
Цель: Определить особенности тембров инструментов симфонического оркестра, их роль в раскрытии музыкального образа.
Задачи:
Образовательные:
- углубить знания о строении симфонического оркестра;
- закрепить в слуховом сознании учащихся звуковой тембр инструментов симфонического оркестра;
- познакомить с новыми музыкальными примерами.
Развивающие:
- развивать образно-эмоциональное восприятие музыкальных произведений;
- развивать самостоятельность мышления, умение сравнивать и сопоставлять;
-развивать умения и навыки учащихся логично выстраивать свой ответ, грамотно выражать свои мысли, давать эстетическую оценку прослушанному.
Воспитательные:
-воспитывать музыкально-художественный вкус;
- воспитывать культуру слушания симфонической музыки;
- воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.
Формы работы:
- слушание музыки (анализ и сопоставление)
- просмотр наглядного материала;
- работа с нотным текстом;
- беседа;
- выполнение практических заданий.
Формы контроля:
- работа в тетради;
- тестирование;
- слуховая викторина.
Методы контроля:
- групповой;
- индивидуальный в чередовании.
Учебно-методическое обеспечение занятия:
- З. Осовицкая, А Казаринова Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ «В мире музыки»
- Я. Островская, Л. Фролова Учебное пособие для ДМШ «Музыкальная литература» 1-й год обучения
- Я. Островская, Л.Фролова «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1-й год обучения.
- Г.Ф. Калинина тетрадь «Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты» выпуск 1.
Оформление, оборудование, инвентарь:
1. Занятие проводится в оборудованном аудиотехникой кабинете с фортепиано, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком.
2. Аудиозаписи:
- Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева - Концертный вальс М.О. Дюран - Mood Indigo Дюк Эллингтон - «Прощание Славянки» В.Агапкин - «Тоска по родине» (старинный вальс) – эстрадный оркестр п./у Б. Карамышева
3. Нотные фрагменты из симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
4. Презентация.
5. Раздаточные листы с перечнем разных видов оркестров.
6. Карточки с изображением инструментов, оркестров, героев симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева.
7. Листы с определением основных понятий по теме занятия для размещения на доске.
План урока:
1. Орг.момент 1 2. Разминка 10 3. Объяснение нового материала 15 4. Проверка усвоения нового материала закрепление знаний и умений учащихся 10 5. Домашнее задание 2 6. Подведение итогов 2
Ход урока
1. Орг.момент – приветствие: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы все спокойны, добры, приветливы. Вы готовы к уроку. Все настроены быть сегодня внимательными, активными и доброжелательными друг к другу.
2. Разминка
Ребята давайте вспомним: - Что такое оркестр? (Это коллектив музыкантов, играющих произведения, написанные специально для данного состава инструментов) - Кто руководит оркестром (дирижер) - Как называются ноты, в которые вписаны партии всех инструментов? (партитура) - Переложение партитуры для фортепиано называется…? (клавир) - Как называется совместная игра всех инструментов? (тутти) - Какие виды оркестров вы знаете» (оркестр русских народных инструментов, джазовый, эстрадный, духовой и симфонический)
Слайды 1,2,3
Учащиеся смотрят на экран и по фотографиям определяют виды оркестров. Свои ответы фиксируют на раздаточных листах, проставляя нумерацию.
- Ребята давайте посмотрим следующий слайд и проверим свои ответы.
Слайд 4
- В завершении разминки, предлагаю вам вспомнить, как звучат перечисленные оркестры. Вашим ответом будет поднятая карточка с названием оркестра.
Звучат музыкальные фрагменты: - Концертный вальс М.О. Дюран (оркестр русских народных инструментов) - Mood Indigo Дюк Эллингтон (джазовый оркестр) - «Прощание Славянки» В.Агапкин (духовой оркестр) - Симфония «Зимние грезы» I часть П.И. Чайковский (симфонический оркестр) - «Тоска по родине» (старинный вальс) – (эстрадный оркестр)
3. Объяснение нового материала
Педагог: Сегодня на уроке мы познакомимся с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра. Симфонический оркестр состоит из 4-х оркестровых групп: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.
Слайд 5
Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижера должен быть виден каждому музыканту. Поэтому инструменты собраны в группы и расположены веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине эстрады должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане – струнная группа.
Слайд 6
К струнной группе относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Это основная группа оркестра. Несмотря на различия в размерах, диапазоне звучания, инструменты близки по форме, по тембрам. - Как вы думаете, почему инструменты этой группы называются струнно-смычковыми? (все они имеют струны и смычки). Соприкосновение смычка со струной рождает нежный поющий тембр скрипки, несколько приглушенный тембр альта, бархатный, благородный – виолончели и низкий, гудящий – контрабаса.
Слайд 7
Вторая группа – деревянные духовые инструменты. По силе звучания эта группа имеет преимущества перед струнными. Инструменты способны к большому разнообразию и богатству выразительности. В нее входят: флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Каждый из них имеет свой способ звукоизвлечения и звуковедения. Тембры деревянных духовых не похожи между собой, поэтому в оркестровых произведениях они часто используются как солирующие инструменты. Прозрачный, холодноватый тембр флейты, техническая подвижность сделали ее блестящей солисткой оркестра. Тембр гобоя, насыщенный, теплый, мягкий, хотя и немного гнусавый, определил его роль лирического солиста в оркестре. Четкость выполнения технических узоров гобоем вне всякой похвалы. Кларнет, также очень виртуозный инструмент, обладает разными тембровыми красками. Это свойство позволяет ему исполнять и драматические, и лирические, и скерцозные партии. А фагот, самый низкий по звучанию инструмент, «старейшина» группы, отличается красивым, чуть хрипловатым тембром. Он реже других выступает как солист. Ему поручают патетические монологи, лирические и неторопливые темы. В оркестре он используется в основном как аккомпанирующий инструмент. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них, и клапанам, с помощью которых меняется высота звука.
Слайд 8
3 группа - медные духовые инструменты: валторны, трубы, тромбоны и туба. По гибкости исполнения они уступают деревянным духовым, но сила звучания у них больше. Тембры этой группы яркие, блестящие. Они звучат и в героической, праздничной музыке, и в трагической. Например, валторна может звучать и мягко, певуче. Слово «валторна» означает «лесной рог». Поэтому ее тембр часто звучит в пасторальной музыке.
Слайд 9
Последняя группа – ударная. Эта группа расположена в левом углу эстрады. По форме, величине, материалу, из которого они сделаны, и по звуку они делятся на две большие группы. Первая имеет настройку, т.е. определенную высоту звучания. Это – литавры, колокольчики, ксилофон, колокола.
Слайд 10
Другая группа – не имеет настройки, и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это – треугольники, бубен, малый барабан, тарелки, там – тамы, кастаньеты. Рядом с ударными, стоит арфа. Ее «золотой парус» словно плывет над оркестром.
Слайд 11
К изящно изогнутой раме прикреплены десятки струн. Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра.
Слайд 12
-Ребята, сейчас мы с вами послушаем фрагмент из музыкальной сказки « Петя и волк» С.С. Прокофьева.
Слайд 13
В 1936 году он создал музыкальную сказку с целью познакомить детей с тембрами инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку – фагот, Петю – квартет струнных смычковых, птичку – флейта, кошку – кларнет, волка – три валторны, охотников – литавры и большой барабан (выстрелы). «Петя и волк» - одно из лучших произведений С.С. Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.
Слайд 14
Звучит аудиозапись. Учащимся раздаются нотные примеры фрагментов произведения. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки (ноты помогают полнее воспринимать музыку).
4. Проверка усвоения нового материала, закрепление знаний и умений.
- А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Задание 1 – подпишите изображенные инструменты. Задание выполняется в рабочей тетради Г.Ф. Калининой. Выпуск 1 № 39
Задание 2 – подчеркни в каждом предложении слова, соответствующие данному определению. Задание выполняется в рабочей тетради Я. Островской, Л.Фроловой 1 год обучения (№35)
Задание 3 – слуховая викторина (фрагмент «Петя и волк» С.С. Прокофьева) Работа с карточками, на которых изображены инструменты симфонического оркестра и герои музыкальной сказки «Петя и волк». Ребята работают в паре. Задача – найти пару, соединив героя и инструмент, который его изображает.
5. Домашнее задание
1.Составьте кроссворд, используя названия различных инструментов. Задание № 56 в рабочей тетради Г.Ф. Калининой.
2. Прослушайте (в интернете) сонату Арпеджионе П.И. Чайковского. Определите музыкальные инструменты и сделайте запись в тетрадь.
6.Подведение итогов
- Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.